Разработка интегрированных уроков по подбору на слух на фортепианно
методическая разработка (5 класс) на тему
В данной работе изложены методы и приемы на развитие навыка подбора на слух на фортепианно. Это 5 интегрированных уроков для воспитания развития слуховых качеств пианиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oformlenie_itogovoy_raboty.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛАРИНА МАРГАРИТА ГЕННАДЬЕВНА
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ДШИ №3 «МЛАДОСТЬ»
Г.О. САМАРА
Разработка интегрированных уроков
по музыкальному инструменту
ФОРТЕПИАНО
для учащихся _5_ класса
с включением элементов игры по слуху
РАБОТА ПРЕДСТАВЛЕНА
ЯНВАРЬ 2018 ГОДА
АКТУАЛЬНОСТЬ
Обучение игре на фортепиано, как и на любом инструменте, прежде всего является обучением МУЗЫКЕ. Оно не соответствует этой цели, если педагог ограничивается тем, что учит читать ноты и развивает у ученика ловкость и быстроту движения рук. Параллельно с развитием всех этих навыков должно быть развитие слуха и музыкального понимания. Воспитание слуховых качеств учащегося-пианиста является одной из главных задач в фортепианной педагогике.
Подбирать по слуху на фортепиано-это возможность постоянно будить исполнительскую мысль и обращать хозяина к интенсивной умственной работе. Самый простой способ стать Моцартом в мире подбора один: слушать и играть, играть и слушать.
Игра по слуху красивых, понравившихся мелодий вызывает интерес к музыке, желание обучаться и учит верить в свои силы. Такое овладение инструментом обязательно найдёт практическое применение в жизни.
Урок первый.
Цель урока: Ознакомление учащегося с приёмами работы при подборе на слух основной мелодии.
Задачи:
1. Приобретение навыка по подбору мелодии;
2.Подобрать в d moll тему джаз. стандарта Ж. Косма «Опавшие листья»
3.Вспомнить понятие «мелодическая секвенция».
Участники урока: два учащихся 5 класса ( с каждым индивидуально).
Ход урока:
1.Послушать записи композиции «Опавшие листья» в разных оригинальных вариантах.
2. Проиграть ученику основную тему и вместе с ним пропеть её.
3.Определить форму : песенная 2-х частная (А, В).
4.Определить ладовую основу, тональность, с какой ступени и доли начинается мелодия, размер , характер и темп .
5. Подобрать мелодию, определяя направление движения мелодии и их характерные мелодические обороты, такие как секвенция ( повторяющие мелодии на разной высоте ), анализируя интонацию своего голоса.
6. Уточнить понятие «мелодическая секвенция».
Результат: Ученик определил ладовую основу темы, проанализировал её структуру и подобрал на слух мелодии части А и части В.
Домашнее задание: Играть мелодию 2-х частей. Записать её в нотной тетради в размере 4/4 в d moll.
Урок второй.
Цель урока: Познакомить ученика с септаккордами и некоторыми их видами и использовать их в аккомпанементе джаз. стандарта «Опавшие листья».
Задачи:
1.Напомнить буквенное обозначение аккордов;
2Научить играть септаккорды в основном виде на основе трезвучий и объяснить их строение.
3.Освоить гармоническое сопровождение мелодии септаккордами .
Участники урока: два учащихся 5 класса ( с каждым индивидуально).
Ход урока:
1.Повторить мелодию «Опавшие листья».
2. Подобрать гармоническую сетку каждой части: А,В.
3.Играть мелодии с аккомпанементом - трезвучиями на сильную долю.
4Обратить внимание ученика на «золотую секвенцию» в гармонии.
5.Гармонически обогатить сетку за счёт добавления терции или секунды к трезвучиям в сопровождении.
6.Определить с учащимся виды используемых септаккордов и ознакомить его с кратким обозначением.
Результат:
Ученик повторил буквенное обозначение, научился строить септаккорды
и узнал их обозначение. Подобрал к мелодиям двух частей гармоническую сетку септаккордами ( gm7,C7, Fmaj, gm6 и т.д.)
Домашнее задание:
Подписать над мелодией в нотной тетради буквенное обозначение. Играть мелодии каждой части с гармоническим сопровождением - септаккордами на первую долю.
Урок третий.
Цель урока: Ознакомить учащегося с основной особенностью исполнения джаза - свинг.
Задачи:
1.Объяснить понятие- «свинг», что ощущение джаза достигается присутствием свинга - ритмической импульсивности.
2. Познакомить ученика с аудио - записями нескольких джазовых стандартов в свинговой манере для воспитания чувства свинга.
3. Изменить ритмическую основу мелодии, используя триольную пульсацию, акцентировку и синкопирование .
Участники урока: два учащихся 5 класса ( с каждым индивидуально).
Ход урока
1.Повторить мелодию с септаккордами в аккомпанементе.
2. Послушать аудио - записи с джаз. стандартами , обратив внимание на свинговую манеру исполнения (All of me, Fly me to the moon, C jam blues ).
3.Ритмически интерпретировать мелодию «Опавшие листья» при помощи восьмых триолей, характерных для джаза.
4.Для полного ощущения свинга продумать и добавить акцентировку (перемещение акцента с сильной доли на слабую ), синкопирование.
Результат:
Ученик познакомился с особенностью исполнения джаза - свинг, с известными джазовыми темами в профессиональном исполнении с целью воспитания чувства свинга. Практически использовал интерпритацию ритмического рисунка мелодии, характерного для джаза.
Домашнее задание:
Играть мелодию каждой части в триольной пульсации с акцентировкой и синкопированием. Слушать джазовые стандарты.
Урок четвёртый.
Цель урока:
Познакомить ученика с разными видами аккомпанемента и практически применить их в подборе темы « Опавшие листья».
Задачи:
1.Развить технику владения фактурой в партии сопровождения.
2.Освоить приёмы образования лини баса ( арпеджированные разложенные аккорды, «блуждающий бас» ).
3.Освоить аккордовый вид сопровождения «бас-аккорд».
Участники урока: два учащихся 5 класса ( с каждым индивидуально).
Ход урока:
1.Повторить мелодию «Опавшие листья» в свинговой манере, используя септаккорды в основном виде в сопровождении на первую долю.
2.Освоить вид аккомпанемента - разложение аккорда в арпеджированной форме, используя арпеджио с прямым движением ( с односторонним и возвратным ).
3.Познакомить ученика с аккомпанементом типа «бас- аккорд» ( страйд ).
Расположение басовых и аккордовых нот можно изменять, согласовывая с мелодией или просто по своему вкусу.
4.Подобрать аккомпанемент в виде блуждающего баса (walking bass ) – непрерывное, ритмически равномерное ведение линии баса, с использованием аккордовых, проходящих и хроматических звуков . Рассказать ученику, что этот способ очень распространён в джазе и, кроме контрабаса, характерен для бас- гитары и фортепиано.
Результат:
Ученик освоил три вида аккомпанемента к теме «Опавшие листья», познакомился с новыми джазовыми терминами «страйд» и «walking bass».
Домашнее задание
Играть мелодию «Опавшие листья» с разными видами аккомпанемента.
Закрепить все три вида аккомпанемента.
Урок пятый
Цель урока: Создать вариант четырёхручного подбора на слух джаз.стандарта «Опавшие листья» (для двух фортепиано ).
Задачи:
1.Определить функции каждой партии для ансамбля в 4-е руки.
2.Продумать аранжировку темы для 2-х фо-но по форме АВ: ритмическое, фактурное изложение, исходя от выбранных джазовых стилей.
3.Ознакомить ученика с особенностями джазовых стилей : «свинг», «босса-нова».
4.Научиться заполнять мелодию короткими вставками , украшениями на долгих звуках или паузах.
5.Подобрать к композиции INTRO и CODA.
Участники урока: два ученика 5-го класса вместе.
Ход урока
1.Распределить роль каждой партии: 1-я партия берёт на себя мелодию с основной гармонией в аккомпанементе; 2-я партия передаёт ритмическую основу композиции. Эта партия включает в себя функции баса ( контрабас, бас гитара) и ритм секции ( ударные, гитара, бас гитара ). Такой вид ритмического аккомпанемента распределяется между двумя руками.
2. Продумать совместное исполнение с точки зрения аранжировки :
в части А- использовать стиль «босса-нова». Это сочетание басовой линии и аккордов в зажигательном ритме. Босса-нова – основа ритма многих латино – американских жанров;
Часть В- в стиле «свинг». В левой руке 2-ой партии – «блуждающий бас», задающий пульс ( выполняет ритмическую функцию). В правой руке – несложные варианты аккордовых рифов (короткие повторяющиеся ритмические фразы).
3.В основной мелодии 1-ой партии продумать и заполнить паузы и долгие ноты короткими мелодическими вставками , украшениями.
4.Подобрать к композиции вступление и коду (из выученных моделей раннее).
5.Собрать композицию целиком.
Результат:
Подобрали на слух и исполнили композицию «Опавшие листья» в ансамбле на 2-х фортепиано. Ученики получили небольшой опыт аранжировки джазовой темы, слуховой опыт игры в дуэте и огромное удовольствие от полученного результата.
Домашнее задание
Закрепить пройденный материал. Слушать джазовых музыкантов, их импровизации на тему «Опавшие листья».
Литература :
1.Ядова И. Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано I часть И. Ядова. – С.Пб.: Композитор 2005 – 35с.
2.Терацуян А.М. Практический курс джазовой импровизации для начинающих: учебно-методическое пособие / Ростов на Дону: Феникс, 2011
3. Никитин А. Начинающий джазовый пианист. Учебное пособие 1ч. и 2 ч. Хабаровск, 1982.
4. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. М.,1987.
5. Чугунов Ю. Гармония в джазе. М., 1980
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка интегрированного урока английского языка информатики и психологии Тема урока: "Общение, его структура и виды. Культура общения. Сетевой этикет"
Урок проводился в рамках недели английского языка....
Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс
Интегрированный урок Английский+ОБЖ в 6 классе по теме Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...
Обобщение опыта учителя математики Бирюковой Галины Анатольевны по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе по теме «Путешествие по Московскому Кремлю».
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем моти...
Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)
Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...
Разработка интегрированных уроков по музыкальному инструменту фортепиано для обучающихся 2 класса с включением элементов игры по слуху
Обучение игре по слуху учащихся ДШИ и ДМШ обусловлено целью современного образования, которое заключаетса в воспитании личности ребенка. Занимаясь подбором по слуху мы приближаем обучение игре на форт...
Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»
Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...
Обобщение опыта учителя истории Лякутиной Татьяны Евгеньевны и обществознания по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе на тему "Путешествие по Московскому Кремлю"
Интегрированный урок по предметам математика и история....