Классный час "Урок мужества и героизма"
классный час (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МКОУ «СОШ а. Кызыл-Октябрь»
Классный час:
Урок мужества и героизма
Подготовила: Хубиева З. А.- классный руководитель 11 "а" класса
2017-2018 учебный год
Тема: УРОК МУЖЕСТВА И ГЕРОИЗМА
(классный час)
Цели: формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме; вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими людьми в годы войны и в мирное время; показать роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом и вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту.
Предварительная подготовка.
1. Задания учащимся:
а) Подберите русские народные сказки, былины, пословицы и поговорки, воспевающие красоту и мужество героев, и подумайте над вопросами:
- В чем видит народ красоту человека?
- Какие поступки людей определяются как героические, мужественные?
- Согласны ли вы с представлениями русского народа о красоте и мужестве?
б) Приведите высказывания о мужестве, которые вам наиболее близки, и объясните, что определило ваш выбор (см. в кн.: Золотые россыпи о тебе, человек: Мысли, афоризмы, народная мудрость. –Одесса, 1968; Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. – М, 1980).
в) Подберите репродукции картин на тему «Прекрасны подвиги в бою, прекрасны подвиги в труде» и принесите их на классный час. Готовьтесь высказать свое впечатление о картинах и ответить на в о п р о с ы:
- Чем прекрасны люди, изображенные на картинах?
- Какими художественными средствами отражены в картинах мужество, стойкость советских людей?
- Какие чувства вызывает у вас то или иное произведение?
г) Прочитайте книги о мужественных людях, их героических делах (см. кн.: Дети города-героя. – Л., 1974; Мальков, В. Северное сияние: повесть. – М., 1977; Медаль за бой, медаль за труд. – М., 1970; Морозова, В. Человек трудом славен: очерки. – М., 1981).
2. Провести обзор сочинений учащихся, написанных на уроках русского языка и литературы по темам: «Моя любимая книга о мужестве», «С чего начинается Родина?» и др.
3. Двум-трем учащимся подготовить сообщения о детях-героях Великой Отечественной войны.
4. Двум-трем учащимся подготовить выступления о героических поступках учеников в наши дни.
5. Предложить учащимся высказать свое мнение по следующим вопросам:
- Каких людей вы считаете героями?
- Ваше понимание героического поступка?
- Можно ли честное исполнение своего долга считать подвигом?
- Обязательно ли подвиг связан с риском для жизни?
- Что значит «быть мужественным»?
- Применимо ли это понятие к женщинам?
- Подвиг это вспышка отваги, случайность или результат всей жизни?
6. Написать плакаты (по выбору):
«Дерзайте отчизну мужеством прославить!»
М. В. Ломоносов
«Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям».
Н. А. Островский
«... Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества».
Ю. Фучик
«Самое трудное – мужество повседневного труда. Найди себе идеал этого мужества и постоянно следуй ему».
В. А. Сухомлинский
Ход классного часа
1. Беседа .
Учитель. На сегодняшнем классном часе мы будем говорить о гражданине, о том, каким он должен быть, о его обязанностях и ответственности. Прежде чем мы начнём нашу беседу, давайте с вами дадим определение понятию «гражданин».
- Кто такой гражданин?
Лицо – принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.
- Какими ещё качествами вы могли бы дополнить приведённое определение?
- В каких ситуациях мы сталкиваемся с термином «гражданин»?
Работа в группах: ознакомьтесь с текстом Конституции.
Конституция РФ
В Конституции определено правовое содержание понятия «гражданин».
Статья 6.
1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Задание группам:
1. Напишите 5 критериев, которым должен соответствовать гражданин.
2. Дополните высказывание: Гражданин – это человек, который ценит/ приумножает/ уважает/ не приемлет…
Мы сегодня строим правовое государство и хочется верить, что в таком государстве мы будем не только иметь права и свободы, но и выполнять возложенные на нас обязанности. Что такое обязанности?
Обязанности – это установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его Конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные вид и меру поведения, ответственность за ненадлежащее его исполнение. Обязанности – это такое поведение человека, которое в обществе считается необходимым и должным. Они частично записаны в законах, а частично считаются в обществе чем-то само собой разумеющимся и определяются нормами морали. Например, никакой закон не запрещает радоваться чужой беде, а вот норма морали такое поведение осуждает. Норма морали приветствует, если мы сочувствуем человеку, попавшему в беду, и хвалит того, кто считает своей обязанностью предложить свою помощь и поддержку. А возьмем русскую пословицу «Сам погибай, а товарища выручай». В ней мораль российского общества прямо обязывает помочь товарищу в беде. Что же касается наших обязанностей, которые определяются законами, то главные из них мы найдем в российской Конституции.
Работа в группах: прочитайте текст Конституции. В чём же заключаются обязанности граждан РФ?
Конституция РФ
Часть 2.
Статья 15. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.
Статья 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Часть 1.
Статья 59. Защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Российской Федерации.
Часть 4.
Статья 43. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Часть 3.
Статья 44. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Части 2 и 3.
Статья 38. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Учитель. Таким образом, наша обязанность – это такое наше поведение, которое нормами общественной морали и нормами права признается должным и необходимым. Нормы морали поощряют человека соблюдать обязанности, а при их несоблюдении не предусматривают иного наказания, кроме общественного осуждения. Люди могут отвернуться от человека, который что-нибудь обещает, а не делает, но наказывать его за это каким-нибудь штрафом не будут. Хватит и того, что этого человека перестают уважать.
А вот нормы права, выраженные в законах, требуют от человека действовать в соответствии с обязанностями. Если человек требования закона не выполняет, то за это должен нести ответственность.
Можем ли мы сами, по своей воле, расширять обязанности, определённые законом? Нет. В некоторых школах иногда появляются «герои»: ребят, что послабее, они заставляют отдавать карманные деньги. Объявляют это «обязанностью слабаков». Так вот такое поведение «героев» нарушает закон и права человека и заслуживает правового наказания. Желающие расширить в свою пользу обязанности других школьников встречаются с инспекторами по делам несовершеннолетних для нелицеприятных бесед.
Итак, мы проанализировали обязанности граждан Российской Федерации. Важно помнить не только о законодательном исполнении прав и обязанностей, но и о их исполнении на подсознании. Но для этого необходимо помнить об этом на протяжении всей жизни. И передавать этот опыт как традицию или обычай из поколения в поколение.
Кроме выполнения обязанностей, каждый гражданин также несёт ещё ту или иную ответственность.
- Что такое ответственность в вашем понимании?
Ответственность разные люди понимают по-разному в разных ситуациях. Существует ответственность, которая нам предназначена, которую мы, в некоторых случаях, обязаны нести, в других случаях нам предоставляется выбор, нести ли ту или иную ответственность, и есть ответственность, которую мы определяем сами для себя. Это определение можно разбить на 3 различные категории: ответственность, которую мы несем, потому что ее нам навязывают, – долг; ответственность, которую мы несем, потому что этого требуют обстоятельства, – обязанности; ответственность, которую мы несем без чьих-либо указаний – поступки. Ответственность – разностороннее понятие, весьма распространенное и динамичное. Ответственность ложится на нас, даже если мы не задумываемся о ее существовании, иногда ответственность ложится на нас и если мы о ней задумываемся. Ответственность может также вынудить нас к действию. А уже что, где, когда и как – все это обусловлено многими факторами. Изучение ответственности означает особое исследование – и внутреннего и внешнего мира, что зачастую должно проводиться одновременно.
Работа в группах: приведите примеры ответственности дома, в школе, по отношению к окружающим людям.
- Что случается, если ответственность не выполняется? Когда выполняется?
Итак, примерный гражданин своего отечества ответствен, выполняет обязательства, изложенные в Конституции.
- А должен ли он быть верным своей Родине? В чём это должно проявляться?
На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости. В устном народном творчестве отразились представления об идеале гражданина. Каковы же они? Вспомните русские былины, героические сказки...
2. Выступления заранее подготовленных учащихся.
Они рассказывают, как в борьбе со злом в русских народных сказках простой крестьянский сын, даже и не самый лучший среди своих братьев, становится писаным красавцем, так как он проявил мужество, отвагу, находчивость и смелость, ловкость и хитрость. Красота героя – в его скромности, доброте, в бескорыстном служении народу, в готовности в любую минуту пожертвовать своей жизнью ради счастья людей.
З а д а н и е. Приведите понравившиеся вам высказывания о мужестве, героизме. Сравните их со следующими:
«Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием» (Г. Т. Береговой, летчик-космонавт СССР).
«Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, — все равно в чем, — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости и смелости» (А. С. Макаренко).
3. Продолжение беседы.
История нашей Родины знает много беспримерных подвигов граждан в годы Великой Отечественной войны и в мирное время. Мужество, стойкость, духовную красоту проявляли не только взрослые, но и дети. «Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта, – писал из действующей армии в 1941 г. А. Гайдар. – И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига».
Выступления заранее подготовленных учащихся.
Они рассказывают о подвигах учеников в годы Великой Отечественной войны.
У некоторых ребят подвиг связывается с физической силой, отвагой, мужеством – качествами, которые можно проявить только в боях и сраженьях.
- Но разве подвиг – это только бесшабашная храбрость?
- Можно ли совершить мужественный поступок в мирное время?
Обсуждение учащимися вопросов.
Далее учащиеся читают «Балладу о раненом поле» из документальной драмы «Спроси себя ...» (о Михаиле Морозе).
Высшее проявление красоты человека выражается в заботе о процветании своей Родины, в готовности в любую минуту встать на ее защиту. Любить Родину – значит гордиться ее достижениями, быть полезным своему народу, бороться со всем, что мешает нам жить. От того, какими интересами живет гражданин, как участвует в решении пусть даже маленьких, но общественно ценных задач, зависит готовность к подвигу.
Подумайте и ответьте на в о п р о с ы:
- Как можно готовить себя к подвигу?
- В каких ситуациях вам приходилось проявлять смелость, мужество?
- Как вы развиваете свою волю, целеустремленность, смелость?
- В чем проявляется ваша любовь к Родине?
Обсуждение учащимися вопросов.
Учитель. В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости и политической зрелости. «Смелость и мужество – эти нравственные и волевые черты, – писал В. А. Сухомлинский, – необходимы каждому гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде». Мужество, воля к победе, честность и добросовестность – все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем, строящим прекрасную, светлую жизнь.
4. Подведение итогов.
В заключение учитель знакомит школьников с законами воспитания мужества по книге В. А. Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека» (Киев, 1975, с. 150).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мужество и героизм советских солдат при выполнении интернационального долга в Афганистане
Вечер на тему «Мужество и героизм советских солдат, выполняющих свой интернациональный долг в Афганистане»....
Урок мужества «Современный героизм»
ПОЛОЖЕНИЕо проведении урока мужества «Современный героизм»встреча школьников с участниками локальных войн и вооруженных конфликтов,посвященной Дню воинской славы России – День защитника Отечества....
Социальный проект: «Мужество и героизм поколений»
Целью данного проекта является углубление знаний обучающихся о мужестве и героизме солдат во время военных действий, воспитание любви к Родине и чувства патри...
Конспект урока в 4 классе «Тема мужества и героизма в русской музыке»
Обобщающий урок по теме " Тема мужества и героизма в русской музыке" ар программе Г П Сергеевой...
Разработка урока мужества по теме "Мужество и героизм русского народа".
Разработка урока мужества предназначена для учащихся 8 класса....
Конкурс мини-проектов "Мужество.Честь.Героизм."
Внутриклассный конкурс о военных заслугах членов семьи учащихся класса...
Конспект занятия "О гражданском долге, мужестве и героизме"
Номинация: Лучшая практика по противодействию идеологии терроризма в молодежной среде. Формирование у детей осознанного чувства гражданственности, мужества, героизма, долга как одно из нравствен...