Разработка урока по теме "История хореографии"
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Барнакова Надежда Чульдумовна

Мой урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.istoriya_horeografii.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс урок № 21  

Тема урока: «История мирового балета».

Раздел «История хореографии»

Цели урока: знакомство с мировым балетом,  как с видом музыкально-сценического искусства;

Задачи урока:

Образовательные:

  • выявление признаков балетного жанра;
  •  знакомство с  балетом  «Щелкунчик», как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника;
  • укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыки;

Воспитательные:

  • приобщение детей к сокровищам музыкальной и хореографической классики;
  • создание эмоционально - положительной, творческой атмосферы  на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

  • формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей балетного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей;
  • развивать вокально-хоровые   и хореографические навыки;

Тип урока: комбинированный

 Методы:

  • повторение пройденного методом устного опроса;
  • рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
  • анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • синтезатор
  • музыкальный центр
  • аудио-диски

Материалы:

  • видеофрагменты из балета «Щелкунчик»
  • слайдовая презентация;
  • музыкальный  материал «Танец чая», «Танец пастушков», «Китайский танец», «Танец Кофе»…

План урока:

 1.Организационный момент.

2.Новая тема.

3.Физкультминутка

4.Вокально-хоровая деятельность.        

5.Домашнее задание

Ход урока:

1.Организационный момент.

-Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на уроке. Сегодня хочу рассказать вам о рождественской сказке «Щелкунчик». Все наверное видели мультипликационный фильм? Есть и такой балет. Музыку сочинил Петр Ильич Чайковский.А сейчас мы достанем нашу  шкатулку сюрпризов и посмотрим  один видеофрагмент.

2.Новая тема:

Слайд №1.  (просмотр фрагмента из балета  «Щелкунчик»)

-А вам понравился этот сюрприз? Может кто-нибудь знает, как он называется? (балет)

-Правильно, это был балет. А что вы знаете о балете? (ответы детей)

Балет это - музыкально – драматический спектакль или представление, сюжет в котором передается через танец и пантомиму, т.е. в балете герои не поют, не разговаривают, а общаются жестами, мимикой.

Слайд №2 (написано определение балета)

Учитель:

-Ребята, балет это очень старинный танец, он родился XV вв. в Италии. В это время были популярны бытовые танцы как часть уклада жизни, предназначенные для развлечения, и сценические танцы. Но настоящие балетные спектакли появились впервые во Франции. Здесь зародился совершенно новый вид искусства - балетный театр.

-А давайте мы с вами оправимся сегодня в театр оперы и балета,  и посмотрим, что там сегодня показывают. Для этого нам не надо никуда ходить, у нас есть волшебный экран, который нам покажет, все что мы захотим увидеть! (указывает на мультимедийную доску)

Слайд №3-рисунок здания театра оперы и балета

-Вот мы в театре. Здесь в фойе нам дают программу с кратким содержанием балета. Также здесь мы увидим имена тех, кто создал этот балет. Создание балета дело не простое. Над его работой трудятся много людей различных профессий, которые знают, как его создавать, они получили должное образование и стали мастерами этого дела. Давайте посмотрим слайды и познакомимся с содержанием «Щелкунчика»:

- танец Чая- по –другому китайский танец;

- танец Кофе, по-дугому арабский танец;

- танцы Феи Дражже, пастушков, краковяк…;  

-Значит, историю написал Амадей Эрнст Гоффман, музыку Петр  Ильич Чайковский.

Слайд №4 Фотографии Гоффмана А. и Чайковского П.

3.Физкультминутка «Если нравится тебе…»

Учитель рассказывает краткое содержание балета «Щелкунчик»

Рождественские каникулы – событие, которого с одинаковой радостью ожидают и взрослые, и дети. Это волшебное время красоты, уюта и гостеприимства в каждом доме.

Действие 1

Первое действие начинается с Рождественского сочельника в доме семьи Штальбаум. Праздник в самом разгаре, гости танцуют. Невидимые глазу Феи приносят в дом счастье и любовь. Великолепная елка, украшенная сладостями и свечами, притягивает всех в гостиную, где уже веселятся дети в ожидании подарков. Среди них – маленькая Мари, главная героиня сказки. Внезапно в комнате появляется человек в ужасной маске. Напуганные взрослые и дети вскоре узнают в нем кукольника Дроссельмейера, крестного детей.

Он принес им в подарок своих марионеток – Балерину, Паяца и Арапа. Но добрая и тихая Мари обижена на своенравного старика за его ужасное появление. Чтобы успокоить ее Дроссельмейер показывает фокусы, а затем удивляет всех очередной игрушкой. Он достает из сумки нелепого и уродливого Щелкунчика – куклу, которой раскалывают орехи. Дети смеются над ним, никто не хочет брать его себе. И только Мари просит подарить ей несуразного человечка. Она чувствует, что сказка, рассказанная крестным, - это не выдумка.

Вредный проказник Фриц, брат Мари, схватив Щелкунчика, намеренно ломает его. Дроссельмейер, починив игрушку, возвращает его Мари и успокаивает ее.

Яркий праздник продолжается, гости танцуют традиционный танец гросфатер. Но впечатлительной Мари веселье кажется слишком разгульным. А карнавальные маски взрослых – стали угрожающими и похожими на страшных чудовищ.

Наконец, праздник близится к концу и детям пора спать. Их навещают добрые Феи, они убаюкивают Мари и она погружается в сон, прижимая к себе таинственную игрушку. Ей грезится, что она возвращается в гостиную, чтобы пожелать спокойной ночи Щелкунчику. Но внезапно комната становится огромной, елка вырастает и испуганная Мари видит Мышиного короля. Он возглавляет огромную армию мышей, все они наступают на девочку. Неожиданно на их пути становится оживший Щелкунчик. Он храбро защищает свою принцессу, но мыши окружили и связали его. Отчаявшаяся Мари снимает башмачок, бросает его в мышей и падает без сознания.

Проснувшись, она увидела Дроссельмейера в облачении славного волшебника. Похвалив девочку за помощь и храбрость, он рассказал ей о прекрасной стране вечной радости. Приглашение крестного было принято и Мари вместе со Щелкунчиком отправились в путь.

Действие 2

Второе действие переносит зрителя в город Конфитюрнбург, столицу королевства Сладостей. Здесь Принц Оршад и Фея Драже уже ждут прибытия Мари. Они объявляют ее принцессой и дарят приглашение на бал в ее честь. Мари и Щелкунчик кружатся в танце, но вдруг вновь появляется гостиная родного дома. Девочка просыпается и торопится к крестному, чтобы сказать ему слова благодарности за путешествие в волшебство.

Аналогичное чувство испытывает каждый, кто попадает в сказочную атмосферу балета «Щелкунчик».



-Ребята, как вы думаете, какими чертами характера обладает наша Мари?(нежная, ласковая, ранимая и.т.д) а какими музыкальными инструментами можно ее охарактеризовать? (скрипка)

-а почему скрипкой? (потому что звук у скрипки высокий, нежный). Правильно!

Учитель:

-Я думаю, сегодня мы достаточно узнали о балете. Знакомство создателями балетного искусства мы еще продолжим на следующих наших уроках.

Слайд №8.

5.Домашнее задание: нарисовать рисунок на тему балета «Щелкунчик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «ОБУЧЕНИЕ ДЫХАНИЮ В ХОРЕОГРАФИИ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД НА ТЕМУ «ОБУЧЕНИЕ ДЫХАНИЮ В ХОРЕОГРАФИИ»...

Методическая разработка урока хореографии с использованием проектно-исследовательской технологии "Движение весны".

Данная методическая разработка позволяет ученикам второго класса научиться применять исследовательские методы для создания творческого продукта....

Методическая разработка "Современные направления в хореографии. Танцевальное искусство."

Эта методическая разработка опубликована для педагогов дополнительного образования в области хореографии....

Разработка индивидуального занятия по хореографии «Партерная гимнастика»

Хореография – искусство танца, любимое детьми. Специфика ее состоит в том, что чувства, переживания человека она передает в пластической образно-художественной форме, кроме того способствует раз...

Разработка открытого занятия по хореографии «Кружево русского танца»

Народное искусство в настоящее время превратилось в массовую форму самодеятельного творчества. Тысячи танцевальных коллективов успешно демонстрируют искусство танца России и других народов.Народ...

Методическая разработка урока хореографии по теме: «Русский народный танец - хоровод. Виды хоровода»

Форма урока: урок-практикум  Для того чтобы войти в природу народного танца, необходимо знать его национальную культуру, его духовные ценности. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно роди...