Система оценки качества образования
статья на тему
Критерии оценки качества образования в учреждениях ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenki_kachestva_obrazovaniya.docx | 32.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
«Система оценки качества образования
учреждения дополнительного образования – основные подходы»
Оглядываясь в прошлое
надо с почтением склонить головы,
а глядя в будущее – засучить рукава.
Система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых образовательным учреждением, обеспечивающая управление качеством образования.
Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения планируемым результатам по программе дополнительного образования детей.
Оценка качества образования нацелена на фиксацию состояния образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования и динамику ее развития.
Цель оценки качества образования: получение объективной информации о состоянии качества образования и принятие управленческих решений по совершенствованию образовательного процесса.
Задачи:
- Формирование системы критериев качества образования и подходов к их измерению (мониторинг образовательного процесса).
- Информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга институциональной системы оценки качества образования.
- Выявление факторов, влияющие на повышение качества образования.
- Повышение образовательного уровня администрации и методистов по проведению мониторинга и образовательной статистики системы образования.
В основу системы оценки качества образования положены принципы:
- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их
социальной и личностной значимости;
- объективности, достоверности, полноты, открытости процедур оценки качества
образования в сочетании с закрытостью для учащихся;
- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп
потребителей (педагогов, родителей, общественности),
- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества
образования.
Оценка качества образования осуществляется посредством:
- участия педагогов дополнительного образования в проведении оценочных процедур;
- участия администрации и методической службы в организации оценочных процедур, аналитической обработке и предоставлении информации потребителям.
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.
Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако, такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.
В МБОУ ДОД «ДДТ «Новое поколение» разработана система оценки качества дополнительного образования через определение результативности реализации дополнительных образовательных программ.
Качество дополнительных образовательных программ оценивается в соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке и оформлению дополнительных образовательных программ».
Критериальная таблица оценки
дополнительной образовательной программы
№ п/п | Параметры | Количество баллов | Выводы, рекомендации | |||||
I. | Оформление программы | |||||||
1.1 | Титульный лист | |||||||
1.2 | Эстетичность | |||||||
1.3 | Наличие рецензии | |||||||
1.4 | Структура программы | |||||||
II. | Общая характеристика содержания программы | |||||||
2.1 | Актуальность | |||||||
2.2 | Целостность | |||||||
2.3 | Прогностичность | |||||||
2.4 | Контролируемость | |||||||
2.5 | Реальность | |||||||
2.6 | Качество подачи материала | |||||||
III. | Характеристика содержания структурных элементов программы | |||||||
3.1 | Пояснительная записка | |||||||
3.2 | Цель, задачи | |||||||
3.3 | Содержание программы | |||||||
3.4 | Условия реализации программы | |||||||
3.5 | Методики и технологии обучения и воспитания | |||||||
3.6 | Предполагаемые результаты и критерии их оценки | |||||||
3.7 | Литература | |||||||
Всего баллов: |
Качество обученности учащихся анализируется в соответствии с «Положением об аттестации учащихся ДДТ».
Критерии оценивания - три уровня: низкий, средний, высокий – специфичны для каждой программы в зависимости от направленности.
Показатели (оцениваемые параметры):
- уровень теоретической подготовки учащихся в конкретной образовательной области;
- степень сформированности практических умений и навыков детей в выбранном ими виде творческой деятельности.
Формирование личностных качеств – процесс длительный, он носит отсроченный характер. Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей во всей полноте должен каждый педагог. Это обусловлено спецификой дополнительного образования детей.
Качество воспитательной деятельности оценивается на основании:
а) «Анализа педагога дополнительного образования по воспитательной работе за полугодие (учебный год)».
Показатели оценивания:
- Факторы, способствующие (препятствующие) выполнению воспитательных задач;
- Отношение учащихся к общественно-полезной деятельности (высокая, средняя, низкая мотивация);
- Характер взаимоотношений учащихся;
- Используемые методы воспитания;
- Участие в мероприятиях (доля и характер участия, процент участия);
- Проведение родительских собраний;
- Участие родителей в Родительском Совете ДДТ, в мероприятиях ДДТ;
- Участие учащихся в детском самоуправлении «Шаг вперед».
б) исследования «Уровень духовно-нравственной воспитанности».
Критерии:
- долг и ответственность
- бережливость
- дисциплинированность
- ответственное отношение к обучению
- отношение к общественному труду
- коллективизм
- доброта и отзывчивость
- честность и справедливость
- простота и скромность
- культурный уровень
Качество организации образовательного процесса оценивается
а) на основании анкетирования «Удовлетворенность обучением учащихся», «Удовлетворенность обучением родителей».
Категории оценивания:
- отношения с педагогом
- отношения с учащимися
- материально-техническая база
- соответствие нагрузки
- общая удовлетворенность
б) в соответствии с «Положением о заведовании учебным кабинетом» и «Положением о смотре-конкурсе учебных кабинетов».
Критерии оценивания:
- Паспорт учебного кабинета
- Рабочая программа
- Портфолио творческого объединения
- Правила поведения для учащихся в кабинете
- Соответствие санитарно-гигиеническим требованиям
- Наличие и состояние аптечки
- Порядок, система хранения и использования оборудования, пособий
- Наличие стендов
- Состояние, эстетичность стендового материала
- Наличие технических средств обучения и организация их хранения
- Культура оформления рабочего места педагога
- Соблюдение единого стиля в оформлении кабинета
- Цветовое решение и декоративное оформление
- Озеленение кабинета. Наличие растений, их состояние
- Оформление окон кабинета
Качество деятельности педагогических работников оценивается в соответствии с «Положением об административном контроле», «Положением об оплате труда, компенсационных, социальных выплатах работникам МБОУ ДОД «ДДТ «Новое поколение», «Положением о стимулирующих выплатах для работников МБОУ ДОД «ДДТ «Новое поколение».
Критерии оценивания:
- Подготовка победителей соревнований, фестивалей, конкурсов, смотров и пр.
- Результаты публичных выступлений участников творческих объединений
- Обобщение и распространение передового педагогического опыта
- Повышение квалификации, профессиональная подготовка
- Эффективность взаимодействия с родителями
- Сохранение здоровья детей
- Сохранность контингента
- Субъективная оценка со стороны учащихся (на основе анкетирования)
- Субъективная оценка со стороны родителей (на основе анкетирования)
- Развитие материальных ресурсов
- Привлечение финансовых ресурсов
- Развитие имиджа образовательного учреждения
- Создание новых и поддержка действующих интеллектуальных продуктов
Качество деятельности административных работников оценивается в соответствии с «Положением об административном контроле», «Положением об оплате труда, компенсационных, социальных выплатах работникам МБОУ ДОД «ДДТ «Новое поколение» и «Положением о стимулирующих выплатах для работников МБОУ ДОД «ДДТ «Новое поколение».
Критерии оценивания:
- Выполнение работы по установленным стандартам и правилам, отсутствие недоработок и упущений, требующих исправления выполненной работы;
- Отсутствие необходимости постоянного контроля за выполнением работы со стороны руководителя;
- Оперативное разрешение возникающих в ходе выполнения работы проблем и непредвиденных ситуаций самим работником без необходимости привлечения руководителя, других работников.
- Разработка предложений и инициатив, направленных на улучшение деятельности, активное участие в реализации новшеств;
- Активное участие в привлечении дополнительных источников финансирования деятельности, прямое или косвенное участие в проведении или обеспечении мероприятий в рамках приносящей доход деятельности.
- Высокая оперативность исполнения работы;
- Самостоятельное повышение квалификации (без отрыва от работы), участие в передаче знаний и опыта другим работникам.
Без оценки качества образования не обойтись. Эта система необходима.
Администрация учреждения обеспечивает функционирование системы, гарантирует её объективность, сравнимость результатов, наградность. Педагоги используют систему для корректировки своей деятельности и деятельности её участников – детей.
Сравнивая результаты, все участники имеют стимул «поднять планку» - определить свой уровень. Чем чаще складывается ситуация сравнения результатов, тем эффективнее объективная оценка, выработка у участников самоконтроля и самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование системы оценки качества образования в МБОУ СОШ № 7
Цель формирования оценки качества образования. Система количественных и качественных показателей. Структура соуправления качеством образования. Инновационно-методическое поле....
«Сенситивные периоды развития физических способностей учащихся в рамках применения технологий на различных уровнях системы оценки качества образования»
Материал о роли сенситивных периодов в развитии физических качеств....
ПРОГРАММА "Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 3»
Программа «Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №3» разработана на основе Программы «Созда...
Модель системы оценки качества образования МОУ «Промышленновская СОШ №3»
Сегодня одним из направлений модернизации российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. В одобренных Правитель...
ОЦЕНКА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЯ «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» АСУ РСО
Оценка мониторинга качества знаний с использованием модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» АСУ РСО ( из опыта работы)...
Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"
Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...
Внутренняя система оценки качества образования: оценка метапредметных результатов в рамках текущего контроля
Сборник по итогам инновационной площадки 2017....