Анализ ВПР по истории и обществознании
статья на тему
Выступление на РМО с анализом заданий ВПР по истории и обществознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_vystupleniya_smirnovoy.docx | 50.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд №1
Доклад по теме ВПР, как средство оценки качества обучения учащихся истории и обществознанию в условиях ФГОС ООО.
Слайд №2
В современном школьном образовании помимо таких аббревиатур, как ЕГЭ и ОГЭ, появилась новая – ВПР. Что же это такое?
Слайд №3
Всероссийские проверочные работы в нашей области впервые были проведены в прошлом учебном году для проверки знаний учащихся, как итоговая годовая работа, для самодиагностики школы.
Слайд №4
По мнению разработчиков данных контрольно-измерительных материалов в старших классах такая работа должна способствовать формированию у учащихся стремления к углубленному изучению всех предметов, а не только тех, которые они выбрали для сдачи ЕГЭ.
Слайд №5
В младших классах такая работа должна способствовать выявлению не только уровня знаний, полученных входе изучения предмета, но и определения уровня сформированности универсальных учебных действий, компетенций и личных качеств учащихся.
Слайд №6
В этом учебном году такие работы пройдут по истории и обществознанию. По истории работу напишут учащиеся 5, 6, 11 классов. По обществознанию работу в апрабационном режиме будут писать шестиклассники.
Какие же документы являются определяющими в содержании проверочной работы?
•Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки России от 17.12.2010 №1897);
•Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015№1/15)
•содержание учебников, включённых в Федеральный перечень на 2017/18учебный год.
Слайд №7
В основе ВПР лежит системно-деятельный, компетентностный и уровневый подходы, наряду с предметными результатами оцениваются и метопредметные УУД:
Слайд №8,9
•Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
•Общеучебные универсальные учебные (познавательные )действия:
-поиск и выделение необходимой информации;
-структурирование знаний;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-рефлексия способов и условий действия,
-контроль и оценка процесса и результатов деятельности -определение основной и второстепенной информации;
-моделирование, преобразование модели.
-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цел
Логические универсальные действия:
-анализ объектов в целях выделения признаков;
-синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
-подведение под понятие;
-выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
-построение логической цепи рассуждений; доказательство.
•Коммуникативные действия:
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,
-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд №10
Диагностическая работа нацелена на выявление уровня
•овладения школьниками базовыми историческими знаниями,
•умения применять историко-культурный подход к оценке социальных явлений,
•умения применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений,
•умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого. Диагностическая работа проверяет знание обучающимися истории и культуры родного края.
Слайд №11,12
Работа ВПР в 5 классе по истории состоит из двух частей и 8 заданий, из них по уровню сложности: базовой–5; повышенной–2; высокой–1. Общее время выполнения работы 45мин. Максимальный первичный балл–15. Ответом к каждому из заданий 1 и 2 является цифра или последовательность цифр. Задания 3–4 и 6–8 предполагают развёрнутый ответ. Задание 5 предполагает работу с контурной картой.
Слайд №13-21
Задание 1 нацелено на проверку умения работа с иллюстративным материалом: обучающийся должен соотнести изображения памятников культуры с теми странами, где эти памятники были созданы.
Задание2 проверяет умения работать с текстовыми историческими источниками. В задании необходимо определить, с какой из представленных в задании стран непосредственно связан данный исторический источник.
Задание 3 является альтернативным. Оно нацелено на проверку знания исторической терминологии и состоит из двух частей. В первой части от обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с термином (понятием), который с ней непосредственно связан. Во второй части задания нужно объяснить значение этого термина (понятия).
Задание 4 является альтернативным. Задание нацелено на проверку знания исторических фактов и умения излагать исторический материал в виде последовательного связного текста. Оно состоит из двух частей. От обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с одним из событий (процессов, явлений), данных в списке. Во второй части задания обучающийся должен привести краткий письменный рассказ об этом событии(явлении, процессе).
Задание5 является альтернативным. Задание нацелено на проверку умения работать с исторической картой. Оно состоит из двух частей. В задании требуется заштриховать на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично располагалась выбранная обучающимся страна.
Задание6 проверяет знание причин и следствий и умение формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи. В задании требуется объяснить, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей страны, указанной в выбранной обучающимся теме.
Задания 7 и 8 проверяют знание истории родного края. В задании 7 от обучающегося требуется назвать одного исторического деятеля, жизнь которого была связана с регионом проживания обучающегося. В задании 8 требуется в письменной форме рассказать, чем известен названный в задании 7 исторический деятель, каков его вклад в развитие региона, нашей страны, или мира в целом.
Слайд №22-24
Работа по истории в 6 классе содержит 9 заданий. Как и в работе по истории для 5 класса в 6 классе обучающимся предлагается перечень событий, по которым они должны продемонстрировать уровень полученных исторических знаний. Например, Вариант 1 содержит следующие темы: Падение ордынского владычества; Невская битва; присоединение Новгорода к Москве; восстание Уота Тайлера. Как мы видим, в работе предполагается выполнение заданий на знание событий Всеобщей истории. В первом задании предлагается соотнести четыре иллюстрации с заявленными выше событиями. Второе задание – работа с историческим источником, Третье задание – работа с понятием, а вот с 4 по 7 задания нужно выбрать один из четырёх исторических периодов и выполнять предложенные задания в соответствии с темой выбранного периода. Это задания – на знание исторических личностей и их действия, умение работать по карте, аргументированно высказывать свою точку зрение на то или иное историческое событие, устанавливать причинно следственные связи. Восьмое и девятое задание направлено на умение сравнивать объекты культурного наследия Отечества и Зарубежных стран.
Время написания работы по истории и обществознанию в 5,6 классах составляет 45 минут.
Слайд №25,26
В 11 классе ВПР по истории включает в себя 12 заданий. На выполнение работы по истории отводится 1 час 30 минут (90 минут). Большинство заданий ВПР аналогичны по выполнению заданиям, представленным в тестах ЕГЭ. 1-4 задание направлено на анализ текста, соотнесение времени – событие – участника процесса, 5-7 задание работа с картой, картой-схемой, работа с иллюстрацией – 8 и 9 задание, 10 задание – краеведческой направленности, 11и 12 задание на анализ события, выбранного из четырёх предложенных.
Слайд №27-30
ВПР по обществознанию в 6 классе проводится впервые. Работа будет состоять из 9 заданий, на выполнение которых даётся 45 минут. 1 задание - анализ диаграммы. 2 задание – на основе прочитанного текста выявить признаки какого-либо обществоведческого понятия. 3 задание - анализ поведения человека, его чувств, эмоций на основе рассмотрения иллюстраций. 4-7 задания – анализ текста, умение составлять план текста, отвечать на проблемные вопросы по тексту, приводить примеры из собственной жизни. 8 задание – на определение обществоведческого понятия через его признаки, зашифрованные в фотодокументе. 9 задание на анализ жизненных ситуаций, на основе имеющихся обществоведческих знаний.
Слайд №31-33
Какими же ресурсами мы можем воспользоваться для подготовки обучающихся к ВПР по истории и обществознанию.
Во-первых, это сайт ФИПИ, где размещается демоверсия ВПР по истории в 11 классе, также кодификатор заданий и спецификация проверяемых знаний и умений.
Во-вторых, это ВПР статград (https://vpr.statgrad.org/), где дана вся нормативно-правовая база организации ВПР, размещены материалы ВПР 2018 года.
В- третьих, Незнайка, где также есть ВПР по истории и обществознанию, и также как и в вариантах ОГЭ, ЕГЭ даны подробные разборы предложенных заданий, что будет способствовать организации самостоятельной подготовки школьников к ВПР.
В-четвёртых, Решу ВПР, где есть банк заданий по истории 5 и 11 класса. Сайт содержит 15 вариантов заданий, которые обновляются ежемесячно, возможность составлять индивидуальный тест, проверить решение.
Также в интернете есть сборники ВПР по истории и обществознанию доступные для скачивания, папка с такими сборниками и демоверсиями работ у вас на рабочем столе.
Слайд №6
Слайд №34-37
В 2016 – 2017 учебном году учащиеся МБОУ СОШ №9 также приняли участие в написании ВПР по истории в 5 и 11 классе. Учитель Чередова Н.В. Анализ ВПР показал следующие результаты.
5 «а» класс: работу писало 24 ученика из имеющихся 25, они показали такие результаты:
5 – 6 человек; 4 – 13 человек; 3 – 3 человека; 2 – 2 человека.
5 «б» класс: работу писало 24 ученика из имеющихся 25, они показали такие результаты:
5 – 3 человека; 4 – 8 человек; 3 –9 человек; 2 – 4 человека.
Низкие показатели наблюдаются по заданию №8 (42% по РФ, 36% по НСО) - Вспомнить важнейшие события истории региона или населённого пункта.
В 11 классе работу написал 21 обучающийся. Получились такие результаты:
Основные западающие моменты в ВПР по истории в 11 классе у нас, это задания №3, 4, 10.
№3, 4 – анализ текста; №10 – название и рассказ о памятнике истории родного края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы РМО учителей истории и обществознания за 2010-2011 учебный год.
Анализ работы РМО учителей истории и обществознания за 2010-2011 учебный год.Работаю руководителем РМО пять лет....
Анализ работы учителя истории и обществознания Вильдановой Э.Р., 2011/2012
АНАЛИЗ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ЭКОНОМИКИВИЛЬДАНОВОЙ ЭЛЬВИРЫ РАШИТОВНЫЗА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Использование метода ситуационного анализа на уроках истории и обществознания как средство развития ключевых компетенций
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЕЙ-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ...
Анализ работы учителя истории и обществознания в 2012-2013 уч. году
Анализ учебной и внеурочной работы....
Анализ работы учителя истории и обществознания в 2011-2012 уч. году
Анализ учебной и внеурочной работы по плану....
Анализ ВПР по истории и обществознанию в 8 классах
На основании результатов ВПР представлена попытка обозначить основные трудности при выполнении работы учащихся 8 классов, а также причины, связанные с ними...
Анализ ВПР по истории и обществознанию
Анализ ВПР по истории и обществознанию за три года...