Программа "Производительный труд"
методическая разработка по теме
Предлагаемая программа, направленная на практическую подготовку слабовидящих детей, к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву постельного белья, фартуков, мягкой игрушки, ремонта одежды,а также работ с природным материалом, бисером. Разделы программы разработаны с учётом возрастных особенностей обучающихся, уровня их знаний и умений,зрительной патологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_proizvoditelnogo_truda.docx | 61.93 КБ |
retsenziya_programmy.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
курса производительный труд 102 часа , 3 часа в неделю
для учащихся 5-9 специальных классов
ГСК(К)ОУ «Специальная казённая ( коррекционная)
общеобразовательная
школа – интернат № 29 IV вида» г. Георгиевска Ставропольского края
Подготовил учитель технологии:
Татевосян Гаянэ Сейрановна
Пояснительная записка
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву постельного белья, фартуков, мягкой игрушки, ремонта одежды, а так же работ с природным материалом, бисером.
Специальные коррекционные занятия производительного труда осуществляется с учётом развития механизмов компенсации зрительного дефекта.Занятия направлены на практическую подготовку слабовидящих детей к самостоятельной жизни и труду. Воспитание личности,умеющей самостоятельно мыслить, принимать творческие решения. Привлекать учащихся к совместной работе. Знакомства с элементами художественного творчества.
Настоящая программа составлена с учётом методических рекомендаций пособия для учителей под редакцией Воронковой. Она рассчитана на 102 часа учебного времени(3 часа в неделю). Тематическое планирование может осуществляться учителем по своему усмотрению, количество часов по темам, очередность изучения тем, количество экскурсий и практических занятий планируются с учётом возможностей кабинета.
Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся.
В программу включены темы по обработке прямых, косых и закруглённых срезов в бельевых и некоторых швейных изделий, снятию мерок, построению чертежа. Выкройка мягкой игрушки, с учетом направления меха. Дизайнерское направление в работе с тканью, мехом ,природным материалом и бисером. Традиционные формы обучения дополняются экскурсиями. Благодаря конкретным впечатлениям учащиеся прочнее усваивают теоретические сведения.
Обучение производственного труда развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у слабовидящих детей. Кроме того, формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определённой степени самостоятельность в быту.
1
Задачи и содержание программы: производительный труд.
Производительный труд начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых навыков. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является базой трудового воспитания.
В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи производительного труда:
• формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов производительного труда;
• развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
• воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
• вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Содержание трудового воспитания определяется названными задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы и т.д.
Содержательную основу производительного труда составляют следующие виды труда.
Производительный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках производительного труда в учебных мастерских и на пришкольном участке. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.
Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности в труде, они познают смысл экологических понятий и категорий.
Российская школа имеет богатый опыт вовлечения детей в производительный труд - это ученические производственные мастерские и цеха. Приобщение школьников к производительному
2
труду не теряет своей актуальности и целесообразности и сегодня. В тех школах, где для организации производительного труда есть необходимые условия, его нужно сохранить, предоставив учащимся возможность участия в создании материальных ценностей. Педагогические условия организации трудового воспитания. Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения таких педагогических условий, как:
• подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда. В общественно полезном и производительном труде учащихся должны находить практическое применение знания и умения, полученные в учебном процессе. Задачи трудового обучения и воспитания детей решаются комплексно в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнительного образования;
• сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя. Объяснение смысла труда доводится учащимся с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей. Эффективность соблюдения данного педагогического условия наглядно показывает педагогический опыт В. А. Сухомлинского. Его ученики решили использовать пустующий косогор. Они его вспахали, засадили виноградом, ухаживали, спасали от заморозков, а когда вырастили виноград, первые грозди вынесли прямо из сада ветеранам войны и труда, пенсионерам, жителям села;
• доступность и посильность трудовой деятельности. Непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подрывает духовные и физические силы детей, веру в себя. Из этого не следует, однако, что труд детей не должен требовать от них никакого напряжения сил. Соблюдение этого условия исключает физические перегрузки, требует выбора трудовых заданий в соответствии с силами и способностями учащихся;
• разумная требовательность в осуществлении трудовой деятельности учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно. В отдельных случаях классный коллектив вправе потребовать от школьников выполнения взятого обязательства;
• сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в звеньях, бригадах, цехах, с другой - каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения.
3
Производительный труд.
5 класс. 3часа в неделю. 102 часа.
1 четверть.
Вводное занятие.
Беседа о цели, содержании и значении предмета производительный труд.
Особенности уроков производительного труда. Знакомство с кабинетом, правила поведения в нем.
Соблюдение правил техники безопасности в кабинете.
Соблюдение санитарно- гигиенических требований на занятиях.
Работа с природным материалом.
Подарки леса.
Тематика: аппликации из листьев и семян.
Изделие- склейка: «Весёлый заяц»
Изделие- склейка: «Бабочка- красавица».
Теоретические сведения.
Представление о аппликации. Виды аппликации.
Инструктаж по технике безопасности.
Умение.
Изобразительная техника, основанная на вырезание, наложение деталей на
Фон, их закрепление с помощью клея ,нитей.
Упражнение.
Аппликации могут быть предметной, т.е. состоящей из отдельно изображённых
предметов (цветок, человек, животное) сюжетной, в которой отображено
какое- либо событие, декоративной. В аппликации используют не только
бумагу, кожу, ткань, но и мех).
Практическая работа.
Выполнение предварительных эскизов.
Подготовка листьев для аппликации, подготовка папки.
Поэтапное выполнение склейки ( коррекционное занятие).
Завершение работы.
Наблюдение заизменениями в природе. Контрольный этап:
выбор лучших работ. Оформление, декорирование,
Творческий замысел.
Экскурсия: Осенний парк.
4
2 четверть.
Работа с бумагой.
Тематика:
Изделие из бумаги « Вертушка».
Ёлочные украшения.
Теоретические сведения.4
Представления о искусстве работе с цветной бумагой, развивать воображение,
фантазию детей. Для склеивания используются клей ПВА.
Ручные работы при изготовлении изделия.
Умение.
Работать аккуратно, точно по эскизам.
Умение работать в коллективе.
Практические работы.
Подготовка рабочего места. Определение чертежа, вырезание по шаблону
Склеивание елочных игрушек.
Изготовление из бумаги: «Вертушки».
Поэтапное выполнение елочных игрушек.
Декорирование готового изделия.
Контрольный этап. Украшение елочными игрушками ёлку, кабинет, выбор
лучшей.
3 четверть
Работа с тканью.
Изделие. Головной или носовой платок, обработанный краевым швом вподгибкус
Закрытым срезом.
Теоретические сведения.
Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ, основные
механизмы, заправление верхней и нижней ниток.
Правила безопасности при работе на швейной машине.
Организация рабочего места.
Представление о волокне: внешний вид, употребление. Виды волокон.
Название тканей, используемых для изготовления данного изделия.
Ручные и машинные работы при пошиве изделия.
Машинные швы: виды ( краевой, вподгибку с закрытым срезом), конструкция.
5
Умение.
Работа на швейной машине с ручным приводом.
Утюжка изделия. Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым
срезами.
Упражнения.
Пуск и остановка швейной машины. Рабочий и свободный ход швейной
машины. Наматывание нитки на шпульку. Строчка на бумаге и ткани.
Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами.
Утюжка изделия.
Практические работы.
Подготовка машины к работе .
Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку
(прямых, закруглённых, зигзагообразных).
Замётывание поперечного среза. Замётывание долевого среза швом
вподгибку с закрытым срезом. Подготовка машины к шитью.
Затрачивание подогнутых краёв платка. Закрепление машиннойстрочки
вручную. Обработка углов косыми стежками.
4 четверть
Работа с бисером.
Изделие : браслет из бисера.
Теоретические сведения.
Представление о бисере, разновидности.
Ручные работы при работе с бисером.
Инструктаж по технике безопасности.
Работа по схеме.
Умение.
Способы плетения. Обучиться приёмам .
Правилам плетения из бисера.
Работа по схеме.
Упражнение.
Выполнение из бисера простой цепочки.
Составление узоров.
Практические работы.
Поэтапное выполнение соответственно схемам.
Контрольный этап:
Демонстрация изделия.
6
Производительный труд.
6 класс. 3 часа в неделю. 102 часа.
Вводное занятие.
Беседа о цели, содержание и значение предмета производительный труд.
Особенности уроков производительный труд. Знакомство с кабинетом, правила поведения в нём.
Соблюдение правил техники безопасности в кабинете технологии.
Соблюдение санитарно – гигиенических требований на занятиях.
1 четверть.
Работа с природным материалом.
Гости из леса.
Тематика: Сбор растительного материала для изготовления поделок.
Подготовка материала к работе.
Сборка поделки жителей леса.
Теоретические сведения.
Наблюдение за растительным и животным миром.
Инструктаж по технике безопасности.
Умение.
Способы выполнения склейки.
Обучиться основным приёмам.
Практическая работа.
Выполнение образа жителя леса из природного материала.
Выполнение предварительного эскиза.
Поэтапное выполнение от простого к сложному.
Завершение поделки.
Контрольный этап.
Лесная ярмарка.
2 четверть.
Работа к тканью.
Тематика.
Салфетка квадратной, прямоугольной формы.
Теоретические сведения.
Понятия прямая и кривая линия, прямой угол.
Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия:
виды( сплошная- основная и штриховая – вспомогательная), назначения.
Вертикальные и горизонтальные линии.
Правила оформления чертежей.
Электроутюги: устройство, правила безопасности при пользовании.
7
Умение.
Построение чертежа и раскрой изделия.
Практическая работа.
Построение прямых углов. Выполнение чертежа всего изделия .Вырезание выкройки ножницами по направлению и в углах. Проверка выкройки измерением. Сложением сторон и углов. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.
Размещение выкройки на ткани с учётом долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной стороны. Выкраивание деталей изделия по выкройке .Подготовка кроя к пошиву на машине. Положение детали при пошиве вручную на столе и на швейной машине, выполнение шва вподгибку в углах изделия. Утюжка изделия.
3 четверть.
Работа с тканью.
Тематика: Ситцевый лоскуток.
Теоретические сведения.
История лоскутной техники создания декоративных изделий.
Виды и применяемые ткани.
Правила оформления чертежей.
Раскрой на лоскуты по орнаменту.
Умения.
Раскрой ткани на лоскуты соответственно цвету.
Смётывание и стачивание, вывертывание ткани, вымётывание.
Контроль размеров шва.
Упражнение.
Работа на швейной машине .Выполнение швов.
Практическая работа.
Создание силуэта модуля в лоскутной технике посредством соединения
геометрических фигур. Композиция, цветовая гамма.
Выкройка лоскутов. Выполнение строчек с различной длиной стежка.
Выполнение машинной закрепки. Выполнение машинных строчек на тонких и
толстых тканях. Поэтапное выполнение от простого к сложному.
Контрольный этап.
Оценка выполненной работы.
4 четверть.
Работа с бисером.
Тематика: бисерное дерево –осенняя берёза.
Теоретические сведения.
Представление о бисероплетении.
Основные приемы правилам плетения из бисера.
8
Умение.
Работа по схемам.
Практическая работа.
Составление узоров.
Выполнение из бисера простой цепочки.
Работа по схемам.
Завершение работы в одно целое.
Декорирование работы.
Контрольный этап.
Выбор лучших работ. Демонстрация бисерного дерева.
9
Производительный труд.
7 класс. 3 часа в неделю. 102 часа.
Вводное занятие.
Беседа о цели, содержании и значении предмета производительный труд.
Особенности уроков производительный труд. Знакомство с кабинетом, правила
поведения в нём. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете.
1 четверть.
Работа с тканью органза.
Тематика: изготовление цветка Астра.
Теоретические сведения.
Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.
Представление о работе с тканью органза.
Умение.
Выбрать ткань для изделия цветка астра.
Подготовка выкройки к раскрою.
Соблюдать технологическую последовательность обработки.
Упражнение.
Выкройка отдельных лепестков по размерам.
Складывание ткани в определённом порядке.
Поэтапный пошив.
Практические работы.
Правила экономного расходования ткани.
Поэтапная сборка изделия по схеме.
Складывание , смётывание и выполнение ручных швов.
Обозначение места вышивки из бисера на цветке.
Декорирование изделие.
Контрольный этап.
Анализ завершённой работы.
Экскурсия на швейную фабрику.
2 четверть.
Работа с тканью.
Тематика: изготовление наволочки.
Теоретические сведения.
Инструктаж по технике безопасности.
Льняная ткань: изготовление, свойства (способность впитывать влагу и пропускать воздух), отношение к воде и теплу. Правила утюжки ткани. Профессии.
Разделение
труда при пошиве изделия. Швы, используемые при пошиве
10
бельевого изделия.
Лабораторная работа. Изучение свойств льняной ткани.
Практические работы.
Обработка поперечного среза швом вподгибку. Разметка длинны клапана.
Складывание кроя для обработки боковых срезов двойным швом одновременно с клапаном. Вывертывание, утюжка, складывание по стандарту изделия. Обработка
Горловины подкройной обтачкой по готовому крою.
Контрольный этап.
Анализ завершенной работы.
3 четверть.
Работа с бисером.
Тематика: Букет ромашек из бисера.
Теоретические сведения.
Представление о бисере.
Основные приёмы правила плетения из бисера.
Умение.
Способы бисероплетения.
Умение работать в коллективе.
Работать точно по схемам.
Практические работы.
Составление узоров.
Выполнение цветов и стебельков.
Работа по схеме.
Завершение работы от простого к сложному в одно целое.
Декорирование цветов.
Контрольный этап.
Выбор лучших работ. Демонстрация.
4 четверть.
Работа с кожей.
Тематика: Сборка картины из кожи.
Теоретические сведения. Представление о технологическом процессе.
Работа с кожей.
Умение.
Моделирование и конструирование деталей для картины.
Обработка кожи.
Практическая работа.
Подготовка деталей цветка.
Тепловая обработка.
Склейка деталей.
Поэтапная сборка деталей от простого к сложному.
Контрольный этап.
Выбор лучших работ.
11
Производительный труд.
8 класс. 3 часа в неделю. 102 часа.
Вводное занятие.
Беседа о цели, содержании и значении предмета производительный труд.
Особенности уроков производительного труда. Знакомство с кабинетом, правила поведения в нём.
Соблюдение правил техники безопасности в кабинете.
Соблюдение санитарно – гигиенических требований на занятиях.
1 четверть.
Тематика:Вышивание гладью.
Теоретические сведения.
Применение вышивки для украшения швейного изделия. Виды вышивки(гладь)
Инструменты и приспособления для вышивки. Способы перевода рисунка на
ткань.
Изделие.
Отделка на изделии (гладь).
Умение.
Вышивание гладью. Перевод рисунка на ткань.
Практические работы.
Выбор рисунка и подбор ниток. Перевод рисунка на ткань. Выполнение гладьевых
стежков.
Построение чертежа основы блузки. Элементарное моделирование и раскрой.
Изделие.
Блузка без воротника и рукавов или с цельнокроеными короткими рукавами.
Теоретические сведения.
Общее представление о получении волокон и пряжи натурального и искусственного шелка. Свойства волокон шелка.Ткани для блузок.
Фасоны для блузок без рукавов и с короткими цельнокроеными рукавами.
Мерки для построения чертежа основы блузки. Название деталей и контурных
срезов. Припуски на обработку срезов. Простейшее моделирование.
Правила раскладки выкройки на ткани. Расчёт расхода ткани на блузку.
Умение.
Проглаживание копировальных оттисков.
12
Практические работы.
Проверка чертежа и изготовленной выкройки. Перенесение вытачки.
Раскладка выкройки на ткань и раскрой с припуском на швы.
Прокладывание стежков по контуру выкройки, по линии талии.
Соединение основных деталей плечевого изделия.
Изделие.
Блузка без воротника и рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами.
Теоретические сведения.
Ткани из натурального и искусственного шелка: свойства ( прочность, сминаемость,
гигроскопичность, воздухопроницаемость, скольжение, осыпаемость).
Способы обработки горловины, пройм и низа цельнокроеного рукава.
Виды обработки низа блузки в зависимости от её назначения.
Умение.
Распознавание шелковой ткани.
Лабораторная работа.
Определение тканей из натурального и искусственного шелка по внешнему виду,
на ощупь, по характеру горения нитей. Сравнение шелковой ткани с
хлопчатобумажной и шерстяной.
Практические работы.
Смётывание вытачек, плечевых и боковых срезов. Примерка. Устранение дефектов
после примерки. Внесение изменений в выкройку. Раскрой и обработка косой
обтачки. Обработка горловины, пройм или низа рукавов косой обтачкой.
Обработка швом вподгибку с закрытым срезом нижнего среза.
Утюжка и складывание блузки по стандарту.
Практическое повторение.
Виды работы. По выбору. Пошив блузки, жилеты, юбки или постельного белья.
Выполнение заказов базового предприятия с пооперационным разделением труда.
Самостоятельная работа.
Обработка среза окантовочным швом и косой обтачкой. Обработка среза двойной
Строчкой.
13
2 четверть.
Вводное занятие.
План работы. Бережное отношение к инструментам и оборудованию в школьной
швейной мастерской.
Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки и раскрой.
Изделие.
Платье цельнокроеное прямого, приталенного или свободного силуэта без
Воротника и рукавов .
Теоретические сведения.
Понятие силуэт. Фасоны цельнокроеного платья, описание фасонов. Виды
Выреза горловины в платье без воротника. Использование выкройки блузки для
Изготовления выкройки платья. Название деталей и контурных срезов выкройки.
Детали платья. Расчет и расположение вытачек по линии талии.
Упражнение.
Моделирование выреза горловины в платье без воротника.
Практические работы.
Снятие мерки длины изделия. Изменение выкройки основы блузки.
Подготовка выкройки платья к раскрою. Раскладка выкройки на ткани и раскрой.
Обработка подкройной обтачкой, стачанной по плечевым срезам, горловины.
Изделие.
Платье цельнокроеное прямого, приталенного или свободного силуэта без
воротника и рукавов .
Теоретические сведения.
Ткань: отделка. Дефекты ткацкого производства, крашения и печатания.
Виды обтачек (долевая, поперечная, косая и подкройная).
Способы раскроя подкройной обтачки. Правила обработки и соединения
с горловиной подкройной обтачки.
14
Практические работы.
Смётывание деталей. Примерка платья. Устранение дефектов после примерки.
Обработка вытачек. Стачивание плечевых срезов. Изготовление выкройки и
раскрой подкройной обтачки. Соединение обтачки по плечевым срезам.
Приметывание и обтачивание горловины платья. Обработка отлетного среза
обрачки.Стачивание и обработка на краеобиеточной машине боковых срезов.
Обработка оборкой или швом вподгибку с закрытым срезом пройм и нижнего
среза. Утюжка и складывание изделия.
Упражнения.
Изготовление образцов горловины разной формы ( каре, круглый вырез,
вырез углом, с застёжкой посередине переда. Обработанных подкройной
обтачной горловины.
Умение.
Чистка и смазка швейной машины.Частичная разборка челночного
комплекта.
3 четверть.
Ремонт одежды.
Изделие. Заплата.
Теоретические сведения.
Виды ремонта в зависимости от характера изделия (ткани, формы, виды
повреждения, степени износа). Наложение заплаты на легкое верхнее платье.
Практические работы.
Определение способа ремонта. Подбор ткани, ниток для заплаты.
Подготовка заплаты. Соединение заплаты с изделием на машине стачным или
накладным швом при соблюдении одинакового направления нитей и совпадения
рисунка. Использование зигзагообразной строчки и петельных стежков для
наложения заплаты в виде аппликации.
15
Практическое повторение.
Виды работы.
Пошивпо готовому крою постельного белья, блузок и платьев, нижнего белья.
Выполнение заказов базового предприятия. Раскрой изделия с использованием
Готовых лекал.
Самостоятельная работа.
Лоскутная техника.
Изделие. Весёлые лоскутки.
Теоретические сведения.
История лоскутной техники создания декоративных изделий.
Виды и применяемые ткани. Правила оформления чертежей.
Раскрой на лоскуты по орнаменту.
Умение.
Раскрой ткани на лоскуты соответственно цвету.
Смётывание и стачивание, вывертывание ткани, вымётывание.
Контроль размеров шва.
Упражнение.
Работа на швейной машине. Выполнение швов.
Практическая работа.
Создание силуэта модуля в лоскутной технике посредством соединения
геометрических фигур. Композиция цветовая гамма.
Выкройка лоскутов. Выполнение строчек с различной длиной стежка.
Выполнение машиной закрепки. Выполнение машинных строчек на тонких
и толстых тканях. Поэтапное выполнение от простого к сложному.
Контрольный этап.
Оценка выполненной работы.
4 четверть.
Работа с бисером.
Тематика.Дерево из бисера.
Теоретические сведения.
Представление о бисероплетении.
Основные приёмы правилам плетения из бисера.
Умение.
Работа по схемам.
Практическая работа.
Составление узоров. Выполнение из бисера простой веточки.
Работа по схемам. Завершение работы в одно целое.
Декорирование работы.
Контрольный этап.
Демонстрация деревьев из бисера.
16
Производительный труд.
9 класс. 3 часа в неделю. 102 часа.
Вводное занятие.
Беседа о цели, содержание и значение предмета производительный труд.
Особенности уроков производительный труд. Знакомство с кабинетом, правила поведения в нём.
Соблюдение правил техники безопасности в кабинете технологии.
Соблюдение санитарно – гигиенических требований на занятиях.
1 четверть.
Особенности обработки изделий из синтетических тканей.
Теоретические сведения.
Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей. Блузочная, платьевая и плащевая синтетические ткани: свойства и их учёт при пошиве изделий. Особенности влажно – тепловой обработки синтетической ткани. Чистка, стирка и хранение изделий из синтетических тканей.
Лабораторная работа.
Определение синтетических тканей по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей.
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья, отрезного по линии талии или по линии бёдер.
Изделие. Платье отрезное по линии талии или по линии бедер со съемным поясом, с рукавами или без рукавов.
Теоретические сведения.
Платья отрезное и цельнокроеное. Фасоны отрезного платья. Детали платья, отрезное по линии талии и по линии бедер. Использование выкроек основ платья, блузок и юбок для изготовления выкройки отрезного платья. Использование выкройки прямого рукава для изготовления выкроек рукава « фонарик».
Умение.
Выбор и описание фасона платья.
Практические работы. Разрезание выкройки основы платья по линии талии и по линии бёдер. Раскладка выкройки на ткани. Изменение фасона юбки при раскрое. Раскрой с учётом припусков на швы. Прокладывание копировальных стежков.
Соединение лифа с юбкой.
Изделие. Платье, отрезное по линии талии или по линии бедер.
Теоретические сведения. Ткани, используемые для пошива отрезного платья.
Детали платья, отрезного по линии талии. Правила соединения лифа с юбкой.
Практические работы.
Подготовка к примерке платья. Примерка. Внесение исправлений после примерки.
17
Обработка вытачек, боковых и плечевых срезов. Обработка пояса. Соединение лифа с юбкой притачным швом. Обмётывание срезов.
Влажно – тепловая обработка изделий на швейной фабрике.
Теоретические сведения.
Оборудование отделочного цеха: виды (утюги, прессы, паровоздушные манекены), назначение. Общее представление о работе прессов. Назначение паровоздушного манекена. Требования к влажно – тепловой обработке изделия.
Организация рабочего места при влажно – тепловой обработке изделия.
Техника безопасности на рабочих местах.
Экскурсия. Швейная фабрика. Отделочный цех. Ознакомление с оборудованием.
Трудовое законодательство.
Теоретические сведения.
Кодекс законов о труде. Основные права и обязанности рабочих и служащих.
Трудовой договор. Перевод на другую работу. Расторжение трудового договора. Отстранение от работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата.
Трудовая дисциплина. Охрана труда. Труд молодёжи.
Практическое повторение.
Виды работы. Пошив постельного белья, платья, блузки, женской и детской юбки.
Выполнение заказов базового предприятия.
Самостоятельная работа.
Отдельные операции по пошиву изделия в масштабе 1:2
2 четверть.
Вводное занятие.
План работы на четверть.
Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину.
Теоретические сведения.
Готовая выкройка: особенности, название деталей и контурных срезов, условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величину, цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном масштабе.
Умение. Использование резца и кальки для перевода выкроек в натуральную величину.
Практические работы. Выбор фасона изделия с учётом его сложности.
Анализ выкройки и чертежа.
18
Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды.Изделие. Платье, юбка, сарафан, блузка несложного фасона.
Теоретические сведения.
Готовая выкройка: название деталей, контрольные обозначения, описания к выкройке.
Выбор фасона и его анализ. Подбор ткани, ниток и фурнитуры. Подбор отделки для модели с отделкой. Норма расхода ткани. Анализ выкройки.
Практические работы.
Раскладка выкройки на ткани. Проверка раскладки с учётом направления рисунка.
Раскрой. Пошив и отделка изделия.
Оборудование швейного цеха.
Теоретические сведения.
Универсальная швейная машина: модели (97 –го класса, 1022-го класса « Текстима»),
скорость, виды выполняемых работ, основные механизмы.
Заправка нитей в машину. Перевод регулятора строчки. Простейшие приёмы регулировки
Натяжения верхней и нижней нитей. Заправка верхней и нижней нитей.
Швейные машины – автоматы и полуавтоматы: характеристика и назначение.
Умение. Работа на универсальной швейной машине.
Упражнения.Заправка верхней и нижней нитей на универсальной и специальной швейных машинах. Регулировка натяжения верхних и нижних нитей на универсальной и специальной швейных машинах .
Самостоятельная работа. Повыбора учителя.
3 четверть.
Вводное занятие.
Ремонт одежды.
Изделие. Заплата.
Теоретические сведения. Виды ремонта в зависимости от характера изделия.
Наложение заплаты на легкое верхнее платье.
Практические работы. Определение способа ремонта. Подбор ткани, ниток для заплаты.
Подготовка заплаты. Соединение заплаты с изделием на машине стачным или накладным швом при соблюдении одинакового направления нитей и совпадения рисунка.
Использование зигзагообразной строчки и петельных стежков для наложения заплаты в виде аппликации.
Практическое повторение.
Виды работы. Пошив по готовому крою постельного белья, блузок и платьев, нижнего белья. Выполнение заказов базового предприятия.
19
Раскрой изделия с использованием готовых лекал.
Самостоятельная работа. По выбору учителя.
Лоскутная техника.
Изделие. Весёлые лоскутки.
Теоретические сведения.
История лоскутной техники создания декоративных изделий.
Виды и применяемые ткани. Правила оформления чертежей.
Раскрой на лоскуты по орнаменту.
Умение.
Раскрой ткани на лоскуты соответственно цвету.
Смётывание и стачивание, вывертывание ткани, вымётывание.
Контроль размеров шва.
Упражнение.
Работа на швейной машине . Выполнение швов.
Практическая работа.
Создание силуэта модуля в лоскутной технике посредством соединения
геометрических фигур. Композиция цветовая гамма.
Выкройка лоскутов. Выполнение строчек с различной длиной стежка.
Выполнение машиной закрепки. Выполнение машинных строчек на тонких
и толстых тканях. Поэтапное выполнение от простого к сложному.
Контрольный этап.
Оценка выполненной работы.
4 четверть.
Работа с бисером.
Тематика.Дерево из бисера.
Теоретические сведения.
Представление о бисероплетении.
Основные приёмы правилам плетения из бисера.
Умение.
Работа по схемам.
Практическая работа.
Составление узоров. Выполнение из бисера простой веточки.
Работа по схемам. Завершение работы в одно целое.
Декорирование работы.
Контрольный этап.
Демонстрация деревьев из бисера.
20
Профориентация.
Учащийся должен знать:
Значение профессионального самоопределения.
Правила выбора профессии.
Понятие о психофизиологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.
Понятие об интересах, мотивах, склонностях.
Иметь представление о требованиях различных групп профессий.
Областей деятельности и рынка труда к работнику.
Классификации профессий.
Личный профессиональный план.
Учащийся должен уметь:
Выделять основные характеристики профессиональных сфер.
Оценивать свои личностные качества, интересы, склонности,
состояние здоровья, соотносить их с характеристиками профессиональных сфер.
Уметь выбирать ткань для изделия.
Уметь определять направления долевой нити, лицевую и изнаночную стороны, дефекты ткани.
Уметь выполнять регулировку и наладку швейной машины, чистку и смазку её узлов, устранение простейших неполадок.
Уметь снимать мерки с фигуры человека, выполнять построения чертежей поясных и плечевых швейных изделий.
Подготавливать выкройку к раскрою.
Уметь выполнять ремонт одежды ручным и машинным способом.
Соблюдать тех.последовательность обработки швейных изделий.
Выполнять стачные , краевые и отделочные швы.
Уметь правильно ухаживать за одеждой и обувью.
Использовать средства защиты шерстяных меховых изделий от моли.
21
Список литературы.
БешенковА.К. Технология (технический труд). Технические и проектные задания для учащихся 5-9 классы: Пособие для учителя.- М.,2004.
БешенковА.К. ,Казакевич В.М. Технология: Методические рекомендации
по оборудованию кабинетов и мастерских технического.-М.,2002.
Будур Н.В. Вышивка по канве и бисером-М.,2001
Земцова М.И. Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих – М.,1969
Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Методическое пособие для учителя.- М.,2003.
Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики.-М.,2008.
Федюшкина И.С. Вышивка.-М.,2001.
Феоктистова В.А. Влияние зрительной нагрузки на изменение скорости возникновения и длительности затухания отрицательного последовательного образа у слабовидящих школьников 6-9 классов.
Научно- теоретическая конференция.
Хохлова М.В. Система учебных проектно- технологических задач для уроков технологии. //Народное образование. – 2004.-№8.
Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить.- М..1990
Энциклопедия рукоделия.- М..1997.
Ячменёва В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет – М., «Владос», 2003
22
Предварительный просмотр:
РЕЦЕНЗИЯ
на программу « производительный труд» для обучающихся, воспитанников с нарушением зрения, составленную Татевосян Гаянэ Сейрановной, учителем
коррекционной подготовки государственного специального/коррекционного/
образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа- интернат №29 IV вида» города Георгиевска.
Предлагаемая программа, направленная на практическую подготовку слабовидящих детей, к самостоятельному выполнению производственных заданий
по пошиву постельного белья, фартуков, мягкой игрушки, ремонта одежды,
а также работ с природным материалом, бисером. Разделы программы разработаны
с учётом возрастных особенностей обучающихся, уровня их знаний и умений,
зрительной патологии.
В пояснительной записке отражена актуальность разработки программы применительно к особенностям психической деятельности детей с нарушением
зрения, их ориентировки .
Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий , определённо содержание практических работ и упражнений, а также перечислены
основные требования к знаниям и умениям учащихся.
В программу включены темы по обработке прямых , косых и закруглённых срезов в бельевых и некоторых швейных изделий, снятию мерок, построению чертежа.
Дизайнерское направление в работе с тканью, мехом, природным материалом и
бисером. Материал программы представлен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки.
Обучение производственного труда развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у слабовидящих детей.
Программа содержит список литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Данная программа соответствует требованиям, предъявленным к
обучению и воспитанию слабовидящих детей, может быть использована в коррекционных учреждениях.
Рецензент: Б.К.Тупоногов
Доктор педагогических наук,
Профессор Института коррекционной педагогики РАО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Труд человека в век технологий: труд души? Труд ума? Труд рук?»
Умственный труд объединяетработы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Труд души– передает чувства, э...
Итоговое обобщение по теме «Рынок труда. Человек на рынке труда».
В связи с ограниченным преподаванием экономики в непрофильных школах преподаватели испытывают затруднение в подборе проверочного материала. Предлагаю ряд тестов для основной школы 7-8 класс, которые м...
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Основные элементы вязания крючком.
Урок по технологии для 9 класса с применением метода интеллект – карт для активизации и развития информационно-познавательной и мыслительной деятельности обучающихся по техноло...
УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА
Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...
Доклад: "Воспитание культуры труда на уроках сельскохозяйственного труда."
Выступала с докладом на педсовете....
Воспитательский час на тему: «Что такое труд? Зачем человек должен трудиться?»
Цели воспитательского часа: 1.Привить уважение и любовь к труду и людям труда. 2.Показать необ...
Труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда.
Разработка урока «Труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда.» Урок включён в раздел программы « Труд»курса экономики 5 класс...