РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ
методическая разработка по математике (6 класс) на тему
В современной методической системе обучения наметился перенос акцентов с увеличения объема информации, предназначенной для усвоения учащимися, на формирование у школьников обще логических мыслительных умений, т.к. интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем развития мышления. В этой связи перед учителем стоит задача научить детей анализировать, сравнивать, обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами и явлениями не только действительности, но и абстрактного мира.
Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному.
Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без опор ы на наглядность, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала на уроках математики. Главная цель работы учителя по развитию логического мышления школьников состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из суждений, которые им предлагаются в качестве исходных.
Проблему развития логического мышления учащихся рассматривали Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и другие дидакты.
Под логическим мышлением подразумевают умение осуществлять абстракции и соответствующие обобщения, высказывать необходимые суждения, выводить следствия (при решении задач, доказательстве математических положений, выводе формул, доказательстве теорем и т.д.).
и умения (путем наблюдений, мониторинговых исследований, письменных работ и т.п.) из сравнения.
Как показывает опыт, в школьном возрасте одним из эффективных средств развития логического мышления является решение школьниками нестандартных задач. Нестандартными называются задачи, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения. Достоинство многих нестандартных заданий в том, что при их решении у ученика часто возникает необходимость менять ход своих мыслей на обратный, а это умение – ценнейшее качество ума. Нестандартные задания способствуют формированию гибкости ума, освобождению мышления от шаблонов.
Решение нестандартной задачи – очень сложный процесс, для успешного
осуществления которого учащийся должен уметь думать, размышлять, догадываться. Необходимо также хорошее знание фактического материала, владение общими подходами к решению задач, опыт в решении нестандартных задач.
В процессе решения каждой задачи и ученику, решающему задачу, и учителю, обучающему решению задач, целесообразно четко разделять четыре ступени: 1) изучение условия задачи; 2) поиск плана решения и его составление; 3) осуществление плана, то есть оформление найденного решения; 4) изучение полученного решения – критический анализ результата решения и отбор полезной информации, необходимой для дальнейшей работы.
Систематическое использование на внеурочных занятиях специальных нестандартных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни, способствует развитию логического мышления школьников.
Нестандартные логические задания в обучении, которые стали предметом психолого-педагогических исследований и активного внедрения их в практику учебного процесса, являются главной магистралью обучения, развития активности и самостоятельности мышления, логических умений учащихся.
Рассматривая нестандартные задания как одно из важнейших средств формирования логических умений, следует иметь в виду, что каждое из них способствует овладению операционной стороной учения. Решая конкретную учебную задачу, активно используя имеющиеся знания, школьник приобретает важнейшие инструменты познания, проделывая путь от овладения простыми и элементарными способами к способам сложным, требующим комплекса умений и навыков.
Нестандартные задачи играют важную роль в развитии логического мышления школьников. В деле уточнения содержания и дифференцировки понятий им принадлежит ведущая роль. Достигается это благодаря тому, что при их решении внимание учеников не отвлекается математическими расчётами, а полностью сосредотачивается на выявлении существенного в предметах и явлениях, на установление взаимосвязи между ними. А также, нестандартные задания можно использовать как средство диагностики умственного развития и интеллектуальных способностей учащихся.
Развитие логического мышления учащихся требует длительной, целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование нестандартных задач не принесет желаемого результата. Следовательно, давать нестандартные задания необходимо не сами по себе, а в определенной системе, приводящей к интенсивному развитию каждого ученика.
Система нестандартных логических задач, стимулирующая учебно-познавательную деятельность, развивающая гибкость и нестандартность мышления, должна отвечать следующим требованиям:
· возбуждать интерес к деятельности по их решению;
· опираться на знания и опыт учащихся;
· способствовать развитию психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (внимания, памяти, мышления, воображения);
· быть направлена на овладение логическими приемами мышления;
· учитывать уровни развития логического мышления учащихся.
Специально отбираемые учителем из методических пособий или самостоятельно конструируемые задания должны быть ориентированы на:
· постепенное усложнение материала;
· поэтапное увеличение объема работы;
· повышение уровня самостоятельности учащихся;
· интеграцию знаний и способов деятельности;
· привлечение элементов теории для решения нестандартных задач;
Включая нестандартные логические задачи в русло развития логического мышления школьников, учитель приобщает их к тем сторонам обучения, которые способствуют общему развитию учащихся. Самые неожиданные нестандартные приемы создают ситуацию, поражающую учащихся, заставляющую мгновенно понять суть знаний, прочно запечатлеть в эмоциональной памяти данный факт, данное событие, что способствует развитию логического мышления школьников, их познавательного интереса, обогащению устойчивой познавательной активности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала на уроках математики. Главная цель работы учителя по развитию логического мышления школьников состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из суждений, которые им предлагаются в качестве исходных.
«Под логическим мышлением, в основе которого лежат математические понятия и суждения, понимается совокупность взаимосвязанных логических операций: оперирование как свернутыми, так и развернутыми структурами; знаковыми системами математического языка, а также способность к пространственным представлениям, запоминанию и воображению» Д.Ж. Икрамов
Применение умений практикуется в классной и домашней работе при решении стандартных задач и творческих, коллективно и индивидуально. Этап переноса – перенос логических умений на другие темы и предметы им.
Нестандартными называются задачи, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения.
Этапы решения нестандартной задачи изучение условия задачи; поиск плана решения и его составление; осуществление плана, то есть оформление найденного решения; изучение полученного решения – критический анализ результата решения и отбор полезной информации.
Нестандартные задания способствуют формированию гибкости ума школьника, освобождению мышления от шаблонов .
I. Низкий уровень развития логического мышления характеризуется неумением ученика оперировать абстрактными понятиями, трудностями в применении мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения. Критерием оценки сформированности этого уровня развития логического мышления может служить редкое и неосознанное использование учеником при ответах специальных понятий и терминов, трудности в выполнении заданий с применением логических величин и выражений, заданий на классификацию и т. п. II . Средний уровень развития логического мышления характеризуется незначительными трудностями ученика в оперировании абстрактными понятиями, в применении мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения. Критерием оценки сформированности этого уровня развития мышления будет являться осознанное применение при ответах специальных терминов и понятий, умение объяснить эти понятия. Характерным показателем этого уровня является то, что ученик в большинстве случаев справляется с проблемными учебными заданиями на применение логических величин и выражений, классификацию и т. п. III . Высокий уровень развития логического мышления характеризуется легкостью и осознанностью применения специальных понятий и терминов при ответах и в произвольной речи, сформированностью операций анализа, синтеза и обобщения. На этом уровне школьники не только осваивают знания теоретически, но и умеют применять их на практике. Критерием оценки сформированности высокого уровня может служить легкость и безошибочность выполнения учеником нестандартных учебных заданий, решения логических задач.
5 20 17 26 2 23 1 1 8 14 Кашалот
14 29 26 35 11 32 20 17 23
М А Г Н И Ц К И Й Н К Г Й Ц И И М А
Система нестандартных логических задач, стимулирующая учебно-познавательную деятельность, развивающая гибкость и нестандартность мышления, должна отвечать следующим требованиям: возбуждать интерес к деятельности по их решению; опираться на знания и опыт учащихся; способствовать развитию психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (внимания, памяти, мышления, воображения); быть направлена на овладение логическими приемами мышления; учитывать уровни развития логического мышления учащихся .
Специально отбираемые учителем из методических пособий или самостоятельно конструируемые задания должны быть ориентированы на: - постепенное усложнение материала; - поэтапное увеличение объема работы; - повышение уровня самостоятельности учащихся; - интеграцию знаний и способов деятельности; привлечение элементов теории для решения нестандартных задач; формирование следующих важнейших характеристик сформированности логического мышления: беглость мысли (количество идей, возникающих за единицу времени) гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую), оригинальность (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых); любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления учащихся во внеурочное время.
Проблему развития логического мышления можно хотя бы отчасти решить на внеклассных занятиях по математике. Внеклассная работа даёт возможность организовать решение интересных и более трудн...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ ПРИ РЕШЕНИИ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Современные математики больше имеют дело с множествами и операциями над ними, поэтомунеобходимо изучать в школе множества и учить применять полученные знания на практике.Прежде всего надо...
Богданова В.А. Развитие одаренности младших школьников во внеурочной деятельности при формировании исследовательских умений в условиях введения ФГОС НОО
В настоящее время большинство педагогов приходит к мнению, что формирование исследовательских умений у одаренных учащихся должно происходить не только на уроках, но и во...
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 7 КЛАССАХ
Проблемы развития логического мышления.Исторические задачи как средство развития логического мышления на уроках истории.Развитие уровня логического мышления на практике. ...
Развитие логического мышления учащихся с ОВЗ на уроках математики
Теоретические сведения о мышлении учащихся с ОВЗ, приемы работы....
Развитие логического мышления обучающихся на внеурочных занятиях по математике
В настоящее время математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом зада...
Развитие познавательной активности школьников через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе»
Обобщение опыта работы во внеурочной деятельности по предметам : русский язык, литература, МХК....