Программа Технологии достижения успеха
элективный курс на тему
Актуальность. Разработка элективного курса «Технологии успеха для школьников» для учащихся 7-11 классов обусловлена социальным заказом школы и является оптимальной формой работы с учащимися по психопрофилактике, психологии, педагогике.
Курс важен тем, что культура общения, социальная и личностная адаптация, адекватная самооценка, самодостаточность, уверенность в себе являются необходимой основой для любой профессиональной деятельности, семейной жизни и воспитания детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tehnologii_uspeha.docx | 32.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
«Технологии достижения успеха»
(для учащихся 7-11 классов)
Автор работы: Жамбалова Ирина Владимировна,
учитель иностранных языков,
учитель высшей категории
МБОУ "Сосново–Озёрская средняя
общеобразовательная школа №1"
Еравнинского района Республики Бурятия
Пояснительная записка
Актуальность. Разработка элективного курса «Технологии успеха для школьников» для учащихся 7-11 классов обусловлена социальным заказом школы и является оптимальной формой работы с учащимися по психопрофилактике, психологии, педагогике.
Курс важен тем, что культура общения, социальная и личностная адаптация, адекватная самооценка, самодостаточность, уверенность в себе являются необходимой основой для любой профессиональной деятельности, семейной жизни и воспитания детей.
Программа курса представляет собой вполне самостоятельную, завершённую систему психологических знаний и умений, достаточную для получения элементарных знаний. В своей основе курс отвечает запросам учащихся. В программу включены темы, формирующие знания и умения для повышения психологической и коммуникативной культуры учащихся, жизненно необходимые как для личностной, так и социальной адаптации, исходя из возрастных особенностей юношеского возраста.
Теоретические представления учащихся отрабатываются на практике или подтверждают практически: психологические упражнения, тесты, тренинги, проективные методики, презентации, эссе.
Новизна. Значимые для молодого человека ситуации рассматриваются не только с точки зрения человеческих ценностей, но и сопровождаются совместным психологическим анализом, направленным на лучшее понимание себя самого и окружающего мира.
Цели курса:
- Повысить уровень социально-психологической компетентности учащихся через овладение определёнными теоретическими знаниями и практическими умениями для достижения успеха.
- Развить у учащихся способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми.
- Актуализировать процесс самопознания, самосовершенствования, жизненного и профессионального самоопределения учащихся.
Задачи курса:
- Сформировать определённую систему социально-психологических знаний и умений у учащихся.
- Развить способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей.
- Изучить приёмы эффективного межличностного взаимодействия.
- Ознакомить учащихся с методами диагностики и коррекции личностных качеств и умений.
Предполагаемые результаты:
В ходе посещения элективных курсов у учащихся должны сформироваться устойчивый интерес и мотивация к дальнейшей учебе.
У учащихся должна появиться уверенность в том, что они способны достичь успеха в учебе, в жизни.
Изучение технологии успеха по данной программе позволит у старшеклассников:
• открыть их собственный потенциал
• резко улучшить отметки
• учиться лучше, тратя гораздо меньше времени
• повысить уверенность в себе
• раскрыть творческие способности
• победить вредные привычки
• улучшить отношения с окружающими
• добиться контролирования своей жизни
•повысить социально-психологическую компетентность и развить у них коммуникативную культуру.
Методы и приемы обучения
- междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
- обучение через опыт и сотрудничество;
- интерактивность (работа в малых группах, имитационное моделирование, метод проектов);
- личностно - деятельностный подход в обучении;
- лидерство, основанное на совместной деятельности, направленное на достижение общей образовательной цели
1.Предъявление материала:
-ситуативность;
-объяснение;
-слушание и повторение.
2.Практика:
-моделирование заданной ситуации;
-проектная работа;
-презентация, обсуждение, проведение интервью и опроса;
-письменная работа в виде эссе, письма, статьи ит.д.
Формы контроля:
1.Устные ответы (круглый стол, ток-шоу, практикум, ролевая игра, дискуссия, обсуждение ситуаций)
2.Письменные работы:
-тесты, анкеты - в конце темы;
- эссе – в конце темы;
- проект, презентация - в конце раздела.
3. Итоги реализации программы:
- Конференция «Как достичь успеха в жизни» (уч-ся готовят проектные работы, презентации, выступления по теме)
Общий объём курса составляет 34 часа (1 час в неделю).
Учебно - тематический план по курсу 10-11 класса «Технологии успеха»
(1 ч. в неделю, всего 34 ч.)
№ | Темы | Кол-во час.(34ч.)
|
I. | 1.С чего начать. -Шансы повсюду -Берегись нытиков! -Поиски Трои -Самое важное - это твой успех -Тест «Самоуважение» | 5 |
II. | 2.Поставь себе цель. -Твое представление о самом себе -Найди свою цель! -О чем ты мечтаешь? -Свободная, выразительная речь и уверенные манеры | 4 |
III. | 3.Как развить свое тело. -«Ты намного богаче, чем ты думаешь» -О чем рассказывает твое тело -Спорт – это здорово! -Сбрось напряжение! | 4 |
IV. | 4.Как научиться учиться -Учение и увлечение -Сосредоточенность -Твой почерк -Твой голос - звучащая визитная карточка -Как пользоваться книгами | 5 |
V. | 5.Как сэкономить время -Организованность -Распорядок дня -Время | 3 |
VI. | 6. Как относиться к себе и к людям -Все люди разные – все люди одинаковые -Начни с себя - Если ты не находишь общий язык со взрослыми -Без друзей не обойтись -Как «завязывать» отношения | 5 |
VII. | 7.Как развивать волю, характер, способности - Воля -Характер -Вера в себя -Внимание - Память | 5 |
VIII. | 8.Просто сделай это! -Преодолей барьеры -Хотеть – значит мочь -Тест «Позиция победителя» | 3 |
Содержание программы
Тема 1. С чего начать.
Великие и интересные личности будущего, мужчины и женщины, которые станут совершенствовать этот мир завтра, сегодня еще молоды и никому не известны. Кто же, кроме тебя самого, может помешать тебе стать одним из них? Ты нужен, и даже очень, причем как можно скорее!
Докажи, что из любой ситуации есть приемлемый выход.
Только от тебя зависит, найдешь ли ты свою цель и достигнешь ли ее. Будь самим собой!
Практ.часть: Тест "САМОУВАЖЕНИЕ"
Тема 2. Поставь себе цель.
Если твои самосознание и вера в себя велики, они станут источником ума, энергии, смелости и выдержки.
Под влиянием поставленной цели будут формироваться твои воля, целеустремленность и умение сосредоточиваться на чем-то одном.
Свободная речь и раскованные манеры важны,
• чтобы уметь сообщить окружающим свое мнение,
• чтобы убедить окружающих в правильности своих мыслей, задумок, желаний и предложений,
• чтобы уметь отстаивать свою точку зрения.
Практ.часть: КАРТА ЖИЗНИ: ВАШ СПИСОК ЖЕЛАНИЙ
Тема 3. Как развить свое тело.
Здоровый организм — это величайшее богатство.
Человеческий организм отражает состояние души, которая обитает в нем. В отличие от языка он не способен лгать.
Спорт — это движение, движение, которое делает дыхание глубже, укрепляет мышцы, делает более подвижными суставы, улучшает настроение, снимает такие отрицательные эмоции, как злоба и агрессивность.
Практ. часть: ТЕСТ НА СТРЕССОВОСТЬ
Следующий тест позволит вам определить это, будьте честным с самим собой (это упражнение на "дерзость") и таким образом извлеките больше пользы из внушаемой релаксации.
Тема 4. Как научиться учиться.
Факты, которые есть в нашем распоряжении:
1. Стоит хоть немного повысить интерес, как работа сразу идет лучше (опыт с первоклассниками),
2. Человек в принципе может сам заинтересоваться даже очень скучным делом (история революционера).
3. Работа кажется более интересной, если мы настроились на то, что она будет интересной (теория установки).
4. Не только поведение зависит от настроения, но и настроение зависит от поведения.
Руководствуясь этими фактами, можно, пожалуй, выработать некоторую стратегию — генеральный план борьбы с порочным кругом, мешающим учиться.
Сосредоточенность не менее важна, чем ум и способности.
Почерк должен отличаться своеобразием, быть привлекательным и выразительным.
Твой голос индивидуален и неповторим так же, как отпечатки твоих пальцев или твой почерк. Когда ты говоришь, слушающий тебя может узнать о тебе очень много, даже если ты ничего о себе не будешь рассказывать, и сделает он это исходя из тембра твоего голоса, интонации, дикции, манеры разговаривать и особенностей построения твоей речи.
Практ.занятие: эссе
Тема 5. Как сэкономить время.
Чем больше у тебя дел, тем тебе нужнее специальный блокнот или ежедневник с календарем, потому что правильно организовывать свой труд, значит планировать, систематизировать свои дела и обязанности, согласуя их между собой, и шаг за шагом их выполнять.
Попробуй как-нибудь вечерком составить распорядок дня.
Практ.часть: составление распорядка дня.
Тема 6. Как относиться к себе и людям.
Правильное обращение с окружающими — это умение позволять каждому быть самим собой, проявлять свою волю, высказывать свое мнение, исповедовать свою веру и относиться к нему как к равному себе.
Те недостатки, которые ты не можешь изменить в своей внешности, ты должен восполнить за счет знаний и ума, доброжелательного и сердечного отношения к окружающим, некоторой доли
самоиронии и умения посмеяться над самим собой.
Никогда не отвечай злом на зло".
Кто имеет настоящих друзей, тот живет вдвое — втрое более насыщенной и интересной жизнью, потому что он живет не только собственными интересами и переживаниями, но и сопереживает
друзьям.
Тот, кто делает первый шаг, всегда находится в более выгодном положении, так как побуждает другого реагировать.
Практ.часть: проект
Тема 7. Как развивать волю, характер, способности.
Кто хоть раз докажет другим людям или самому себе, что он способен добиться трудной цепи, тот в следующий раз добьется ее гораздо легче, потому что, доказывая, человек идет навстречу — и воля его укрепляется.
Так твердость убеждений ведет к твердости характера. Представление о себе, «модель себя» очень важны для человека.
Интерес к занятиям — вернейший признак понимания.
Понимание рождает увлечение, а увлечение помогает пониманию.
Быть внимательным — значит следить за каким-то движением; развиваться — значит учиться различать скрытые движения в жизни, в искусстве, в природе, в науке, в людях.
Памятью обладают все люди, даже если они никогда не учились в школе и не читали ни одной книги.
Тема 8. Просто сделай это!
Что ты отчетливо представляешь себе, то и осуществляется!
Забудь слово "невозможно"!
Сила, которую ты почувствуешь в себе, превратит тебя во всемогущего богатыря!
Практ.часть: Тест «Позиция победителя»
Методический аппарат программы
1.Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов.- Москва,2002.
2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – Москва: Вако,2007.
3. Добротворский И. Технологии успеха для учащихся.- Москва, 2004.
4.Езова С. Познай самого себя! - Улан-Удэ, 1991.
5. Жирова Т.М. Твоя жизнь - твой выбор.- Волгоград: Глобус,2007.
6.Литвинова А.А. Система взаимодействия классного руководителя с учащимися старших классов. - Волгоград: Учитель, 2003.
7.Панфилова А.Я. Содержание и формы работы классного руководителя.- Москва: Аркти, 2006. 8.Урбанович Л.Н. Нравственные основы семьи и брака.- Москва: Глобус, 2009.
9.Черникова Т.В. Старшеклассник без стрессов и тревог.- Москва: Глобус,2006.
10. Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. – Москва: Просвещение,2001.
Ресурсное обеспечение программы
- Интернет-ресурсы
- Учебно-материальное обеспечение программы ( компьютер, мультимедиа проектор, и т.д.)
Методические разработки.
Тест "САМОУВАЖЕНИЕ" (СУ) к теме 1. С чего начать.
Инструкция:
Этот тест разработан для того, чтобы проанализировать
ваше поведение в различных ситуациях. Цель его — по-
мочь вам осознать, как вы в действительности себя чувст-
вуете при различных обстоятельствах, и избежать всяче-
ских оправданий. Ответьте на все вопросы честно, так, как
вы думаете в настоящий момент. Это увеличит ту выгоду,
которую вам даст выполнение этого упражнения.
После того как прочитаете положение, обведите ответ,
который полностью соответствует вашему мнению.
Полностью согласен
Не совсем согласен
Немного не согласен
Полностью не согласен
1. Я нравлюсь себе 4 3 2 1
2. Я часто проверяю свои способности 1 2 3 4
3. Я думаю, что учиться было бы легче, если бы учителя были проще
1 2 3 4
4. Я чаще думаю о том, что может быть неправильно, чем о том, что может быть правильно 1 2 3 4
5. Я часто говорю о своих слабых сторонах 1 2 3 4
6. Меня часто запугивают другие 1 2 3 4
7. Я поддаюсь влиянию окружения 1 2 3 4
8. Я дисциплинирован и выполняю ежедневную определенную деятельность 4 3 2 1
9. Я недоверчиво отношусь к другим 1 2 3 4
10. Неудачи способствуют возникновению желания работать напряженнее 4 3 2 1
Подсчитаем балл СУ: Вы можете определить
ваш СУ-балл, сложив обведенные цифры.
Максимальный балл = 40 Мой балл = ____________
40–36 Вы в великолепной форме! Продолжайте выпол-
нять упражнения Силы разума, и вы будете жить
согласно вашим заветным желаниям.
35–29 Ваше самоуважение нуждается в небольшом вни-
мании. Оно близко к тому, чтобы быть вашим
мощным активом.
28–22 Средний балл. Вперед, вы можете достичь лучше-
го, немного поработав.
21–15 Вам не помешало бы укрепить ваше самоуваже-
ние. Перечитайте эту главу и заставьте себя вы-
полнить все упражнения Силы разума.
14–10 Встретьтесь с ваши другом и разработайте план,
направленный на укрепление вашего самоуваже-
ния, и немедленно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои достижения, успехи учеников.
Чтоб здоровым быть сполнаФизкультура всем нужна.Для начала по порядку -Утром сделаем зарядку!И без всякого сомненьяЕсть хорошее решенье -Бег полезен и играЗанимайся детвора! Чтоб успешно развиват...
Педсовет Пути формирования мотивации достижения успеха у школьников в образовательном процессе.
Педсовет Пути формирования мотивации достижения успеха у школьников в образовательном процессе....
Уровневая дифференциация обучения-технология достижения учебного успеха в условиях реализации ФГОС.
Современные требования к построению учебного процесса выделяют такие важнейшие аспекты образования, как продуктивность учебной деятельности, учебная мотивация, учет психофизиологических и индиви...
« Использование игровых методов на уроках английского языка как средство повышения мотивации достижения успехов у учащихся ».
Моя методическая проблема....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии "Технология профессионального успеха" 10-11классы
Учащиеся выпускного класса основной школы часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов (напри...
Рабочая программа по "технологии" 10-11 класс (учебник "Технология профессионального успеха" под ред С.Н. Чистяковой)
Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень), рассчитана на 68 часов....
Программа "Технологии достижения успеха
Разработка программы «Технологии достижения успеха» для учащихся 8-11 классов обусловлена социальным заказом школы и является оптимальной формой работы с учащимися ...