Русская народная обереговая кукла Мартиничка
методическая разработка (5, 6, 7 класс) по теме

Традиционные славянские куклы - это неотъемлемая часть культуры наших предков. Сегодня на занятии мы будем делать обереговых кукол из ниток - Мартиничек. Этих кукол наши предки делали для закликания весны.   Нитяных куколки должно быть две.    Одна из белых ниток - это символ уходящей зимы. Вторая из красных - символ весны и жаркого лета. Так как праздник приходился на март - кукол назвали Мартиничами.  Мартиничек развешивали на ветках деревьев, а дети привязывали куколок на длинные шесты, бегали с ними по деревне и закликали весну.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов»

Красногвардейского района Белгородской области

Русская народная обереговая кукла Мартиничка

                                                   Автор: Дьячкова Татьяна Викторовна,

                                                           педагог дополнительного образования

                                                   

Бирюч, 2017

Тема:   Русская народная обереговая  кукла.  

Цель: Познакомить учащихся с историей возникновения кукол - оберегов. Показать их значение.   Изготовить куклу - оберег из ниток Мартиничку своими руками.

 Задачи:

Образовательная:

- познакомить с технологией  изготовления куклы - оберега из ниток;

Развивающая:

- развивать  внимание, самостоятельность и поисковую  деятельность;

Воспитательная:

- привить бережное отношение к культурным традициям своего народа;

- укреплять интерес к народной игрушке,  русской народной культуре.

Тип урока: комбинированный  с применением ИКТ. 

Дидактическая цель: Создать условия для применения полученных  знаний и умений,   способствовать их реализации  в творческой деятельности.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - демонстрация образцов кукол и приемов работы, просмотр презентации; практические; репродуктивный, игровой.

Оборудование и материалы:    пряжа красного и белого цвета, шаблон из картона 9х6см, ножницы.

Ход занятия:

І. Организационный момент.

      Здравствуйте ребята!  На улице сегодня  замечательная погода. Весна нас радует еще одним теплым солнечным днем, поднимает настроение.  Садитесь поудобнее и с хорошим настроением начнем наше занятие.  

       Я предлагаю вам вспомним русскую народную сказку  «Василиса Прекрасная».  Помните, в ней умирая, мама  Василисы, вместе с родительским  Благословением  дала дочке куколку и  велела ее беречь,  всегда держать при себе и никому не показывать.  Эта куколка должна была помочь Василисе в трудную минуту. Куколку надо было напоить и накормить, после чего она даст  совет, как помочь несчастью. Так и стала жить Василиса. Много испытаний выпало на ее долю - это  и коварство Мачехи, и  служба  у злой Бабы Яги за которую она должна была, получить волшебный свет, льющийся из глаз черепа. Следуя советам куколки,  Василиса  успешно справлялась со всеми  невзгодами.

 - Как вы думаете, какой  будет тема нашего занятия?

ІІ. Изучение новой темы.

Мотивация.

Как вы думаете,  что  сегодня на занятии  мы будем мастерить?

Актуализация знаний и умений.

      Наше занятие   посвящено обереговым куклам. Сегодня вы узнаете,  какую роль куклы-обереги играли в жизни наших предков и научитесь делать одну из  таких кукол.                                                                         Слайд 1.

       Традиционные славянские куклы - это неотъемлемая часть культуры наших предков. Дом без игрушек считался бездуховным. Была  такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде.  Встарь верили, что игрушки охраняют детский сон   (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).                                         Слайд 2                                                                                                         

       Традиционно русские куклы по своему назначению можно подразделить на игровые, обереговые и обрядовые.                                                Слайд 3

-  Как вы думаете, что означает  слово «оберег»?

       Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток. 

      Обереги известны с самых древних времён. Самые первые обереговые куклы делали из трав. Позже появились достойные их преемники   куклы - обереги из ниток, которые делались только из определенных вида ниток: льна, пеньки, самодельных нитей крапивы или  натуральной шерсти. На первый взгляд может показаться, что  в  обереговых куклах   нет ничего особенного и все они почти одинаковые - кучка соломы, травы, тряпочек, палочек и ниточек. На самом деле это совсем не так.  Каждая такая куколка имеет свое значение, предназначение и свои особенности.              Слайд 4.                                                                                                           

       За две недели до рождения ребёнка мама будущего малыша делала куклу   «Куватку» и  клала  ее в колыбель, чтобы та ее «согрела».  После крещения ребенка,  чтобы отвлечь  от  него внимание злых духов и недобрых людей, куклу «Куватку» вешали над кроваткой.  Потом к первой кукле «Куватке» добавляли еще несколько, но не менее трех таких же кукол из разноцветной ткани.  Позже, когда родители уходили в поле на работу, а ребёнок в доме оставался один он смотрел на этих ярких, цветных кукол и спокойно играл.

                                                                                                             Слайд 5.                                                                                                              

       Ребенок подрастал, и в его жизни появлялись новые куколки, а примерно в пять лет он делал самостоятельно свою первую куклу Отдарок - на -подарок.  Делали эту куклу дети  для родителей, приучаясь с малых лет быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят.  Этот обряд был очень важен, так как означал переход малыша в другую возрастную категорию, которая тоже отмечались куклами. Так, например,  кукла Капустка, выставленная в окно, говорила о том, что в доме есть девушка-невеста, а на свадьбу молодым дарили парных кукол Неразлучников.

      Были куколки для охраны здоровья, для хорошего урожая, для легкой дороги и еще много-много разных других кукол на все случаи жизни.

                                                                                                              Слайд 6.

       Настоящая обережная кукла делается без иглы, а иногда и без ножниц.  Ткань из которой делают куклу не сшивается, а скручивается определенным образом и скрепляется красной обережной нитью. Из этой же нити на груди куклы делается обережный крест.  

       Традиционная кукла безлика. Лицо кукле не рисовали, оно оставалось белым. Считалось, что  в куклу без лица  не  вселится злой дух  и не сможет творить зло.

     Сегодня на занятии мы будем делать  обереговых кукол из ниток  - Мартиничек.

      Как вы думаете, когда делали такую куклу? 

      Праздники весеннего календаря на всей территории России начинались с обряда закликания весны, самыми главными участниками были дети и молодежь.   Наши предки считали для того, чтобы Весна пришла, ее нужно было позвать, попросить прийти, выкликнуть. Отсюда и слово «заклички».

       Кто знает, что же такое «закличка»?                                          

      «Заклички» - это обращения, непременно в стихотворной форме, к  природным явлениям. Они пришли к нам из дальних далей - из старинных языческих ритуалов, обращенных к силам природы. Наши предки просили о хорошем урожае, о доброй охоте или рыбалке.                                 Слайд 7.

     Для  закликания весны  делали  двух нитяных кукол. Одна делалась из белых ниток - это символ  уходящей зимы. Вторая из красных - символ весны и жаркого лета. Так как праздник приходился на март - кукол назвали  Мартиничами.  Мартиничек развешивали на ветках деревьев, а дети привязывали куколок на длинные шесты, бегали с ними по деревне и закликали весну.

Заклички про весну:

Русская народная закличка:


1. Весна, весна красная!
   Приди, весна, с радостью,
   С великою милостью:
   Со льном высоким,
   С корнем глубоким,
   С хлебом обильным!

 2. Приди к нам, весна, 
   Со радостью! 
   Со великою к нам 
   Со милостью! 
   Со рожью зернистою, 
   Со пшеничкой золотистою, 
   С овсом кучерявыим, 
   С ячменем усатыим, 
   Со просом, со гречею, 
   С калиной-малиною, 
   С грушами, с яблочками, 
   Со всякой садовинкой, 
   С цветами лазоревыми, 
   С травушкой-муравушкой.

       А еще Мартиничек прикалывали к одежде, привязывали к пояскам,  развешивали в доме и во дворе, потому что  кроме праздничного значения эти куколки играли еще и обережную роль.   Нужны были Мартинички   чтобы отпугивать разгулявшихся в это время злых сил.  Период с начала марта, вплоть до весеннего равноденствия считался неблагоприятным, потому что уходит зима, а вместе с ней уходит и их время, вот и злятся они, лютуют, стараются напоследок напакостничать. Оградить человека и его жилье от воздействия злых сил, и была задача  Мартиничек.  А еще  встарь с помощью Мартиничек   гадали. Для  этого  шли в лес, выбирали дерево, привязывали к нему кукол и загадывали желание.  Через несколько дней проверяли: если Мартинички висят, невредимы, значит желание исполниться. Если же  куклами что-то случилось, значит, желанию сбыться не суждено.  

       Имели эти куколки и второе значение. С рождением   ребенка в семье на Неразлучной  паре свадебных кукол чуть раздвигали в стороны руки, и на родительское плечо вешали Мартиничек. И так с каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире и шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары.

ІІІ.   Практическая работа

Давайте повторим Т. Б при работе с ножницами.                                Слайд 8.      

Инструкция по технике  безопасности при работе с ножницами:

1.   Храните ножницы в подставке ручками вверх.

2.    Клади ножницы справа от себя, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

3.    Не держите ножницы лезвием вверх.

4.    Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

5.    Не режьте ножницами на ходу.

6.    Не подходите к товарищу во время работы.

7.    Передавай ножницы только с сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед.

8.   Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы

        пальцы были в стороне от лезвия.

9.    Не проводите руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно

      пораниться.

       Технику безопасности  повторили, теперь вы можете смело приступать  к  работе,  и постарайтесь «вложить» в своих кукол Мартиничек   частичку своего тепла и доброты.

Слайд 9-14.

Технологическая карта изготовления куклы Мартинички

                                                                                                   

Графическое изображение

Описание работы

C:\Desktop\P3210015.JPG

Возьмем плотную картонку 6 х 9см, (от  ее величины зависит размер куклы - Мартинички), ножницы, красные и белые нитки

C:\Desktop\P3210040.JPG

Делаем  25  витков по длинной стороне картонки.

C:\Desktop\100OLYMP\P3220002.JPG

Под верхний изгиб  ниток продвигаем нитку,  завязываем и снимаем с картонки.

C:\Desktop\P3210067.JPG

 Делаем витой шнур из двух цветов ниток. Для того чтобы получить 15 см. готового витого шнура надо взять по 30 см красной и белой нитки.

  .      

C:\Desktop\100OLYMP\P3220025.JPG

Подучившийся шнурок привязываем  к   месту  перетяжки.  

C:\Desktop\100OLYMP\P3220011.JPG

Для того чтобы сделать кукле косичку  надо  на длинную сторону картонки намотать 15 витков ниток. Затем продеть между верхними витками нитку и завязать ее. Нижние витки ниток разрезаем.

C:\Desktop\100OLYMP\P3220017.JPG

Получившиеся пряди делим на три части и плетем косичку.

C:\Desktop\м.jpg

 По окончании плетения закрепляем  косичку ниткой и подравниваем кончики.

C:\Desktop\P3220029.JPG

Крепим косичку там же где и шнурок, туго  фиксируем ее под узелком ниткой.  

Откидываем все нити в др. сторону и опять туго перевязываем   ниткой в цвет, формируя голову.    

C:\Desktop\P3210043.JPG

   Делаем руки.  Для этого на длинную сторону картонки наматываем нитки (как же как  для туловища), но количество витков при этом делаем в половину меньше  (12-15) .

C:\Desktop\P3220003 (3).JPG

 Перед тем как снять нитки с картонки продеваем между  витками карандаш.

C:\Desktop\P3220002 (3).JPG

Витки под карандашом перевязываем, формируя кулачки.

Затем концы витков в кулачках разрезаем, равняем, распушиваем.    Так же  поступаем со вторым концом заготовки.  

C:\Desktop\100OLYMP\P3220034.JPG

Присоединяем руки  к туловищу, продевая  их между витками нитей, и перетягиваем ниткой в тон, формируя талию. Кукла - девочка готова.

C:\Desktop\P3210077.JPG

 Встарь куколки вязались одинаково как для мальчиков, так и для девочек,   это было связано с тем, что до пяти лет всех детей одевали одинаково в длинную полотняную рубаху. Только после того как в начале 20 века появились различия в одежде малышей, стали делать кукол мальчиков.

C:\Desktop\P3210078.JPG

Для того чтобы получить куклу мальчика нужно нитяную юбочку разделить пополам, и каждую часть внизу перевязать нитками формируя ножки. После того как обе куколки будут готовы связываем их вместе.  

       

Через 20 минут после начала практической части проводится физкульминутка.

Давайте разомнем пальчики:

Наши желтые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит ,

Лепестки колышит.

Наши желтые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головками качают.

         Наши «Мартинички» готовы!  

IV. Подведение итогов

- Что нового вы  узнали, чему научились?

- Что такое оберег?

- Кто помнит, почему делали кукол без лица?

- Скажите,   с какой целью делали  кукол Мартиничек?

        Обобщение знаний: Вот каких чудесных кукол мастерили наши бабушки. Они верили, что куклы обереги спасают от болезней и несчастий, хранят любовь и защищают от злых сил. Можно считать это мудростью или суеверием, можно не верить в магическую силу народных кукол, но знать это мы должны, как частичку прошлого, часть истории наших предков.

Рефлексия.

       Ребята, вы сегодня прекрасно потрудились, и я предлагаю вам обозначить свои впечатления от занятия. Для этого выберите ленточку того цвета, который соответствует вашему настроению и  украсите им  наше дерево.          

Спасибо за внимание, занятие закончено!

Литература:

  1. Берстенева Е., Догаева Н., Кукольный сундучок / Е. Берстенева,
  2. Н. Догаева .- Изд-во Белый город, 2013.- 112с.
  3. Зимина З. И. Текстильные обрядовые куклы.  / З.И. Зимина. -М., Ладога-100,2007.- 64с.
  4. Котова И.Н., Котова А. С., Русские обряды и традиции. Народная кукла. /СПб: Париттет, 2006г.- 240с.
  5. Лыкова И.А. Куколки из сундучка. Любимые игрушки своими руками.  / И.А. Лыкова.- Цветной мир ИД «Цветной мир», 2011.- 16с.
  6. Лыкова И.А. Лоскутные куколки. Любимые игрушки своими руками.  

/И.А. Лыкова.- Цветной мир ИД «Цветной мир»,2011-  20с.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

  1. Лыкова И.А. Бабушкины куколки. Любимые игрушки своими руками.

/И.А. Лыкова.- ИД «Цветной мир», 2012. - 18с.

  1. Шайуровпа Н.В. Традиционная тряпичная кукла./ Н.В. Шайуровпа.- Изд-во Детство-Пресс, 2015.- 176с.

Интернет - ресурсы:

http://hamlet.ru/? view=item&id=15867

http://cp12.nevsepic.com.ua/73/1352938756--rrsr.jpg

http://www.generace20.cz/wp-content/uploads/2010/05/amerling_prinzessin.jpg

http://ww w.espanarusa.com/files/autoupload/47/42/33/nnbu1wc261438.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский народный костюм. Кукла на конусе". "Технология" 8 класс

Урок разработан для 8 классов. Образовательная область "Технология (технологическое краеведение)". Также он может применяться в образовательной области "Искусство (Изобразительное искусство)" в раздел...

Народные промыслы в 7 классе "Обереговые куклы"

Урок в 7 классе народные промыслы "Обереговые кулкы".Разработан в соответствии с ФГОС....

«Мастер-класс занятия по ознакомлению с русской народной обрядовой куклой».

Представляю вашему вниманию мастер-класс занятия по ознакомлению с русской народной обрядовой куклой. Это целый цикл занятий. Занятия разрабатываются с учетом возрастных особенностей детей и принци...

Конспект урока по технологии «Изготовление народной куклы «Мартинички».

Урок - творческая мастерская, используется для ознакомления с детей с историей народной куклы, выполнение куклы на основе традиционной технологии....

презентация"Русская народная обереговая кукла Мартиничка"

Презентация к занятию "Русская народная обереговая кукла Мартиничка"...

Мастер-класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы "колокольчик".

В мастер-классе описано пошаговое изготовление тряпичной куклы "колокольчик" с фотографиями....

урок Русская народная тряпичная кукла"

Открытый урок  5класс "Русская народная тряпичная кукла"...