Применение элементов здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
статья на тему

Каюмова Ирина Фуатовна

Здоровье подрастающего поколения – это, прежде всего, процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности обучающегося  в школе и дома. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zdorovesbregayushchie_tehnologii.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Применение элементов здоровьесберегающих

технологий на уроках английского языка в начальной школе

Здоровье подрастающего поколения – это, прежде всего, процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности обучающегося  в школе и дома. Сейчас этому вопросу уделяется большое внимание.

 Обучение — самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на школьников (более 70% времени ученики проводят в стенах общеобразовательного учреждения). Время совпадает с периодом роста и развития ребенка. В этот период организм наиболее чувствителен к воздействию окружающей среды. Как показали педагогические исследования последних лет,  за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Отмечается рост хронических заболеваний, нарушений физического развития. Почти у 70% детей выявляются хронические заболевания. Показатели состояния здоровья обучающихся ухудшаются в процессе обучений в школе от младших школьников к старшим. Педиатры, изучая состояния здоровья школьников, обнаружили чрезвычайно высокую распространенность нарушения осанки, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. Перечисленные заболевания получили названия «школьных болезней», которые продолжают носить массовый характер.

Проблема здоровья обучающихся обрела социальное значение, причинами которой являются социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек. Как следствие всего этого - низкий уровень активности обучающихся на уроках.

        Английский язык-предмет довольно сложный. В течение урока обучающимся приходится читать, писать, говорить, много запоминать, анализировать и слушать, поэтому организация процесса обучения должна быть построена с учетом здоровьесберегающих технологий.  Рассмотрим цели и задачи работы учителей английского языка нашей школы (таблица 1).

Таблица 1- Цели и задачи работы  методического объединения с точки зрения здоровьесберегающих технологий

Цели

-содействовать сохранению здоровья каждого обучающегося;

-создать благоприятную обстановку для развития творческих способностей ребенка, воспитать культуру здоровья, как фактора формирования здоровьесберегающей среды школы, использовать здоровьесберегающий потенциал учебных предметов;

-формировать у учащихся систему знаний учебных дисциплин, содействующих созданию условий для организации здорового образа жизни;

-сформировать у младшего школьника представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;

-обеспечить обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять своё здоровье;

Задачи

-приведение учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к сохранению здоровья обучающихся;

-организация здоровьесберегающей жизнедеятельности обучающихся и профилактической работы;

-формирование потребности здорового образа жизни у обучающихся;

-грамотная организация учебного процесса (расписание уроков, динамический режим, подвижный способ обучения в начальной школе, обеспечение преемственности здоровьесберегающих технологий от начальной к основной школе);

-использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и способностям обучающихся.

Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Во избежание усталости необходима смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником, творческие задания, «мозговой штурм», необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.

 Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления, нерациональна). В целях предотвращения утомления обучающихся, а также в целях профилактики нарушения осанки и зрения, необходимо включать оздоровительные моменты: физкультминутки, динамические паузы; минутки релаксации; дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз. 

Одним из самых важных здоровьесберегающих действий, по-нашему мнению, является создание у детей положительного эмоционального настроя и располагающую к занятиям обстановку на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника.

Для создания положительных эмоций и приятной атмосферы хорошо помогают зарядки-релаксации. Видами релаксации могут быть различного вида движения, ролевые игры, пение, танцы, игры- соревнования, игры с предметами, диалоги с героями сказок, просмотр мультфиьмов, драматизация небольших сценок. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувство и сознание ребенка.

При подборе стихотворений и рифмовок к уроку важно обращать  внимание на следующее:

  1. Грамматический и лексический материал должен  сочетаться с темой урока.
  2. Подбирать стихи и рифмовки с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения.
  3. Текст  воспроизводится в записи или проговаривается учителем, особенно в начальной школе, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание.

Make your right hand clap, clap, clap. (хлопаем правой ладошкой по левой)

Make your left hand clap, clap, clap. (хлопаем левой ладошкой по правой)

Turn around 1,2,3. (поворот вокруг себя)

It is easy, you can see !

Пальчиковые игры - это прекрасная возможность общения с ребёнком на уровне тактильных ощущений, что, несомненно, является очень важным для маленького человека, начинающего осваивать английский язык. С помощью пальчиковых игр можно вводить новые лексические единицы, отрабатывать фонетику и речевые образцы.

Целесообразным является проведение разрядки в виде упражнений для глаз.

Teacher: Close your eyes! Open your eyes! Turn your eyes to the left, turn your eyes to the right. Your eyes up, your eyes down!(Закройте глаза! Поверните глаза налево! Поверните глаза направо! Глаза вверх! Глаза вниз!).

На уроке можно проводить релаксивные упражнения на дыхание - один из серьезных и необходимых моментов урока в младших классах. Если ребенок научен правильно использовать возможности своего дыхания, то в его речи не будет неоправданных провалов, пауз.

Например:

1) разного рода вдохи и выдохи;

2) выдох через рот с надуванием щек;

3) дыхание животом;

4) различная звуковая дыхательная гимнастика (А-А-А, Ту- Ту-Ту и т.д.)

Дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, помогают повысить возбудимость коры больших полушарий, активизировать детей на уроке.

Упражнение «Шарик» (начальная школа).Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. « You are balloons»! На счёт 1234- дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!».

Песня на уроке- хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать задорные, веселые, шуточные, с достаточно простыми словами и легким для запоминания ритмом.

Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию обучающихся и способствующим снятию напряжения, является смех. Для этого можно рассказать что-нибудь забавное, остроумное из классной жизни, можно использовать  смешные игрушки, картинки.

Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на наш взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной: «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т . д .

Безусловно, нельзя превратить каждый урок в урок-праздник, урок-соревнование. Работа на уроке требует серьезного труда, спокойной обстановки, вдумчивой интеллектуальной работы.. Тем не менее, если уроки будут построены таким образом, что обучающиеся будут всегда ожидать чего-то нового и интересного, если эмоциональная атмосфера на уроках будет доброжелательной, если ученики будут иметь возможность развивать и проявлять не только свои знания, но и творческие способности, — то учиться будет легко и радостно. И именно это, непременно, положительно скажется на психофизическом здоровье учеников.

Список использованных источников:

  1. Журнал «Иностранные языки в школе».- № 2.-2017 .
  2. Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании.-М.: АПКРО, 2012
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии.-М.: ВАКО, 2014.
  4. Смирнов А. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.- М.: АПКРО, 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о практическом применении элементов здоровьесберегающих технологий при выполнении домашних заданий и отдыхе в группе продленного дня V класса VII вида коррекции.

Статья о практическом применении элементов здоровьесберегающих технологий при выполнении домашних заданий и отдыхе в группе продленного дня V класса VII вида коррекции....

Статья по теме: "Применение элементов здоровьесберегающей технологии при проведении уроков биологии, экологии и внеклассных мероприятиях"

Обучающиеся  проводят в школе значительную часть дня, заниматься сохранением их здоровья должны педагоги, используя различные элементы здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном...

"Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе".

Здоровье дарит радость. Здоровье дарит свет. Здоровье – это сила! Здоровье – это смех!         Здоровье - это самая большая драгоценность для каждого из нас. Здоровь...

Практическое применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе с обучающими с ОВЗ.

Практическое применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе с обучающими с ОВЗ....

Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе.

В данной статье учителя демонстрируют необходимость использования элементов здоровьесберегающих технологий  в начальной школе....

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Процесс организации здоровьесберегающего обучения и воспитания должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет...