Формирование информационной культуры школьников как основная педагогическая задача школьной библиотеки
статья на тему
Формирование информационной культуры школьников как основная педагогическая задача школьной библиотеки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_informatsionnoy_kultury_shkolnikov_kak.docx | 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование информационной культуры школьников как
основная педагогическая задача школьной библиотеки
В последние годы система образования претерпевает серьезные изменения, особенно в связи с принятием Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, которая была разработана на основе документов Государственного совета Российской Федерации от 29 августа 2001 года. Вместе с меняющимся обществом и новыми задачами образования трансформируется деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения. На этапе развития информационного общества школьная библиотека становится центром учебного процесса, а также площадкой для педагогических инноваций.
Интересно высказывание Я.А. Андерссона- директора одной из школ Швеции. «Школа без хорошей библиотеки так же противоестественна, как квартира без кухни, - утверждал он. Хорошо расположенная библиотека является решающей предпосылкой успешной деятельности школы. Библиотека призвана быть сердцем и мозгом школы, местом, где ученик, учитель и библиотекарь встречаются ежедневно для совместной работы, где исподволь воспитывается потребность в знаниях, в поиске, в самообразовании» .
В условиях непрерывного расширения информационного пространства на школьных библиотекарей возлагается функция обучения школьников и учителей навыкам работы с информацией, что выдвигает необходимость постоянного повышения квалификации и профессионального роста.
В условиях перехода к обществу знаний по-новому осмыслена миссия библиотек общеобразовательных учреждений. Миссия школьной библиотеки XXI века заключается в формировании информационной культуры личности. Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой .Значительные изменения претерпела технология работы школьной библиотеки, представляющая собой совокупность определенных процессов и операций, обеспечивающих нормальное ее функционирование. Сегодня достижение качественно нового уровня библиотечно-информационного обеспечения в школах связывается с внедрением новых информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность каждой библиотеки.
Поскольку школьные библиотеки призваны осуществлять информационно-библиотечную поддержку процесса обучения и воспитания, ориентируясь на инновации в данной сфере, это заставляет их стремиться к изменению состава библиотечных фондов, во многом определяет современные подходы к комплектованию, вынуждает искать новые методы работы.
Документные фонды школьных библиотек, включающие учебную, художественную, справочную, научно-популярную литературу, периодические издания, дополняются учебными видеофильмами, учебными пособиями, справочниками и энциклопедиями, обучающими программами и т. п. В школах активно используются образовательные Интернет-ресурсы.
Библиотека, являясь структурным подразделением школы, ставит перед собой задачи по подготовке учащихся к жизнедеятельности в условиях информационного общества:
1) научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях и т.д.);
2) приобщать учащихся к научной, художественной, справочной литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней;
3) развивать познавательные интересы и творческие способности учащихся.
Школьники учатся добывать, понимать и анализировать информацию, а также передавать ее, общаясь с одноклассниками и педагогами. Желательно, конечно, чтобы школьная библиотека располагала печатной и множительной техникой- принтерами, ксероксами, сканерами, чтобы, заканчивая выполнения задания, учащийся мог распечатать полученные результаты и использовать их для дальнейшей работы.
Основные направления в работе библиотеки:
-информационно-библиографическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
- развитие творческого потенциала личности школьника средствами приобщения к чтению, показывая на внеклассных мероприятиях привлекательность имиджа читающего человека;
- активизация интеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями, коррекция их поведения и социальной адаптации через общение с книгой;
- приобщение учащихся к использованию компьютера для получения новых знаний;
- обучение приёмам самостоятельной работы с книгой, поиска информации на электронных носителях, навыков пользователя всесторонними знаниями.
В то же время не следует оставлять ученика один на один с поставленной задачей. Библиотекарь всегда должен быть готов прийти на выручку, если ученику понадобилась помощь или консультация(4).
Среди основных направлений модернизации общего образования, с учётом которых разработан стандарт, названы:
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
- формирование ключевых компетенций — готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
В результате дискуссий деятелей образования стала ясна необходимость описания нового типа образовательного результата, не сводимого к простой комбинации сведений и навыков и ориентированного на решение реальных задач.
Этот тип образовательных результатов и стал называться компетентностями. В Федеральном компоненте государственных стандартов (которые являются переходными, временными) выделены только предметные компетенции.
В основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов…
Проектная деятельность нравится учащимся (скорее всего, само слово «проект»). В конце каждого учебного года классы защищают проект, который они реализовали в течение учебного года. Это были разные проекты: «Моя малая Родина», «Защитим природу», «Украсим территорию вокруг школы» и т.д. «В прошлом учебном году учащимся было предложена тема: «Великая Отечественная война в моей семье». Ребята выполняли этот проект вместе с родителями. Учитывая, что нынешние родители молодые - второе поколение – работа была полезной, нужной для всех. На выступлении всем понадобилось больше времени. Каждый хотел рассказать о своём родственнике. Потом дети делились впечатлениями от этой работы: интересно, узнал новое, пришлось прочитать много необычного и т.п.
Можно сделать вывод, что:
1. Библиотека – это сбор, хранение, обработка любой информации, а библиотекарь в учебно-воспитательном процессе играет важную роль. Сюда дети обращаются за любой информацией: в печатном виде или электронном. Время предъявляет высокие требования к учителю и к школьному библиотекарю.
2. В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя входят общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии), а также некоторые специфические качества:
- организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность);
- коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность);
- перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний);
- экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм; эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора);
- профессиональная работоспособность;
- физическое и психическое здоровье.
Библиотека - это информационный центр. Она всегда должна быть доступной, максимально современной и привлекательной для учащихся.
Школьная библиотека последнее время была заложником рутинной работы, связанной с заказом и доставкой учебников, выдачей книг учащимся, педагогам.
Сегодня библиотека олицетворяет собой уже не только банк знаний, но и свободный доступ к информации, публикациям для дальнейшего повышения уровня знаний пользователей. Она является системообразующим звеном в образовательном и воспитательном процессе и рассматривается как информационный центр школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационной культуры школьников
Основные задачи курса информатики при формировании информационной культуры школьников....
«Открытое информационное пространство – школа и семья. Использование ИКТ для формирования информационной культуры школьника»
Данный материал представляет серию уроков по теме «Коммуникации в глобальной сети Интерне», раздел «Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов»...
Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии
Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии...
выступление на семинаре со статьей «Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников»
Выступление на районном семинаре со статьей «Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников», где я делюсь своим опытом работы в общеобразовательном учреждении...
Обзор методической литературы «Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности»
Предлагаемый Вашему вниманию обзор методической литературы был проведён в рамках городской конференции руководителей детского чтения «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В БИБЛИОТЕКАХ И ОБРА...
Формирование у детей информационной грамотности в рамках проектной деятельности школьной библиотеки
В настоящее время условия развития современных детей изменились так радикально, что даже талантливым педагогам и любящим родителям трудно адаптироваться. Я говорю в первую очередь о дистанционном обуч...
Влияние информационных технологий на формирование информационной культуры школьников
Взрывной характер изменений приводит к тому, что знания в новой информационной среде устаревают с рекордной скоростью. В областях, которые относятся к высоким технологиям, «период полураспада зн...