Речевая готовность ребенка к школе
консультация на тему
Что такое речевая готовность ребенка к школе; на какие стороны речи ребенка родителям нужно обратить особое внимание и как помочь своему малышу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost_k_shkole.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать писать,
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Л.А. Венгер
Скоро в школу…. Перед взрослыми, чьи дети собираются стать первоклассниками, встаёт вопрос: «Готов ли ребенок к обучению в школе?». Современная школа предъявляет к будущему первокласснику очень высокие требования. Можно понять родителей, обеспокоенных тем, как лучше подготовить ребенка к школе. Бесспорно, дети разные, и готовить к обучению их надо тоже по-разному, помня, что быть готовым к школе – не значит уметь читать, считать, много знать, а значит быть готовым всему этому научиться. Родители должны хорошо понимать, что понятие готовности к школе не определяется только суммой различных знаний и умений, это более широкое понятие.
Готовность к школе складывается из следующих показателей:
- Физическая готовность (состояние здоровья, физическое развитие, координация движений в соответствии с возрастной нормой, готовность организма ребенка к учебным нагрузкам)
- Психологическая готовность (интеллектуальная, эмоционально-волевая, мотивационная, социально-личностная готовность)
- Специальная или педагогическая готовность (те знания и учебные навыки, которые ребенок освоил до школы)
Одним из важнейших показателей интеллектуальной готовности ребенка является правильная речь. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, шире его возможности в познании действительности, активнее происходит его психическое развитие. К моменту поступления ребенка в школу, родителям нужно обратить внимание на развитие речи дошкольника, т.к готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития. Ребёнку с хорошо развитой речью легко общаться с окружающими, он понятно выражает свои мысли, желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, и может наложить отпечаток на его характер.
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка, как средства общения. Перечислим их.
- Звуковая сторона речи: у ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп (свистящие, шипящие, сонорные).
- Фонематическое восприятие: умение слышать, различать все фонемы языка.
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу:
- умение выделять начальный гласный звук;
- анализировать обратный слог;
- слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
- называть все звуки по порядку в слове;
- делить слово на слоги;
- определять количество звуков и слогов в слове;
- выделять ударный звук в слове; и т.д.
- знать и употреблять в речи термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий;
- Словарь (к шестилетнему возрасту словарный запас нормально развивающегося ребенка составляет от 5000 до 7000 слов):
- использовать в речи обобщающие понятия: цветы, посуда, животные, птицы и т.д.;
- уметь разными способами образовывать слова;
- правильно употреблять слова уменьшительно-ласкательного значения;
- выделять звуковые и смысловые различия между словами;
- объяснять значение слова: например, сахарница — это посуда, в которой находится сахар;
- понимать, использовать в речи, подбирать пары слов с противоположным значением: высокий — низкий, горячий — холодный и другие;
- Грамматический строй речи
- умение правильно строить простые предложения;
- видеть связь слов в предложениях;
- распространять однородными и второстепенными членами;
- работать с деформированным предложением;
- выделять слова в предложении (называть первое, второе и т. д. слово);
- составлять предложения по опорным словам и картинкам и т. д.
- Связная речь:
- умение пользоваться развёрнутой фразовой речью;
- пересказывать текст;
- самостоятельно составлять рассказ.
Даже небольшие отклонения в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведут к серьёзным проблемам в учёбе, в усвоении программ общеобразовательной школы. Формирование фонетически чёткой, грамматически правильной, лексически богатой речи - одна из важнейших задач при подготовке ребёнка к обучению в дошкольных учреждениях и семье. Сформированная речь позволяет ребёнку легко общаться с окружающими, понятнее выражать свои мысли, желания, а в школе качественная речь необходима при овладении грамотой, т.к. речевые дефекты - одна из причин возникновения дисграфии и дислексии (нарушений чтения и письма).
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
- Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами;
- больше общаться с ребёнком, чаще читать
И еще несколько советов родителям:
- Развивайте руки ребенка: давайте ребенку больше рисовать, раскрашивать. Упражнения: «Игра на «пианино», «эспандер», игра в мяч, перекатывание орехов, карандашей между ладонями, лепка.
- Развивайте внимание, память, речь через воображение. Упражнения: «Продолжи сказку, рассказ», «Придумай сказку, рассказ», и т.д. Заучивайте маленькие стихи о природе Фета, Тютчева, Кольцова. Развивайте воображение ребенка. Прививайте аккуратность, усидчивость, терпение.
- Приучайте ребенка к самообслуживанию.
- Корректно относитесь к ребенку: «А как ты думаешь?», «Как ты считаешь?», «Не пора ли тебе заниматься?» т.к. это приучает ребенка самостоятельно мыслить, развивает логику.
- Будьте последовательны в своих требованиях.
- С пониманием относитесь к тому, что многое не будет получаться сразу, даже если это кажется элементарным. Запаситесь терпением!
Учитель-логопед Терехова М.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая готовность ребенка к школе
В 7 лет ребенок переходит в новый социальный статус: становится школьником. И когда мы говорим о готовности к школьному обучению ребенка, важно подчеркнуть именно уровень речевого развития, т.к. если ...
Речевая готовность ребенка к школе Выступление на собрании родителей будущих первоклассников
Презентация иллюстрирует выступление учителя-логопеда на собрании родителей будущих первоклассников, цель которого познакомить родителей с требованиями школьной программы к уровню речевого развития уч...
Речевая готовность ребенка к школе.
Консультация для родителей...
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Статья о речевой готовности ребенка к школе....
Речевая готовность ребенка к школе
В даном учебном материале выделены и раскрыты основные критерии речевой готовности дошкольника к школьному обучению....
Речевая готовность ребенка к школе
Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает в себя не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний об окружающем, уровень мышления, вни...
Речевая готовность ребенка к школе
Очень часто, родители думают, если их малыш читает и считает до 100, то он готов к школе. Однозначно- заблуждение. Данная статья поможет разобраться, и правильно подготовить ребенка к школе....