программа ОБЖ 8 класс
рабочая программа (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яйская основная общеобразовательная школа № 3»
Утверждена приказом № от «___»_________201_г. Директор МБОУ «Яйская оош № 3» __________ Н.Г.Булаева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЖ
для учащихся 8 класса
Количество часов - 35 часов
Количество часов в неделю – 1 час
Учебник: С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов Марков В.В., В.М. Латчук Основы безопасности жизнедеятельности: Дрофа.
Составитель:
Скорина М.В.
учитель ОБЖ.
Согласовано на заседании РМО Протокол № _________ от «___» __________201_г. Руководитель РМО ______ А.Н.Даниленко | Рассмотрена педагогическим советом Протокол № __________ от «___» ___________201_г |
Яя
2017
Содержание программы
Пояснительная записка ………………………………………………………………… 3
Тематическое планирование…… …………………………………………………...… 5
Основное содержание…………………………………………………………………... 5
Календарно-тематическое планирование …………………………………………….10
Перечень ключевых слов……………………………………………………………….13
Список литературы ……………………………………………………………..………14
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования, учебного плана МБОУ «Яйская оош №3» на 2017 – 2018 учебный год, примерной программы по ОБЖ и программы для общеобразовательных учреждений. 8 кл. /В.Н.Латчук, С.К.Миронов, С.Н.Вангородский. –М.:Дрофа, 2012.
Цели и задачи курса:
- Освоение знаний по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций во время аварий и катастроф техногенного характера, пожаров и взрывов;
- Знание основных мероприятий гражданской обороны по защите населения, проводимые в мирное время;
- Изучение правил поведения во время аварий с выбросом АХОВ и радиоактивных веществ; правила поведения во время гидродинамических авариях;
- Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи, основ здорового образа жизни.
Главная задача курса 8 класса – дать учащимся знания, умения, навыки выживания в различных жизненных ситуациях.
На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего общего образования» в рабочую программу внесены изменения.
В курс «Основы безопасности жизнедеятельности» введен учебный модуль «Дорожная безопасность» в количестве 5 часов, с целью формирования культуры поведения на дорогах как части культуры безопасности человека посредством освоения знаний, овладения умениями и практического их применения в повседневной жизни.
В курс «Основы безопасности жизнедеятельности» введен раздел «Действия в случае возникновения угрозы террористического акта» 3 часа.
В раздел «Безопасность и защита человека в среде обитания» добавлено 3 темы по 1 часу: «Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами»; «Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. Способы самозащиты в криминогенных ситуациях. Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей»; «Действия населения по сигналу «Внимание всем!» и сопровождающей речевой информации».
В раздел «Основы медицинских знаний» добавлена тема «Первая доврачебная помощь при отравлениях, ожогах, отморожениях, ушибах и кровотечениях» 1 час.
Дополнения внесены за счет уплотнения некоторых тем, без ущерба для других разделов.
На изучение курса ОБЖ в 8 классе отводится 35 часов. (1 час в неделю)
Преподавание курса «Основы безопасности жизнедеятельности»ведется по учебнику: Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений /С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук. -8-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2012.
Требования к уровню усвоения дисциплины.
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Должны:
знать/понимать
- Знать правила поведения во время ЧС с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, гидродинамических авариях;
- Знать и понимать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
уметь
- Уметь соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
- Уметь адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья;
- Уметь прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода или велосипедиста в различных дорожных ситуациях;
- Уметь правильно оценить ситуацию во время техногенных аварий, пожаров и взрывов;
- Уметь применять знания по оказанию первой медицинской помощи;
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- оказывать первую медицинскую помощь при бытовых отравлениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Тематическое планирование 8 класс
Наименование разделов и тем | Количество часов |
Раздел 1. Безопасность и защита человека в среде обитания. | 21 |
Тема 1. Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. | 14 |
Тема 2. Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения. | 2 |
Тема 3.Дорожная безопасность | 2 |
Тема 4. Действия в случае возникновения угрозы террористического акта | 3 |
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 13 |
Тема 1. Основы медицинских знаний. | 5 |
Тема 2. Основы здорового образа жизни. | 5 |
Тема 2.Дорожная безопасность | 3 |
Промежуточная аттестация | 1 |
Итого: | 35 |
Основное содержание (8 класс)
Раздел I. Безопасность и защита человека в среде обитания.
1. Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
1.1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация.
Понятие об аварии, производственной и транспортной катастрофе, чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера по масштабу распространения и тяжести последствий. Типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их классификация и характеристика (транспортные аварии, аварии с выбросом биологически опасных веществ, аварии на электроэнергетических и коммунальных системах, обрушения зданий и сооружений и др.).
1.2. Опасность аварий и катастроф. Обеспечение личной безопасности.
Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
1.3. Общие сведения о пожаре и взрыве. Причины возникновения. Основные поражающие факторы.
Понятие о взрыве. Характеристика взрывов, их причины и последствия. Зоны действия взрыва. Действие взрыва на здания, сооружения, оборудование, степени разрушения. Понятие о пожаре и горении. Условия для протекания процесса горения. Классификация веществ и материалов по группам возгораемости.
1.4. Виды аварий на химически опасных объектах. Опасные химические вещества и их поражающее действие на организм.
Понятие об опасном химическом веществе, химически опасном объекте, химической аварии. Классификация промышленных объектов, городов, городских и сельских районов, областей, краев и республик по степени химической опасности. Классификация опасности веществ по степени воздействия на организм человека. Понятие об аварийно химически опасном веществе. Наиболее распространенные аварийно химически опасные вещества (хлор, аммиак, фосген и др.), характеристика, воздействие на человека, меры по предотвращению отравления и оказанию первой помощи.
1.5. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом химически опасных веществ.
Меры предосторожности, действия в случае оповещения об аварии и правила движения по зараженной местности. Правила безопасного поведения после выхода из зоны заражения. Действия при подозрении на поражение аварийно- химически опасными веществами.
1.6. Виды аварий на радиационно опасных объектах. Последствия. Характер поражения.
Понятие о радиационно опасном объекте. Классификация аварий с выбросом радиоактивных веществ и их причины. Деление районов радиоактивного заражения на зоны. Четыре фазы аварии на радиационно опасном объекте и их характеристика.
Специфические свойства радиоактивных веществ. Понятие о периоде полураспада. Радиоактивное загрязнение местности. Виды радиационного воздействия на людей и животных, и их последствия. Понятие о радиочувствительности органов человека, их классификация по этому признаку и установленные для них значения основных дозовых пределов. Определение допустимых доз облучения. Последствия однократного и многократного облучения. Допустимые значения заражения продуктов питания и воды.
1.7. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Защита населения.
Меры предосторожности, принимаемые проживающими вблизи от радиационно опасных объектов людьми. Действия в случае поступления сигнала об аварии на радиационно опасном объекте (подготовка к эвакуации, действия при отсутствии убежища и средств защиты). Режим поведения при проживании на загрязненной местности. Комплекс мер по защите населения: режим радиационной защиты, использование средств индивидуальной защиты, проведение йодной профилактики, радиометрический контроль продуктов питания.
1.8. Гидродинамические аварии, их причины и последствия.
Классификация гидродинамических аварий. Затопление как последствие гидродинамической аварии. Понятие о зоне затопления, зоне катастрофического затопления и их характеристика. Классификация гидродинамически опасных объектов, основные причины аварий на них. Поражающие факторы и последствия гидродинамических аварий.
1.9. Опасность на дороге видимая и скрытая.
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя.
1.10. Изменение состава атмосферы и гидросферы.
Функции воздушной среды. Зависимость климата от прозрачности атмосферы. Влияние хозяйственной деятельности человека на воздушную среду. Опасные явления, связанные с изменением состава атмосферы: парниковый эффект, разрушение озонового экрана, кислотные осадки. Основные источники загрязнения воздушной среды вредными веществами. Меры по улучшению ситуации.
Значение воды для жизни на Земле. Физико-химические свойства питьевой воды. Причины ухудшения качества пресных природных вод. Понятие о сточных водах. Классификация и характеристика сточных вод. Отрицательная динамика состояния питьевой воды.
1.11. Показатели предельно допустимых воздействий на природу.
Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве. Нормы качества воздуха, воды и почвы. Правила поведения для уменьшения влияния на здоровье вредных экологических факторов.
1.12. Правила поведения на железнодорожном транспорте. Наиболее безопасные места в вагоне.
Правила посадки, нахождения и высадки из железнодорожного транспорта. Правила поведения пассажиров при авариях на железнодорожном транспорте. Правила поведения на перроне.
1.13. Правила безопасного поведения на водном транспорте. Индивидуальные и групповые средства спасения.
Оказание первой помощи оказавшимся за бортом. Правила поведения на водном транспорте.
1.14. Особенности психологических процессов в чрезвычайных ситуациях.
Особенности психологических процессов до, во время и после стихийных бедствий
1.15. Рекомендации по психологической подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в транспорте, общественном месте, подъезде дома, лифте.
1.16. Роликовые коньки, скейтборды и другие средства передвижения
Правила безопасного пользования различными средствами передвижения. Виды экипировки.
1.17. Терроризм. Основные причины терроризма и его последствия.
Понятие, сущность и характерные черты терроризма. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника.
1.18. Уголовная ответственность за терроризм.
Источники и причины террористической деятельности в современном мире. Особенности уголовной ответственности за терроризм в России. Международный терроризм противодействие и мировой опыт борьбы с ним.
1.19. Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. Способы самозащиты в криминогенных ситуациях. Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей. Действия в случае возникновения террористического акта.
Социальные опасности, получившие широкое распространение в обществе и угрожающие жизни и здоровью людей. Соблюдение основных правил безопасного поведения.
2. Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения.
1.20. Оповещение о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Действия населения по сигналу «Внимание всем!» и сопровождающей речевой информации. Использование средств индивидуальной защиты.
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала: «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.
1.21. Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.
Виды пожаров по внешним признакам горения и месту возникновения. Классификация пожаров по масштабам интенсивности и времени прибытия первых пожарных подразделений. Стадии развития пожара. Линейное и объемное распространение пожара.
Правила безопасного поведения при пожаре в здании, при опасной концентрации дыма и повышении температуры.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
- Основы медицинских знаний.
2.1. Понятие о переломах. Открытые и закрытые переломы. Признаки переломов. Общие принципы оказания первой медицинской помощи при открытом и закрытом переломах.
Виды переломов. Последовательность оказания медицинской помощи при различных переломах.
2.2. Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему.
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
2.3. Первая доврачебная помощь при отравлениях, ожогах, отморожениях, ушибах и кровотечениях
Признаки отравления, первая помощь. Степени ожогов и обморожений, первая помощь. Виды кровотечений. Первая помощь при ушибах и кровотечениях.
2.4. Первая медицинская помощь при отравлении опасными химическими веществами.
Воздействие химических веществ на организм человека. Пути попадания ядовитых веществ в организм человека: через органы дыхания, через желудочно-кишечный тракт, через кожу. Наиболее характерные и общие признаки химического отравления. Общие правила оказания первой помощи при поражении аварийно химически опасными веществами: удушающего действия; общеядовитого действия; удушающего и общеядовитого действия; нейротропного действия; удушающего и нейротропного действия.
2.5. Правовое воспитание участников движения
Ответственность водителей и пешеходов за нарушение ПДД.
2.6. Оказание первой медицинской помощи при ожогах химическими веществами, химикатами
Первая помощь при поражении метаболическими ядами; при отравлении соединениями тяжелых металлов и мышьяка; при ожогах химическими веществами.
- Основы здорового образа жизни.
- Избыток и недостаток движения как причина многих заболеваний.
Формирование структуры и функций человеческого организма. Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом - обязательное условие здорового образа жизни.
- Занятия физкультурой и спортом. Закаливание организма.
Влияние физических упражнений на развитие растущего организма. Развитие необходимых физических качеств. Составляющие хорошей физической формы. Пути развития сердечно-дыхательной выносливости, мышечной силы, гибкости и скоростных качеств. Понятие о закаливании.
- Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний.
Принципы закаливания. Факторы окружающей среды, применяемые для закаливания организма: воздушные и солнечные ванны, закаливание водой.
- Действие наркотических и токсических веществ на организм человека. Признаки наркомании.
Виды наркотических веществ, их характеристика. Механизм формирования физической и психической зависимости. Факторы риска, способствующие употреблению наркотиков подростками. Особенности методов медицинской и социальной помощи, профилактики, реабилитации.
- Основы репродуктивного здоровья подростков.
Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность основные составляющие здорового образа жизни.
- Безопасность движения двухколесных транспортных средств
Правила движения по проезжей части на велосипедах и мопедах. Сигналы поворота и торможения. Запрещенные для водителей велосипедов и мопедов действия на дороге.
- Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами
Формирование знаний об основных видах бытовых электроприборов, их назначении и правилах пользования ими, формирование уменяе безопасной работы с электроприборами.
Календарно-тематическое планирование
на 2017-2018 учебный год
П/№ | П/№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Формы контроля | Дата проведения | |
РАЗДЕЛ №1 Безопасность и защита человека в среде обитания. | 21 | |||||
Тема 1. Тема 1. Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. | 19 | |||||
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера | 13 | |||||
1 | 1.1 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация | 1 | |||
2 | 1.2 | Опасности аварий и катастроф. Обеспечение личной безопасности. | 1 | опрос | ||
3 | 1.3 | Общие сведения о пожаре и взрыве. Причины возникновения. Основные поражающие факторы. | 1 | опрос | ||
4 | 1.4 | Виды аварий на химически опасных объектах. Опасные химические вещества и их поражающее действие на организм. | 1 | опрос | ||
5 | 1.5 | Правила безопасного поведения при авариях с выбросом химически опасных веществ. | 1 | опрос | ||
6 | 1.6 | Виды аварий на радиационно опасных объектах. Последствия. Характер поражения. | 1 | опрос | ||
7 | 1.7 | Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Защита населения. | 1 | опрос | ||
8 | 1.8 | Гидродинамические аварии, их причины и последствия. | 1 | опрос | ||
9 | 1.9 | Опасность на дороге видимая и скрытая | 1 | опрос | ||
10 | 1.10 | Изменение состава атмосферы и гидросферы. | 1 | опрос | ||
11 | 1.11 | Показатели предельно допустимых воздействий на природу. | 1 | опрос | ||
12 | 1.12 | Правила поведения на железнодорожном транспорте. Наиболее безопасные места в вагоне | 1 | опрос | ||
13 | 1.13 | Правила безопасного поведения на водном транспорте. Индивидуальные и групповые средства спасения | 1 | зачет | ||
Психологические аспекты выживания в опасных и чрезвычайных ситуациях. | 6 | |||||
14 | 1.14 | Особенности психологических процессов в чрезвычайных ситуациях. | 1 | |||
15 | 1.15 | Рекомендации по психологической подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях. | 1 | опрос | ||
16 | 1.16 | Роликовые коньки, скейтборды и другие средства передвижения | 1 | опрос | ||
17 | 1.17 | Терроризм. Основные причины терроризма и его последствия | 1 | опрос | ||
18 | 1.18 | Уголовная ответственность за терроризм. | 1 | опрос | ||
19 | 1.19 | Действия в случае возникновения террористического акта. Ситуации криминогенного характера | 1 | опрос | ||
Тема 2. Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения | 2 | |||||
Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 2 | |||||
20 | 1.20 | Оповещение о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Действия населения по сигналу «Внимание всем!» и сопровождающей речевой информации. Использование средств индивидуальной защиты. | 1 | опрос | ||
21 | 1.21 | Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения. | 1 | опрос | ||
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 13 | |||||
Тема 1 Основы медицинских знаний | 6 | |||||
22 | 2.1 | Понятие о переломах. Открытые и закрытые переломы. Признаки переломов. Общие принципы оказания первой медицинской помощи при открытом и закрытом переломах. | 1 | опрос | ||
23 | 2.2 | Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему. | 1 | опрос | ||
24 | 2.3 | Первая доврачебная помощь при отравлениях, ожогах, отморожениях, ушибах и кровотечениях | 1 | опрос | ||
25 | 2.4 | Первая доврачебная помощь при отравлении опасными химическими веществами. | 1 | опрос | ||
26 | 2.5 | Правовое воспитание участников движения | 1 | опрос | ||
27 | 2.6 | Оказание первой доврачебной помощи при ожогах химическими веществами, химикатами | 1 | зачет | ||
Тема 2. Основы здорового образа жизни. | 7 | |||||
28 | 2.7 | Избыток и недостаток движения как причина многих заболеваний. | 1 | |||
29 | 2.8 | Занятия физкультурой и спортом. Закаливание организма. | 1 | опрос | ||
30 | 2.9 | Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. | 1 | опрос | ||
31 | 2.10 | Действие наркотических и токсических веществ на организм человека. Признаки наркомании. | 1 | опрос | ||
32 | 2.11 | Основы репродуктивного здоровья подростков. Уход за новорожденным | 1 | опрос | ||
33 | 2.12 | Безопасность движения двухколесных транспортных средств | 1 | опрос | ||
34 | 2.13 | Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами | 1 | опрос | ||
35 | Промежуточная аттестация. | 1 | Контрольная работа | |||
Итого | 35 |
Перечень ключевых слов
Аварийная ситуация
Аварийно химически опасные вещества
Безопасность
Взрыв
Доза эквивалентная
Дозиметр
Заражение местности
Здоровый образ жизни
Зона поражения
Излучение ионизирующее
Инфекционные болезни
Катастрофа
Концентрация вещества
Лесной пожар
Наводнение
Облучение
Объект радиационно опасный
Предельно допустимая концентрация
Противогаз
Респиратор
Убежище
Укрытие противорадиационное
Чрезвычайная ситуация
Эвакуация
Список литературы
Литература для учащихся
- Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.Н.Латчук, В.В.Марков, М.М.Кузнецов. – М.: Дрофа, 2010
- Акимов, В.А, Дурнев, Р.А., Миронов, С.К. Защита от чрезвычайных ситуаций. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010
- Латчук, В.Н., Миронов, С.К. Безопасность при пожарах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: Дрофа, 2010
- Латчук, В.Н., Миронов, С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Безопасность при террористических актах. – М.: Дрофа, 2009
- Соколов, Ю.И. Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: Дрофа, 2010
Литература для учителя
- Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.Н.Латчук, В.В.Марков, М.М.Кузнецов. – М.: Дрофа, 2010
- Программа по ОБЖ для 5-11 кл. общеобразовательных учреждений / В.Н.Латчук, С.К.Миронов, С.Н.Вангородский – М.: Дрофа, 2012
- Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 176 с.
- Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками [ Текст] / Авт.-сост. М.С.Коган. – 4-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008. – 256 с.
- Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5-11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол») / авт.-сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова. – изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2012. – 110 с.
- Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты, практические задания, олимпиады. 7-8-й классы: учебное пособие / А.В.Клюев. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 174 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...