ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
методическая разработка на тему
На плечи современного учителя ложится большая ответственность за воспитание детей – будущих патриотов, но, главное, людей думающих и чувствующих.Наш сборник «Воспитать гражданина и патриота» обобщает опыт учителей в сфере патриотического воспитания и адресован всем, кто интересуется проблемами гражданско-патриотического воспитания молодежи.Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность:привитие чувства любви к родному языку,осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_.docx | 20.97 КБ |
doklad_.ppt | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
На плечи современного учителя ложится большая ответственность за воспитание детей – будущих патриотов, но, главное, людей думающих и чувствующих. Наш сборник «Воспитать гражданина и патриота» обобщает опыт учителей в сфере патриотического воспитания и адресован всем, кто интересуется проблемами гражданско-патриотического воспитания молодежи. | 2 слайд |
Наш лицей - центр гражданско-патриотического воспитания, главной целью которого является создание воспитательно - образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности и способности к успешной социальной адаптации. | 3 слайд |
В воспитании гражданского патриотизма имеют значение все учебные предметы, но особую роль призваны сыграть русский язык и литература. Русский язык - учебный предмет, познавательная ценность которого очень высока: прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности. Поэтому важно научиться умелому обращению с ним. | 4 слайд |
Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладают уроки литературы. Такие уроки, как урок – размышление, урок - дискуссия и другие, воспитывают личность, оказывают влияние на её духовный мир, на выбор нравственных ориентиров, помогают воспитывать истинного человека, человека духовного, готовят их к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки. | 5 слайд |
Одним из важных направлений нашей работы по формированию гражданских позиций обучающихся является работа с материалом по краеведению. Местный материал очень удобен для анализа, заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогая осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край. Очень оживляют работу элементы поиска, исследования, коллективные и индивидуальные творческие задания. На уроках русского языка и литературы мы используем тексты по истории Ульяновской области; - фольклорные произведения Симбирского края: шутки, небылицы, прибаутки, присказки, пословицы, поговорки; - произведения поэтов и писателей Ульяновской области; - материалы из местных газет, которые вызывают чувство гордости за свой край, за своих земляков. | 6 слайд |
Кроме уроков русского языка и литературы огромное значение имеет и внеклассная работа. Во внеурочное время учащиеся и педагоги участвуют в акциях и творческих конкурсах. Акция «Моё военное детство»; «Рябининские чтения»; «Живая классика»; «Мы о войне стихами говорим»; Всероссийский конкурс сочинений; Конкурс сочинений «Я расскажу вам об Афгане». | 7 слайд |
Также проводятся встречи с ветеранами, поисковые и исследовательские работы, которые тесно связаны с краеведением. Русский педагог Василий Александрович Сухомлинский так сказал о сущности краеведческой работы: «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы всё это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ родной матери и родного отца, как вечное сияние звёзд, как прекрасный мир, открывающий перед глазами человека». | 8 слайд, 9 слайд |
Чтобы осознать себя гражданином, ребёнок должен чувствовать сопричастность к судьбе своего народа. Получая знания о своей родине, о её природе, населении, истории, культуре в ходе экскурсий, ребёнок учится гордиться своей Родиной, ценить, любить и уважать её. В рамках сотрудничества с ишеевским кинотеатром «Звёздный» у учащихся лицея появилась возможность просмотра как художественных, так и документальных фильмов, кроме того, мы участвуем в уникальном кинопроекте «Легендарное кино», в каталог которого вошли более десяти отечественных фильмов, что также способствует появлению чувства гордости за свою Родину, даёт возможность прожить ситуацию с героями на экране и осмыслить её через общечеловеческие человеческие ценности.
Таким образом, наша работа по гражданско-патриотическому воспитанию создает благоприятную почву для становления и формирования личности ребёнка и его активной жизненной позиции. | 10 слайд |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель воспитательной системы лицея создание воспитательно – образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социальной адаптации.
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы Урок-размышление Урок-исследование Урок-семинар Урок-дискуссия Заочная литературно-краеведческая экскурсия
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы Использование краеведческого материала на уроках : - тексты по истории Ульяновской области; - фольклорные произведения Симбирского края: шутки, небылицы, прибаутки, присказки, пословицы, поговорки; - произведения поэтов и писателей Ульяновской области; материалы из местных газет, которые вызывают чувство гордости за свой край, за своих земляков; дидактического материала (карточки)
Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочное время Участие в акциях и конкурсах: Акция «Моё военное детство»; «Рябининские чтения»; «Живая классика»; «Мы о войне стихами говорим»; Всероссийский конкурс сочинений; Конкурс сочинений «Я расскажу вам об Афгане»
Краеведение. Встречи с ветеранами, поисковая работа Изучение жизни и творчества писателя, журналиста МО «Ульяновский район» Тумакова Н.Х .
Краеведение. Поисковая работа.
Краеведение. Экскурсии, посещение музеев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».
Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...
Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Одной из главных задач современной школы является нравственное воспитание учащихся. Сегодня нравственное вопитание предполагает системное формирование нравстенной культуры школьника. Это накопле...
Выступление на тему " Героико-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)
О проблеме героико-патриотического воспитания учащихся среднего звена.Воспитание патриотизма у школьников-одна из главных задач нашего дня. ...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы
Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандар...
Статья "Воспитание гражданско-патриотических чувств на уроках русского языка, литературы и развития речи"
В статье рассказывается о приемах воспитания гражданско-патриотических чувств на уроках русского языка, литературы и развития речи....