Речевая готовность ребенка к школе
статья на тему

Макшаева Марина Александровна

  Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает в себя не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний об окружающем, уровень мышления, внимания, памяти, но и владение чистой, благозвучной речью. Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить проблемы, желания совершенствовать речевые навыки зависит, как ребенок станет говорить.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Большеигнатовский детский сад комбинированного вида»

Речевая готовность ребенка к школе

Макшаева М.А., учитель-логопед

 МБДОУ «Большеигнатовский детский сад

 комбинированного вида»

  Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает в себя не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний об окружающем, уровень мышления, внимания, памяти, но и владение чистой, благозвучной речью. Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить проблемы, желания совершенствовать речевые навыки зависит, как ребенок станет говорить.

    Существуют особые критерии готовности к школьному обучению, предъявляемые к усвоению ребенком родного языка:

- сформированность звуковой стороны речи (правильное, четкое произношение);

- полное развитие фонематических процессов (умение слышать и дифференцировать фонемы (звуки) родного языка);

- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу состава слова;

- использование разных способов словообразования (правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением, выделение звуковых и смысловых различий между словами; образование прилагательных от существительных);

- сформированность грамматического строя речи (использование развернутой фразовой речи, работа с предложением).

    Наличие отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении школьных программ.

    Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова, и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг общения ребенка с окружающим миром расширяется. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.

   Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше окажется результат. Для того, чтобы обеспечить речевую готовность ребенка к школе, необходимо:

- создать условия, благоприятные для речевого развития;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию и необходимую коррекцию недостатков;

- не ругать за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слов и слогов;

- осуществлять позитивный настрой на занятия с педагогами.

   Нужно учитывать важность речевого окружения ребенка. Для того чтобы речь была четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто в семье не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

- родители не слышат недостатков произношения своих детей;

- предполагают, что с возрастом недостатки исправятся сами.

   Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада поступает в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений, а в тетрадях появляются ошибки. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь.

  Благодаря совместной работе педагогов и родителей важно своевременно и качественно преодолеть речевые нарушения, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности и уверенность в своих возможностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность ребенка к школе

В 7 лет ребенок переходит в новый социальный статус: становится школьником. И когда мы говорим о готовности к школьному обучению ребенка, важно подчеркнуть именно уровень речевого развития, т.к. если ...

Речевая готовность ребенка к школе Выступление на собрании родителей будущих первоклассников

Презентация иллюстрирует выступление учителя-логопеда на собрании родителей будущих первоклассников, цель которого познакомить родителей с требованиями школьной программы к уровню речевого развития уч...

Речевая готовность ребенка к школе.

Консультация для родителей...

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Статья о речевой готовности ребенка к школе....

Речевая готовность ребенка к школе

Что такое речевая готовность ребенка к школе; на какие стороны речи ребенка родителям нужно обратить особое внимание и как помочь своему малышу....

Речевая готовность ребенка к школе

В даном учебном материале выделены и раскрыты основные критерии речевой готовности дошкольника к школьному обучению....

Речевая готовность ребенка к школе

Очень часто, родители думают, если их малыш читает и считает до 100, то он готов к школе. Однозначно- заблуждение. Данная статья поможет разобраться, и правильно подготовить ребенка к школе....