Статья "Базовые ценности как основа мотивации к труду (на примере моделирующих деловых игр)"
статья

Стрелкова Ольга Александровна

Статья "Базовые ценности как основа мотивации к труду (на примере моделирующих деловых игр)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_motivatsiya_k_trudu_1.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Специальная (коррекционная)  школа-интернат VIII вида № 108»

Учитель-дефектолог Стрелкова О.А.

БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА МОТИВАЦИИ К ТРУДУ

(НА ПРИМЕРЕ МОДЕЛИРУЮЩИХ ДЕЛОВЫХ ИГР)

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как правило, обучаются в школе с 1 по 9 класс. Это важный этап становления учащегося как личности, формирования и развития личностных качеств и ценностных ориентиров. От того, какие базовые ценности будут заложены в этот период времени, какие навыки взаимодействия с окружающим миром сформированы, в значительной степени зависит дальнейшая способность учащегося к самостоятельной жизни.

Именно школа выступает для ребенка одной из первых и основных моделей социального мира, способных помочь в дальнейшем интегрироваться в общество, что особенно значимо для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Исходя из этого, содержание и основные задачи коррекционно-образовательного процесса для учащихся со сложной структурой дефекта должны быть, прежде всего, направлены на развитие интереса и мотивации к труду, выработку умения доводить дело до конца, следовать инструкции. Учащиеся должны освоить и закрепить навыки работы в коллективе, навыки правильного использования инструментов труда.

Важными методами в такой работе являются наблюдения, экскурсии, деловые игры, моделирующие ситуации из жизни, практические занятия. Для более эффективного усвоения материала уроки лучше строить на практической наглядной основе.

Реализация образовательной программы должна обеспечить ориентацию обучающихся на ценности гражданского общества, общечеловеческие (семья, Родина, дружба) и нравственные ценности (добро, свобода, долг, совесть, честь, достоинство), гармоничное отношение с социумом, с природой, с самим собой. Как пишет в своей статье М.А. Дьячкова, «именно в процессе образования и воспитания у подрастающего поколения создаются реальные представления о подлинных и мнимых ценностях жизни, формируется способность к самостоятельному выбору духовно-нравственных ценностей».

В ходе обучения необходимо сформировать понимание значимости самореализации, труда, Самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности.

Для реализации этих задач программы всех учебных предметов должны быть тесно связаны друг с другом и особенно – с ручным трудом. Учитывая это, образовательная программа нашей школы на протяжении всего периода обучения построена на принципе взаимосвязи.

Так, например, в рамках предметов «Окружающий мир», «Обществоведение», «Человек и общество» ребята получают базовые представления о жизни, об окружающей природной и социальной среде, о государстве, о морали и нравственности.

На уроках чтения и внеклассного чтения, факультативных занятиях мы не только знакомим учащихся с литературными произведениями, но и анализируем поведение главных героев, их мотивы с точки зрения нравственности, учим устанавливать причинно-следственные связи и отношения оценивать поступки, основываясь на полученных ранее знаниях и представлениях. На примере произведений литературы мы наиболее наглядно можем изучить базовые ценности, в качестве которых принято выделять: добро (главная ценность и главный разграничитель нравственного и безнравственного), долг и моральный выбор, гуманность, смысл жизни, совесть (основной индикатор способности личности к нравственному самоанализу и самооценке), счастье, дружбу, любовь, честь и достоинство, патриотизм.

На занятиях по письму учащиеся, помимо базовых навыков грамотного письма, также получают и отрабатывают умения правильно заполнять простые бланки, правильно писать адрес, подписывать почтовые конверты, открытки. Кроме того, и чтение, и письмо нацелены на то, чтобы ребенок в повседневной жизни мог корректно и последовательно излагать свои мысли, описывать эмоциональное и физическое состояние.

Уроки математики призваны дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные геометрические представления, которые тоже помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.

На уроках труда, технологии, цветоводства, а также в ходе деловых игр в рамках других учебных занятий ребята могут на практике отработать полученные в рамках других предметов знания и навыки, и, кроме того, освоить новые возможности и инструменты для дальнейшей профессиональной деятельности и ведения домашнего хозяйства. Несложная практическая деятельность наиболее доступна для детей с ограниченными психофизическими возможностями. В том числе, поэтому в образовательном процессе для детей со сложной структурой дефекта на первый план выходит трудовое обучение различных видов.

Интерес и самомотивация к труду, способность и желание доводить начатое дело до конца у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, как правило, снижена. «Поэтому без специальной усилий, направленных на повышение у них уровня мотивации к труду, нельзя успешно решить задачи подготовки учащихся специальных коррекционных школ к профессиональной деятельности», – пишет исследователь М.Ю. Данилкина.

Именно поэтому для активизации самостоятельной деятельности школьников необходимо расширить общие представления об окружающем, развить познавательный интерес. На занятиях практической направленности нельзя ограничиваться только отработкой трудовых навыков. Не менее важно сформировать у учащихся нравственные ценности, на основании которых они смогут регулировать свою самостоятельную деятельность вне школы, важно научить их находить мотивацию к трудовой деятельности.

Как отмечает М.Ю. Данилкина, «в процессе обучения в специальной школе ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо добиваться, чтобы в ходе изучения учебных предметов у него формировались такие сложные личностные качества, как трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, целеустремленность, инициативность, умение взаимодействовать с другими людьми по разным проблемам, планировать и контролировать свою деятельность».

Особенности формирования мотивации у детей с нормальным интеллектом и с отклонениями в развитии рассматриваются работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Б.И. Пинского, Н.Г. Морозовой, С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Т.А. Власовой, И.П. Ушаковой, В.П. Ермакова, А.П. Гозовой и др.

В качестве базовых позитивных мотивов для детей с ОВЗ исследователи выделяют:

  • социальное одобрение деятельности (как старшими, так и сверстниками),
  • стремление к вознаграждению (хорошая отметка, похвала, материальное поощрение),
  • престижную мотивацию (связана с самооценкой учащегося и желанием самоутвердиться, повысить социальную значимость),
  • причастность к общему делу.

Моделирование в рамках учебного процесса повседневных ситуаций и отработка механизмов продуктивного взаимодействия учащихся друг с другом и с внешней средой позволяют наиболее эффективно воздействовать на мотивационную сферу учащихся.

Эффективным развивающим и коррекционным средством в работе с детьми со сложной структурой дефекта, является игра. Деловые игры позволяют легко погрузить учащегося в предлагаемую ситуацию и побудить его действовать в вымышленных обстоятельствах как в жизни.

Коррекционные занятия с элементами деловой игры должны основываться на принципах постоянной обратной связи, диалогизации образовательного процесса, активной стимуляции эмоционально-волевой сферы учащихся, достижения эмоционального подъема, свободы выбора (добровольное участие), максимального погружения в предлагаемые обстоятельства.

Наибольшего эффекта по формированию устойчивой мотивации можно достичь за чет создания ситуации успеха в ходе таких занятий. Приятные переживания, связанные с похвалой учителя, с признанием одноклассниками побуждают ребенка выполнять задачи с каждым разом лучше и лучше и вновь достигать успеха. Суть ситуации успеха состоит в том, чтобы на деле помочь учащемуся закрепить собственную уверенность в возможности решения тех задач, которые пере ним ставятся как в учебной, так и в бытовой, профессиональной деятельности. Благодаря ситуации успеха в ходе деловы игр формируются такие базовые личностные мотивы учащихся, как стремление к вознаграждению за труд и к социальному престижу.

«Изменение эмоциональных переживаний в связи с формированием у детей школьного возраста простейших социальных мотивов трудовой деятельности заключается в стремлении сделать что-то нужное, полезное не только для себя, но и для окружающих людей», – пишет И.В. Егоров. Именно на данном этапе и формируются другие базовые мотивы – стремление заслужить социальное одобрение и быть причастным к общему делу и успеху.

Уроки с элементами деловой игры положительно воспринимаются учениками. Ребенку гораздо легче и интереснее комбинировать полученные знания и применять их в игровых обстоятельствах. В рамках игры у учащегося появляется больше возможностей для самостоятельного выражения своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, активизации знаний и представлений об окружающем мире.


Литература:

  1. Адаптация учащихся: Методическая копилка// Школьный психолог. –2007. – №18. – С.27-38.
  2. Алексеева О.В., Курина Ж.Е. Методы и приемы театрализованной деятельности в образовании // Материа-лы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: www.scienceforum.ru/2015/912/8733 (дата обращения: 30.03.2018).
  3. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Межд. пед. академия, 1995.
  4. Божович, Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. / Л.И. Божович - М., 2002.- 304с.
  5. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. Под ред. Н.Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. - 208с.
  6. Данилкина М.Ю. Социально-культурная деятельность как средство формирования трудовой мотивации у учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2008. №4 (Педагогика). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-formirovaniya-trudovoy-motivatsii-u-uchaschihsya-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения: 01.04.2018).
  7. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. -М.: Педагогика, 1969.
  8. Дьячкова М.А. Понятия ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике // Сибирский педагогический журнал. 2007. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiya-tsennost-i-duhovno-nravstvennye-tsennosti-v-pedagogike (дата обращения: 01.04.2018).
  9. Егоров И.В. «Развитие «Я-концепции» у детей младшего школьного возраста», научно-методический журнал «Начальная школа», №3, 2002.
  10. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с от-клонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.
  11. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.
  12. Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей./ А.Р. Маллер. – М.: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.
  13. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2000.
  14. Пинский, Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников./ Б.И. Пинский.- М., 2002. - 276 с.
  15. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов./ С. Я. Рубинштейн.– М.: Просвещение, 2006. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных ценностей на основе исторического наследия

обобщающий урок истории в 5 классе "Наследие Древнего Востока" с использованием интерактивной доски, выполнением теста в программе  Power Point...

Формирование мотивации к обучению на примере уроков английского языка

Кроме работы психолога, я также веду уроки английского языка для учащихся школы-интерната. Все дети имеют тяжелые нарушения речи, у многих нарушено внимание, я стараюсь сделать уроки для них максималь...

Урок-конференция: «Влияние демографической ситуации на рынок труда» (на примере Брединского района)

Урок-Конференция «Влияние демографической ситуации на рынок труда» (на примере Брединского района)...

Актуализация духовно-нравственных ценностей личности школьника на уроках литературы на примере произведений XX века.

Духовно-нравственное развитие - важнейший компонент социального заказа для общества, ключевое требование ФГОС.В настоящее время понятия морали приобретают более глубокое содержание....

"Коллективное музицирование как средство мотивации к обучению. На примере опыта работы в ансамбле РНИ».

В данной презентации представлены некоторые способы развития мотивации в обучении через инструментальное ансамблевое исполнительство. Показаны методы работы с колективом ансамбля, направленные на разв...