«Нетрадиционные педагогические технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста»
статья на тему
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем
больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие
руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского
разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… ».
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_pedagogicheskie_tehnologii_po_rechevomu.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нетрадиционные педагогические технологии по речевому
развитию у детей дошкольного возраста»
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем
больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие
руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского
разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… ».
В. А. Сухомлинский
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют
важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет,
когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно
в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том
числе и речь ребёнка.
Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В.
Антакова-Фомина и др.) была подтверждена связь речевого развития ребёнка
и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей,
подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является
стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на
развитие головного мозга.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по
мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения
работоспособности головного мозга. Обычно у ребенка, имеющего высокий
уровень развития мелкой моторики, достаточно развита речь. Почти 70 %
времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию,
чтению, письму - четырем основным видам речевой деятельности. Основные
задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и
активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение
связной речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста.
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей,
имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось и причин этому
множество.
Причины возникновения детских речевых нарушений:
- ухудшение экологической обстановки (ослабленное здоровье детей);
- увеличение числа патологий беременности (родовые травмы);
- различные социальные проблемы.
В наше время дети большую часть времени проводят за компьютерами,
просмотром телепередач, прослушиванием музыки, может быть это само по
себе и не плохо, но, на мой взгляд, всё это должно разбавляться и живым
общением.
Актуальность моей работы определяется тем, что в последние годы
отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в
речевом развитии. На сегодняшний день, эта проблема остаётся нерешённой,
и многие дети нуждаются в помощи специалистов. Таким образом, вопрос
речевого развития детей имеет большую социальную значимость.
Мною были определены следующие задачи:
- проанализировать теоретические аспекты проблемы в работах
специалистов, обобщить рекомендации различных авторов в единую
систему;
- развивать речь детей, используя в своей работе все группы
нетрадиционных методов;
- разработать рекомендации для педагогов и родителей по
использованию мнемотаблиц, синквейна, биоэнергопластики, кинизиологии
и Су – Джок терапии.
Свою работу по развитию речи я начала с детьми раннего возраста. В
группу пришли детки «домашние», у них не были сформированы навыки
самообслуживания, у отдельных детей была недостаточно развита речь для
их возраста. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют
все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при
сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие.
Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Для
определения уровня развития мелкой моторики у детей была проведена
диагностика.
На основании данной диагностики составила перспективное
планирование работы по речевому развитию и развитию мелкой моторики
рук. Я стала вводить в работу с детьми пальчиковые игры, в течение года мы
играли в эти игры, затем постепенно, с возрастом детей, комплексы
пальчиковой гимнастики усложнялись, в работу с детьми по речевому
развитию стала вводить нетрадиционные технологии: синквейн,
мнемотаблицы, кинизиологию, биоэнергопластику, Су-Джок терапию.
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не
случайно. Она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике,
воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет,
перспектива, продвижение по работе. И кто как не воспитатель обязан
владеть культурой речи. Речь педагога служит образцом, который
воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом
следует помнить, что для дошкольника речь воспитателя зачастую является
единственным образцом литературной нормы и правильного представления
речи вообще. Поэтому работая с детьми, я всегда контролировала свою речь,
говорила эмоционально, грамотно, не забывая о том, что дети подражают
взрослому, впитывают как губка.
Большую роль в развитии речи детей играет и современная предметно-
развивающая среда.
В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной
литературой. В моей группе организован книжный уголок и «Полочка умных
книг», в которых хранятся детские книги, хрестоматии произведений,
картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим
детей.
И, конечно, театрализация – самый любимый и используемый вид
деятельности, который способствует развитию речи, творческой инициативы
и фантазии.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении
инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу
образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и
реформирования системы дошкольного образования.
Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
современных педагогических технологий, таких как, обучение в
сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие,
использование новых информационных технологий, помогают нам
реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая
индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом
их способностей и уровня развития.
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она
доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются
сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и
порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные
игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в
своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят
им столько пользы!
В своей педагогической практике уделяю работе с родителями.
Провожу собрания, беседы, организовываю консультации по проблемам
речевого развития.
Творческое сотрудничество совместно с семьей дает свои
положительные результаты.
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который
позволяет быстро получить результат, является работа над созданием
нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка
переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна.
• правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее
главную идею;
• вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную
мысль;
• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках
темы;
• четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение
к теме;
• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность
темы.
Интеллектуальные карты - это уникальный и простой метод
запоминания информации. Регулярное использование интеллектуальных карт
позволяет сделать привычным использование образов. Метод
интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить
целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.
Правила составления интеллектуальных карт:
1. В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ);
2. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра
ответвления, используя ручки разного цвета;
3. Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив
возможность для добавления деталей;
4. Добавляются символы и иллюстрации;
5. Писать надо разборчиво (печатными) буквами;
6. Важные идеи записываются более крупным шрифтом;
7. Для выделения определенных элементов или идей используются
линии произвольной формы;
8. При построении карты памяти лист бумаги располагается
горизонтально.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше,
использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи,
позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную
информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение
связного высказывания.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это
система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание,
сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях
объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание
структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или
маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким
образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы –
рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс,
используется прием мнемотехники
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по
развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного
запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах
художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при
заучивании стихов.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо
давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы
желательно рисовать в одном цвете.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов,
последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам,
т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка –
красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить
персонажа в графическом виде.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений:
на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка
(изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается
схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое
изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе
взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок
также активно включается в процесс создания своей схемы.
Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя
уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания,
построения пирамидки и т. д.
Более подробно остановлюсь на новых методах в своей работе.
Биоэнергопластика – это соединение движений речевого аппарата с
движениями пальцев рук, синхронное выполнение пальчиковой и
артикуляционной гимнастики помогают распределять биоэнергию в
организме ребёнка, что в свою очередь развивает мелкую моторику пальцев
рук и оказывает благотворное влияние на физическое и речевое развитие
детей.
Кинизиология – наука о развитии головного мозга через определённые
двигательные упражнения. Кинизиологические упражнения совершенствуют
психические функции (память, внимание, мышление, воображение и т. д.,
благодаря им формируется быстрота импульсов от руки к центру речи
головного мозга, в результате чего активизируется речь детей.
Так же в свою работу я ввела последнее достижение восточной
медицины: Су – Джок терапию в переводе с корейского языка Су – кисть,
Джок – стопа. Данный способ разработан учёным из Южной Кореи Паку Дже
Ву. Профессор и врач больше 30 лет потратил на разработку данного метода.
В чём же заключается данный метод?
На кистях рук и стопах расположена проекция всех частей, систем и
органов тела. Но в своей работе я использую только те точки, которые
оказывают благотворное влияние на речь детей, т. е. точки, которые
расположены на кончиках пальцев рук.
В процессе работы по речевому развитию детей мною были выработаны
следующие критерии:
Грамматический строй речи;
Звуковая культура речи;
Развитие связной речи
Коммуникативные умения
Словарь
Мною проведён сравнительный анализ результатов обследования речи
детей. В результате анализа выяснилось, что уровень развития речи детей
значительно улучшился. Таким образом, вариативность использования
разнообразных методов в моей работе дали определённые результаты. Речь
детей значительно улучшилась, дети достигли хорошего уровня развития
мелкой моторики.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".
«Согласно проведенным учеными исследованиям и наблюдениям, стало известно, что систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...
Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются нетрадиционные техники рисования в качестве средства коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста...
Доклад из опыта работы «Использование современных нетрадиционных технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста»
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...
Областной семинар для специалистов дошкольных учреждений. Тема:Использование здоровьесберегающих технологий в системе развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста».
Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ре...
Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста.
Мозг человека - это компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме.Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций о...