Формирование информационной культуры школьников
статья по информатике и икт по теме
Основные задачи курса информатики при формировании информационной культуры школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_informacionnoy_kultury_shkolnikov.doc | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование информационной культуры школьников
Будущее современного человека – это мир информационного общества и обществ знаний. Его важнейшие характеристики:
- информация и знания становятся главной преобразующей силой общества;
- цикл обновления технологий (производственных, социальных, образовательных, медицинских и многих других) опережает темпы смены поколений;
- непрерывное образование и при необходимости способность к переквалификации являются условием успеха личности;
- жизнь человека зависит от умений своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и эффективно использовать новую информацию.
Современные информационно-коммуникационные технологии открывают для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяют каждому человеку реализовать свой потенциал и улучшить качество жизни. В тоже время информационное общество несёт многочисленные риски и опасности. Стремительно растущие гигантские потоки информации порождают риск того, что нужная информация может быть не найдена, потеряна, растворена, не сохранена – в том числе из-за недолговечности используемых носителей информации. В условиях колоссальных объемов информации всё труднее становится ориентация, получение и переработка нужной информации. Резкая разница в развитии информационно-коммуникационной инфраструктуры приводит к тому, что целые регионы, континенты, страны и сообщества оказываются вытесненными на обочину прогресса вследствие возникновения и усиления нового вида неравенства – информационного (или цифрового) неравенства. Мощь информационной техники и технологий, пронизывающих все сферы жизни современного информационного общества, порождает опасность манипулирования сознанием и поведением человека, угрожает дегуманизацией.
Вот почему во всём мире всё сильнее осознаётся необходимость решения глобальной проблемы - своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности, уметь защищаться от негативных воздействий.
Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и обыденной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Информационная культура - одна из граней общей культуры современного человека. Особое место в составе понятия «информационная культура личности» занимает информационное мировоззрение. Это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем, включающая в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. В век информации она тесно связана с образом жизни человека, социальной группы, общества в целом, их мотивациями. Именно это, прежде всего, определяет успешность их информационной подготовки.
Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе объема обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники до их творческого самостоятельного использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности. Вместе с тем, понятие «информационная культура личности» - понятие более широкое, чем понятие информационной грамотности. Оно включает в свой состав, в отличие от информационной грамотности, такой компонент, как информационное мировоззрение.
Введение понятия «информационное мировоззрение» позволяет обеспечить синтез и целостность традиционной книжной (библиотечной) и новой (компьютерной) информационной культур, позволяет избежать в информационном обществе конфронтации двух полярных культур - технократической и гуманитарной. Символом этой целостности является образ дерева, ствол которого – это информационное мировоззрение, корни – традиционная информационная грамотность плюс грамотность в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-грамотность), плоды - способность человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях. Массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации. Только специальная подготовка, только информационное образование позволяют человеку получить реальный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям, сосредоточенным в библиотеках и информационных центрах, архивах и музеях мира. Это важно в такой же, если не в большей степени, как и наличие компьютеров и каналов связи - непременных и более очевидных для массового сознания атрибутов информационного общества.
Общеметодологические принципы организации информационного образования:
Принцип культурологического подхода:
- означает неразрывность информации и культуры, неотъемлемость информационной культуры от общей культуры человека;
- обеспечивает мировоззренческие установки и ценностные ориентации личности по отношению к информации как к элементу культуры;
- препятствует дегуманизации и замене духовных ценностей достижениями, вызванными к жизни беспрецедентным ростом и развитием информационно-коммуникационных технологий.
Принцип системного подхода:
- означает целостность характеристики сложного, многогранного феномена информационной культуры, представляющего сплав знания разнообразных информационных ресурсов, правил поиска и переработки информации с помощью современных информационно-коммуникационных технологий, умений оценки и интерпретации информации, самостоятельного создания информационных продуктов.
Принцип деятельностного подхода:
- означает, что формирование информационной культуры личности ведется с позиций деятельности конкретного человека, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной, профессиональной или досуговой деятельности.
Принцип технологического подхода:
- означает, что формирование информационной культуры личности – это образовательная технология, включающая определенную совокупность форм, методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата.
Принцип интегративности:
- означает органичное взаимодействие образовательных и библиотечно-информационных учреждений при формировании информационной культуры личности;
- обеспечивает достижение синтеза различных наук (культурологии, педагогики, логики, информатики, документоведения, семиотики, библиотечного дела и библиографии и других) для формирования информационной культуры личности.
Принцип непрерывности:
- означает использование возможностей всех звеньев системы непрерывного образования (дошкольного, общего среднего, среднего специального, высшего, послевузовского) для формирования информационной культуры личности;
- обеспечивает воплощение в жизнь одной из ключевых идей современности - «образование в течение всей жизни».
Такую информационную подготовку характеризуют следующие компоненты:
· Умение выражать свою информационную потребность, формулировать информационные запросы.
· Знание информационных ресурсов.
· Умение вести информационный поиск.
· Знания и умения по обработке информации.
· Умение критически мыслить, понимать, оценивать и творчески использовать информацию.
· Умение пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями.
Концепция формирования информационной культуры личности соответствует всем четырем провозглашенным ЮНЕСКО базовым принципам общества знаний:
1. Всеобщий доступ к информации:
Человек, которому необходимо обеспечить доступ к информации, должен осознавать свои потребности в информации, быть способен их выражать, иметь представление о многообразных современных информационных ресурсах. Он должен уметь вести поиск необходимой информации как в традиционной (бумажной), так и в электронной среде. Эти знания и умения составляют ядро информационной грамотности и являются неотъемлемой частью информационной культуры личности.
2. Равный доступ к качественному образованию:
Человек, освоивший информационную грамотность, способен лучше учиться, он более подготовлен к самостоятельному освоению знаний. Человек, овладевший необходимым уровнем информационной культуры, не только имеет возможность получать качественное образование, но и убежден в необходимости образования в течение всей жизни. Он владеет способами непрерывного приобретения новых знаний и умениями учиться самостоятельно. Он умеет работать с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, обладает навыками самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления. Все эти качества невозможны без важнейшего компонента информационной культуры личности - информационного мировоззрения.
3. Уважение культурного многообразия:
В современном многополярном, чреватом конфликтами на расовой, национальной, языковой, религиозной почвах мире человек, владеющий информационной культурой, способен к толерантному восприятию явлений культуры. Концепция формирования информационной культуры личности направлена на смягчение негативных последствий глобализации – утрату самобытных неповторимых черт национальных культур, национальных систем образования, национальных традиций. Она соответствует лозунгу ЮНЕСКО «Все разные, все уникальные», провозглашенному во «Всемирной Декларации ЮНЕСКО по культурному разнообразию». Концепция направлена также на преодоление конфронтации двух полярных культур - технократической и гуманитарной и позволяет обеспечить целостность традиционной книжной (библиотечной) и новой компьютерной (электронной) информационной культуры.
4. Свобода выражения мнений:
Свобода выражения мнений предполагает не только возможность человека заявить (письменно или устно) о своей точке зрения по какому-либо вопросу, но и ответственность за истинность или ложность высказанного суждения, соблюдение этических норм. Особое место в концепции формирования информационной культуры личности занимает развитие информационного мировоззрения, включающего убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности в информационном обществе и обществе знаний. Человек, обладающий информационной культурой, может отличить информацию от дезинформации, способен критически оценивать чужое мнение и аргументировано выражать собственную точку зрения.
Формирование информационной грамотности и культуры школьников
Давая знания о фундаментальных свойствах информации и информационных процессов и обучая использованию средств обработки информации (т.е. информационным технологиям), учителя ставят своей целью формирование у учащихся ценностных ориентиров и ограничителей в использовании информации. Раздел “Социальная информатика” доводит до сведения учащихся знания о социальных эффектах и последствиях информационных процессов в обществе. Информационная культура в контексте общечеловеческой культуры, наоборот, предоставляет осознанную свободу выбора, ограниченную культурными ценностями человеческой цивилизации.
В понятие информационной культуры входит:
- понимание закономерностей информационных процессов;
- умение организовать поиск и отбор информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи;
- умение оценивать достоверность, полноту, объективность и другие характеристики поступающей информации;
- умение представлять информацию в различных видах, обрабатывать ее посредством подходящих информационных (в том числе, компьютерных) технологий;
- умение применять полученную информацию для принятия решений;
- этичное поведение при использовании информации.
При формировании информационной культуры мы ставим перед собой следующие цели:
- подготовка учащихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде;
- формирование готовности к принятию информационно обоснованных решений в рамках этой среды;
- развитие умений эффективного использования возможностей информационной среды и защиты от ее негативных воздействий.
Уровень информационной культуры человека определяется уровнем его компетенций в информационной области.
Эти компетенции развиваются у учащихся постепенно, проходя следующие уровни:
- уровень исполнительской компетентности: умение точно и правильно создавать информационный продукт или совершать над ним заданную операцию по известной схеме, образцу;
- уровень технологической компетентности: умение самому спланировать, придумать схему создания информационного продукта или операций над ним;
- уровень экспертной компетентности: умение дать обоснованную качественную оценку информационному продукту, указав его достоинства и недостатки;
- уровень аналитико-синтезирующей компетентности: умение на основе анализа готового информационного продукта и технологии обращения с ним предлагать изменения в структуре самого продукта или технологии его изготовления.
Понятно, что не каждый учащийся сможет достичь высшего уровня компетентности. Но первые два уровня вполне доступны выпускникам средней школы.
Навыки обращения с информацией: умение организовать поиск необходимой информации, умение структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в другом виде отобранную информацию.
Получение навыков поиска информации начинается в 5-6 классах, при изучении темы «Файлы» используем программу Проводник для поиска информации, в 7-8 классах для работы с файлами начинаем изучать файловые менеджеры (TotalCommander, FreeCommander), что позволяет расширить представление обучающихся о способах поиска и упорядоченного хранения информации. В старших классах при изучении темы «Интернет» знакомимся с поисковыми системами Google, Yandex. При изучении данных тем дети не только учатся пользоваться различными видами поиска информации, но и правильно создавать запрос на поиск информации, грамотно сформулировав ключевые фразы.Умение структурировать, систематизировать информацию реализутся через изучение тем «Создание мультимедийных презентаций», «Технология создания Web-сайтов», «Моделирование», «Базы данных». Так для создания презентации на интересующую детей тему возникают мотивы обращения к различным источникам информации и не всегда найденная информация оправдывает ожидания, что формирует критическое отношение к получаемой информации, выделение значимой информации. При обращении к нескольким источникам идёт сравнение полученной информации и как следствие её дифференциация по содержанию информационных потребностей. Во время изучения данных тем у обучающихся вырабатывается умение организовать поиск необходимой информации, умение работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям.
На уроках, изучая темы по обработке различных видов информации, обязательно обращаю внимание на профессиональную направленность данных компетентностей в разных сферах деятельности. Например, при обработке текстовой информации выполняем задания: оформить афишу спектакля или фильма, создать красочную страницу с детской сказкой или стихотворением, рекламу продукта и т.д.
В среднем звене формируется умение точно и правильно создавать информационный продукт или совершать над ним заданную операцию по известной схеме, образцу.
В старших классах работаю над умением самому планировать, придумать схему создания информационного продукта, а также умение дать обоснованную качественную оценку информационному продукту, указав его достоинства и недостатки. Например, изучение темы «Базы данных» составляем БД «Недвижимость», при составлении запросов становятся очевидными недостатки БД, что позволяет на основе анализа готового информационного продукта и технологии обращения с ним внести изменения в структуре самого продукта или технологии его изготовления.
Основной педагогической целью является: формирование информационно-методологической культуры как составляющей общей культуры человека, необходимой ему для профессиональной и общественной деятельности в информационном обществе.
Достижение этой цели предусматривает решение ряда образовательных задач. К этим задачам относятся:
- овладение учащимися представлениями об информации (информационных процессах) как одном из основополагающих понятий, лежащем в фундаменте современной картины мира,
- о единстве информационных принципов строения и функционирования систем различной природы,
- о роли информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека в информационном обществе;
- развитие алгоритмического мышления, создание условий для повышения креативности, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
- овладение учащимися представлениями о самообучении как об особом виде информационных процессов, привитие умений использовать информационные технологии в образовании, в различных учебных предметах;
- подготовка школьников к широкому практическому использованию информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности, овладение основными средствами компьютерных технологий;
- формирование у учащихся знаний, необходимых для взаимодействия человека и общества средствами новых информационных технологий;
- формирование понятий о культуре современного труда, стимулирование успешного обучения и личностного самоопределения.
У учащихся формируем не столько знания, сколько умения действовать в новой информационной среде. Знания современной компьютерной среды могут устареть, но основные принципы культуры информационной деятельности останутся.
- Литература
- Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности — М.: «Школьная библиотека», 2002.
- Культура информационной деятельности: Базовый курс информатики и информационных технологий. 7 класс./В.В. Мачульский, В.И. Жильцова, Е.А. Гвоздева, В.Г. Мещеряков, С.Г. Зозулин, А.Г. Мачульская, Н.В. Шпарута, Т.В. Шпота. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга»; Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003.
- Культура информационной деятельности: Базовый курс информатики и информационных технологий. 8 класс./В.В. Мачульский, А.Г. Гейн, В.И. Жильцова, Е.А. Гвоздева, В.Г. Мещеряков, В.И. Кадочникова, А.Г. Мачульская, Т.В. Шпота. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга»; Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Открытое информационное пространство – школа и семья. Использование ИКТ для формирования информационной культуры школьника»
Данный материал представляет серию уроков по теме «Коммуникации в глобальной сети Интерне», раздел «Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов»...
Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии
Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии...
выступление на семинаре со статьей «Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников»
Выступление на районном семинаре со статьей «Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников», где я делюсь своим опытом работы в общеобразовательном учреждении...
Формирование информационной культуры младших школьников средствами проектной деятельности
В данной статье обобщен материал, позволяющий показать возможности использования проектной деятельности в качестве средства формирования информационной культуры младших школьников....
Авторская концепция "Преподавание информатики в начальных классах как необходимый этап формирования информационной культуры современного школьника"
В концепции изложены основные формы, методы, приемы эффективного преподавания информатики в начальных классах....
Формирование информационной культуры школьников как основная педагогическая задача школьной библиотеки
Формирование информационной культуры школьников как основная педагогическая задача школьной библиотеки...
Влияние информационных технологий на формирование информационной культуры школьников
Взрывной характер изменений приводит к тому, что знания в новой информационной среде устаревают с рекордной скоростью. В областях, которые относятся к высоким технологиям, «период полураспада зн...