Формирование у детей информационной грамотности в рамках проектной деятельности школьной библиотеки
презентация к уроку

Гавва Юлия Викторовна

В настоящее время условия развития современных детей изменились так радикально, что даже талантливым педагогам и любящим родителям трудно адаптироваться. Я говорю в первую очередь о дистанционном обучении. Мы с вами, когда росли, не знали компьютера и отдыхали, читая книги, информация к нам приходила дозированно. А современные дети находятся сегодня под огромным информационным гнетом.

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление (ПРИМЕРНОЕ)

В настоящее время условия развития современных детей изменились так радикально, что даже талантливым педагогам и любящим родителям трудно адаптироваться. Я говорю в первую очередь о дистанционном обучении. Мы с вами, когда росли, не знали компьютера и отдыхали, читая книги, информация к нам приходила дозированно. А современные дети находятся сегодня под огромным информационным гнетом.

Все системы обучения и воспитания в мире не учитывали возможности ухода детей на дистант. И теперь, на наших глазах, разрабатываются новые подходы к обучению и формированию информационной грамотности. И школы, и библиотеки стараются формировать стремление ученика к саморазвитию, самообразованию. Основной задачей стало не стремление заставить ребенка выучить материал, а помочь ему развиться в грамотную и нравственную личность. При этом должен быть обеспечен полноценный доступ  к информации и должны быть предоставлены все необходимые информационные ресурсы.

Всем нам стало ясно, что теперь библиотека – это не только место для выдачи книг. Она должна стать сегодня  информационным центром, который осуществит быстрый доступ к печатным и электронным изданиям.

Наша библиотека имеет страницу на сайте школы, где накапливаются и систематизируются все виды информации: электронные книги, журналы, видеоматериалы. Именно этот ресурс дал детям возможность  использовать в учебном процессе электронные учебные материалы в условиях дистанта. Наша страница направляет детей в бесплатные электронные библиотеки, где они могут прочитать литературные произведения в режиме онлайн. Они могут на этой странице поучаствовать в литературных викторинах, могут познакомиться с новинками литературы для детей и подростков и поучаствовать в конкурсах. Со страницы можно шагнуть на замечательные обучающие детские сайты или  поиграть в реальном времени в развивающие игры.

Связанных с чтением конкурсов у нас в школе много, все они проходят в рамках литературного проекта «Читать не вредно, вредно не читать!», материалы которого вы можете видеть на сайте. Можно утверждать, что реализация любого проекта предполагает работу с информацией, а значит, проектная деятельность создает оптимальные условия для развития информационной грамотности у детей, потребность в формировании которой очевидна: этого требует наш информационный век и глобальная информатизация всех сфер жизни.

Учебный год у нас уже несколько лет подряд начинается с Недели Чтения и Грамотности, который с самого начала помогает нам создать ауру, наполненную чтением. Затем традиционно проходит Летний Читай-город – конкурс по итогам летних чтений, и, с определенной периодичностью – викторины, обзоры, выставки, библиотечные листовки к важным литературным датам. Почти во всех мероприятиях мы поощряем помощь и участие родителей, так как считаем, что любовь к чтению зарождается в семье.

Ближе к концу года у нас организовывается районный конкурс «Самая читающая семья» – самое масштабное мероприятие нашего проекта. Сначала мы думали, что конкурс «заглохнет», продолжения не будет. Но после того, как мы получили множество рефлексий от родителей, где они писали, что конкурс им нравится и он нужен, что благодаря ему семья сблизилась, что совместное чтение и сочинительство помогло семье стать дружной командой – мы тогда продолжили работу.

Положение о конкурсе ежегодно меняется. Меняется тема. В позапрошлом году, например,  наш конкурс был посвящен году волонтера в России. Мы долго думали, как связать волонтерство с чтением? И тогда родилось интересное решение: наши семьи-участницы конкурса должны были доказать, что многие герои литературных произведений являются… волонтерами! Все герои творят добро, как девочка Женя из сказки Катаева «Цветик-семицветик», спасают попавших в беду, как дед Мазай спасал зайцев, или бескорыстно лечат заболевших, как Айболит… Другая номинация предлагала семьям написать свою историю по мотивам народной сказки «По щучьему веленью», и придумать, что могло бы хорошего произойти, если бы Емеля был волонтером. Мы получили множество интересных, добрых работ, среди которых были сказки в стихах.

В этом году конкурс был посвящен военной теме. Участники сочиняли поздравления для ветеранов и писали письма пионерам-героям или своим ровесникам – детям войны. Мы получили много интересных работ из разных школ. Некоторые работы были опубликованы на страницах нашей школьной газеты «Родная-76-я» к празднованию дня Победы.

Все наши читательские викторины и конкурсы начинаются с разработки положения. То есть, мы не просто объявляем о старте мероприятия. У нас по школе выходит приказ, на сайте размещается положение, где мы подробно разъясняем детям все условия участия. Так как все инициативы связаны с чтением, мы в положениях указываем ребятам, где можно прочитать или перечитать нужные книги. В данное время, когда действуют ограничения, направляем детей в электронную библиотеку (прикрепляется ссылка) или на сайт того или иного автора…

В процессе реализации каждого этапа проектной деятельности у детей происходит развитие определенных информационных умений и навыков: они самостоятельно или с помощью взрослых находят нужную информацию, анализируют ее, обрабатывают, творчески перерабатывают, выбирая ценное и важное. Затем дети создают собственный информационный продукт (на бумажном или электронном носителе) и презентуют, представляют его аудитории. Они учатся правильному оформлению своих конкурсных работ по предложенным нами шаблонам, готовят титульный лист со всеми  данными, которые требуется указать. Разве это не обучение работе с информацией? Ведь этот навык – правильное оформление своей работы – очень нужен; он и в старших классах пригодится, и в ВУЗе. Используя различные каналы связи в Интернет (эл. почта), ребята осуществляют передачу (пересылку) информации. На этом этапе дети приобретают навык критического оценивания и сравнительного анализа своего продукта, в данном случае – конкурсной работы. Таким образом, ребенок-участник проектной деятельности творчески самовыражается, у него формируются навыки самостоятельности, в частности, способность к самостоятельной работе с большим количеством информации, конечно, с помощью взрослых на первых порах. Поэтому (я повторяю) мы приветствуем участие в проекте родителей и членов семейных коллективов наших читателей.

В заключение я хотела бы сказать о том, что библиотечная работа, а также ведение сайта или библиотечной страницы сейчас, в условиях дистанционного обучения, нисколько не облегчили участь библиотекарей. Напротив, нагрузка растет. Вне всякого сомнения, решение всех библиотечных проблем зависит от отношения к ним администрации школы. Наши начинания, наш читательский проект администрацией поддерживается. Кроме того, педагог-библиотекарь не одинок в своих начинаниях: плечо к плечу со мной рядом, в одном ряду, работает учитель информатики, куратор проекта «Читать не вредно, вредно не читать!» – Александрова Ольга Сергеевна. Благодаря этому неравнодушному педагогу осуществляется техническая поддержка проекта.

Все материалы нашего проекта «Читать не вредно, вредно не читать!» вы можете увидеть на нашем сайте. Вы найдете сценарии и разработки библиотечных мероприятий, положения о конкурсах, презентации к библиотечным урокам, библиотечные листовки, обзоры новинок детской литературы и выставки книг.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность школьной библиотеки как способ пополнения библиотечного фонда, для удовлетворения информационных потребностей и выполнения запросов читателей

В данной статье подробно рассматриваются виды проектной деятельности школьного библиотекаря в сотрудничестве с педагогами как начальной, так и основной школы....

Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проектной деятельности

ull;Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата....

Нормативно – правовое обеспечение деятельности школьной библиотеки и педагога-библиотекаря

Нормативно – правовое обеспечение деятельности школьной библиотеки и педагога-библиотекаря...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

Публикация  посвящена вопросу  формирования универсальных учебных действий  у учащихся. Автор рассматривает проектную деятельность, как один из возможных приемов для формирования УУД. В...

Статья "Формирование гражданской идентичности у учащихся в рамках проектной деятельности и через изучение культурного пространства Санкт-Петербурга"

В статье идёт речь о возможностях использования культурного пространства Санкт-Петербурга для учителей истории и  учителей-предметников, при формировании гражданской идентичности учащихся...

План проведения мероприятий в рамках международного месячника школьных библиотек

План проведения мероприятий в рамках международного месячника школьных библиотек...