Воспитательная работа в 5-6 классах
рабочая программа (5, 6 класс) по теме
Программа "Души прекрасные порывы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа классных часов по нравственному воспитанию | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитательной работы «Души прекрасные порывы»
Пояснительная записка
Программа классных часов «Души прекрасные порывы» рассчитана на 34 часа. Рекомендуется для учащихся 5-7 классов, интересующихся историей и литературой, национальными традициями русского народа.
Формирование менталитета, мировоззрения современного подрастающего поколения определяется постижением таких идей, как дух русского народа, особенности русской нации, её место в мировой истории, её будущее слово.
Содержание классных часов по программе «Души прекрасные порывы» способствует становлению духовного мира человека, создаёт условия для формирования познавательной самостоятельности в формировании внутренней потребности личности. Предлагаемые занятия помогут молодому человеку увидеть лучшие черты русского человека, познать русскую душу.
Прозорливый и скрупулезный взгляд на отличительные достоинства русского человека, традиции народа покажет, что мы генетически несём в себе ансамбль прекрасных самобытных качеств. Человек есть «чело веков»: он хранит в себе нравственный, духовный завет своих предков, своей нации.
Среди замечательных качеств нашего народа – доброта, духовность, отсутствие национально – эгоистических интересов, великодушие, широта натуры, разносторонняя одарённость, терпение, сверхнапряжение в труде, вольность, свободное искание правды, чувство Родины, самокритика, обострённое осознание личности, религиозность.
Лучшие национальные качества русского человека – это питательная почва нравственного чувства подрастающего поколения, путь обретения специфических свойств национальной русской духовности.
Сергий Радонежский, А.С. Пушкин, Серафим Соровский, В.Соловьёв, Ф. Тютчев, Л.Н. Толстой… - велик и – главное – не завершён ряд имён выразителей русской души.
Материалы классных часов помогут учащимся разобраться в сложном и противоречивом мире русской души, сделать свой жизненно важный выбор подобно тому, как совершали его наши предки и тысячу, и пятьсот, и пятьдесят лет назад.
Цель программы классных часов «Души прекрасные порывы» - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании.
Знакомясь с содержанием программы, учащиеся приобщаются к знанию русской культуры и одновременному «впитыванию» духовно-нравственных начал, что, по сути, абсолютно неотделимо. Эти знания помогут учащимся самостоятельно находить материал к занятиям, привьют любовь к чтению художественной и научно – популярной литературы.
В цикле классных часов используются методы: наблюдение, беседа, рассказ, работа с научно-популярной и художественной литературой и др.
Классные часы по программе «Души прекрасные порывы» призваны стать апологией русского человека. Это оценка поможет новому поколению нравственно приподняться, выйти из растерянности, безверия.
Основные задачи цикла программы «Души прекрасные порывы»:
- Изучение внутреннего осознанного поведения русского человека, его характера, поступков.
- Создание условий для формирования и развития у учащихся:
- интереса к изучению национальных традиций;
- творческих способностей;
- коммуникативных навыков, способствующих развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- нравственных качеств.
Общий тематический план
№ п/п | Основные разделы | Кол-во часов | Формы работы |
1 | Введение. Что такое русская душа? | 2 | Викторина «Знаете ли вы пословицы о душе?» |
2 | О людях с русской душой | 5 | Литературная викторина |
3 | Русские традиции | 7 | Конкурс-викторина «Народные приметы». Итоговый классный час «Праздник – душа народа». |
4 | Помнишь ли ты свои корни? | 7 | Игра – соревнование, анкета «Помнишь ли ты свои корни?», исследование «Древо жизни», деловая игра «Какой ты?» |
5 | Русская духовность в литературе и живописи | 10 | Викторина «История родного города», диспут «Духовность, завещанная отцами», исследование «Русское бескорыстие и доброта»,экскурсия в музей |
6 | Итоговые занятия. Игры. Праздники. Анкетирование. | 3 | Деловая игра «Колесо истории», праздник «Берёза – символ России», анкета «Русская душа» |
Итого: | 34 |
Тематическое планирование мероприятий, занятий
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Примечание |
1 | 1. Введение. Что такое русская душа? 2. Я русский. Русская душа | 2 | Викторина |
2 | О людях с русской душой 3. К. Рылеев. «Иван Сусанин». 4. М. В. Ломоносов – олицетворение русской души. 5. Русская душа Сергия Радонежского. 6. «Я родом из России» (судьба Б. Шергина). 7. Светлая душа В. А. Жуковского | 5 | Викторина |
3 | Русские традиции 8. Кузьминки – русский праздник. 9. Рождественские праздники. Святки. 10. Крещение. 11. Масленица. 12. Светлое Христово Воскресение. 13. Красная горка. Радоница. 14. Песня – душа народа. | 7 | Конкурс. Занимательный материал Итоговое занятие |
4 | Помнишь ли ты свои корни? 15. Моя родословная. Древо жизни. 16. Обрадуй маму. 17. Я и мой папа. 18. Совесть – мерило нравственности. Я и мои дедушка и бабушка. 19. Мир моих увлечений. Что я могу? 20. Занятие-открытие. «Я помню чудное мгновенье…» 21. Деловая игра «Какой ты?» | 7 | Занятие-исследование. Игры. Анкеты. «Визитная карточка» (игра-соревнование) |
5 | Русская духовность в литературе и в живописи 22. «Будь человеком с доброй душой». (Ю. Казаков «Тихое утро».) 23. Русский характер. «Все начинается с детства». (Ю. Яковлев «Рыцарь Вася».) 24. Талантливая русская душа (по повести И. С. Тургенева «Певцы»). 25. О чем плачет беспокойная душа В. Солоухина 26. Русская духовность в живописи. А. Рублев «Троица». 27. «Вспомним, братцы, русских славу!» (Величие души русских полководцев.) 28. Духовность, завещенная отцами (по повести А. Лиханова «Мой генерал»). 29. Памятные места родного края. 30. Экскурсия в музей. (Встреча со стариной.) 31. Русское бескорыстие и доброта | 10 | Занятие-представление. Викторина-диспут. Экскурсия (заочная). Итоговое занятие |
6 | Итоговые занятия 32. Деловая игра «Колесо истории». 33. Праздник «Береза – символ России». 34. Анкета «Русская душа» | 3 | |
Итого: | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа цикла классных часов «Души прекрасные порывы» состоит из 6 разделов, которые позволяют раскрыть понятие «русская душа», определить нравственные основы русского народа, познакомить с национальными традициями.
Введение (2 ч)
Позволяет дать понятие о русской душе, почувствовать себя сопричастным к многовековой истории русского народа, знакомит с лучшими нравственными качествами русского народа. На занятиях используется литературный материал по теме (стихи, песни, музыка, фрагменты художественных фильмов, картины русских художников).
О людях с русской душой (5 ч)
Знакомство с личностью великих людей России: М. В. Ломоносов, Сергий Радонежский, Б. Шергин, К. Рылеев, В. А. Жуковский.
При изучении этих тем раздела используются картины художников, музыкальные произведения, стихи русских поэтов, воспоминания современников, фрагменты фильмов, викторины по теме. К. Рылеев «Иван Сусанин» Иван Сусанин, совершивший подвиг во имя спасения Отчизны, — пример русского характера. Его героизм основан на глубокой любви к Родине, к своему народу, на чувстве достоинства. «Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, и радостно гибнет за правое дело» (К. Рылеев). М. В. Ломоносов — олицетворение Русской души М. В. Ломоносов — это личность, которую называют отцом русской науки и культуры, человек с талантливой, истинно русской душой. «Он, по правде говоря, был самым первым нашим университетом» (А. С. Пушкин). Пример творческой интенсивности в истории мировой науки. Гениальность, мужество, упорство ученого.
Русская душа Сергия Радонежского
Сергий Радонежский — патриот родной земли, совершивший подвижнический подвиг.
Светлая душа В. А. Жуковского
Вера поэта в нравственные силы человека. Заступничество за униженных и оскорбленных. Патриот, прославивший героев Отечественной войны 1812 года. Духовный наставник А. С. Пушкина.
«Я родом из России» (судьба Б. Шергина)
Борис Шергин — стойкий, мужественный человек. Благородство, святость. Размышление о детстве, о душе.
Русские традиции (7 ч)
Знакомство с богатыми традициями русского народа, с национальными праздниками:
• Кузьминки.
• Рождество. Святки.
• Крещение.
• Масленица.
• Светлое Христово Воскресение.
• Красная горка. Радоница.
Итоговым является занятие по теме «Песня — душа народа».
Основные методы и виды работы: наблюдение, рассказы, беседы, викторины, конкурсы.
Возможны различные формы занятий: театрализованное представление, концерт, устный журнал.
Помнишь ли ты свои корни? (7 ч)
Составление родословной своей семьи, взаимоотношения между старшими и младшими в семье, а также выявление семейных традиций на протяжении нескольких десятков лет. Моя родословная. Древо жизни. Я и мама. Я и папа. Совесть — мерило нравственности. Я и мои дедушка и бабушка. Мир моих увлечений.
Формы занятий разнообразны: исследование, игра, анкетирование, занятие-монолог (о себе, своей семье), классный час - открытие, деловая игра. В качестве наглядного материала используются домашние реликвии, рисунки-схемы генеалогического древа.
Русская духовность в литературе и в живописи (10 ч)
Что такое долг, честь, совесть. Ю. Казаков «Тихое утро», Ю. Яковлев «Рыцарь Вася», И. С. Тургенев «Певцы». Рассказы В. Солоухина. А. Лиханов «Мой генерал». Русская духовность в живописи. А Рублев «Троица». Из произведений Ю. Казакова, Ю. Яковлева, И. С. Тургенева, В. Солоухина, А. Лиханова узнаем о формировании русского характера.
Занятия-экскурсии (очные и заочные) позволяют познакомиться с памятными местами родного города, посетить исторический музей и «соприкоснуться» со старинными реликвиями. Фильм о А. Рублеве поможет почувствовать истоки русской духовности в живописи.
Итоговым занятием по разделу станет занятие-исследование «Русское бескорыстие и доброта».
Итоговые занятия (3 ч)
Подведение итогов работы за учебный год; предоставление возможности учащимся увидеть результаты своей деятельности по курсу.
Формы проведения занятий — деловая игра «Колесо истории», праздник «Берёза — символ России», анкетирование «Русская душа».
Развивающие цели программы: 1. Познакомить с произведениями русских писателей, композиторов, художников. 2. Представить личности русских людей выразителями русской души. 3. Раскрыть традиции и праздники русского народа.
Развивающие задачи программы:
1. Научить работать с периодической печатью и научно-популярной литературой; правильно отбирать материал по теме; излагать отобранный материал четко и последовательно; характеризовать и оценивать героев художественных произведений; описывать иллюстрации (устно или письменно) по данной теме. 2. Дать определение понятиям, составляющим «русскую душу».
Прогнозируемые результаты реализации программы:
- учащиеся должны знать традиции и праздники русского народа; представлять личности русских людей выразителями русской души;
- научиться работать с периодической печатью и научно-популярной литературой; правильно отбирать материал по теме; излагать отобранный материал четко и последовательно; характеризовать и оценивать героев художественных произведений; описывать иллюстрации (устно или письменно) по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы в 8 "Б" классе
Здесь отражены все мероприятия, которые мы запланировали сделать в течение учебного года....
"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.
Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...
План воспитательной работы с обучающимися 9 класса
Материал содержит план воспитательной работы в 9 классе, работу с родителями и еженедельное мероприятие...
План воспитательной работы для учащихся 11 класса
В плане отражены основные направления воспитательной деятельности с учащимися 11 класса: учебная и спортивная работа, патриотическое и трудовое воспитание, профилактика правонарушений, а также ра...
Программа воспитательной работы в 5-8 классах "Стать человеком".
Надо видеть себя в детях, помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом. ...
Программа воспитательной работы классного руководителя 9 класса.
В плане представлены цели и задачи воспитательной работы, характеристика класса и план мероприятий на учебный год....
Анализ воспитательной работы в 6 «В» классе за 2009-2010 уч.г.
6 «В» класс был сформирован в сентябре 2010 года, в который были переведены учащиеся из 6 «А» и «Б» классов и приехала новая ученица Холщевникова Аня из Красноярского края. В данном классе обуча...