Кружок по изобразительному искусству "Радуга"
рабочая программа по теме

Разработала рабочую программу по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.  Кружок по изобразительному искусству "Радуга". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabprogramma_5_klass_vneurochka.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области –

лицей №13 п. Краснообск.

Программа

внеурочной деятельности

Кружок по изобразительному искусству

 «Радуга»

для 5 классов

Составитель:

Бурнакова Зинаида Петровна

учитель изобразительного искусства

.

2017

Пояснительная записка

 Рабочая программа «Изостудии «Радуга» разработана для 5 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  основного образования второго поколения по изобразительному искусству, на основании примерной программы внеурочной деятельности « Художественное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам) и авторской программы внеурочной деятельности «Академия художников» (автор Фролова Н. А.)  

Программа внеурочной деятельности школьников по художественному творчеству для основной ступени общего образования основывается на принципах природообразности, культурообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.

Основная идея программы внеурочной деятельности учащихся в сфере художественного творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом на развитие специальных предметных способностей художественного творчества. Именно поэтому внеурочная деятельность в сфере художественного творчества строится вокруг синтетических видов художественного творчества и изобразительных видах искусства.

Изобразительные виды искусства позволяют реализовать художественные идеи в различных проектах синтетических видов искусства.

Направленность программы  «Радуга» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит реализация программы посредством системно - деятельностного подхода и сближение содержания программы с требованиями жизни.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Педагогическая целесообразность Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основная  цель  программы  «Радуга»:

Формирование у подростков  способности управления социокультурным пространством своего существования в процессе создания и представления (презентации) художественных работ.

          Задачи:

воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества –  как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания. Развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоения способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных способностей.

художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

      В целом занятия в кружке способствуют  освоению планируемых результатов ООО   и раскрытию творческих способностей.

Принцип построения программы:

На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития подростов. Основные дидактические принципы программы:  доступность и наглядность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Принцип природосообранности предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать школьника сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип культуросообразности предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческими ценностями. Необходимо, чтобы художественное творчество помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом, в сфере искусства, в окружающем мире.

Принцип коллективности предполагает, что художественное воспитание и образование, осуществляясь в детско-взрослом коллективе дает юному человеку опыт жизни в обществе, взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой (в том числе художественной), природой родного края. Использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, эстетических явлений и предметов; собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые ориентируют подростка на действия, приносящие благо Отечеству.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» подростка в самостоятельное проектное действие. В программе предусмотрены социальные проекты на основе художественного творчества..

Принцип диалога культур предполагает:

  • Рассмотрение художественного творчества как диалога культур поколения современных подростков с поколениями предшествующих эпох;
  • Рассмотрение самодеятельного коллективного художественного творчества как диалога культур всех участников коллектива;
  • Рассмотрение ситуаций представления зрителям продуктов художественного творчества.

Принцип поддержки самоопределения подростка. Самоопределение в художественном творчестве – процесс формирования личностью собственного и ответственного эстетического отношения к действительности. Все это происходит в ходе взаимного, открытого друг для друга эстетического восприятия, переживания, понимания, создание творческого «продукта».

А также:

принцип доступности;

принцип межпредметных связей;

принцип наглядности;

принцип системности и преемственности, обеспечивающий взаимосвязь и последовательность всех компонентов программы, определяющий соблюдение установок «от простого – к сложному», « от частного – к общему»;

принцип дифференциации и индивидуализации предусматривающий создание условий для максимального развития способностей и задатков каждого ребенка, предполагающий реализацию индивидуальных потребностей школьников.

Программа «Радуга» позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения предметам гуманитарного направления с воспитанием личности подростка и развитием его творческого потенциала.

Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, форму работы, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.)

Отличительные особенности  программы в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

          Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.

Программа реализуется на параллели 8 классов.

Сроки реализации программа внеурочной деятельности «Радуга» рассчитана на 1 год.  

Формы занятий. Базовые формы занятий в изостудии : практические, коллективные, игровые.  

.На реализацию задач программы нацелены основные формы работы в ее рамках:

проведение занятий (с использованием классических и Интернет - ресурсов);

организация выставок;

участие в детских творческих конкурсах и проектах, организация различных конкурсов;

Режим занятий

   Занятия по программе внеурочной деятельности «Радуга» для  учащихся 5 классов проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, количество часов в неделю -  1 час, 35 часов в год.  

     Ожидаемые результаты освоения программы:

.

Личностные результаты

- проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.

- эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков.

- слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;

- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;

- понимать необходимость добросовестного отношения  к общественно-полезному труду и учебе.

         Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно ставить новые творческие задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

-   умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих задач;

-   умение анализировать собственную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения творческой задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

-  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в художественно – творческой  деятельности;

-   умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать. Самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять рассуждать и делать выводы;

-  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

-  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Способы проверки результатов освоения программы

 

 Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

- выставка детских работ;

- конкурсы;

- в конце года готовится итоговая выставка работ.

   В качестве форм подведения итогов применяются  выставки, защиты творческих работ.

- выполнение конкурсных и выставочных работ;

- подведение итогов по результатам каждого полугодия.      

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Комплект уроков по ИЗО по программам  Неменского Б.М., Шпикаловой Т.Я. Диск.

www.IZOCD

2.  Изобразительное искусство. 5–9 классы : рабочие программы для общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011

3    .Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.

4   .Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

5     Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.

6.   .Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.

7.    Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.

8.    Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.

9. Предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация);

10. Дидактический материал; наглядный материал (презентации, иллюстрации из журналов); методическая литература:  журнал,  учебные  пособия для детей.

Тематическое планирование

 

Тема

Количество часов

Творческая деятельность учащихся

1

Вводная часть. ТБ

1

Беседа, знакомство с программой кружка, инструктаж

Беседа, наблюдение, рисование на свободную тему.

2

Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка

4

 Выполнение упражнений различными графическими материалами.

Выполнение декоративного рисунка листка дерева

3

Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета

4

Выполнение упражнений красками.

4

Изображение растительного мира. Изображение животного мира

4

Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов.

Рисование декоративного букета.

5

Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении

4

Выполнение декоративного рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки).

6

Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам

5

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

Просмотр учебного фильма.

Выполнение росписи по образцам.

7

  Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт

4

Рисование на основе наблюдений или по представлению пейзажа

8

Тематическое рисование

2

Создание коллективного мозаичного панно с элементами коллажа и аппликации.

9

Творческие и выставочные работы

4

Сбор материала для творческой выставки

10

Воспитательная работа

4

Организация и оформление выставок к традиционным мероприятиям лицея.

Итого: 35 часов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Поликультурное воспитание дошкольников посредством изобразительной деятельности. (Кружок «Оч.умелые ручки»)

Изобразительная деятельность на основе поликультурного воспитания –   важнейший компонент  приобщения личности  ребенка к духовным ценностям. Она вводит детей  в мир кра...

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для 1-5 классов.

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для  1-5 классов....

Кружок "Основы изобразительного искусства"

Календарно-тематического планирование...