Использование потенциала внеурочной деятельности при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему
Каждый педагог вырабатывает свою систему подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в постоянно меняющихся условиях: уровень класса, отдельных учеников, подбор учащихся, уровень сформированности вычислительных навыков и т.д. Все эти факторы влияют на систему подготовки, которую учитель формирует каждый раз заново. Но неизменным остаётся сочетание урочной и внеурочной деятельности при подготовке к экзаменам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_potentsiala_vneurochnoy_deyatelnosti_pri_podgotovke_k_ege_i_oge.docx | 32.5 КБ |
bardak_t.v.pptx | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование потенциала внеурочной деятельности при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Учитель математики МБОУ СОШ №4 Староминский район Краснодарский край
В свое время А. Эйнштейн говорил: «Умеет учить тот, кто учит интересно». Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Для того чтобы дети не были равнодушны к учебе, необходимо преобразовать учебный труд в радостный, выполняемый с охотой. Если это удается сделать, то это чаще всего гарантия успеха.
В любом образовательном учреждении итоговая аттестация ОГЭ и ЕГЭ - это один из показателей качества образования школьников.
Самое важное при подготовке к ГИА
- Отработка вычислительных навыков.
Пользоваться калькулятором на экзамене запрещено, поэтому многое зависит от умения учащихся делать вычисления в уме или в столбик. Особый упор на устный счет, знание таблицы умножения. Применение способов быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней.
2.Обязательное знание правил и формул.
После повторения теоретических вопросов темы - 5-7 минутный математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры на её применение.
3.Постоянное совершенствование учебных навыков на практике.
Необходимо учить школьников общим универсальным приёмам и подходам к решению задач соответствующих типов.
4. Проверка знаний и умений учащихся.
- Введение с пятого класса в задания самостоятельных и контрольных работ по 1-2 задания из банка данных ОГЭ и ЕГЭ по математике;
- Создание банка вариантов различных заданий;
- Постепенный переход к тестовым заданиям к девятому классу;
- Использование работ, максимально приближенных к экзаменационным;
- Использование в работе специализированных сайтов, такие, как РЕШУ ОГЭ и ЕГЭ;
Самоподготовка учащихся в режиме online
Каждый педагог вырабатывает свою систему подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в постоянно меняющихся условиях: уровень класса, отдельных учеников, подбор учащихся, уровень сформированности вычислительных навыков и т.д. Все эти факторы влияют на систему подготовки, которую учитель формирует каждый раз заново. Но неизменным остаётся сочетание урочной и внеурочной деятельности при подготовке к экзаменам.
Перейдём к организации внеурочной деятельности.
Формы организации внеурочной деятельности учащихся.
- Школьные консультации
- Перекрёстные консультации
- Элективные курсы
- Межшкольный факультатив
- Математические кружки
Школьные консультации.
Древняя китайская мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду; покажи мне, и я запомню. Дай мне попробовать, и я научусь».(статистика)
Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:
– 10% от того, что они читают;
– 26% от того, что они слышат;
– 30% от того, что они видят;
– 50% от того, что они видят и слышат;
– 70% от того, что они обсуждают с другими;
– 80% от того, что основано на личном опыте;
– 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
– 95% от того, чему они обучаются сами.
Организация занятий основана на разноуровневом подходе к обучению. Именно такой подход позволяет детям попробовать всё на соответствующем их знаниям и способностям уровне.
Организуются консультации с учащимися 8 - 11‑х классов, на которых происходит формирование навыков необходимых для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Ученики подразделяются на группы по уровню знаний.
1 группа - учащиеся, знающие программный материал, высокомотивированные
2 группа – учащиеся, имеющие положительное отношение к учению, но слабо владеющие приёмами учебного труда
3 группа – имеющие слабые знания по предмету и не владеющие приёмами учебного труда. На занятия более слабых учеников могут приходить все желающие, там разбираются задания из первой части, на занятиях более продвинутых учеников, разбираются задания второй части.
Занятия в каждой группе начинается с пробного тестирования, цель которого – выявить пробелы в знаниях. Следующим этапом является повторение и проработка теоретического материала по теме, затем работа с практическим материалом. Незаменимой и, пожалуй, главной частью подготовки к ЕГЭ и ОГЭ является самостоятельная работа: без регулярной, осмысленной, творческой работы дома хорошего результата не добиться. Следующее занятие начинаем с разбора неясных моментов появившихся в ходе домашней подготовки. После отработки всех тем части 1 учащиеся приступают к самостоятельному решению КИМов. По возникающим вопросам консультирую учащихся уже индивидуально. Параллельно приступаем к работе с заданиями части 2.
В качестве организационных форм работы предпочитаю индивидуальные консультации с сильными учениками и слабыми, с «середнячками» - работа в малых группах. На занятиях 3 группы разбираются и отрабатываются задания 1 части, причём после выполнения контрольно-измерительных материалов выбираются 10-12 заданий, которые успешно выполняются учащимися, и отрабатываются в течение двух последних месяцев перед экзаменом.
При проведении анализа контроля особенно важным считаю накапливание информации о динамике качества знаний, выработку мер по устранению типичных ошибок, некоторых трудностей при усвоении материала.
Следующая форма работы: «Перекрёстные консультации»
Когда сильные учащиеся консультируют слабых, также к работе со слабоуспевающими учащимися 9 класса привлекаются консультанты-учащиеся 10 класса. Иногда дети находят более доходчивые способы объяснения, чем учитель. При этом пользу получают все, и консультанты, и те кого консультируют. повторяется материал 1 части, базового уровня.
Элективные курсы.
Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:
- способствовать самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;
- создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
- познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;
- активизировать познавательную деятельность школьников;
- повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
Содержание элективных курсов в 9 классах должно быть практико-ориентированным и направленным на выбор будущей профессии. В 10–11 классах содержание должно быть направлено на подготовку учащихся к продолжению образования.
То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения.
Элективные курсы дают обучающимся возможность удовлетворить свои интересы, расширить круг приобретаемых знаний, успешно подготовиться к ГИА и к ЕГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. Курсы призваны помочь старшеклассникам систематизировать знания и умения по темам, повысить свою математическую культуру, достичь уверенных навыков в решении стандартных и нестандартных творческих задач, а также сформировать привычку к поисковой активности не только при занятиях математикой, но и в обыденной жизни. Элективные курсы способствуют созданию положительной мотивации обучения, формируют навыки самообразования, критического мышления. На занятиях мы используем потенциал следующих учебных пособий и Интернет-ресурсы.
Межшкольный факультатив.
В Староминском районе методической службой совместно с тьюторами ОГЭ и ЕГЭ ежегодно организуется работа межшкольного факультатива. Межшкольный факультатив – это один из видов дифференцированного обучения, в которых учитывается главный принцип работы – принцип индивидуального подхода. В процессе проведения межшкольных факультативных занятий происходят углубление и расширение знаний учащихся по темам, развитие умений, навыков, формирование эмоционально-ценностных отношений. Межшкольный факультатив призван помочь ученикам в оценке своего потенциала с точки зрения образовательной перспективы.
Занятия межшкольного факультатива проводят учителя района. Это очень полезно для учащихся услышать иную подачу материала, познакомиться с новыми приёмами и методами решения стандартных и нестандартных задач, узнать «изюминки», которые есть в работе каждого учителя.
Математические кружки.
Работу по подготовке к ГИА необходимо начинать с 5 класса, предлагая на уроках учащимся задания ОГЭ и ЕГЭ, соответствующие их возрасту, а также огромную помощь может оказать организация математического кружка в 5-8 классах.
Кружок способствует формированию и развитию интереса учащихся к математике, расширяет и углубляет математические знания, развивает математический кругозор, мышление, способности, исследовательские умения школьников, позволяет в дальнейшем сделать правильный выбор профессии. Предусматриваются разные формы проведения занятий: групповые, индивидуальные, со всем составом детского объединения.
Занятия кружка позволяют познакомить учащихся с теми материалами и математическими фактами, для которых не хватает времени на уроках. Например, приёмы устного счёта. Предлагаю вашему вниманию несколько интересных, приёмов:
- Умножение на 11; 22;33; и т.д.
- возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5;
- вычитание из 1000
Можно воспользоваться пособиями:
- Рачинский С.А. 1001 задача для умственного счёта в школе.
- Перельман Я. Быстрый счёт.
На занятиях математического кружка можно отрабатывать умения, для которых недостаточно времени на уроках. Например, умение решать текстовые задачи.
В 5,6 классах отрабатывая технику вычислений на отвлечённых примерах, не забывайте периодически насыщать их житейским содержанием.
Например, мы нарабатываем навык умножения десятичных дробей и решили пример 44,5*1,2. Получили ответ 53,4. Обращаюсь к ребятам: «Придумайте задачку, для решения которой нам бы потребовалось выполнить действие умножения этих чисел». На первых порах придётся помочь с ответом. Когда же это обращение к творчеству детей будет уже для них привычно, много времени это не займёт, и вы услышите:
-длина прямоугольника 44,5 м, ширина 1,2 м; найти его площадь;
- мотоциклист двигался со скоростью 44,5 км/ч; найти расстояние, которое он преодолеет за 1,2часа;
- цена печенья 44,5 рубля за килограмм; Тёма купил ко дню рождения 1,2 кг этого печенья; найти стоимость покупки.
Выполнили какое-либо вычисление - предлагаю решить соответствующую устную одношаговую текстовую задачу, а затем уделяю пару минут коллективному сочинительству задач разнообразного содержания. Конечно, расшевелить фантазию ребят сразу не удастся, но нам не привыкать проявлять терпение и настойчивость. И постепенно становится видно, насколько лучше дети воспринимают текстовые задачи, воспроизводят решение типовых задач. Даже не самые сильные ученики потом смелее возьмутся за решение более сложных заданий.
Хочется еще сказать: если вы наметили решить задачу, то, прочитав её, не спешите анализировать условие, обсуждать алгоритм её решения до тех пор, пока:
- не дадите детям пару минут тишины на чтение текста «про себя»;
- не поднимете нескольких учеников, попросив их пересказать текст задачи.
И только после этого приступайте к коллективному поиску ответа на поставленный в задаче вопрос.
При таком подходе к решению задач многие ученики уже не так боязливо реагируют на них.
Кроме того в этих классах хорошо срабатывает приём ролевых игр при разборе и решении задач. Например, стоимость проездного билета на поезде рассчитывает кассир вокзала; грузоподъемность вагона – составитель поездов и т.д.
В рамках проектной деятельности интересна работа с обучающимися по составлению справочников. Это развивает их индивидуальные способности.
Использование метода проектов ведет к тому, что повторение, а значит и подготовка к экзаменам, идет постепенно, как бы «скрыто», но приводит к прочным знаниям и нужным в дальнейшей жизни навыкам.
При этом наблюдается:
Высокая степень самостоятельности и активности учащихся.
Перенос акцента в обучении с преподавания на учение.
С ростом уровня сложности деятельности учеников растет и уровень творчества и качества выполняемых работ.
Решая сложные задания, для которых нет определенного алгоритма, учащийся формирует собственную самостоятельность и готовность решать сложные проблемы в реальной жизни.
Важным в проектной деятельности, направленной на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ является умение выполнять задания большого объема, требующие терпения и внимания.
Формируются такие качества, как ответственность, добросовестность, умение доводить начатое дело до конца, защищать и отстаивать собственное мнение. Эти качества всегда вызывали уважение и ценились в обществе.
Примером может быть проект по составлению справочника, объединяющего темы: «Квадратные уравнения», «Теорема Виета», «Квадратные неравенства», «Квадратичная функция» или правила действий с десятичными и обыкновенными дробями.
При составлении справочников рекомендуется обратиться к пособию: Райбул С.В. «Алгебра и геометрия в таблицах и схемах».
Результаты ОГЭ 2017. Краевой средний балл- 16,1. Школьный средний балл- 18,1.
Процент качества составил-78. Успеваемость -100%.
Чтобы ученик успешно сдал экзамен, учитель должен вдохновить его своей неутомимостью и применением многочисленного ряда форм и методов по подготовке к Государственной итоговой аттестации.
Уважаемые коллеги! Желаю вам здоровья и успешной сдачи ГИА.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Умеет учить тот, кто учит интересно». А.Эйнштейн Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет.
Формы организации внеурочной деятельности. 1.Школьные консультации. 2.Перекрёстные консультации. 3.Элективный курс. 4.Межшкольный факультатив. 5.Математический кружок.
Первая группа - учащиеся , знающие программный материал, высокомотивированные; Вторая группа – учащиеся, имеющие положительное отношение к учению, но слабо владеющие приёмами учебного труда; Третья группа - имеющие слабые знания по материалу, и не владеющие приёмами учебного труда
Перекрёстные консультации.
Элективные курсы. - способствовать самоопределению ученика и выбору дальнейшей профессиональной деятельности; - создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле; - познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности; - активизировать познавательную деятельность школьников; - повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
Элективные курсы.
Элективные курсы.
Элективные курсы .
Межшкольный факультатив.
Математический кружок .
Процент успеваемости – 100% Процент качества – 78%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Лыжная подготовка» для 5-го класса на 35 часов. 1 час в неделю.
Лыжная подготовка на 35 часов в год....
Статья "Воспитательный = Социализирующий потенциал внеурочной деятельности".
Все мы рождаемся милыми, чистыми и непосредственными; поэтому мы должны быть воспитаны, чтобы стать полноценными членами общества....
Программа внеурочной деятельности "Школа подготовки вожатых"
В программе представлен методический материал по внеурочной деятельности....
Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в современной школе в условиях реализации ФГОС
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:...
«Роль дополнительного образования в развитии творческого потенциала внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».
Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. На внеурочном занятии «Звонкие голоса» через вокальное исполнение выявляю музыкальные с...
«Реализация социализирующего потенциала внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС начального общего образования»
Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, измен...
Потенциал внеурочной деятельности для формирования универсальных учебных действий обучающихся посредством иностранного языка
В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам ученика школы по учебным предметам выделен новый результат - получить возможость научиться. Например, результативно действовать в новых...