Краеведение как одна из форм гражданско - нравственного становления и развития школьников.
статья на тему
Выступление на педагогическом совете школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краеведение как одна из форм гражданско - нравственного становления и развития школьников в рамках конкурса-фестиваля рисунка и эссе «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит» посвященного новомученикам, исповедникам, подвижникам благочестия Церкви Русской.
Культура любого народа формируется под влиянием национального мышления. В отдельных культурных памятниках отражаются особенности менталитета. В то же время мышление зачастую определяется культурными особенностями. Человек мыслит, исходя из понятий, сформированных в культуре нации. Особенности мышления также определяются традициями. Именно поэтому нельзя определять менталитет только как национальное мышление. Культурные составляющие являются самостоятельными характеристиками менталитета. В качестве примера приведём четверостишие К.Симонова, фронтового поэта и корреспондента (очень популярного, любимого в годы войны, известного многим и сейчас по стихотворению «Жди меня»):
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих…
В этих нескольких строчках – накал общего национального и духовного чувства народа. Не случайно в годы войны вспомнили и серьёзно опирались на имена и подвиги, одержанные русскими воинами начиная со времен Александра Невского (покровителя русских воинов, благоверного, т.е. «верного благу» князя).
А изучением нашего исторического прошлого, наших исторических корней занимается краеведение. Поэтому Краеведения является одной из форм гражданско-нравственного становления и развития учащихся.
Большая Советская энциклопедия дает самое развернутое определение: «Краеведение — всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края»
Главная цель школьного краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край – территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов.
Потенциал краеведения велик. Он способствует развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.
Трудолюбие – это черта характера, которая обозначает стремление, желание и склонность человека к труду. Является положительным качеством, необходимым для успешной деятельности; разумное распределение времени, уделяемого работе и отдыху.
Трудолюбие Сергия Радонежского известно всем, кто знаком с житием святого. Он занимался физическим трудом каждый день: работал на огороде , заготавливал дрова, т.е находил себе постоянное занятие физическим трудом в свободное от молитвы время. Святой очень мало отдыхал.
Честность — это одна из основных человеческих добродетелей, моральное качество, которое отражает одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам.
Справедливость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания. Является одним из высших принципов взаимных отношений между людьми
Чувство национального достоинства — это внутреннее переживание людьми ценности, значимости и самобытности собственной нации в сообществе разных народов безотносительно к каким бы то ни было критериям оценок.
Долг – это нравственная задача, которую человек формулирует для себя на основании нравственных требований, обращенных ко всем. (Долг перед Родиной, профессиональный долг, родительский долг и т.д)
Милосердие — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.
Задача воспитать все вышеперечисленные качества ставятся и организаторами конкурса-фестиваля рисунка и эссе «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит» посвященного новомученикам, исповедникам, подвижникам благочестия Церкви Русской.
Важно помнить! Прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нем слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и большие разочарования. Объективное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе обновления и развития общества это одна из задач краеведения.
В настоящее время теме подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской уделяется большое внимание.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла специалистами Синодального отдела религиозного образования и катехизации разработаны методические рекомендации по проведению занятий в образовательных организациях общего и дополнительного образования в связи с предстоящей столетней годовщиной событий 1917 года.
Для образовательных организаций с религиозным (православным компонентом) и православных организаций дополнительного образования данный курс рекомендуется в качестве учебного модуля «Новомученики и исповедники Церкви Русской», интегрированного в учебную дисциплину «Основы православной веры» (часть «История Русской Православной Церкви»).
Для государственных и муниципальных образовательных организаций данный курс рекомендуется для духовно-нравственного направления во внеурочной деятельности.
Встраивание этого модуля в образовательный процесс продиктовано необходимостью сфокусировать внимание обучающихся на подвиге соотечественников, пострадавших за веру Христову и верность Церкви в первой половине ХХ века, с целью формирования целостного представления об их подвиге народа России в контексте истории Отечества.
160715_METODICH.-REKOMEND.-DLYA-SHKOL_1.DOC
Ссылка для скачивания методических рекомендации по проведению занятий, посвященных подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской в образовательных организациях
Изучение данного модуля может проводиться как в традиционной урочной форме, так и с использованием различных творческих форм, выездных занятий в традициях музейной педагогики, паломнических поездок. По завершении изучения курса рекомендуется защита творческих работ: рефератов, докладов, эссе, сочинений, рассказов, дневников, презентаций, альбомов, мини-архивов и др., для школьников старшего возраста возможно проведение научно-практической конференции, семинара, защиты презентаций, выставки творческих работ (защита экспонатов) и др.
Сохранению памяти о новомучениках и исповедниках и популяризации их наследия в значительной мере способствуют выездные занятия в музеях, местах памяти новомучеников (Бутовский полигон и др.), встречи с родственниками, духовными чадами, с учеными и исследователями, которые собирают материалы, свидетельствующие о подвиге новомучеников и исповедников, авторами книг и других публикаций об их жизни, участие в различных просветительских мероприятиях: тематических книжных выставках, конференциях и семинарах, просмотрах фильмов.
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
11 декабря 1996 года, в день памяти митрополита Серафима (Чичагова) освящён большой каменный православный Храм новомучеников и исповедников Российских в Бутове.
Учащиеся нашей школы часто посещают это святое место.
Экспедиция в село Барахманы Большеигнатовского района республики Мордовии.
Вот история священномученика Владимира (Четверина). Он родился в селе Барахманский Гарт или Барахман-Гарт Ардатовского уезда Симбирской губернии (ныне с. Барахманы Большеигнатовского района Мордовии) в 1874 (по другим источникам 1884) году, в Симбирской губернии. Он работал учителем в школе, затем – в церковноприходской школе. В 36 лет был рукоположен в священники. У отца Владимира с его матушкой была большая семья - 11 человек детей.
После революции новая власть отправила в деревню продовольственные отряды, чтобы реквизировать у крестьян хлеб. Прихожане отца Владимира попросили священника сохранить зерно, отложенное на пропитание и весенний сев. Об этом стало известно властям и священника задержали. Кроме этого его обвинили в том, что он не отдал метрические книги, в которых регистрировались венчания, крещения и отпевания. Его изнуряли допросами, но отец Владимир не признал своей вины и никого не оговорил. Жители окрестных деревень просили снять арест с приходского священника. Но иерея приговорили к расстрелу. И в ночь на 14 сентября 1918 года священника расстреляли.
Имя Владимира Четверина внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода РПЦ от 17 июля 2006 г.
Мощи священномученика Владимира (Четверина) обретены и в сентябре 2007 года перенесены в Кафедральный Собор в честь св. Феодора Ушакова (Свято-Федоровский) в Саранске. Вот такая история одного из тысяч приходских батюшек из крестьян.
13 мая состоялся выездной поход учащихся 5 класса в Истринский район Московской области. Маршрут разработал отец Николай Петров: ст.73 километр (Рижской ж/д) — дер.Чаново- дер. Филатово — п.Глебово — ст. Холщёвки.
История этого района очень богата разнообразными событиями. Например деревня Филатово, находящаяся на обоих берегах речки Маглуши, известна была уже с середины XVI столетия, здесь происходили события связанные со Смутным временем. Этот район любили посещать такие знаменитые люди, как композиторы П. И.Чайковский, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский и писатель А.П.Чехов.
Особый исторический этап — это период Великой Отечественной войны. В ноябре—декабре 1941 г. Истринский район стал местом ожесточенных боев наших войск с фашистскими захватчиками.
Всё это нам рассказал во время похода Отец Николай. Но главной целью нашего похода было посещение храма Рождества Христова, где служил с 1895 по 1938 годы новомученик Церкви Русской Алексий Смирнов, расстрелянный 28 февраля 1938 года на Бутовском полигоне.
Кроме познавательной информации в походе мы испытали много позитивных эмоций. Особенно запомнилась всем участникам природная «полоса препятствий» в виде болотистой местности и поваленных деревьев. На привале мы устроили праздничную трапезу. Кроме того, нам посчастливилось окунуться в источник Казанской Божией Матери в поселке Глебово.
Важно помнить, что прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нем слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и большие разочарования. Объективное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе обновления и развития общества это одна из задач краеведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание школьников в учреждении дополнительного образования
Этот материал представлен в аттестационную папку. Тема инновационного опыта "Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание школьников в учреждении дополнительного образовании"....
«Литературное краеведение как одна из форм внеклассной и внешкольной работы по литературе»
Литературно-краеведческие материалы не только приобщают нас к культуре иистории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но помогают по-новому осветить некоторые моменты тво...
Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников средствами проектной деятельности на уроках литературы и краеведения
Из опыта работы...
Внеурочная историко-краеведческая проектно-исследовательская деятельность как форма духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся.
Краткий анализ практической деятельности....
Обучающий коучинг "Диалоговое обучение как одна из форм эффективных педагогических технологий по развитию речи учащихся"
Целью данного коучинга являлось: оказать содействие участникам занятия в понимании «что такое диалоговое обучение» и в применении данного модуля в учебном процессе.Учителя буду...
Статья: "Краеведение как одна из форм реализации требований государственного образовательного стандарта нового поколения"
Краеведение как одна из форм реализации требований государственного образовательного стандарта нового поколения...