Экспозиция "Край родной"
материал на тему
Экскурсия по экспозиции "Край родной"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polnaya_ekskursiya_po_ekspozitsii_kray_rodnoy.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Аджим
Малмыжского района Кировской области
Для конкурса музейных экспозиций «Природа родного края»
Экспозиция «Край родной»
Школьного краеведческого музея «Аджимка» МКОУ СОШ с. Аджим
Работу выполнил
Учащийся 7 класса
Хабибуллин Булат
Руководитель:
Старшая вожатая,
Заведующая музеем
Просвирякова
Людмила Михайловна
Аджим 2017
Экспозиция «Край родной»
Школьного краеведческого музея «Аджимка» МКОУ СОШ с. Аджим
1. Из истории названия реки
Здравствуйте, дорогие гости! Вы находитесь в школьном музее Аджимской школы с красивым названием «Аджимка». Аджимка –это река, на которой стоит наше село. Название реки - удмуртское в переводе на русский язык означает вижу – видим.(так написано в книге «Полтыш –князь черемисский. Малмыжский край". В начале XVI века - Аджим был покорен Малмыжскими черемисскими князьями. Существуют легенда связанная с марийским названием Аджима. Когда - то марийцы в поисках новых земель шли по лесам, которым не было ни конца, ни края. Люди в ужасе называли эти места адом, потому что очень хотелось пить, а на их пути не встречалось ни одной речки. И вдруг, шедшие впереди, закричали: «Жим, жим». В переводе на русский язык с марийского, это означает вода. Так в аду появилась вода и появилось слово Аджим.
Еще одна легенда говорит что речка Аджимка, берет начало в лесу, недалеко от деревни Михеево. На истоке реки лежит большой камень, и он как бы отжимает из земли воду. Отсюда название - отжим. С тех далеких времен оно претерпело изменения в языковом произношении и стало Аджим.
В книге «Энциклопедия земли Вятской» про Аджим написано: этнограф Д.М.Захаров происхождение слова Аджим объясняет присутствием персов (иранцы) в составе волжских булгар. («Аджим» созвучно арабскому «аджам» - персы, в связи с мусульманством заимствовано у арабов тюрками и превратилось в личное имя Аджам.
В нашем поселении проживают русские, татары, марийцы и удмурты и, чтобы никого не обижать, мы говорим что название реки Аджимки, которое носит наш школьный музей таково: вижу, вода в аду, отжим, персы.
А сейчас я предлагаю просмотреть экспозицию «Край родной».
Вашему вниманию представлена карта Кировской области
2. Географическое положение и занимаемые территории
Географическом положении Аджимского поселения на юго – востоке Кировской области и северо западе Малмыжского района, где господствует умеренно континентальный климат. Вся площадь нашего поселения = 11551 га, территория под лесом занимает 1186 га + 76 га . Сенокосные угодия занимают площадь в 229 га Пастбища расположены на территории 948 га и представлено огромным разнотравьем трав. Под пашней 8968 га. Реки и пруды занимают площадь около 40 га. Протяженность нашего поселения большая и, чтобы попасть из одного конца в другой нужно проехать по дорогам, под которыми находится 90 га. Овраги, лога свалка относятся к прочим землям и занимают 14 га.
Рельеф изрезан логами, оврагами, долинами небольших рек, которых протекает на территории поселения 13.
А сейчас посмотрите, пожалуйста на другую карту здесь вы увидите местонахождение населенных пунктов покрашенные красным цветом- существующие, черным – исчезнувшие деревни
На следующей карте обозначены все топонимические объекты нашего поселения, а тонкие голубые нити –это водная сеть поселения другими словами
3. Голубые артерии поселения
Основной артерией Аджимского поселения считается река Аджимка, протяженность которой на территории поселения = 15, 375км. Правыми притоками реки Аджимки считаются: Марков Ключ (3,750км), Межовка(4, 635км), Грязнушка (4, 425км), Безымянная речка (6.055км), Малая речка (5.850км), Родиха (2.370км), Сухая речка (7.328км). Левые притоки реки: Солонушка (6.750 км), Куженерка (3.450 км), Малая Кучка (17.250км). Река Матрёхина (2.025км ) впадает в реку Малая Кучка).
На протяжении нескольких лет учащиеся школы замеряли сток реки Аджимки в конце сентября, и вот что получилось в среднем:
-за 1 секунду воды протекает 221.2л
- в минуту 12672 л , это около 12 кубических метров;
- за час 765320 л , это около 770 кубических метров;
- в день 19040 кубических метров;
4.Следующая экспозиция и дополнительный материал данных папок рассказывают нам о растениях.
На дерново- подзолистых почвах растут смешанные леса, Которые представлены всеми четырьмя ярусами:
1 ярус деревья хвойные: ель, сосна, пихта,
лиственные: береза, липа, осина, дуб, вяз, ольха.
2 ярус кустарники: смородина, шиповник, рябина, калина, черемуха,
3 ярус травы (распространённые): ветреница лютиковая, копытник, крапива,
чистотел, калужница, ландыши, лабазник, чина лесная и др
4ярус: мхи и грибы:
сморчковые: сморчки, строчки;
пластинчатые: грузди, рыжики, сыроежки, волнушки, лисички, валуи
трубчатые: белые, подберезовики, подосиновики, маслята
На полях выращивают зерновые культуры: рожь, пшеницу, овес, ячмень и травы: люцерну, клевер, тимофеевка, ежа, козляк.
5. Предлагаю переключить ваше внимание на следующую карту, на которой представлен животный мир нашего поселения. Дополнением к карте служит небольшая экспозиция и методический материал папок.
Как вы знаете, что большинство зверей постоянно находится в поисках пищи и они мигрируют с одной территории на другую. Поэтому на карте обозначены те места, где чаще всего можно встретить данных зверей.
Самыми крупными из зверей являются: лоси, кабаны, медведи. Это промысловые животные. Следы кабанов можно встретить близ населенных пунктов, а в 2015 году медведица с медвежатами была гостей школьного огорода, поломала изгородь, а медвежата с удовольствием играли на центральной дороге, на перекрестке в школу. Это был единственный случай посещения медведями Аджима. Волки мигрируют через поселение редко. А вот лисы, особенно бешеные в последние годы часто заходили во дворах всех населенных пунктов поселения и были практически все уничтожены. На реках Аджимке и Кучанке можно встретить запруды бобров, которые наносят ущерб прибрежной части рек. Бобры повалили все большие осины, ольху, вётлу.
Кроме этого по берегам рек встречаются поселения ондатр. В лесу водятся енотовидная собака, ласки, хорьки. В этой папке вы сможете рассмотреть их фотографии, прочитать о них интересную информацию, отгадать загадки и кроссворды, попробовать запомнить их названия.
У нас нет отдельной экспозиции о птицах, рыбах, насекомых, полевых и декоративных цветах, съедобных и ядовитых растениях, фруктах и овощах, но о них вы сможете познакомиться, посмотрев эти папки.
Времена года и природа, временные сельскохозяйственные работы – это отдельная тема родного края – об этом вы можете больше узнать из электронного каталога «Природа Кировской области» и папок «Времена года», «Наша природа», «Сельскохозяйственные работы».
6. А сейчас я расскажу вам о самых интересных природных экспонатах нашего музея.
Обратите внимание на череп бизона короткорогова, который был найден в пойме реки Аджимки в д. Верхней.
А это зуб мамонта, его подарила музею Хайруллина Г.М. Его привезли из Татарстана. Почти полный скелет мамонта был найден в карьере при добыче песка и частичка этого скелета оказалась в нашем музее. Зуб весит 4кг 200г.
Вам наверно очень интересно подержать в руках окаменелые деревья. Посмотрите на их внешний вид –они все разные, можно предположить, что они от разных видов деревьев, или хранились на разной глубине.
Здесь находится спрессованный песчаник, который нашли на берегу Малой речки в д. Малая Кучка учащиеся школы и привезли в музей.
Наверняка вы не имели представления о том, что находится внутри нашей земли. Это керн. Он привезен из Уренгоя и подарен Шмаковой Н.М.. Такой керн достали при бурении с глубины 5 000метров.
А это причуды природы. Смотрите, что подарила нам природа: -старого лесовичка, голову змея.
На деревьях у нас растут Это осиное гнездо Это работа бобров
грибы – это чага с березы.
Интересно посмотреть на муляжи грибов, овощей и фруктов.
А здесь представлены некоторые злаковые культуры и их семена
виды насекомых
Сейчас давайте посмотрим на эту картину. На переднем плане автор нарисовал природу родного края. А вдалеке видно здание администрации поселения. Подарил картину музею выпускник школы, художник – Винокуров Р.Х.
Вот мы с вами познакомились с экспозиций и дополнительным материалом о природе родного края, который хранится в школьном музее. Если у вас есть вопросы я готов на них ответить. Если нет, то благодарю вас за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
по ступенькам родного края. конкурс знатоков родной земли
конкурсная программа, посвященная Подмосковью...
Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...
Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Презентация содержит основные сведения о жизни и творчестве писателей Ставропольского края И. В. Кашпурова, Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...
Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев Одна из актуальных задач, ...
Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)
Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных связей, воз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» И "РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА" ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ (5 – 9 КЛАССЫ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» И "РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА" ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ (5 – 9 КЛАССЫ)...