«Нетрадиционные педагогические технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста»
статья на тему

«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем

больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие

руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского

разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… ».

В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_pedagogicheskie_tehnologii_po_rechevomu.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Нетрадиционные педагогические технологии по речевому

развитию у детей дошкольного возраста»

 

«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем

больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие

руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского

разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… ».

В. А. Сухомлинский

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют

важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет,

когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно

в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том

числе и речь ребёнка.

Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В.

Антакова-Фомина и др.) была подтверждена связь речевого развития ребёнка

и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей,

подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является

стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на

развитие головного мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по

мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения

работоспособности головного мозга. Обычно у ребенка, имеющего высокий

уровень развития мелкой моторики, достаточно развита речь. Почти 70 %

времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию,

чтению, письму - четырем основным видам речевой деятельности. Основные

задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и

активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение

связной речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста.

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей,

имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось и причин этому

множество.

Причины возникновения детских речевых нарушений:

- ухудшение экологической обстановки (ослабленное здоровье детей);

- увеличение числа патологий беременности (родовые травмы);

- различные социальные проблемы.

В наше время дети большую часть времени проводят за компьютерами,

просмотром телепередач, прослушиванием музыки, может быть это само по

себе и не плохо, но, на мой взгляд, всё это должно разбавляться и живым

общением.

Актуальность моей работы определяется тем, что в последние годы

отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в

речевом развитии. На сегодняшний день, эта проблема остаётся нерешённой,

и многие дети нуждаются в помощи специалистов. Таким образом, вопрос

речевого развития детей имеет большую социальную значимость.

Мною были определены следующие задачи:

- проанализировать теоретические аспекты проблемы в работах

специалистов, обобщить рекомендации различных авторов в единую

систему;

- развивать речь детей, используя в своей работе все группы

нетрадиционных методов;

- разработать рекомендации для педагогов и родителей по

использованию мнемотаблиц, синквейна, биоэнергопластики, кинизиологии

и Су – Джок терапии.

Свою работу по развитию речи я начала с детьми раннего возраста. В

группу пришли детки «домашние», у них не были сформированы навыки

самообслуживания, у отдельных детей была недостаточно развита речь для

их возраста. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют

все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при

сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие.

Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Для

определения уровня развития мелкой моторики у детей была проведена

диагностика.

На основании данной диагностики составила перспективное

планирование работы по речевому развитию и развитию мелкой моторики

рук. Я стала вводить в работу с детьми пальчиковые игры, в течение года мы

играли в эти игры, затем постепенно, с возрастом детей, комплексы

пальчиковой гимнастики усложнялись, в работу с детьми по речевому

развитию стала вводить нетрадиционные технологии: синквейн,

мнемотаблицы, кинизиологию, биоэнергопластику, Су-Джок терапию.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не

случайно. Она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике,

воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет,

перспектива, продвижение по работе. И кто как не воспитатель обязан

владеть культурой речи. Речь педагога служит образцом, который

воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом

следует помнить, что для дошкольника речь воспитателя зачастую является

единственным образцом литературной нормы и правильного представления

речи вообще. Поэтому работая с детьми, я всегда контролировала свою речь,

говорила эмоционально, грамотно, не забывая о том, что дети подражают

взрослому, впитывают как губка.

Большую роль в развитии речи детей играет и современная предметно-

развивающая среда.

В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной

литературой. В моей группе организован книжный уголок и «Полочка умных

книг», в которых хранятся детские книги, хрестоматии произведений,

картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим

детей.

И, конечно, театрализация – самый любимый и используемый вид

деятельности, который способствует развитию речи, творческой инициативы

и фантазии.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении

инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу

образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и

реформирования системы дошкольного образования.

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

современных педагогических технологий, таких как, обучение в

сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие,

использование новых информационных технологий, помогают нам

реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая

индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом

их способностей и уровня развития.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она

доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются

сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и

порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные

игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в

своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят

им столько пользы!

В своей педагогической практике уделяю работе с родителями.

Провожу собрания, беседы, организовываю консультации по проблемам

речевого развития.

Творческое сотрудничество совместно с семьей дает свои

положительные результаты.

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который

позволяет быстро получить результат, является работа над созданием

нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка

переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна.

• правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее

главную идею;

• вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную

мысль;

• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках

темы;

• четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение

к теме;

• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность

темы.

Интеллектуальные карты - это уникальный и простой метод

запоминания информации. Регулярное использование интеллектуальных карт

позволяет сделать привычным использование образов. Метод

интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить

целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.

Правила составления интеллектуальных карт:

1. В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ);

2. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра

ответвления, используя ручки разного цвета;

3. Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив

возможность для добавления деталей;

4. Добавляются символы и иллюстрации;

5. Писать надо разборчиво (печатными) буквами;

6. Важные идеи записываются более крупным шрифтом;

7. Для выделения определенных элементов или идей используются

линии произвольной формы;

8. При построении карты памяти лист бумаги располагается

горизонтально.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать

таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше,

использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи,

позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную

информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение

связного высказывания.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это

система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание,

сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях

объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание

структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или

маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким

образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы –

рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс,

используется прием мнемотехники

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по

развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного

запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах

художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при

заучивании стихов.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо

давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы

желательно рисовать в одном цвете.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов,

последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам,

т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка –

красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить

персонажа в графическом виде.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений:

на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка

(изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается

схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое

изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе

взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок

также активно включается в процесс создания своей схемы.

Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя

уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания,

построения пирамидки и т. д.

Более подробно остановлюсь на новых методах в своей работе.

Биоэнергопластика – это соединение движений речевого аппарата с

движениями пальцев рук, синхронное выполнение пальчиковой и

артикуляционной гимнастики помогают распределять биоэнергию в

организме ребёнка, что в свою очередь развивает мелкую моторику пальцев

рук и оказывает благотворное влияние на физическое и речевое развитие

детей.

Кинизиология – наука о развитии головного мозга через определённые

двигательные упражнения. Кинизиологические упражнения совершенствуют

психические функции (память, внимание, мышление, воображение и т. д.,

благодаря им формируется быстрота импульсов от руки к центру речи

головного мозга, в результате чего активизируется речь детей.

Так же в свою работу я ввела последнее достижение восточной

медицины: Су – Джок терапию в переводе с корейского языка Су – кисть,

Джок – стопа. Данный способ разработан учёным из Южной Кореи Паку Дже

Ву. Профессор и врач больше 30 лет потратил на разработку данного метода.

В чём же заключается данный метод?

На кистях рук и стопах расположена проекция всех частей, систем и

органов тела. Но в своей работе я использую только те точки, которые

оказывают благотворное влияние на речь детей, т. е. точки, которые

расположены на кончиках пальцев рук.

В процессе работы по речевому развитию детей мною были выработаны

следующие критерии:

Грамматический строй речи;

Звуковая культура речи;

Развитие связной речи

Коммуникативные умения

Словарь

Мною проведён сравнительный анализ результатов обследования речи

детей. В результате анализа выяснилось, что уровень развития речи детей

значительно улучшился. Таким образом, вариативность использования

разнообразных методов в моей работе дали определённые результаты. Речь

детей значительно улучшилась, дети достигли хорошего уровня развития

мелкой моторики.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".

«Согласно  проведенным учеными исследованиям и наблюдениям,  стало известно, что  систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются нетрадиционные техники рисования в качестве средства коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста...

Доклад из опыта работы «Использование современных нетрадиционных технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста»

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...

Областной семинар для специалистов дошкольных учреждений. Тема:Использование здоровьесберегающих технологий в системе развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста».

Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ре...

Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста.

Мозг человека - это компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме.Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций о...