Индивидуальный план самообразования
материал на тему
Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения при переходе от традиционного к инновационному образованию в современной школе. ФГОС нового поколения определяют методы проектно-исследовательской деятельности как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Включение учащихся в проектно – исследовательскую учащихся в проектно – исследовательскую деятельность обусловлена необходимостью: научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; развивать коммуникативные навыки и умения; формировать надпредметные и метапредметные умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_samoobrazovaniya_uchitelya_nachalnyh_klassov_shaydullina.docx | 36.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Среднекирменская средняя общеобразовательная школа»
Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
Индивидуальный план
самообразования
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Шайдуллина Лейля Альбертовна
2016-2019г.
Введение
Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения при переходе от традиционного к инновационному образованию в современной школе. ФГОС нового поколения определяют методы проектно-исследовательской деятельности как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Включение учащихся в проектно – исследовательскую учащихся в проектно – исследовательскую деятельность обусловлена необходимостью: научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; развивать коммуникативные навыки и умения; формировать надпредметные и метапредметные умения.
Моя методическая тема по самообразованию:
Проектно – исследовательская деятельность, как средство формирования УУД в рамках ФГОС.
Основная цель: включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность, способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектно- исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС.
Задачи:
1. Изучить:
- содержание ФГОС; - содержание основных современных технологий и методик; - материалы по данной тематике, представленные другими педагогами в рамках распространения собственного опыта.
2. Разработать:
- собственные рабочие программы с включением проектной деятельности; - планы различных типов уроков, предусмотренных проектной деятельности; - раздаточный материал к урокам; - план учебных проектов и задания для учеников к ним; - тестовые и контрольные задания.
3. Применять на практике:
- методы и приёмы проектной деятельности; - учебные занятия различных типов; - самоанализ проведенных уроков; - оценивание результативности использования проектной деятельности.
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной?
Начнём с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.
Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.
Новизна методической системы
Проектно-исследовательская деятельность на уроке способствует формированию трех основных компетентностей:
- информационной (готовность к использованию информационных ресурсов и самообразованию),
- коммуникативной (готовность к социальному взаимодействию) и
- компетентности разрешения проблем (способность принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить воплощение в жизнь).
Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Происходит накопление знаний по осуществлению этапов проектной деятельности.
Во втором классе учащиеся обучаются самостоятельному составлению общего плана действий по выполнению проекта. Опыт показывает, что второклассники лучше работают в микрогруппах. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения.
В третьем и четвертом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся не только осуществляют предварительное планирование обдумывание темы, учатся самостоятельной организации собственной деятельности, поиску дополнительного материала по теме, но и пытаются найти оптимальные пути решения поставленной перед ними проблемы, учатся различным видам предъявления продуктов своего труда, самооценке и рефлексии собственной деятельности и деятельности всего коллектива
Структура проекта
1. Подготовительный этап и целеполагание.
- проблемное введение в тему урока;
- постановку цели и задач урока совместно с учащимися, постановку вопроса (поиск гипотезы);
- совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.
2.Разработка проекта- учитель вместе с учащимся составляет план деятельности по достижению цели, отвечая на поставленные вопросы:в каких источниках можно найти информацию, к кому обратиться за дополнительными знаниями.
3.Выполнение проекта – практическая часть.
В ходе работы над проектом нужно постоянно активизировать интерес ребенка. Маленький исследователь может рассказать о своих промежуточных результатах перед классом, перед родителями на собрании.
4.Презентация результатов проекта
Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: выставка, макет, книга и т.д. Учащиеся приобретают навыки работы с компьютером, коммуникативные навыки. После презентации дети с удовольствием отвечают на вопросы, оценивают друг друга.
5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Этапы научного исследования:
- Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
- Постановка цели и конкретных задач исследования.
- Определение объекта и предмета исследования.
- Выбор метода (методики) проведения исследования.
- Описание процесса исследования.
- Обсуждение результатов исследования.
7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов
Темы проектно-исследовательской деятельности выбираю в зависимости от интересов детей. Это может быть фантастическая и экспериментальная, изобретательская и теоретическая.
В настоящее время проектно-исследовательская классифицируются:
- по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации.
По количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:
∙ индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников)
∙ коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся.
В практике используются следующие виды проектов:
1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
По срокам реализации работа может выполняться от одного урока до одного года.
Степень активности учеников и учителя на разных этапах.
Хотелось бы подробнее отметить степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:
1-й этап: УЧИТЕЛЬ ученик
2-й и 3-й этапы: учитель УЧЕНИК
Последний этап: УЧИТЕЛЬ ученик
Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Практическая часть и результаты работы.
∙ Вам необходимо организовать проектно-исследовательскую деятельность с обучающимися если Вы хотите:
∙ повысить мотивацию школьников к учению;
∙ расширить свой творческий потенциал;
∙ способствовать развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;
∙ создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;
∙ способствовать приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;
∙ наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления;
∙ получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.
Для оценки своей работы над проектом ученику предлагаются следующие критерии: была ли работа интересной, легкой или трудной, была ли она полностью самостоятельной или требовалась помощь взрослых, как складывалось сотрудничество с одноклассниками, была ли работа успешной. В ходе презентации работ желательно использовать не только традиционную наглядность, но и современные средства информационных и коммуникационных технологий (мультимедийный проектор и др.), применять которые дети могут с помощью взрослых (или самостоятельно) при наличии соответствующих возможностей.
Итог. Если ученик сумеет справиться над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать свою собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е.адаптироваться к меняющимся условиям. Но хочется отметить, проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение. И, как показывает опыт работы, метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах, ведь исследовательская деятельность способствует развитию творческих способностей учащихся и развитию познавательной активности. Я активно участвую и работаю в сети творческих учителей начальных классов, где готова учиться и учить.
Таким образом, эффективность представленной методической системы подтверждается:
- увеличением от класса к классу количества учащихся, включенных в проектную деятельность
- конкретными достижениями /ежегодно ученики становятся призерами конкурса исследовательских проектов на школьном, муниципальном уровне.
Использование проектно-исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями позволяет повысить мотивацию обучения, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечить высокий уровень дифференциации обучения, формировать навыки подлинно исследовательской деятельности, обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Планирование
Этап | Сроки (учебный год) | Содержание работы | Форма представления результатов |
1. Диагностический 2. Прогностический | 2016-2017 2016-2017 | 1. Анализ затруднений 2. Постановка проблемы 3. Система мер для решения проблемы 4. Прогнозирование результатов 5. Изучение литературы 6. Работа с наставником 7. Накопление информации 8. Дискуссии | Курсы повышения квалификации учителей. Изучение ФГОС начального общего образования. Изучение психолого – педагогической литературы: «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» Собеседование с руководителем ШМО и зам. директора школы по УВР. Выступления на заседаниях ШМО |
3. Практический | 2016-2017 | 1. Внедрение проектной деятельности в работу 2. Разработка методического комплекса (планы уроков, мероприятий, памяток, средств наглядности) 3. Отслеживание текущих результатов 4. Корректировка работы 5. Посещение уроков коллег | Презентация собственного методического комплекса. Открытые уроки, мероприятия. Выступления на ШМО и РМО. Создание информационной базы. |
4. Обобщающий | 2017-2018 | 1. Подведение итогов 2. Оформление результатов работы по теме 3. Представление материалов | Открытые уроки мероприятия, мастер-классы, практикумы. Выступления на заседаниях школьного методического совета и педагогического совета, на районных и зональных семинарах и конференциях |
5. Внедренческий | 2018-2019 | 1. Использование полученного опыта в своей дальнейшей работе 2.Распространение опыта | Реферат, творческий проект, публикации на профессиональных Интернет-сайтах. Участие в профессиональных конкурсах, в том числе в Интернете. |
Список литературы:
1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
2. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999, — 224 с.
5. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
6. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45
7. Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.
8. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
9. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс — 81415.
10. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план самообразования
Индивидуальный план самообразования по теме "Современные компьютерно-информационные технологии в процессе обучения экологии и географии"...
Индивидуальный план самообразования
Подробный план долговременного плана самообразования с указанием мероприятий, открытых занятий и результатов....
Индивидуальный план самообразования
При составлении индивидуального плана самообразования многие учителя сталкиваются с затруднениями. Надеюсь, что мой план послужит подспорьем для многих при составлении своего собственного плана самооб...
Индивидуальный план самообразования
Цели: повышение качества образовательного процесса; обеспечение развития познавательной и личностной сферы учащихся. Задачи: развивать творчес...
Индивидуальный план самообразования на 2010 – 2013 г.г. по теме: «Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физической культуры»
Цель индивидуального плана самообразования направлена на повышение профессиональной подготовленности в области здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физическ...
Индивидуальный план самообразования
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для ...
Индивидуальный план самообразования
Индивидуальный план самообразованияна 2011 - 2016 год учителя математики и информатикиТема самообразования «Тест как одна из форм контроля знаний, умений, навыков»...