Речевая готовность ребенка к школе
статья на тему
Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает в себя не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний об окружающем, уровень мышления, внимания, памяти, но и владение чистой, благозвучной речью. Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить проблемы, желания совершенствовать речевые навыки зависит, как ребенок станет говорить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Большеигнатовский детский сад комбинированного вида»
Речевая готовность ребенка к школе
Макшаева М.А., учитель-логопед
МБДОУ «Большеигнатовский детский сад
комбинированного вида»
Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает в себя не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний об окружающем, уровень мышления, внимания, памяти, но и владение чистой, благозвучной речью. Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить проблемы, желания совершенствовать речевые навыки зависит, как ребенок станет говорить.
Существуют особые критерии готовности к школьному обучению, предъявляемые к усвоению ребенком родного языка:
- сформированность звуковой стороны речи (правильное, четкое произношение);
- полное развитие фонематических процессов (умение слышать и дифференцировать фонемы (звуки) родного языка);
- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу состава слова;
- использование разных способов словообразования (правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением, выделение звуковых и смысловых различий между словами; образование прилагательных от существительных);
- сформированность грамматического строя речи (использование развернутой фразовой речи, работа с предложением).
Наличие отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении школьных программ.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова, и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг общения ребенка с окружающим миром расширяется. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше окажется результат. Для того, чтобы обеспечить речевую готовность ребенка к школе, необходимо:
- создать условия, благоприятные для речевого развития;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию и необходимую коррекцию недостатков;
- не ругать за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слов и слогов;
- осуществлять позитивный настрой на занятия с педагогами.
Нужно учитывать важность речевого окружения ребенка. Для того чтобы речь была четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто в семье не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
- родители не слышат недостатков произношения своих детей;
- предполагают, что с возрастом недостатки исправятся сами.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада поступает в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений, а в тетрадях появляются ошибки. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь.
Благодаря совместной работе педагогов и родителей важно своевременно и качественно преодолеть речевые нарушения, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности и уверенность в своих возможностях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая готовность ребенка к школе
В 7 лет ребенок переходит в новый социальный статус: становится школьником. И когда мы говорим о готовности к школьному обучению ребенка, важно подчеркнуть именно уровень речевого развития, т.к. если ...
Речевая готовность ребенка к школе Выступление на собрании родителей будущих первоклассников
Презентация иллюстрирует выступление учителя-логопеда на собрании родителей будущих первоклассников, цель которого познакомить родителей с требованиями школьной программы к уровню речевого развития уч...
Речевая готовность ребенка к школе.
Консультация для родителей...
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Статья о речевой готовности ребенка к школе....
Речевая готовность ребенка к школе
Что такое речевая готовность ребенка к школе; на какие стороны речи ребенка родителям нужно обратить особое внимание и как помочь своему малышу....
Речевая готовность ребенка к школе
В даном учебном материале выделены и раскрыты основные критерии речевой готовности дошкольника к школьному обучению....
Речевая готовность ребенка к школе
Очень часто, родители думают, если их малыш читает и считает до 100, то он готов к школе. Однозначно- заблуждение. Данная статья поможет разобраться, и правильно подготовить ребенка к школе....