Конспект урока в 4 классе «Тема мужества и героизма в русской музыке»
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему
Обобщающий урок по теме " Тема мужества и героизма в русской музыке" ар программе Г П Сергеевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_muzhestva_i_geroizma.docx | 17.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 4 классе
«Тема мужества и героизма в русской музыке»
Тип урока: обобщение и систематизация новых знаний
Цель урока:
обобщение муз. материала 1 четверти;
Задачи урока:
закреплять умение определять жанр и форму музыкальных произведений, знать имена прославленных героев России, выдающихся русских композиторов, работать над выразительным исполнением вокального материала.
Музыкальный материал:
Кант «Росско земле». «Марш Преображенского полка», Кантата «Александр Невский» С.С.Прокофьев,, фрагменты оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинка
п/п | Этап урока | Ссс содержание |
1 | организационный этап | Звучит запись хора «Славься» из оперы М.И. Глинка «Иван «Сусанин». Учитель: Какое впечатление производит музыка? .Как она звучит? Ученики: Ярко, мощно, торжественно. Учитель: Знакомо ли вам это произведение? Где и зачем оно звучит? Ученики :Это финальный хор из оперы М.И.Глинка «Иван Сусанин». Он звучит во славу защитников отечества. Учитель: А знаете ли вы, что этот фрагмент оперы звучал не только в стенах музыкального театра? Под звуки именно этого хора 24 июня 1945г. из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал .Г.Жуков, командующий Парадом Победы. |
2 | этап подготовки к усвоению нового материала | Давайте вспомним слова хора: кого они призывают славить, кто эти люди?(работа с текстом) На доске я разместила работы детей из других классов в которых они написали о людях, о которых , по их мнению нам всем надо знать.(читаем имена на доске). Что объединяет этих людей? Ученики: Это русские люди, жили на благо Родины, любили ее, совершали поступки во имя отчизны. Учитель: Можете дополнить список? (дополняем) .Как по-вашему они заслужили право еще называться? Ученики :Патриоты, граждане. Учитель: Что делает человека гражданами своей страны? Ученики: Их поступки. Учитель: Глинка был не первым , кто славил героев России.. Издревле гусляры-сказители слагали былины. О ком? Вспомните таких людей? Ученики: Илья Муромец, Садко и т.д. Учитель: Реально существовавшие русские люди, которых любят, чтят, помнят, часто были причислены к лику святых. Назовите их имена. Ученики: Илья Муромский, Сергий Радонежский, Александр Невский. Учитель: В их честь написано множество икон, воздвигнуты храмы и часовни, сложены молитвы и песнопения, написаны романы, поэмы, стихи, поставлены памятники, сняты кинофильмы. Как назывались песни в честь побед русской армии в эпоху Петра Первого? Ученики: Кант. Учитель: Как они исполнялись, в каком жанре? Ученики: В жанре марша. Исполнение канта «Радуйся, Росско земле» |
3 | этап усвоения новых знаний; | Учитель: В народе часто слагали песни о героях битв, а из старинной солдатской песни родился известный русский военный марш- «Марш Преображенского полка». Раньше эту мелодию били куранты Спасской башни Московского кремля. «Марш Преображенского полка». Учитель: Когда в 1938г..встала угроза войны с фашистами, был снят художественный фильм о борьбе русских людей со шведами и немцами. О каком фильме идет речь? Ученики: Х. ф. «Александр Невский». (рассматривание иллюстрации «Н. Черкасов в роли А. Невского»). Учитель: В 1242 г. от рождества христова (не прошло и двух лет после битвы со шведами) бьют на Руси колокола, собирают воинов на битву. Какое значение имел в те времена колокол? Ученики: Колокол первым сообщал о событиях-праздниках, бедах, собирал людей , указывал путь и т.д.. Учитель: Кто написал музыку к фильму? Ученики: С.С.Прокофьев. Учитель: Музыка к этому фильму стала жить самостоятельной жизнью .Так появилась кантата «Александр Невский» Слушание фрагмента кантаты «Вставайте, люди русские» Учитель: Кто исполняет номер? Ученики: Хор, оркестр. (схема на доске) Учитель: Какой хор? Ученики: Смешанный. Учитель: Как звучит начало фрагмента? Ученики: Призывно, взволнованно. Учитель: Во второй части характер меняется и вступает женский хор. Что для воинов, защитников женщины? Ученики: Женщины – матери, жены – тыл, опора. Они отдают все самое дорогое: сыновей, мужей. Учитель: Тема призыва возвращается, Как называется такая форма произведения? Ученики: Трехчастная форма. Исполнение «Вставайте. Люди Русские» Учитель: Ночь, тишина , прерываемая стонами раненых. Одинокая, печальная девушка бредет по полю , усеянному телами погибших воинов. Работа с текстом фрагмента «Мертвое поле» Учитель: Давайте обратимся к иллюстрации в учебнике. Сюжет картины «После побоища Игоря Святославовича над половцами »заимствован В.Васнецовым из литературного памятника Древней Руси «Слово о полку Игореве». На ней изображена не историческая баталия, а поэтический образ старины.В центре картины – юноша княжич и русский воин-богатырь .Их образы опоэтизированы художником. Они величественны и красивы, их лица не обезображены смертью. В картине слышится особая былинность. Склонились цветы к лицу убитого княжича подобно тому, как описано это в «Слове о полку Игореве»:»никнет трава от жалости и дерево с кручиною к земле приклонилося».Картина В.Васнецова созвучны настроению, интонациям плача невесты из 6-й части кантаты. Музыка и живопись – это обобщенный образ народной скорби» Просмотр фрагмента «Мертвое поле» из художественного фильма «Александр Невский» (1938) |
4 | этап проверки понимания нового материала | Учитель: Какой по-вашему мнению должна быть ария, песня героя, храбреца? Каков должен быть характер музыки, слов? (ответы детей) Читаю слова арии Сусанина Это речь храбреца? Этот человек бесстрашен? Ученики: Он напуган. Учитель: Это слова из арии Сусанина. Мы знаем.что в жизни этого человека нашлось место подвигу, но он не лишен человеческих страхов. .Он действовал на благо России и одержал победу не только над врагом, но и над собой. Слушание арии Сусанина из оперы «Иван Сусанин» |
5 | этап подведения итогов в учебной деятельности | Учитель: Во все времена жители поселка Черкизово Жили на благо своей страны. .Мы - работаем, вы – учитесь .В жизни каждого всегда есть место подвигу. Об этом наша песня. Исполнение «Песня о Черкизово». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 8 класс тема "Путешествие"
Урок английского языка для 8 класса по теме "Путешествие"Учебное пособие - учебник английского языка для школ с углубленным изучением, Верещагина О.В....
План - конспект урока 7 класс. Тема: Подготовка выкройки к раскрою.
Тема: Подготовка выкройки к раскрою.Цель: Научить правильно, сделать выкройку, выполняя практическую работу по подготовке выкройки к раскрою. Ход урока:Организационный момент...
Конспект урока 5 класс Тема: Правка и резание тонколистового металла
Тема урока: Правка и резание тонколистового металлаЦели: образовательная: расширение представлений учащихся о технологических процессах современного производства;воспитательная: прививать ...
Конспект урока. 5 класс. Тема: "Тропы и их роль в речи"
Цель урока – актуализировать знания учащихся по теме «Тропы» (термин вводится в соответствии с программой Т.Ф.Курдюмовой); проверить их умения находить тропы в художественной речи и определять их роль...
Конспект урока 11 класс Тема: «Русское солнце».
Конспект урока 11 классТема: «Русское солнце»....
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...