Профессиональная Я-концепция будущих педагогов культурологов и филологов
статья на тему

Бабенко Ангелина Викторовна

Группа педагогов и студентов – практикантов решила изучить основные элементы Я-концепции, чтобы определить общие направления профессиональных ожиданий молодых специалистов и студентов, их педагогическое самосознание и идеалы профессионального мастерства, насколько личность студента и будущего педагога самоотождествляет себя в профессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональная Я-концепция будущих педагогов культурологов и филологов

В современном образовательном пространстве отмечается достаточно большое движение педагогических кадров. Среди педагогов много учителей – стажистов, в то же время при большом конкурсном отборе и большом выпуске молодых специалистов в школе мало молодых учителей, или же они быстро теряют интерес к профессии и выбирают иные сферы деятельности, близкие к полученному образованию.

Выборка педагогов – культурологов и педагогов-филологов не случайна: большинство вакансий по данным направлениям в школе заняты, движения практически не отмечено. Однако, среди учителей русского языка и литературы, иностранного языка, учителей мировой художественной культуры отмечается большое количество жалоб на недовольство профессией, статусом, признаков профессионального выгорания.

Группа педагогов и студентов – практикантов решила изучить основные элементы Я-концепции, чтобы определить общие направления профессиональных ожиданий молодых специалистов и студентов, их педагогическое самосознание и идеалы профессионального мастерства, насколько личность студента и будущего педагога самоотождествляет себя в профессии.

Как известно, большое движение кадров в организации значительно снижает эффективность работы и негативно влияет на коллектив, тем самым снижая значимость труда и статус организации в целом. Напротив, осознание себя и собственной профессиональной ценности у молодого специалиста позволяет осуществить профессиональный рост и внедрение в коллектив.

Для изучения феномена профессиональной Я-концепции использовалась методика О.Лири. В работе группы принимали участие студенты, проходившие практику и молодые специалисты – педагоги.

В результате проведенного исследования была получена информация о состоянии современного профессионального самоотождествления в среде педагогических работников, в частности, гуманитарного направления, дающая представление о возможной организации работы с молодыми специалистами данных направлений.

В ходе исследования было выявлено, что многие студенты и молодые специалисты филология более критичны по отношению к окружающим, более требовательны и конкретны, в то же время они проявляют большую авторитарность и стремление к лидерству, хотя значительная часть специалистов не обладает необходимыми лидерскими качествами. Наряду с авторитарностью студенты – филологи демонстрируют склонность к подозрительности, впечатлительности.

Большая альтруистичность позволяет филологам устанавливать более плодотворные социальные контакты, которые не всегда остаются долговременными.

Для студентов – культурологов и молодых специалистов более характерна демонстрация зависимого поведения, ведомой позиции в коллективе, ориентация на дружелюбие, установку неофициальных отношений с учениками и коллегами, менее требовательное отношение к себе и к окружающим, а значит и меньшую конфликтность поведения.

Таким образом, для распределения классного руководства, при подборе классов, эта информация может иметь решающее значение, поскольку указывает на особенности выстраивания социальных контактов, выбор стиля взаимодействия, руководства, типы склонности к разрешению проблемных ситуаций.

Более развернутая характеристика профессиональной Я-концепции может дать представление о стереотипах внутри профессии, которые также формируют образ учителя и в среде будущих педагогов и в среде реальных учеников, а также позволит найти подход к кадровому действию – управлению методическим сообществом, формирование результативности работы на основании индивидуальных профессиональных качеств педагогов.

Поддержка молодых специалистов в школе очень важна, она помогает реализоваться и учителям – наставникам, избегая однообразной социальной роли, также поможет и студентам, работающим в школе по специальности получить более полное и реалистичное представление о профессии, индивидуализируя свою работу, конкретизируя собственное профессиональное самоопределение.

Не менее важна и актуальность для руководства образовательным учреждением: возможность решения конфликтных и проблемных ситуаций на основании личностных особенностей педагогов – предметников, используя особенности их профессионального восприятия как рычаг эффективного и нестандартного разрешения конфликта или профессионального вопроса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методических приёмов рефлексии как средство формирования профессиональных компетенций будущих педагогов: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек)

Международная научно-практическая конференция (2013г.).Форма участия в конференции - заочная.Тема доклада: "Использование методических приёмов рефлексии как средство формирования профессиональных комп...

Профессиональная рефлексия и её место в развитии личности будущих педагогов: статья на всероссийской конференции (С.В. Грек)

VII Всероссийская научно-практическая конференция «Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы» (2012г.)Форма участия: очнаяТема доклада: "Профессиональная рефлексия и её...

Профессиональная Я - концепция педагога (воспитателя).

Статья содержит такие понятия как:  "Я-концепция педагога", "профессиональная самооценка", "аспекты самооценки", "дискордантность"....

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Профессиональное становление будущего педагога-музыканта  г.о. Самара, ГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледж, Емельянов Владимир Васильевич, преподаватель основного музыкальног...

СПОСОБНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

С целью подготовки специалиста, способного соста­вить конкуренцию на рынке труда, важно сформировать положительную мотивацию и перспективы таким об­разом, чтобы у него возникла позитивная установка на...

Кейс-метод как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов и молодых специалистов

Процесс информатизации общества предоставил возможности для более полного раскрытия личности и овладения новыми знаниями и умениями, которые могут оказаться полезными в профессиональной...