Использование потенциала внеурочной деятельности при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

Каждый педагог вырабатывает свою систему подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в постоянно меняющихся условиях: уровень класса, отдельных учеников, подбор учащихся, уровень сформированности вычислительных навыков и т.д. Все эти факторы влияют на систему подготовки, которую учитель формирует каждый раз заново. Но неизменным остаётся сочетание урочной и внеурочной деятельности при подготовке к экзаменам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование потенциала внеурочной деятельности при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

Учитель математики МБОУ СОШ №4 Староминский район Краснодарский край

   В свое время А. Эйнштейн говорил: «Умеет учить тот, кто учит интересно». Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Для того чтобы дети не были равнодушны к учебе, необходимо преобразовать учебный труд в радостный, выполняемый с охотой. Если это удается сделать, то это чаще всего гарантия успеха.

     В любом образовательном учреждении итоговая аттестация ОГЭ и ЕГЭ - это один из показателей качества  образования школьников.

Самое важное при подготовке к ГИА

  1. Отработка вычислительных навыков.

Пользоваться калькулятором на экзамене запрещено, поэтому многое зависит от умения учащихся делать вычисления в уме или в столбик. Особый упор на устный счет, знание таблицы умножения. Применение способов быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней.

2.Обязательное знание правил и формул.

После повторения теоретических вопросов темы -  5-7 минутный математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры на её применение.

3.Постоянное совершенствование учебных навыков на практике.

Необходимо учить школьников общим универсальным приёмам и подходам к решению задач соответствующих типов.

4. Проверка знаний и умений учащихся.

- Введение с пятого класса в задания самостоятельных и контрольных работ по 1-2 задания из банка данных ОГЭ и ЕГЭ по математике;

- Создание банка вариантов различных заданий;

- Постепенный переход к тестовым заданиям к девятому классу;

  • Использование работ, максимально приближенных к экзаменационным;
  •  Использование в работе специализированных сайтов, такие, как РЕШУ ОГЭ и ЕГЭ;

 Самоподготовка учащихся  в режиме online

        Каждый педагог вырабатывает свою систему подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в постоянно меняющихся условиях: уровень класса, отдельных учеников, подбор учащихся, уровень сформированности вычислительных навыков и т.д. Все эти факторы влияют на систему подготовки, которую учитель формирует каждый раз заново. Но неизменным остаётся сочетание урочной и внеурочной деятельности при подготовке к экзаменам.

Перейдём к организации внеурочной деятельности.

Формы организации внеурочной деятельности учащихся.

  1. Школьные консультации
  2. Перекрёстные консультации
  3. Элективные курсы
  4. Межшкольный факультатив
  5. Математические кружки

Школьные консультации.

Древняя китайская мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду; покажи мне, и я запомню. Дай мне попробовать, и я научусь».(статистика)

Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:

– 10% от того, что они читают; 
– 26% от того, что они слышат; 
– 30% от того, что они видят; 
– 50% от того, что они видят и слышат; 
– 70% от того, что они обсуждают с другими; 
– 80% от того, что основано на личном опыте; 
– 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают; 
– 95% от того, чему они обучаются сами.

     Организация занятий основана на разноуровневом подходе к обучению. Именно такой подход позволяет детям попробовать всё на соответствующем их знаниям и способностям уровне.

 Организуются консультации с учащимися 8 - 11х классов, на которых происходит формирование навыков необходимых для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Ученики подразделяются на группы по уровню знаний.

1 группа - учащиеся, знающие программный материал, высокомотивированные

2 группа – учащиеся, имеющие положительное отношение к учению, но слабо владеющие приёмами учебного  труда

3 группа – имеющие слабые знания по предмету и не владеющие приёмами учебного труда. На занятия более слабых учеников могут приходить все желающие, там разбираются задания из первой части, на занятиях более продвинутых учеников, разбираются задания второй части.

      Занятия в каждой группе  начинается с пробного тестирования, цель которого – выявить пробелы в знаниях. Следующим этапом является повторение и проработка теоретического материала по теме, затем работа с практическим материалом. Незаменимой и, пожалуй, главной частью подготовки к ЕГЭ и ОГЭ является самостоятельная работа: без регулярной, осмысленной, творческой работы дома хорошего результата не добиться. Следующее занятие начинаем с разбора неясных моментов появившихся в ходе домашней подготовки. После отработки всех тем части 1 учащиеся приступают к самостоятельному решению КИМов. По возникающим вопросам консультирую учащихся уже индивидуально. Параллельно приступаем к работе с заданиями части 2.

В качестве организационных форм работы предпочитаю индивидуальные консультации с сильными учениками и слабыми, с «середнячками» - работа в малых группах. На занятиях 3 группы  разбираются и отрабатываются задания 1 части, причём после выполнения контрольно-измерительных материалов выбираются 10-12 заданий, которые успешно выполняются учащимися, и отрабатываются в течение двух последних месяцев перед экзаменом.

      При проведении анализа контроля особенно важным считаю накапливание информации о динамике качества знаний, выработку мер по устранению типичных ошибок, некоторых трудностей при усвоении материала.

       Следующая форма работы: «Перекрёстные консультации»

      Когда сильные учащиеся консультируют слабых, также к работе со слабоуспевающими учащимися 9 класса привлекаются консультанты-учащиеся 10 класса. Иногда дети находят более доходчивые способы объяснения, чем учитель. При этом пользу получают все, и консультанты, и те кого консультируют. повторяется материал 1 части, базового уровня.

Элективные курсы.

Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:

- способствовать самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;

- создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;

- познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;

- активизировать познавательную деятельность школьников;

- повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

     Содержание элективных курсов в 9 классах должно быть практико-ориентированным и направленным на выбор будущей профессии. В 10–11 классах содержание должно быть направлено на подготовку учащихся к продолжению образования.

       То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения.

Элективные курсы дают обучающимся возможность удовлетворить свои интересы, расширить круг приобретаемых знаний, успешно подготовиться к ГИА и к ЕГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. Курсы призваны помочь старшеклассникам систематизировать знания и умения по темам, повысить свою математическую культуру, достичь уверенных навыков в решении стандартных и нестандартных творческих задач, а также сформировать привычку к поисковой активности не только при занятиях математикой, но и в обыденной жизни. Элективные курсы способствуют созданию положительной мотивации обучения, формируют навыки самообразования, критического мышления. На занятиях мы используем потенциал следующих учебных пособий и Интернет-ресурсы.

Межшкольный факультатив.

В Староминском районе методической службой совместно с тьюторами ОГЭ и ЕГЭ ежегодно организуется работа межшкольного факультатива. Межшкольный факультатив – это один из видов дифференцированного обучения, в которых учитывается главный принцип работы – принцип индивидуального подхода. В процессе проведения межшкольных факультативных занятий происходят углубление и расширение знаний учащихся по темам, развитие умений, навыков, формирование эмоционально-ценностных отношений. Межшкольный факультатив призван помочь ученикам в оценке своего потенциала с точки зрения образовательной перспективы.

Занятия межшкольного факультатива проводят учителя района. Это очень полезно для учащихся услышать иную подачу материала, познакомиться с новыми приёмами и методами решения стандартных и нестандартных задач, узнать «изюминки», которые есть в работе каждого учителя.

Математические кружки.

Работу по подготовке к ГИА необходимо начинать с 5 класса, предлагая на уроках учащимся задания ОГЭ и ЕГЭ, соответствующие их возрасту, а также огромную помощь может оказать организация математического кружка в 5-8 классах.

Кружок способствует формированию и развитию интереса учащихся к математике, расширяет и углубляет математические знания, развивает математический кругозор, мышление, способности, исследовательские умения школьников, позволяет в дальнейшем сделать правильный выбор профессии. Предусматриваются разные формы проведения занятий: групповые, индивидуальные, со всем составом детского объединения.

   Занятия кружка позволяют познакомить учащихся с теми материалами и математическими фактами, для которых не хватает времени на уроках. Например, приёмы устного счёта. Предлагаю вашему вниманию несколько интересных, приёмов: 

  • Умножение на 11; 22;33; и т.д.
  • возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5;
  • вычитание из 1000

Можно воспользоваться пособиями:

  • Рачинский С.А. 1001 задача для умственного счёта в школе.
  • Перельман Я. Быстрый счёт.

На занятиях математического кружка можно отрабатывать умения, для которых недостаточно времени на уроках. Например, умение решать текстовые задачи.

  В 5,6 классах  отрабатывая технику вычислений на отвлечённых примерах, не забывайте периодически насыщать их житейским содержанием.

   Например,  мы нарабатываем навык умножения десятичных дробей и решили пример 44,5*1,2. Получили ответ 53,4. Обращаюсь  к ребятам: «Придумайте задачку, для решения которой нам бы потребовалось выполнить действие умножения этих чисел».  На первых порах придётся помочь с ответом. Когда же это обращение к творчеству детей будет уже для них привычно, много времени  это не займёт, и вы услышите:

-длина прямоугольника 44,5 м, ширина 1,2 м; найти его площадь;
- мотоциклист двигался со скоростью 44,5 км/ч; найти расстояние, которое он преодолеет за 1,2часа;

- цена печенья 44,5 рубля за килограмм; Тёма купил ко дню рождения 1,2 кг этого печенья; найти стоимость покупки.

    Выполнили какое-либо вычисление - предлагаю решить соответствующую устную одношаговую текстовую задачу, а затем уделяю пару минут коллективному сочинительству задач разнообразного содержания. Конечно, расшевелить фантазию ребят    сразу не удастся, но   нам не привыкать проявлять терпение и настойчивость. И  постепенно   становится видно, насколько лучше дети воспринимают текстовые задачи, воспроизводят решение типовых задач. Даже не самые сильные ученики потом смелее возьмутся за решение более сложных заданий.

      Хочется  еще сказать: если   вы наметили решить задачу, то, прочитав её, не спешите анализировать условие, обсуждать алгоритм её решения до тех пор, пока:

- не дадите детям пару минут тишины на чтение текста «про себя»;
-   не поднимете нескольких учеников, попросив их пересказать текст задачи.

 И только после этого приступайте к коллективному поиску ответа на поставленный в задаче вопрос.

При таком подходе к решению задач многие ученики уже не так боязливо реагируют на них.

     Кроме того в этих классах хорошо срабатывает приём ролевых игр при разборе и решении задач. Например, стоимость проездного билета на поезде рассчитывает кассир вокзала; грузоподъемность вагона – составитель поездов и т.д.

     В рамках проектной деятельности интересна работа с обучающимися по составлению справочников. Это развивает их индивидуальные способности.

    Использование метода проектов ведет к тому, что повторение, а значит и подготовка к экзаменам, идет постепенно, как бы «скрыто», но приводит к прочным знаниям и нужным в дальнейшей жизни навыкам.

При этом наблюдается:

Высокая степень самостоятельности и активности учащихся.

Перенос акцента в обучении с преподавания на учение.

С ростом уровня сложности деятельности учеников растет и уровень творчества и качества выполняемых работ.

   Решая сложные задания, для которых нет определенного алгоритма, учащийся формирует собственную самостоятельность и готовность решать сложные проблемы в реальной жизни.

    Важным в проектной деятельности, направленной на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ является умение выполнять задания большого объема, требующие терпения и внимания.

     Формируются такие качества, как ответственность, добросовестность, умение доводить начатое дело до конца, защищать и отстаивать собственное мнение. Эти качества всегда вызывали уважение и ценились в обществе.

       Примером может быть проект по составлению справочника, объединяющего темы: «Квадратные уравнения», «Теорема Виета», «Квадратные неравенства», «Квадратичная функция» или правила действий с десятичными и обыкновенными дробями.

При составлении справочников рекомендуется обратиться к пособию: Райбул С.В. «Алгебра и геометрия в таблицах и схемах».

Результаты ОГЭ 2017. Краевой средний балл- 16,1. Школьный средний балл- 18,1.

Процент качества составил-78. Успеваемость -100%.

Чтобы ученик успешно сдал экзамен, учитель должен вдохновить его своей неутомимостью и применением многочисленного ряда форм и методов по подготовке к Государственной итоговой аттестации.

Уважаемые коллеги! Желаю вам здоровья и успешной сдачи ГИА.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование потенциала внеурочной деятельности при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Бардак Т.В. у читель математики МБОУ СОШ № 4 Староминский район

Слайд 2

«Умеет учить тот, кто учит интересно». А.Эйнштейн Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет.

Слайд 3

Формы организации внеурочной деятельности. 1.Школьные консультации. 2.Перекрёстные консультации. 3.Элективный курс. 4.Межшкольный факультатив. 5.Математический кружок.

Слайд 4

Первая группа - учащиеся , знающие программный материал, высокомотивированные; Вторая группа – учащиеся, имеющие положительное отношение к учению, но слабо владеющие приёмами учебного труда; Третья группа - имеющие слабые знания по материалу, и не владеющие приёмами учебного труда

Слайд 5

Перекрёстные консультации.

Слайд 6

Элективные курсы. - способствовать самоопределению ученика и выбору дальнейшей профессиональной деятельности; - создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле; - познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности; - активизировать познавательную деятельность школьников; - повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

Слайд 7

Элективные курсы.

Слайд 8

Элективные курсы.

Слайд 9

Элективные курсы .

Слайд 10

Межшкольный факультатив.

Слайд 11

Математический кружок .

Слайд 12

Процент успеваемости – 100% Процент качества – 78%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитательный = Социализирующий потенциал внеурочной деятельности".

Все мы рождаемся милыми, чистыми и непосредственными; поэтому мы должны быть воспитаны, чтобы стать полноценными членами общества....

Программа внеурочной деятельности "Школа подготовки вожатых"

В программе представлен методический материал по внеурочной деятельности....

Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в современной школе в условиях реализации ФГОС

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:...

«Роль дополнительного образования в развитии творческого потенциала внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».

Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. На внеурочном занятии «Звонкие голоса»  через вокальное исполнение выявляю музыкальные с...

«Реализация социализирующего потенциала внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС начального общего образования»

Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, измен...

Потенциал внеурочной деятельности для формирования универсальных учебных действий обучающихся посредством иностранного языка

В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам ученика школы по учебным предметам выделен новый результат - получить возможость научиться. Например, результативно действовать в новых...