ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
методическая разработка на тему

Юнусова Роза Ферахетдиновна

На плечи современного учителя ложится большая ответственность за воспитание детей – будущих патриотов, но, главное, людей думающих и чувствующих.Наш сборник «Воспитать гражданина и патриота» обобщает опыт учителей в сфере патриотического воспитания и адресован всем, кто интересуется проблемами гражданско-патриотического воспитания молодежи.Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность:привитие чувства любви к родному языку,осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_.docx20.97 КБ
Office presentation icon doklad_.ppt2.89 МБ

Предварительный просмотр:


ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

На плечи современного учителя ложится большая ответственность за воспитание детей – будущих патриотов, но, главное, людей думающих и чувствующих.

Наш сборник «Воспитать гражданина и патриота» обобщает опыт учителей в сфере патриотического воспитания и адресован всем, кто интересуется проблемами гражданско-патриотического воспитания молодежи.

2 слайд

Наш лицей  -  центр гражданско-патриотического воспитания, главной целью которого является создание воспитательно - образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности и  способности к успешной социальной адаптации.

3 слайд

В воспитании гражданского патриотизма имеют значение все учебные предметы, но особую роль призваны сыграть русский язык и  литература.

Русский язык - учебный предмет, познавательная ценность которого очень высока: прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности. Поэтому важно научиться умелому обращению с ним.

4 слайд

Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладают  уроки литературы. Такие уроки, как  урок – размышление, урок - дискуссия и другие,  воспитывают  личность, оказывают влияние на её духовный мир, на выбор нравственных ориентиров, помогают воспитывать истинного человека, человека духовного, готовят их к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки.

5 слайд

Одним из важных направлений  нашей работы по формированию гражданских позиций  обучающихся является работа с материалом по краеведению. Местный материал очень удобен для анализа, заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогая осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край. Очень оживляют работу элементы поиска, исследования, коллективные и индивидуальные творческие задания.

На уроках русского языка и литературы мы используем

 тексты по истории Ульяновской области;

- фольклорные произведения Симбирского края: шутки, небылицы, прибаутки, присказки, пословицы, поговорки;

- произведения поэтов и писателей Ульяновской области;

- материалы из местных газет, которые вызывают чувство гордости за свой край, за своих земляков.

6 слайд

Кроме уроков русского языка и литературы огромное значение имеет и внеклассная работа. Во внеурочное время учащиеся и педагоги участвуют в акциях и творческих конкурсах.

        Акция «Моё военное детство»;

        «Рябининские чтения»;

        «Живая классика»;

        «Мы о войне стихами говорим»;

        Всероссийский конкурс сочинений;

        Конкурс сочинений «Я расскажу вам об Афгане».

7 слайд

Также проводятся встречи с ветеранами, поисковые и исследовательские работы, которые тесно связаны с краеведением. Русский педагог Василий Александрович Сухомлинский так сказал о сущности краеведческой работы: «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы всё это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ родной матери и родного отца, как вечное сияние звёзд, как прекрасный мир, открывающий перед глазами человека».

8 слайд,

9 слайд

Чтобы осознать себя гражданином, ребёнок должен чувствовать сопричастность к судьбе своего народа.  Получая знания о своей родине, о её природе, населении, истории, культуре в ходе экскурсий, ребёнок учится гордиться своей Родиной, ценить, любить и уважать её.

В рамках сотрудничества с ишеевским кинотеатром «Звёздный» у учащихся лицея появилась возможность просмотра как художественных, так и документальных фильмов, кроме того, мы участвуем в уникальном кинопроекте «Легендарное кино», в каталог которого вошли более десяти отечественных фильмов, что также способствует появлению  чувства гордости за свою Родину, даёт возможность прожить ситуацию с героями на экране и осмыслить её через общечеловеческие человеческие ценности.

 

Таким образом, наша работа по гражданско-патриотическому воспитанию  создает благоприятную почву для становления и формирования личности ребёнка и его активной жизненной позиции.

10 слайд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение Ишеевский многопрофильный лицей имени Н.К. Джорджадзе Центр гражданско-патриотического воспитания учащихся МО «Ульяновский район»

Слайд 2

Цель воспитательной системы лицея создание воспитательно – образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социальной адаптации.

Слайд 3

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.

Слайд 4

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы Урок-размышление Урок-исследование Урок-семинар Урок-дискуссия Заочная литературно-краеведческая экскурсия

Слайд 5

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы Использование краеведческого материала на уроках : - тексты по истории Ульяновской области; - фольклорные произведения Симбирского края: шутки, небылицы, прибаутки, присказки, пословицы, поговорки; - произведения поэтов и писателей Ульяновской области; материалы из местных газет, которые вызывают чувство гордости за свой край, за своих земляков; дидактического материала (карточки)

Слайд 6

Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочное время Участие в акциях и конкурсах: Акция «Моё военное детство»; «Рябининские чтения»; «Живая классика»; «Мы о войне стихами говорим»; Всероссийский конкурс сочинений; Конкурс сочинений «Я расскажу вам об Афгане»

Слайд 7

Краеведение. Встречи с ветеранами, поисковая работа Изучение жизни и творчества писателя, журналиста МО «Ульяновский район» Тумакова Н.Х .

Слайд 8

Краеведение. Поисковая работа.

Слайд 9

Краеведение. Экскурсии, посещение музеев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».

Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...

Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

Одной из главных задач современной школы является нравственное воспитание учащихся. Сегодня нравственное вопитание предполагает системное формирование нравстенной культуры школьника.  Это накопле...

Выступление на тему " Героико-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

О проблеме героико-патриотического воспитания учащихся среднего звена.Воспитание патриотизма у  школьников-одна из главных задач нашего дня. ...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы

Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандар...

Статья "Воспитание гражданско-патриотических чувств на уроках русского языка, литературы и развития речи"

В статье рассказывается о приемах воспитания гражданско-патриотических чувств на уроках русского языка, литературы и развития речи....