Конспект урока в 4 классе «Тема мужества и героизма в русской музыке»
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Муравьёва Мария Александровна

Обобщающий урок по теме " Тема мужества и героизма в русской музыке" ар программе Г П Сергеевой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_muzhestva_i_geroizma.docx17.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 4 классе

«Тема мужества и героизма в русской музыке»

Тип урока: обобщение и систематизация  новых знаний

Цель урока:

обобщение муз. материала 1 четверти;

Задачи урока:

закреплять  умение определять жанр и форму музыкальных произведений, знать имена прославленных героев России, выдающихся русских композиторов, работать над выразительным исполнением вокального материала.

Музыкальный материал:

Кант «Росско земле». «Марш Преображенского полка», Кантата «Александр Невский» С.С.Прокофьев,, фрагменты оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинка

п/п

Этап урока        

Ссс       содержание

1

организационный

этап

Звучит запись хора «Славься» из оперы М.И. Глинка «Иван «Сусанин».

Учитель: Какое впечатление производит музыка? .Как она звучит?

Ученики: Ярко, мощно, торжественно.

Учитель: Знакомо ли вам это произведение? Где и зачем оно звучит?

Ученики  :Это финальный хор из оперы М.И.Глинка «Иван Сусанин». Он звучит во славу защитников отечества.

Учитель: А знаете ли вы, что этот фрагмент оперы звучал не только в стенах музыкального театра? Под звуки именно этого хора 24 июня 1945г. из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал  .Г.Жуков, командующий Парадом Победы.

2

этап подготовки к усвоению нового материала

Давайте вспомним слова хора: кого они призывают славить, кто эти люди?(работа с текстом)

На доске я разместила работы детей из других классов в которых они написали о людях, о которых , по их мнению нам всем надо знать.(читаем имена на доске).

Что объединяет этих людей?

Ученики: Это русские люди, жили на благо Родины, любили ее, совершали поступки во имя отчизны.

Учитель: Можете дополнить список? (дополняем)  .Как по-вашему они заслужили право еще называться?

Ученики :Патриоты, граждане.

Учитель: Что делает человека гражданами своей страны?

Ученики: Их поступки.

Учитель: Глинка был не первым , кто славил героев России.. Издревле гусляры-сказители слагали былины. О ком? Вспомните таких людей?

Ученики: Илья Муромец, Садко и т.д.

Учитель: Реально существовавшие русские люди, которых любят, чтят, помнят, часто были причислены к лику святых. Назовите их имена.

Ученики: Илья Муромский, Сергий Радонежский, Александр Невский.

Учитель: В их честь написано множество икон, воздвигнуты храмы и часовни, сложены молитвы и песнопения, написаны романы, поэмы, стихи, поставлены памятники, сняты кинофильмы.

Как назывались песни в честь побед русской армии в эпоху Петра Первого?

Ученики: Кант.

Учитель: Как они исполнялись, в каком  жанре?

Ученики: В жанре марша.

                        Исполнение канта «Радуйся, Росско земле»

3

 этап усвоения новых   знаний;

Учитель: В народе часто слагали песни о героях битв, а из старинной солдатской песни родился известный русский военный марш- «Марш Преображенского полка». Раньше эту мелодию били куранты Спасской башни Московского кремля.

                        «Марш Преображенского полка».

Учитель: Когда в 1938г..встала угроза войны с фашистами, был снят художественный фильм о борьбе русских людей со шведами и немцами. О каком фильме идет речь?

Ученики: Х. ф. «Александр Невский».

(рассматривание иллюстрации «Н. Черкасов в роли А. Невского»).

Учитель: В 1242 г. от рождества христова (не прошло и  двух лет после битвы со шведами) бьют на Руси колокола, собирают воинов на битву.

Какое значение имел в те времена колокол?

Ученики: Колокол первым сообщал о событиях-праздниках, бедах, собирал людей , указывал путь и т.д..

Учитель: Кто написал музыку к фильму?

Ученики: С.С.Прокофьев.

Учитель: Музыка к этому фильму стала жить самостоятельной жизнью .Так появилась кантата «Александр Невский»

                       Слушание фрагмента кантаты «Вставайте, люди русские»

Учитель: Кто исполняет номер?

Ученики: Хор, оркестр.

        (схема на доске)

Учитель: Какой хор?

Ученики: Смешанный.

Учитель: Как звучит начало фрагмента?

Ученики: Призывно, взволнованно.

Учитель: Во второй части характер меняется и вступает женский хор. Что  для воинов, защитников женщины?

Ученики: Женщины – матери, жены – тыл, опора. Они отдают все самое дорогое: сыновей, мужей.

Учитель: Тема призыва возвращается, Как называется такая форма произведения?

Ученики: Трехчастная форма.

                        Исполнение  «Вставайте. Люди Русские»

Учитель: Ночь, тишина , прерываемая стонами раненых. Одинокая, печальная девушка бредет по полю , усеянному телами погибших воинов.

                        Работа с текстом фрагмента «Мертвое поле»

Учитель: Давайте обратимся к иллюстрации в учебнике.

Сюжет картины «После побоища Игоря Святославовича над половцами »заимствован В.Васнецовым из литературного памятника Древней Руси «Слово о полку Игореве». На ней изображена не историческая баталия, а поэтический образ старины.В центре картины – юноша княжич и русский воин-богатырь .Их образы опоэтизированы художником. Они величественны и красивы, их лица не обезображены смертью. В картине слышится особая былинность. Склонились цветы к лицу убитого княжича подобно тому, как описано это в «Слове о полку Игореве»:»никнет трава от жалости и дерево с кручиною к земле приклонилося».Картина В.Васнецова созвучны настроению, интонациям плача невесты из 6-й части кантаты. Музыка и живопись – это обобщенный образ народной скорби»

Просмотр фрагмента «Мертвое поле» из художественного фильма «Александр Невский» (1938)

4

 этап проверки понимания нового материала

Учитель: Какой по-вашему мнению должна быть ария, песня героя, храбреца? Каков должен быть характер музыки, слов? (ответы детей)

        Читаю слова арии Сусанина

Это речь храбреца? Этот человек бесстрашен?

Ученики: Он напуган.

Учитель: Это слова из арии Сусанина. Мы знаем.что в жизни этого человека нашлось место подвигу, но он не лишен человеческих страхов. .Он действовал на благо России и одержал победу не только над врагом, но и над собой.

                Слушание арии Сусанина из оперы «Иван Сусанин»

5

этап подведения итогов в учебной деятельности

Учитель: Во все времена жители поселка Черкизово Жили на благо своей страны. .Мы - работаем, вы – учитесь .В жизни каждого всегда есть место подвигу.

Об этом наша песня.

                        Исполнение  «Песня о Черкизово».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс тема "Путешествие"

Урок английского языка для 8 класса по теме "Путешествие"Учебное пособие - учебник английского языка для школ с углубленным изучением, Верещагина О.В....

План - конспект урока 7 класс. Тема: Подготовка выкройки к раскрою.

Тема: Подготовка выкройки к раскрою.Цель: Научить правильно,  сделать выкройку, выполняя практическую работу по подготовке выкройки к раскрою. Ход урока:Организационный момент...

Конспект урока 5 класс Тема: Правка и резание тонколистового металла

Тема урока: Правка и резание тонколистового металлаЦели:  образовательная: расширение представлений учащихся о технологических процессах современного производства;воспитательная: прививать ...

Конспект урока. 5 класс. Тема: "Тропы и их роль в речи"

Цель урока – актуализировать знания учащихся по теме «Тропы» (термин вводится в соответствии с программой Т.Ф.Курдюмовой); проверить их умения находить тропы в художественной речи и определять их роль...

Конспект урока 11 класс Тема: «Русское солнце».

Конспект урока 11 классТема: «Русское солнце»....

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...