Русская народная обереговая кукла Мартиничка
методическая разработка (5, 6, 7 класс) по теме
Традиционные славянские куклы - это неотъемлемая часть культуры наших предков. Сегодня на занятии мы будем делать обереговых кукол из ниток - Мартиничек. Этих кукол наши предки делали для закликания весны. Нитяных куколки должно быть две. Одна из белых ниток - это символ уходящей зимы. Вторая из красных - символ весны и жаркого лета. Так как праздник приходился на март - кукол назвали Мартиничами. Мартиничек развешивали на ветках деревьев, а дети привязывали куколок на длинные шесты, бегали с ними по деревне и закликали весну.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_russkaya_narodnaya_oberegovaya_kukla_martinichka.docx | 893.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов»
Красногвардейского района Белгородской области
Русская народная обереговая кукла Мартиничка
Автор: Дьячкова Татьяна Викторовна,
педагог дополнительного образования
Бирюч, 2017
Тема: Русская народная обереговая кукла.
Цель: Познакомить учащихся с историей возникновения кукол - оберегов. Показать их значение. Изготовить куклу - оберег из ниток Мартиничку своими руками.
Задачи:
Образовательная:
- познакомить с технологией изготовления куклы - оберега из ниток;
Развивающая:
- развивать внимание, самостоятельность и поисковую деятельность;
Воспитательная:
- привить бережное отношение к культурным традициям своего народа;
- укреплять интерес к народной игрушке, русской народной культуре.
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.
Дидактическая цель: Создать условия для применения полученных знаний и умений, способствовать их реализации в творческой деятельности.
Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - демонстрация образцов кукол и приемов работы, просмотр презентации; практические; репродуктивный, игровой.
Оборудование и материалы: пряжа красного и белого цвета, шаблон из картона 9х6см, ножницы.
Ход занятия:
І. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! На улице сегодня замечательная погода. Весна нас радует еще одним теплым солнечным днем, поднимает настроение. Садитесь поудобнее и с хорошим настроением начнем наше занятие.
Я предлагаю вам вспомним русскую народную сказку «Василиса Прекрасная». Помните, в ней умирая, мама Василисы, вместе с родительским Благословением дала дочке куколку и велела ее беречь, всегда держать при себе и никому не показывать. Эта куколка должна была помочь Василисе в трудную минуту. Куколку надо было напоить и накормить, после чего она даст совет, как помочь несчастью. Так и стала жить Василиса. Много испытаний выпало на ее долю - это и коварство Мачехи, и служба у злой Бабы Яги за которую она должна была, получить волшебный свет, льющийся из глаз черепа. Следуя советам куколки, Василиса успешно справлялась со всеми невзгодами.
- Как вы думаете, какой будет тема нашего занятия?
ІІ. Изучение новой темы.
Мотивация.
Как вы думаете, что сегодня на занятии мы будем мастерить?
Актуализация знаний и умений.
Наше занятие посвящено обереговым куклам. Сегодня вы узнаете, какую роль куклы-обереги играли в жизни наших предков и научитесь делать одну из таких кукол. Слайд 1.
Традиционные славянские куклы - это неотъемлемая часть культуры наших предков. Дом без игрушек считался бездуховным. Была такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Встарь верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой). Слайд 2
Традиционно русские куклы по своему назначению можно подразделить на игровые, обереговые и обрядовые. Слайд 3
- Как вы думаете, что означает слово «оберег»?
Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток.
Обереги известны с самых древних времён. Самые первые обереговые куклы делали из трав. Позже появились достойные их преемники куклы - обереги из ниток, которые делались только из определенных вида ниток: льна, пеньки, самодельных нитей крапивы или натуральной шерсти. На первый взгляд может показаться, что в обереговых куклах нет ничего особенного и все они почти одинаковые - кучка соломы, травы, тряпочек, палочек и ниточек. На самом деле это совсем не так. Каждая такая куколка имеет свое значение, предназначение и свои особенности. Слайд 4.
За две недели до рождения ребёнка мама будущего малыша делала куклу «Куватку» и клала ее в колыбель, чтобы та ее «согрела». После крещения ребенка, чтобы отвлечь от него внимание злых духов и недобрых людей, куклу «Куватку» вешали над кроваткой. Потом к первой кукле «Куватке» добавляли еще несколько, но не менее трех таких же кукол из разноцветной ткани. Позже, когда родители уходили в поле на работу, а ребёнок в доме оставался один он смотрел на этих ярких, цветных кукол и спокойно играл.
Слайд 5.
Ребенок подрастал, и в его жизни появлялись новые куколки, а примерно в пять лет он делал самостоятельно свою первую куклу Отдарок - на -подарок. Делали эту куклу дети для родителей, приучаясь с малых лет быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят. Этот обряд был очень важен, так как означал переход малыша в другую возрастную категорию, которая тоже отмечались куклами. Так, например, кукла Капустка, выставленная в окно, говорила о том, что в доме есть девушка-невеста, а на свадьбу молодым дарили парных кукол Неразлучников.
Были куколки для охраны здоровья, для хорошего урожая, для легкой дороги и еще много-много разных других кукол на все случаи жизни.
Слайд 6.
Настоящая обережная кукла делается без иглы, а иногда и без ножниц. Ткань из которой делают куклу не сшивается, а скручивается определенным образом и скрепляется красной обережной нитью. Из этой же нити на груди куклы делается обережный крест.
Традиционная кукла безлика. Лицо кукле не рисовали, оно оставалось белым. Считалось, что в куклу без лица не вселится злой дух и не сможет творить зло.
Сегодня на занятии мы будем делать обереговых кукол из ниток - Мартиничек.
Как вы думаете, когда делали такую куклу?
Праздники весеннего календаря на всей территории России начинались с обряда закликания весны, самыми главными участниками были дети и молодежь. Наши предки считали для того, чтобы Весна пришла, ее нужно было позвать, попросить прийти, выкликнуть. Отсюда и слово «заклички».
Кто знает, что же такое «закличка»?
«Заклички» - это обращения, непременно в стихотворной форме, к природным явлениям. Они пришли к нам из дальних далей - из старинных языческих ритуалов, обращенных к силам природы. Наши предки просили о хорошем урожае, о доброй охоте или рыбалке. Слайд 7.
Для закликания весны делали двух нитяных кукол. Одна делалась из белых ниток - это символ уходящей зимы. Вторая из красных - символ весны и жаркого лета. Так как праздник приходился на март - кукол назвали Мартиничами. Мартиничек развешивали на ветках деревьев, а дети привязывали куколок на длинные шесты, бегали с ними по деревне и закликали весну.
Заклички про весну:
Русская народная закличка:
1. Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
2. Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявыим,
С ячменем усатыим,
Со просом, со гречею,
С калиной-малиною,
С грушами, с яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой.
А еще Мартиничек прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, развешивали в доме и во дворе, потому что кроме праздничного значения эти куколки играли еще и обережную роль. Нужны были Мартинички чтобы отпугивать разгулявшихся в это время злых сил. Период с начала марта, вплоть до весеннего равноденствия считался неблагоприятным, потому что уходит зима, а вместе с ней уходит и их время, вот и злятся они, лютуют, стараются напоследок напакостничать. Оградить человека и его жилье от воздействия злых сил, и была задача Мартиничек. А еще встарь с помощью Мартиничек гадали. Для этого шли в лес, выбирали дерево, привязывали к нему кукол и загадывали желание. Через несколько дней проверяли: если Мартинички висят, невредимы, значит желание исполниться. Если же куклами что-то случилось, значит, желанию сбыться не суждено.
Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье на Неразлучной паре свадебных кукол чуть раздвигали в стороны руки, и на родительское плечо вешали Мартиничек. И так с каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире и шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары.
ІІІ. Практическая работа
Давайте повторим Т. Б при работе с ножницами. Слайд 8.
Инструкция по технике безопасности при работе с ножницами:
1. Храните ножницы в подставке ручками вверх.
2. Клади ножницы справа от себя, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
3. Не держите ножницы лезвием вверх.
4. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
5. Не режьте ножницами на ходу.
6. Не подходите к товарищу во время работы.
7. Передавай ножницы только с сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед.
8. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы
пальцы были в стороне от лезвия.
9. Не проводите руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно
пораниться.
Технику безопасности повторили, теперь вы можете смело приступать к работе, и постарайтесь «вложить» в своих кукол Мартиничек частичку своего тепла и доброты.
Слайд 9-14.
Технологическая карта изготовления куклы Мартинички
Графическое изображение | Описание работы |
Возьмем плотную картонку 6 х 9см, (от ее величины зависит размер куклы - Мартинички), ножницы, красные и белые нитки | |
Делаем 25 витков по длинной стороне картонки. | |
Под верхний изгиб ниток продвигаем нитку, завязываем и снимаем с картонки. | |
Делаем витой шнур из двух цветов ниток. Для того чтобы получить 15 см. готового витого шнура надо взять по 30 см красной и белой нитки. . | |
Подучившийся шнурок привязываем к месту перетяжки. | |
Для того чтобы сделать кукле косичку надо на длинную сторону картонки намотать 15 витков ниток. Затем продеть между верхними витками нитку и завязать ее. Нижние витки ниток разрезаем. | |
Получившиеся пряди делим на три части и плетем косичку. | |
По окончании плетения закрепляем косичку ниткой и подравниваем кончики. | |
Крепим косичку там же где и шнурок, туго фиксируем ее под узелком ниткой. Откидываем все нити в др. сторону и опять туго перевязываем ниткой в цвет, формируя голову. | |
Делаем руки. Для этого на длинную сторону картонки наматываем нитки (как же как для туловища), но количество витков при этом делаем в половину меньше (12-15) . | |
Перед тем как снять нитки с картонки продеваем между витками карандаш. | |
Витки под карандашом перевязываем, формируя кулачки. Затем концы витков в кулачках разрезаем, равняем, распушиваем. Так же поступаем со вторым концом заготовки. | |
Присоединяем руки к туловищу, продевая их между витками нитей, и перетягиваем ниткой в тон, формируя талию. Кукла - девочка готова. | |
Встарь куколки вязались одинаково как для мальчиков, так и для девочек, это было связано с тем, что до пяти лет всех детей одевали одинаково в длинную полотняную рубаху. Только после того как в начале 20 века появились различия в одежде малышей, стали делать кукол мальчиков. | |
Для того чтобы получить куклу мальчика нужно нитяную юбочку разделить пополам, и каждую часть внизу перевязать нитками формируя ножки. После того как обе куколки будут готовы связываем их вместе. |
Через 20 минут после начала практической части проводится физкульминутка.
Давайте разомнем пальчики:
Наши желтые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит ,
Лепестки колышит.
Наши желтые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головками качают.
Наши «Мартинички» готовы!
IV. Подведение итогов
- Что нового вы узнали, чему научились?
- Что такое оберег?
- Кто помнит, почему делали кукол без лица?
- Скажите, с какой целью делали кукол Мартиничек?
Обобщение знаний: Вот каких чудесных кукол мастерили наши бабушки. Они верили, что куклы обереги спасают от болезней и несчастий, хранят любовь и защищают от злых сил. Можно считать это мудростью или суеверием, можно не верить в магическую силу народных кукол, но знать это мы должны, как частичку прошлого, часть истории наших предков.
Рефлексия.
Ребята, вы сегодня прекрасно потрудились, и я предлагаю вам обозначить свои впечатления от занятия. Для этого выберите ленточку того цвета, который соответствует вашему настроению и украсите им наше дерево.
Спасибо за внимание, занятие закончено!
Литература:
- Берстенева Е., Догаева Н., Кукольный сундучок / Е. Берстенева,
- Н. Догаева .- Изд-во Белый город, 2013.- 112с.
- Зимина З. И. Текстильные обрядовые куклы. / З.И. Зимина. -М., Ладога-100,2007.- 64с.
- Котова И.Н., Котова А. С., Русские обряды и традиции. Народная кукла. /СПб: Париттет, 2006г.- 240с.
- Лыкова И.А. Куколки из сундучка. Любимые игрушки своими руками. / И.А. Лыкова.- Цветной мир ИД «Цветной мир», 2011.- 16с.
- Лыкова И.А. Лоскутные куколки. Любимые игрушки своими руками.
/И.А. Лыкова.- Цветной мир ИД «Цветной мир»,2011- 20с.
- Лыкова И.А. Бабушкины куколки. Любимые игрушки своими руками.
/И.А. Лыкова.- ИД «Цветной мир», 2012. - 18с.
- Шайуровпа Н.В. Традиционная тряпичная кукла./ Н.В. Шайуровпа.- Изд-во Детство-Пресс, 2015.- 176с.
Интернет - ресурсы:
http://hamlet.ru/? view=item&id=15867
http://cp12.nevsepic.com.ua/73/1352938756--rrsr.jpg
http://www.generace20.cz/wp-content/uploads/2010/05/amerling_prinzessin.jpg
http://ww w.espanarusa.com/files/autoupload/47/42/33/nnbu1wc261438.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский народный костюм. Кукла на конусе". "Технология" 8 класс
Урок разработан для 8 классов. Образовательная область "Технология (технологическое краеведение)". Также он может применяться в образовательной области "Искусство (Изобразительное искусство)" в раздел...
Народные промыслы в 7 классе "Обереговые куклы"
Урок в 7 классе народные промыслы "Обереговые кулкы".Разработан в соответствии с ФГОС....
«Мастер-класс занятия по ознакомлению с русской народной обрядовой куклой».
Представляю вашему вниманию мастер-класс занятия по ознакомлению с русской народной обрядовой куклой. Это целый цикл занятий. Занятия разрабатываются с учетом возрастных особенностей детей и принци...
Конспект урока по технологии «Изготовление народной куклы «Мартинички».
Урок - творческая мастерская, используется для ознакомления с детей с историей народной куклы, выполнение куклы на основе традиционной технологии....
презентация"Русская народная обереговая кукла Мартиничка"
Презентация к занятию "Русская народная обереговая кукла Мартиничка"...
Мастер-класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы "колокольчик".
В мастер-классе описано пошаговое изготовление тряпичной куклы "колокольчик" с фотографиями....
урок Русская народная тряпичная кукла"
Открытый урок 5класс "Русская народная тряпичная кукла"...