урок Русская народная тряпичная кукла"
план-конспект урока по технологии (5 класс)
Открытый урок 5класс "Русская народная тряпичная кукла"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkaya_narodnaya_tryapichnaya_kukla.docx | 229.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
"Русская народная тряпичная кукла»"
Предмет: Технология.
Урок по учебному плану, 5 класс, Раздел «Материаловедение».
Форма урока: Комбинированный урок
Цели урока:
Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с значением тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу;
Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
Воспитывающая – воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.
Оборудование и методическое оснащение:
- Мультимедийное оборудование;
- Презентация ;
- Выставка «Тряпичная кукла»;
- Инструкционная карта по изготовлению куклы «Вепсская»;
- Инструменты и материалы для практической работы (ножницы, ткань, нитки, кружево, вата).
Ожидаемые результаты:
- Усвоение знаний о традициях русского народа
- Умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала
Этапы урока:
- Орг. момент
- Сообщение темы, целей урока.
- Повторение пройденного материала.
- Новый материал.
- Практическая работа
- Физ.минутка
- Закрепление изученного материала.
- Анализ и оценка работ, итог урока
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка списочного состава класса.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы, целей урока.
Учитель: Вы любите играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней.
Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит?
Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.
III. Повторение пройденного материала.
Учитель:
-Где и из чего вырабатывают ткань?
-Какие виды волокон вы знаете?
-От чего зависят свойства тканей?
-Как называется профессия работника, изготавливающего ткань?
- Как определить лицевую и изнаночную стороны ткани?
-Назовите направление нити ткани?
-По каким признакам определяют нити утка?
-Как определить долевую нить ткани?
-Как называется неосыпаемый край ткани?
-Назовите виды крашения ткани?
-Из какого растения производят хлопчатобумажные ткани?
-Какие свойства тканей вы знаете?
IV. Изучение нового материала.
Учитель: На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.
Вопрос к учащимся: А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?
Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.
Вопрос к учащимся: Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?
Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.
Народные куклы делились на три группы:
- Куклы-обереги;
- Обрядовые куклы;
- Игровые куклы.
Вопрос к учащимся: Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах? Презентация слайдов.
.
1. Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.
Кукла на счастье
Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.
Пеленашка
Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.
«Кубышка-травница»
Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.
2. Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.
Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.
Неразлучники
Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.
Сёмик и Семичиха
Народные обрядовые куклы, олицетворяли собой хозяйственность, гостеприимство, порядочность. На праздник Троицы их вручали самым гостеприимным хозяевам.
3. Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления.
Учитель: На выставке представлены различные куклы.
И сегодня я предлагаю изготовить «Вепсскую куклу».
V. Практическая работа.
Учитель: Для изготовления куклы нам понадобится ткань белая и цветная, нитки, кружево, вата и ножницы. А так же инструкционная карта последовательного выполнения нашей куклы, которая поможет в её изготовлении.
Но прежде чем приступить к работе, а вы будете работать с режущими инструментами, что мы должны вспомнить? Верно, правила безопасной работы с ножницами .
Сегодня Вепсы – небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей. Вепсскую куклу матери делали из старых вещей без использования ножниц и иглы. Это правило соблюдал, чтобы жизнь ребёнка была «не резаная и не колотая. Эту куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы «согреть» её. После рождения ребёнка кукла Вепсская кукла висела над колыбелькой, охраняя малыша от порчи и сглаза. Когда ребёнок подрастал, её отдавали ему играть. Вепсская кукла – это образ замужней женщины. Вепсскую куклу называют ещё Кормилкой.
При изготовлении куклы можно составить опорную схему размышлений, в которой отразить основные его составляющие:
Учитель
- потребность
- себестоимость
- безопасность труда (вводный инструктаж по технике безопасности)
- эстетичность
- технология изготовления
- материалы и инструменты
Последовательный план изготовления тряпичной куклы.
VI. Физ.минутка
VII. Закрепление изученного материала.
Учитель:
- Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать? («Вепсская»)
- Для чего она служила, какое было её назначение? (Она оберегала от болезней).
- А с какими ещё тряпичными куклами вы сегодня познакомились? (Обрядовыми и игровыми).
- Рассмотрите экспонаты нашей выставки и укажите, какие относятся к обрядовым, а какие к игровым и оберегам.
VIII. Анализ и оценка работ учащихся. Итог урока.
Учитель подводит итог урока, совместно с учащимися делает вывод, выставляет оценки.
Вывод: Если зайти в магазин детских игрушек, то, конечно, разбегается взгляд от обилия красивых кукол. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд. Такая кукла станет необычным подарком для ваших близких.
Вопросы:
- Скажите, пожалуйста, вам понравилось изготавливать тряпичную куклу?
- Вы сможете сделать такую куклу самостоятельно?
- Пригодятся вам в дальнейшем знания по изготовлению тряпичной куклы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка конспекта урока с презентацией по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) по теме: "Народная тряпичная кукла. Кукла оберег Зернушка".
Материал предназначен для учащихся 6-7 классов коррекционных школ (8 вид)....
Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла – закрутка»
Мастер класс рассчитан на детей пятого класса, педагогов, родителей....
"Народная тряпичная кукла" презентация к занятию кружка "Умелые руки"
Презентация подготовлена для занятия по внеурочной деятельности (кружок "Умелые руки" 4 - 5 класс)....
Презентация к уроку "Народная тряпичная кукла на выхвалку"
Презентация знакомит учениц с девичьими народными тряпичными куклами....
Урок трудового обучения «Народная тряпичная кукла – закрутка».
Учебное занятие для учащихся 2-4 классов. Знакомит ребят с народной тряпичной куклой....
Мастер-класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы "колокольчик".
В мастер-классе описано пошаговое изготовление тряпичной куклы "колокольчик" с фотографиями....
Открытый урок по технологии: «Народная тряпичная кукла. Изготовление куклы «Выхвалка»» (5 класс).
Урок направлен на то, чтобы дать ученикам краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с ролью тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу «...