Мужество и героизм советских солдат при выполнении интернационального долга в Афганистане
классный час по истории по теме
Вечер на тему «Мужество и героизм советских солдат, выполняющих свой интернациональный долг в Афганистане».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vecher_afganistan.docx | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
“СОГЛАСОВАНО” Заместитель “УТВЕРЖДАЮ”
Директора по УВР Директор ГБОУ НПО ПУ № 80 МО
___________ Л.И. Михайлова ______________ Ю.И. Анпилогов
<< >> ___________ 2012 г. << >> __________ 2012 г.
Методист ГБОУ НПО ПУ № 80 МО
_______________ Г.В. Ионова
<< >> ___________ 2012 г.
Методическая разработка открытого внеклассного интегрированного мероприятия с применением информационных технологий на тему “Мужество и героизм советских солдат при выполнении интернационального долга в Афганистане ”.
Внеклассное мероприятие рассмотрено на заседании
методической комиссии протокол №
от << >>_______2012 года
Председатель методической комиссии
_________________ Фёдорова И. В.
Разработала и провела
Преподаватель
Подмарькова Галина Юрьевна
г.о. Электросталь
2012 г.
Вечер на тему «Мужество и героизм советских солдат, выполняющих свой интернациональный долг в Афганистане».
Задача: используя информационно- коммуникативные технологии, технологию интегрированного обучения, личностно- ориентированного обучения, технологию сотрудничества и сотворчества, привлечь внимание учащихся к Афганской войне, расширить их знания по этой теме, активизировать их познавательную деятельность.
Цель:
- Познакомить с основными Этапами войны в Афганистане;
- Развивать речь и логическое мышление учащихся;
- Воспитывать любовь к Родине и чувства патриотизма
Оборудование:
Диски с песнями о войне в Афганистане.
Комплект фотографий героев Афганистана с описанием их подвига.
Стенд с материалами о войне в Афганистане.
Книжная выставка по афганской войне.
Презентация «Афганистан»
«Мужество и героизм советских солдат, выполняющих свой интернациональный долг в Афганистане».
Звучит песня «Афганистан»
Ведущий 1.Историческая справка. Афганистан – государство в юго-западной Азии, на Среднем Востоке. Граничит с Ираном, Туркменистаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Китаем и Пакистаном. Выхода к морю не имеет. Территория страны в основном покрыта пустыней. Равнина и плоскогорья расположены на севере и юго-западе. Столица – Кабул.
Ведущий 2
Здесь край прекрасный и суровый,
В любую даль кидаешь взор.
Как мир стары и вечно новы
Повсюду лишь вершины гор.
Ведущий1. Племена, которые жили на территории Афганистана в древности, не мог покорить прославленный полководец Александр Македонский. Британская империя около 30 лет пыталась подчинить себе живущие здесь народы. При вторжении внешних врагов из врагов из века в век повторяется одна и та же ситуация: когда появляется общий враг, межплеменная вражда прекращается, и афганцы объединяются, но стоит врагу уйти, они продолжают резать друг друга с прежней жестокостью.
Ведущий 2 Истории России и Афганистана тесно связаны руг с другом. В 1919году афганский эмир первым признал образованное рабочекрестьянское государство. В1974 году в Афганистане свергнута монархия и провозглашена республика.
Первым президентом стал Дауд Хан, который опирался на Народно-Демократическую партию Афганистана.
Власть не решила проблемы страны, Дауд хотел вернуть монархию: в стране были запрещены профсоюзы, начались репрессии на Народно-Демократическую партию Афганистана.
В 1977 году революция свергла режим Дауда- руководство страны взял на себя Революционный Совет под председательствующим Тараки, а заместителем стал Кармаль .Декабрь 1978 год подписан советско-афганистанский Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.
Началось проведение реформ по опыту СССР. Это вызвало сопротивление в нутрии страны, со стороны духовенство: на 16 млн. афганцев - 40 тыс.смертей и 250 тыс. мулл.
Активную помощь противникам новой власти стал оказывать Пакистан на территории которого оказалось 2 млн. афганских беженцев.
Часть из них вступала в вооруженные отряды, которые обучали пакистанские офицеры и инструкторы западных стран. Уже в июне 1978 г. образовался « Национальный фронт освобождения Афганистана».
Крупные мятежи в Кандагаре, Хосте весной 1979г. предприняты попытки вторжения.
Борьба внутри партии- Хальк- Парчана. Началась гражданская война, в ходе которой был устранен физически руководитель НДПА и государства Тараки.
Всю власть забрал министр страны Амин. Он развернул в стране компанию террора и репрессии и использовал помощь СССР для укрепления своей личной власти.
Ведущий 1 В 1978 году в Афганистане произошла революция, которая повлекла за собой гражданскую войну, серию переворотов, развал экономики и политическую нестабильность. 12 декабря 1979г. в кабинете Брежнева было принято решение о вводе советских войск в Афганистан. Одним из формальных оснований был « Перечень просьб Афганского руководства по поводу ввода в ДРА различных континентов советских войск в 1979г.», имеющих гриф « Особо важный документ» где в хронологической последовательности были воспроизведены просьбы афганского руководство о предоставлении советской военной помощи; 14 апреля 1979- направить в ДРА 15-20 вертолетов, 16 июля – советские экипажи на танки и боевые машины, пехоты для охраны правительства, аэродромов Баграм и Шинданд.11 июля-вести в Кабул воздушно-десантную дивизию. 21 июля-направить 8-10 вертолётов Ми-24 с советскими экипажами, направить спецбатальон для личной охраны Амина.
25 августа ввести в Кабул советские войска 4 декабря ввести в северные районы Афганистана подразделения милиции 12 декабря - разместить на севере Афганистана советские гарнизоны и взять под охрану дороги ДРА.
В архивах Министерства обороны СССР нет документов о вводе войск в Афганистан.Все распоряжения отдавались министром обороны Устиновым только устно.24 декабря 1979 года на совещании руководящего состава Министерства обороны СССР было объявлено о принятии советским руководством решения о вводе войск в Афганистан с целью оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу. Участие в боевых действиях не предусматривалось, а предполагалось, что войска станут гарнизонами и возьмут под охрану важные объекты.
Афганская война продолжалась с 25 декабря 1979 года до 15 февраля 1989 года, то есть 2238 дней.25 декабря в районе города г.Термеза в 7 часов утра начали наводить понтонные мосты и в 15 часов - ввод войск. Началась переброска по воздуху основных сил воздушно-десантной дивизии в Кабул и Баграм. За 47 часов сделано 343 рейса, переброшено 7700 десантников,894 единиц боевой техники.
Операцию по введению войск в Афганистан можно разделить в 2 этапа .
1 27-28 декабря 1979 года 2 29-31 декабря 1979 года 1этап – штурмом взят дворец Амана, сам ранен Аман гранатой,2 этап - перейдя государственную границу, войска должны взять кольцом важные административные центры. До 1 января 1980 года было введено 50 тысяч человек, их стало 80 тысяч человек (2 воздушные десантные дивизии,2 мотострелковые,4 полка боевой авиции,3 вертолётных полка)
Советские войска выполняли задачи.
1)охраняли автодороги Термез-Кабул
2)объекты экономичского сотрудничества – газопромысел Шитеран – Джаркудук
3)электростанции в Суруби, Кабуле.
4)охраняли и обеспечивали функционирование аэродромов в Баграме, Кабуле, Кандагаре
5)проводили колонны с грузами
6)вели борьбу с караванами, доставляющими оружие из Пакистана и Ирана
7)вместе с афганцами вели боевые действия.
Ведущий 2 Наступает 1979 год. На улицах Кабула появляются советские танки.
Шли сегодня танки без привала,
С грохотом осколков по броне.
Здесь учений нет и радуг мало
В этой необъявленной войне.
Ведущий 1 Что это было: интервенция? Экспорт революции? Попытка колонизации? Интернациональная помощь?
Ведущий 2 Скорей всего, что СССР сочетал оказание интернациональной помощи с экспортом социалистической революции. Мы пришли помочь народу Афганистана защитить себя в трудной ситуации. За годы нашего присутствия восстановлены полторы сотни школ, лицеев, детских домов, 30 больниц, 35 мечетей, 150 км оросительных сетей, отданы афганцам 180 русских военных городков, которые были на их территории.
Ведущий 1
Суровая земля Афганистан.
Долины, кручи, горные отроги.
Ночной поход – коротенький привал,
Тяжёлые военные дороги.
Мы выполняем свой солдатский долг
Соленый пот глаза нам застилает.
Но пусть увидит враг и пусть поймёт,
Как русские живут и умирают.
Ведущий 1 Почти 15 тысяч убитых. Без малого 37 тысячи искалеченных. Танков печальный итог девятилетней войны. Чужая война застыла на советской земле в обелисках звёздочках из обычной жизни, в песнях афганцев да стихах.
Но обо всем этом мы молчали. На задворки аэропортов доставлялись из Афгана «чёрные тюльпаны» - оцинкованные гробы, груз 200.
Прослушайте песню «Груз 200».
Ведущий 2 Не полагалось хоронить с почестями афганцев. Даже на обелисках об этом ни слова.
Ведущий 1 На ташкентском кладбище, где захоронены воины – интернационалисты, на надгробиях воинов, кто погиб в 1984 году, начертано: «Погиб при исполнении служебных обязанностей». Где захоронены воины, павшие в 1985 году, уже близкая к истине информация: «Погиб при исполнении интернационального долга». На обелисках последних лет войны на памятниках вынесена вся правда: «Погиб при исполнении интернационального долга в Афганистане».
Прослушайте песню: «Простите нас».
Ведущий 2 Война не была проиграна, а одержана победа не оружия, а нового политического мышления – ограниченный контингент советских войск под командованием Героя Советского Союза, генерал – лейтенанта Бориса Всеволодовича Громова пересек границу по мосту Дружбы 15 февраля 1989г.
Ведущий 1
Вот и всё. . . мы сегодня уходим
В край снегов, край рябин, и стремительных сосен,
Здесь, в афганских горах, каждый камень чужой,
Пусть останется все за далекой межой.
За собой мы не знаем вины
Прощенья не просим.
Ведущий 2 Победить афганцев на их территории трудно. Во-первых. Афганцы прирождённые воины; во-вторых, это их горы; в-третьих, у них работала разведка, в-четвертых, по бренчанию наших далеко не новых машин и кубами пыли несложно было установить, куда же направилась на сей раз «шурави».
Ведущий 1Численность регулярных формирований моджахедов ( или душманов или духов ) в 1981-1983 годах составляла 45 тысяч человек. Активную помощь в партизанской войне им оказывали мужчины, женщины и дети из гражданского населения, верные национальному обычаю кровной мести ( бадан ) за случайно погибших при артобстреле и авианалёте. Отряды душманов формировались с помощью американских инструкторов. Вооружения эти отряды получали от США. ракеты земля-воздух, миниатюрные ракеты ”красный глаз”миномёты, химическое оружие, в частности нервно - паралитический газ.
Ведущий 2 Перед вами исповедь одного из духов. ”Для нас одинаково почётно убивать русских, так самим гибнуть в бою. Если мусульманин убивает врагов в бою, он становится ”гази” -воином ислама, а если убивают его, то такой воин-“шахид”,мученик за веру, и его ждёт вечное блаженство в раю”
Ведущий 1 Наши парни не жалели, что попали в Афганистан, они прошли школу мужества.
Послушайте стихотворение Виктора Кочеткова «Не сон, а явь»
Душманы,
Охваченные мстительным огнем.
Его казнили августовским днем.
-Веселый парень из деревни вятской,
С кровавою налобною повязкой
Стоял он возле каменной сосны
-Глядел в чужие дымчатые дали
Короткой жизни подводя итог
А моджахеды яростно рыдали,
Протягивая руки на восток.
-И тени зла сменяли тени страха
На пыльной коже смуглого лица.
Они просили гневного Аллаха
Простить их распятье пришельца
-Из-за рядов неторопливо вышел
И приказал хозяин-феодал:
-Отрезать ему уши, чтоб не слышал,
-Глаза по выжечь, чтобы не видал,
-Н распластали грудь ему ножами,
И вырезали сердце из груди,
И, как шакалы, палачи визжали:
Вовек гяур сюда не приходи!
-Одну из веток дерева пригнули,
Подвесили солдата на сосне.
А сердце в пропасть ближнюю швырнули
И сгинули в вечерней тишине.
Сосна его растеряно качала
Немела ночь. Ни звуков. Ни огней.
А сердце все настойчиво стучало,
Из-под не остывающих камней.
-И все ему бессмертному внимало,
И тот орёл, что вымерял простор,
И тот овраг с прожилкой речки малой,
И тот аул, что прятался меж гор,
-И травы, омертвевшие когда-то,
Очнулись вновь и дружно в рост пошли.
Как будто сердце русского солдата.
Вдруг стало сердцем выжженной земли.
Ведущий 2. Героями не рождаются - ими становятся. Чтобы не попасть в руки врага. Советские воины подрывали себя гранатами. Есть ли что выше такого героизма наших воинов?
Ведущий 1. Послушайте рассказ о подвиге старшего лейтенанта Николая Анатольевича Шорникова.
Его подразделению предстояло выполнить сложное задание. Оторванное от основных сил. Оно насчитывало 15человек. Засев в старой мельнице. Они отбивались от превосходящих сил противника. пока не загорелась крыша мельницы. И тогда старший лейтенант отдал приказ отходить по дну арыка. Потом у него кончились патроны. Николай не колебался. Отбросив автомат. выпрямился во весь рост. шагнул навстречу душманам. В руках была граната. Жить ему оставалось четыре секунды, которые он отмерил себе. спасая товарищей. Его подвиг оценен Родиной высшей наградой-званием Героя Советского Союза.
Ведущий 2
Послушайте рассказ о подвиге лейтенанта Николая Кузнецова.
Взвод,которым командовал Николай Кузнецов. получил задачу-помочь афганским подразделениям в уничтожении банды душманов. засевших в высокогорном кишлаке Кунар. Лейтенант Кузнецов шел со своим подразделением в авангарде роты. Именно поэтому оснавная мощь огня душманов из засады обрушилась на них. Кузнецов был ранен. Он понял что душманы хотят взять его группу в плен. Тогда он принимает решение : отправляет солдат на соеденение со взводом. а сам остается прикрывать их отход. Кончились патроны. но были гранаты. Лейтенант приподнялся… Когда душманы окружили советского офицера. Он стукнул гранатой о камень у своих ног…
Ведущий 1 У каждого, кто был в Афганистане. дома были либо мать. либо жена. Либо любимая девушка. Которые ждали с нетерпением писем от своих мужей. сыновей или женихов.
Наш адрес-почта полевая
Здесь мы от Родины вдали.
Свой долг нелегкий выполняем
На маленьком клочке земли
Послушайте песню «Снова белый пух»
Ведущий 2. Солдатские матери - вот кому сегодня афганцы могут поклониться. И мы вместе с ними…
Ведущий 1 Евдокия Ивановна Корявина - мать Героя Советского Союза воина-афганца Александра Корявина. который. будучи раненым. в бою заслонил собой своего командира и спас ему жизнь. а сам погиб. Мать хотела. чтобы Александр был хорошим человеком. и действительно. он и был человеком с большой буквы.
Ведущий 2 Послушайте стихотворение Валерия Буркова «Прости меня. Мама»
Прости меня, мама.
Валерий Бурков
Ах, милая мама, как сердцем несёшь
Ты тяжкую ношу без боли и слёз.
Погибший твой муж и израненный сын
Прибавилось много безмолвных седин.
Прости, не смогли мы от горя сберечь
Твой ласковый взор и твоих хрупких плеч.
Ты сильная, мама, и выстоишь ты,
За всё остальное с отцом нас прости.
Прости за разлуку, покинутый дом,
За то, что пошли в бой мы вместе с отцом.
За то, что спасти я его не сумел,
Когда он живой в вертолёте горел.
Прости, по-другому мы жить не могли
И лёгкой тропою по свету не шли.
Наш долг нас позвал, он позвал нас вперёд
По трудной дороге военных невзгод.
И доля твоя оказалась горька.
Безмолвно рыдала над гробом отца.
Прощаясь, просила: ”Мой маленький сын,
Вернись же скорее обратно живым”.
Прости, мне себя уберечь не дал Бог,
Я жизнью солдатской прикрыться не мог.
Пойми, моя мама, поверь и прости,
Иначе не могут Отчизны сыны.
Ведущий 1 Афганская война тянулась в 2 раза дольше. чем Отечественая. Потери страшные Миллион!! Вот сколько жизней потерял афганский народ в войне. в которую мы не имели права ввязываться. Потери советских войск:
1979 год-86 человек
1980-1484 человек
1981-1298 человек
1982-1948 человек
1983-1446 человек
1984-2343 человек
1985-1868 человек
1986-1333 человек
1987-1215 человек
1988-759человек
1989-53 человека
Всего убито 13310 человек,ранено-35478 человек, пропали без вести 311 человек
Ведущий 2 Послушайте стихотворение Виктора Куценко «Тот. кто побывал в Афганистане» (на фоне музыки-песни «Дождь идет»)
Тот, кто побывал в Афганистане. Виктор Куценко
Тот, кто побывал в Афганистане,
Вспоминать о нем не перестанет,
Вспоминать о нем не перестанет,
Не забудет дружбы боевой.
А небо голубое – голубое
Над горячей горною страной,
Солнце золотое – золотое,
А под ним идет жестокий бой.
Не напрасно воины седеют,
Не напрасно их ряды рядеют,
Подвиги в легендах не стареют.
И не меркнут в памяти людских.
Годы боевые пролетают
И следы на сердце выжигают
На груди медалями сверкают,
Отражая трудный путь былой.
Тот , кто побывал в Афганистане,
Легкого пути искать не станет,
Под тяжелой ношей смело встанет,
Не оставит вас в беде любой.
А небо голубое – голубое
Над горячей горною страной,
Солнце золотое – золотое,
И под ним погиб товарищ мой.
Ведущий 1 У нас в гостях человек. который побывал в Афганистане. выполняя интернациональный долг. Это Виктор Ивановичь Крохмаль. Ему слово…
Ведущий 2 Всем спасибо ! ( Звучит песня «Афганистан»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Героизм советских людей"
Презентация к уроку "Героизм советских людей"...
Урок литературы в 5 классе "М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Изображение массового героизма русских солдат в Бородинском сражении"
Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино», вспомнить, какие исторические события легли в основу этого стихотворения; проанализировать стихотворение; разв...
Героизм русских солдат в битве при Бородино. 5 класс
Разработка урока. М.Лермонтов. "Бородино" 5 класс...
Разработка урока мужества по теме "Мужество и героизм русского народа".
Разработка урока мужества предназначена для учащихся 8 класса....
Воспоминания об Афганистане... Сценарий мероприятия, посвящённый выполнению интернационального долга Советским ограниченным контингентом в Афганистане.
Сценарий: "Воспоминания об Афганистане", можно использовать в мероприятиях, посвящённых выводу Советских войск из Афганистана и посвящённых вводу Советских войск в Афганистан....
Конспект занятия "О гражданском долге, мужестве и героизме"
Номинация: Лучшая практика по противодействию идеологии терроризма в молодежной среде. Формирование у детей осознанного чувства гражданственности, мужества, героизма, долга как одно из нравствен...
Методическая разработка Урока Мужества, посвященного выводу советских войск из республики Афганистан
Сценарий Урока Мужества рассказывает о воинах- интернационалистах ....