Анализ ВПР по истории и обществознанию в 8 классах
материал (8 класс)

Валикова Ангелина Николаевна

На основании результатов ВПР представлена попытка обозначить основные трудности при выполнении работы учащихся 8 классов, а также причины, связанные с ними

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_vpr_obshchestvo_8_kl.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ результатов выполнения всероссийской проверочной работы по обществознанию в 8-ых классах (по материалам 7 класса)

Всероссийская проверочная работа по обществознанию проводилась в целях осуществления входного мониторинга уровня подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС.

Назначение КИМ для проведения проверочной работы по обществознанию – оценить качество общеобразовательной подготовки по истории обучающихся 8 классов по материалам 7 класса, осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.

Посредством диагностики у обучающихся выявляются: понимание основных принципов жизни общества; опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся; освоение приемов работы с социально значимой информацией; развитие способностей делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; развитие социального кругозора.

Результаты ВПР могут быть использованы для совершенствования методики преподавания истории учителями-предметниками.

Всероссийская проверочная работа по обществознанию среди 8 классов проводилась согласно расписанию МОУ Раменской СОШ №19. В проверочной работе принимало участие 114 учащихся. Максимальный балл, который можно было получить за работу – 23 баллов. На выполнение работы отводилось 45 минут. Работа состояла из 10 заданий.

Задание 1 нацелено на проверку умения анализировать и оценивать собственную деятельность и ее результаты. Задание предполагает систему вопросов об одном из видов деятельности в духовной и экономической сферах жизни с опорой на личный социальный опыт обучающегося. С заданием справились 54% учащихся, что является заниженным показателем по сравнению с районным (67%).

Задания 2 и 6  предполагают выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов. Задание 2 проверяет умение характеризовать понятия; задание 6 – умение применять обществоведческие знания в процессе решения типичных задач. С заданием 2 справились 34% учащихся, что является заниженным показателем по сравнению с районным (59%), с заданием 6 – 26% (71% по району).

Задания 3 построено на основе графического представления статистической информации. Оно нацелено на проверку умения осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (диаграмма) и состоит из двух частей. В первой части обучающемуся требовалось проанализировать предложенную информацию, определить наиболее/наименее популярное мнение по заданной тематике и высказать предположение о причинах соответствующего выбора опрошенных. Во второй части задания нужно дать собственный ответ на поставленный в ходе социологического исследования вопрос.  С заданием справились 84% учащихся, что примерно соответствует районным показателям (83%).  

Задание 4  предполагает установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. Оно проверяет умение обучающихся классифицировать объекты, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Задание вызвало трудности у учащихся, 37% справились, что значительно ниже районного результата (71 %).  

Задание 5 направлено на анализ социальной ситуации, описанной в форме цитаты известного писателя, ученого, общественного деятеля. Задание включает в себя систему вопросов, проверяющих знание/понимание социальных свойств человека, особенностей его взаимодействия с другими людьми, а также умение объяснять элементарные взаимосвязи изученных социальных объектов. Обучающийся должен объяснить значение отдельных слов, затем – смысл всего высказывания.  С заданием справились 70% учащихся, что соответствует районному показателю (70%).  

Задание 7 предполагает анализ визуального изображения социальных объектов и ситуаций. Обучающийся должен осуществить поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах и выполнить задания, связанные с тремя соответствующими фотографиями. С заданием справились 62% учащихся, что чуть ниже показателя по району (73%).

Задание 8 требует анализа представленной информации. При выполнении этого задания проверяется умение применять обществоведческие знания в процессе решения типичных задач  в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся. С заданием справились 67% учащихся, что выше показателя по району (55%).

Задание 9 направлено на проверку умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме на заданную тему с использованием шести предложенных понятий. Задание вызвало сложности, 27% учащихся выполнили его (45% по району).

Задания 1-9 в различных вариантах ВПР являются одинаковыми по уровню сложности и позволяют проверить одни и те же умения на различных элементах содержания.

Общая статистика оценок (в сравнении с районными показателями):

Оценка

МОУ СОШ №19

Раменский район

2

17%

9%

3

62%

39%

4

17%

39%

5

2%

11%

Успеваемость и качество знаний по классам:

Класс

Кол-во учащихся по списку

Кол-во выполнявших работу

5

4

3

2

Успеваемость

Качество

31

22

0

1

14

7

68%

4%

33

24

0

2

20

2

91%

8%

32

23

0

2

18

3

86%

8,7%

29

28

3

14

11

0

100%

60,7%

29

17

0

1

8

8

53%

5,8%

Всего

154

114

3

20

71

20

79,6%

17,4%

Сравнение отметок за ВПР с отметками по журналу:

Кол-во учащихся

МОУ СОШ №19

Раменский район

Понизили

86 чел

75 %

52%

Подтвердили

28 чел

24%

44%

Повысили

0 чел

0%

3%

Всего:

114 чел

Вывод: учащиеся 8-ых классов плохо справились с предложенной работой и показали низкий уровень достижения предметных и метапредметных результатов, результативность отдельных заданий требует дополнительной работы по повышению качества знаний учащихся. На низкие результаты оказали влияние и дистанционное обучение с последующими летними каникулами, из-за которых большая часть материала была забыта.

Наибольшие затруднения у учащихся вызвали следующие задания:

1. Задание 2 и 6 – выбор верных суждений. Это связано со сложными формулировками самих суждений, смысл которых учащимся был непонятен.

2. Задание 4 – на установление соответствия. Трудности такого плана показывают неумение учащихся устанавливать взаимосвязи между объектами.

4. На выполнение задания 9 у учащихся фактически не хватило времени. Само задание подразумевает знание раздела обществознания «Право», с которым учащиеся по программе знакомятся только в 9 классе.

Рекомендации по улучшению результатов и повышению результативности:

1. Продолжить формирование умений и навыков работы с обществоведческими понятиями.

2. Способствовать формированию умений выделять главное в тексте, составлять грамотный письменный ответ на вопрос.

3. Чаще давать учащимся задания на установление соответствия между объектами и выбор верных суждений из списка.

4. Организовать на уроках выполнение заданий с элементами ВПР.

План мероприятий на 2020-2021 год («дорожная карта») по проработке наиболее трудных заданий для учащихся 8-ых классов


п/п

Название мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

1

Проведение тщательного анализа количественных и качественных результатов ВПР каждым учителем-предметником, выявление проблемных зон для отдельных классов и отдельных обучающихся

До 1.12.2020

Скупова Н.С., Валикова А.Н.

2

Оптимизация методов обучения, организационных форм обучения, средств обучения, использование современных педагогических технологий по предмету

Ежемесячно

Скупова Н.С., Валикова А.Н.

3

Планирование коррекционной работы во внеурочное время и содержания урочных занятий

В течение года (ежемесячно)

Скупова Н.С., Валикова А.Н.

4

Корректирование содержания текущего тестирования и проверочных работ с целью мониторинга результативности работы по устранению пробелов в знаниях и умениях по предмету

Ежемесячно

Скупова Н.С., Валикова А.Н.

5

Уделять больше внимания работе учащихся с выбором верных суждений и установлением соответствий между объектами

Ежеурочно

Скупова Н.С., Валикова А.Н.

6

Включить в проверочные и индивидуальные задания номера, вызвавшие затруднения учащихся на ВПР

В течение года

Скупова Н.С., Валикова А.Н.

7

Осуществлять дифференцированный подход к обучению различных групп обучающихся на основе определения уровня их подготовки, постоянно выявлять проблемы и повышать уровень знаний каждого обучающегося

В течение года

Скупова Н.С., Валикова А.Н.

8

Своевременное информирование родителей о результатах ВПР, текущих образовательных достижениях учащихся

По итогам ВПР

Скупова Н.С., Валикова А.Н.

9

Использовать тренинговые задания для формирования устойчивых навыков выполнения заданий, развивать стойкие знания по предмету через систему разноуровневых упражнений

В течение года

Скупова Н.С., Валикова А.Н.

10

Усилить работу по формированию УУД: применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и заданий из смежных дисциплин

Ежеурочно

Скупова Н.С., Валикова А.Н.

Учитель обществознания: Валикова А.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы учителя истории и обществознания Вильдановой Э.Р., 2011/2012

АНАЛИЗ  РАБОТЫ  УЧИТЕЛЯ  ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ЭКОНОМИКИВИЛЬДАНОВОЙ ЭЛЬВИРЫ РАШИТОВНЫЗА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Анализ работы учителя истории и обществознания в 2011-2012 уч. году

Анализ учебной и внеурочной работы по плану....

Анализ ВПР по истории и обществознании

Выступление на РМО с анализом заданий ВПР по истории и обществознанию....

Анализ ВПР по истории и обществознанию

Анализ ВПР по истории и обществознанию за три года...

Анализ административной контрольной работы по обществознанию 9 класс раздел "Экономика"

Краткий  вариант  анализа  административной  контрольной  работы  по  обществознанию  9 класс ,изучаемый  раздел "Экономика"...