Практические приемы сплочения коллектива класса
статья на тему

Самуйлович Александр Анатольевич

В статье изложены конкретные систематизированные приемы воспитательной работы, направленной на сплочение коллектива класса общеобразовательной школы в рамках осуществления требований ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА КЛАССА

Самуйлович Александр Анатольевич

педагог-психолог первой квалификационной категории

МАОУ Гимназия№8 «Лицей им. С. П. Дягилева»

Командообразование, или сплочение коллектива (группы) с целью достижения четко определенной цели, понятной всем членам коллектива и принимаемой коллективом или группой в целом, как тренинговое понятие в психологии возникло достаточно давно – практические с появлением первых игротехнических групп и тренингов как самостоятельных психологических мероприятий. При реализации Федерального государственного образовательного стандарта необходимость приемов при сплочении коллектива класса стала очевидной и в образовании.

Следует отметить, что на практике приемы командообразования подразделятся на два типа: для групп числом 8-12 человек (собственно психологических) и для групп, где количество участников может достигать 30-40 человек (тренинговые приемы). Среди этих приемов появились «универсальные», то есть те, которые из психологической группы с ограниченным количеством членов можно перенести на большой коллектив.

К последним относятся приемы «Волшебная лампа», «Узел», «Семь факторов».

«Волшебная лампа» – целью является определение изменений в своей команде, умение увидеть их.

По времени прием занимает от 20-ти до 40 минут при рекомендуемом количестве участников от 10-ти до 25-ти человек.

Материальное обеспечение – мягкий карандаш, лист бумаги (желательно – формата А3).

Инструкция:  «Представьте себе: вы и ваша команда находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и – из нее появляется джинн. Теперь вы можете загадать три желания, но, поскольку вы нашли джинна вместе со своей командой, эти желания должны относиться именно к ней. Вы можете изменить своего учителя, своих одноклассников, сделать так, чтобы математику вела в вашем классе ваша любимая тетя, чтобы старшие чаще улыбались, чтобы парта стала больше – или, наоборот, меньше… Любые желания! И загадать их может каждый из вас».

Каждый пишет свои три желаемых изменения, относящихся к общей работе.

Затем общегрупповой список фиксируется на доске с вопросом: а можно ли на самом деле сделать так, как мы все желаем. Нет? А что нужно сделать для этого?

При обсуждении ответов на вопросы формируются общие параметры коллектива, отвергаются неприемлемые, принимаются оптимальные.

Прием «Семь факторов» тренирует умение общаться между собой внутри группы, требует от 20-ти до 40 минут при желательном количестве участников от 8-ми до 25-ти человек.

Группа разделяется на подгруппы по 5-6 человек, и каждая подгруппа выбирает семь факторов, необходимых для общения в коллективе – ими могут быть доверие, уважение, фантазия, умения. Через 15 минут каждой подгруппе предлагается пронумеровать, то есть проранжировать эти факторы по важности – на это дается еще 15 минут.

После этого каждая подгруппа презентует свои факторы, в результате отвечая на следующие вопросы:

  1. Насколько быстро и слаженно вы смогли составить список?
  2. Быстро ли был найден подходящий для всех вариант важности написанных вами качеств?
  3. О каких качествах долго спорили?
  4. Было ли у вас ощущение, что остальные члены вашей команды поняли ваши идеи?
  5. Можно ли было донести свою точку зрения до остальных проще?
  6. Чему вы научились в этом упражнении?
  7. Какое качество лично вам кажется особенно важным?
  8. Какое качество вы хотели бы развивать в себе в дальнейшем?

Прием «Узел» демонстрирует этапы формирования команды и делает акцент на умеющих вести коллектив. Времени на этот упражняющий прием требуется 20-40 минут, оптимальное количество участников – от 8-ми до 30-ти человек. Материальным обеспечением является веревка длиной около 2-х метров.

Участников упражнения просят выстроиться в две команды в линию, взять веревку и завязать на ней узел – при этом нельзя отпускать рук, иначе придется начинать сначала.

Итоговые вопросы:

  1. Как вы себя чувствуете?
  2. Что мы могли наблюдать в ходе нашего упражнения?
  3. Что вас удивило?
  4. Что вы еще хотели бы сказать?

Как показывает опыт использования указанных выше приемов, их применимость возможна с 4-го класса в группе до 12-ти человек, в тренинговом варианте – с 6-го – 7-го классов. Прием «Волшебная лампа» оптимален для завершения тренингового цикла, прием «Узел» – для начального этапа. При этом возможен перенос из группы в класс, и тогда упражняющий комплекс начинает оптимально сочетаться с адаптацией пятых классов к предметному обучению, органично решая вопросы метапредметного и личностного подходов в соответствии с требованиями ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида

В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....

Кл.ч. Сплочение коллектива в 10 классе

Цель: сплочение коллектива, дружба в коллективе.Задачи:- играя, понять значимость друг друга и коллектива;- настроиться на новый учебный год со старыми друзьями;- обобщить знания о взаимоотношен...

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей» .

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей»Цель: формирование коммуникативных навыков обучающихся, культуры общения.Форма: трени...

Практические приемы организации и управления классным коллективом как мотивирующее воздействие и преодоление поведенческих проблем в изучении английского языка.

Приведены формы и взаимодействие в коммуникативной деятельности в начальной и средней школе. Разработаны модели, мотивирующие упражнения и действия для совместного обучения, преподавания языка в класс...

«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива: приемы сплочения классного коллектива»

Статья будет полезна классному руководителю. В статье описаны приемы сплочения классного коллектива....