Программа "Технологии достижения успеха
учебно-методический материал (11 класс)
Разработка программы «Технологии достижения успеха» для учащихся 8-11 классов обусловлена социальным заказом школы и является оптимальной формой работы с учащимися по психопрофилактике, психологии, педагогике.
Курс важен тем, что культура общения, социальная и личностная адаптация, адекватная самооценка, самодостаточность, уверенность в себе являются необходимой основой для любой профессиональной деятельности, семейной жизни и воспитания детей.
Программа курса представляет собой вполне самостоятельную, завершённую систему психологических знаний и умений, достаточную для получения элементарных знаний. В своей основе курс отвечает запросам учащихся. В программу включены темы, формирующие знания и умения для повышения психологической и коммуникативной культуры учащихся, жизненно необходимые как для личностной, так и социальной адаптации, исходя из возрастных особенностей юношеского возраста.
Теоретические представления учащихся отрабатываются на практике или подтверждают практически: психологические упражнения, тесты, тренинги, проективные методики, презентации, эссе.
Тип программы - модульный, т.е. она состоит из отдельных модулей, не связанных между собой, что особенно удобно для преподавателей и учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tehnologii_dostizheniya_uspeha.docx | 33.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МБОУ «Сосново – Озёрская средняя общеобразовательная школа №1»
Еравнинского района
Программа элективного курса
«Технологии достижения успеха»
(для учащихся 8-11 классов)
Автор работы: Жамбалова Ирина
Владимировна,
учитель иностранных языков,
учитель высшей категории
с. Сосново-Озёрское
2020 г.
Пояснительная записка
Актуальность. Разработка программы «Технологии достижения успеха» для учащихся 8-11 классов обусловлена социальным заказом школы и является оптимальной формой работы с учащимися по психопрофилактике, психологии, педагогике.
Курс важен тем, что культура общения, социальная и личностная адаптация, адекватная самооценка, самодостаточность, уверенность в себе являются необходимой основой для любой профессиональной деятельности, семейной жизни и воспитания детей.
Программа курса представляет собой вполне самостоятельную, завершённую систему психологических знаний и умений, достаточную для получения элементарных знаний. В своей основе курс отвечает запросам учащихся. В программу включены темы, формирующие знания и умения для повышения психологической и коммуникативной культуры учащихся, жизненно необходимые как для личностной, так и социальной адаптации, исходя из возрастных особенностей юношеского возраста.
Теоретические представления учащихся отрабатываются на практике или подтверждают практически: психологические упражнения, тесты, тренинги, проективные методики, презентации, эссе.
Таким образом, актуальность данной программы определяется тем, что в условиях модернизации образования особое внимание уделяется не только достижению предметных результатов образования, но и метапредметных и личностных. Очевидно, что формирование совокупности трех групп результатов возможно только при разумном сочетании урочной и внеурочной деятельности детей.
Новизна. Значимые для молодого человека ситуации рассматриваются не только с точки зрения человеческих ценностей, но и сопровождаются совместным психологическим анализом, направленным на лучшее понимание себя самого и окружающего мира.
Цели курса:
- Повысить уровень социально-психологической компетентности учащихся через овладение определёнными теоретическими знаниями и практическими умениями для достижения успеха.
- Актуализировать процесс самопознания, самосовершенствования, жизненного и профессионального самоопределения учащихся.
- Научить учащихся стратегии самостоятельного творческого усвоения новых знаний и уметь решать возникающие проблемы и быть способным применять приобретенные знания в практической деятельности.
Задачи курса:
- Сформировать определённую систему социально-психологических знаний и умений у учащихся.
- Развить способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей.
- Развить у учащихся способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми.
- Ознакомить учащихся с исследовательской деятельностью.
Предполагаемые результаты:
В ходе посещения элективных курсов у учащихся должны сформироваться устойчивый интерес и мотивация к дальнейшей учебе.
У учащихся должна появиться уверенность в том, что они способны достичь успеха в учебе, в жизни.
Изучение технологии успеха по данной программе позволит у старшеклассников:
• открыть их собственный потенциал
• учиться лучше
• повысить уверенность в себе
• раскрыть творческие способности
• победить вредные привычки
• улучшить отношения с окружающими
•повысить социально-психологическую компетентность и развить у них коммуникативную культуру.
Методы и приемы обучения
- междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
- обучение через опыт и сотрудничество;
- интерактивность (работа в малых группах, имитационное моделирование, метод проектов);
- личностно - деятельностный подход в обучении;
- лидерство, основанное на совместной деятельности, направленное на достижение общей образовательной цели
1.Предъявление материала:
-ситуативность;
-объяснение;
-слушание и повторение.
2.Практика:
-моделирование заданной ситуации;
-проектная работа;
-презентация, обсуждение, проведение интервью и опроса;
-письменная работа в виде эссе, письма, статьи и т.д.
Формы контроля:
1.Устные ответы (круглый стол, ток-шоу, практикум, ролевая игра, дискуссия, обсуждение ситуаций)
2.Письменные работы:
-тесты, анкеты - в конце темы;
- эссе – в конце темы;
- проект, презентация, исследовательская работа - в конце раздела.
3. Итоги реализации программы:
- Конференция «Как достичь успеха в жизни» (уч-ся готовят проектные работы, презентации, исследовательские работы, выступления по теме)
Общий объём курса составляет 34 часа (1 час в неделю).
Учебно - тематический план программы «Технологии успеха»
№ | Темы | Кол-во час.(34ч.)
|
I. | 1.С чего начать. -Шансы повсюду -Берегись нытиков! -Самое важное - это твой успех Практ.часть: Тесты, беседа | 3 |
II. | 2.Поставь себе цель. -Твое представление о самом себе -Найди свою цель! -О чем ты мечтаешь? -Беседа, эссе-рассуждение, круглый стол. | 3 |
III. | 3.Ораторами не рождаются, ораторами становятся (Свободная, выразительная речь и уверенные манеры) -Как развить смелость и уверенность в себе? - Главные факторы успешного выступления. - Секреты хорошего выступления. - Публичные выступления и личность оратора. -Практическая часть (зачеты по технике речи; составление речи на конкретную тему или составление устных высказываний; произнесение «чужой» речи (деловые и ролевые игры, тренинги и т.п.); анализ речей с учетом этических норм, эмоционального состояния человека, приемов и методов принесения речи и т.п.) | 7 |
IV. | 4.Как научиться учиться (Исследовательская деятельность) -Классификация исследовательских работ -Логика учебного исследования -Структура исследовательской работы -План работы Беседа, практикум. | 6 |
V. | 5.Как сэкономить время -Организованность, ответственность -Распорядок дня -Время Беседа, эссе, обсуждение ситуаций. | 3 |
VI. | 6. Как относиться к себе и к людям (Толерантность) -Все люди разные – все люди одинаковые -Начни с себя - Если ты не находишь общий язык со взрослыми -Без друзей не обойтись -Как «завязывать» отношения Ролевые игры, беседа, дискуссия. | 5 |
VII. | 7.Как развивать волю, характер, способности - Воля -Характер -Вера в себя -Внимание - Память Тренинговые упражнения, беседа. | 5 |
VIII. | 8.Просто сделай это! -Преодолей барьеры -Хотеть – значит мочь Практикум | 2 |
Содержание программы
Тема 1. С чего начать.
Великие и интересные личности будущего, мужчины и женщины, которые станут совершенствовать этот мир завтра, сегодня еще молоды и никому не известны. Кто же, кроме тебя самого, может помешать тебе стать одним из них? Ты нужен, и даже очень, причем как можно скорее!
Докажи, что из любой ситуации есть приемлемый выход.
Только от тебя зависит, найдешь ли ты свою цель и достигнешь ли ее. Будь самим собой!
Тема 2. Поставь себе цель.
Если твои самосознание и вера в себя велики, они станут источником ума, энергии, смелости и выдержки.
Под влиянием поставленной цели будут формироваться твои воля, целеустремленность и умение сосредоточиваться на чем-то одном.
Свободная речь и раскованные манеры важны,
• чтобы уметь сообщить окружающим свое мнение,
• чтобы убедить окружающих в правильности своих мыслей, задумок, желаний и предложений,
• чтобы уметь отстаивать свою точку зрения.
Тема 3. Ораторами не рождаются, ораторами становятся (Свободная, выразительная речь и уверенные манеры)
Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Такому человеку намного легче установить контакт и найти взаимопонимание со знакомыми и незнакомыми людьми, с подчиненными и начальством. Только человек, владеющий словом и логикой, может добиться успехов в жизни. Но для того, чтобы овладеть логикой и речью, надо систематически работать, развивая необходимые навыки.
Этот раздел предполагает знакомство школьников с основами ораторского искусства, обучение их умению говорить по существу, аргументированно и убежденно излагать свои мысли, спорить, дискутировать, вести диалог с различными категориями собеседников на различные темы.
Тема 4. Как научиться учиться (Исследовательская деятельность)
Выпускник школы - это творческая личность. Необходимо развивать интеллектуальные способности учащихся, активизировать самостоятельную работу по обновлению, углублению знаний, их усвоению и стремлению использовать приобретенные знания в своей практической деятельности. Одним из эффективных средств достижения этой цели является учебно-исследовательская работа учащихся.
Тема 5. Как сэкономить время.
Чем больше у тебя дел, тем тебе нужнее специальный блокнот или ежедневник с календарем, потому что правильно организовывать свой труд, значит планировать, систематизировать свои дела и обязанности, согласуя их между собой, и шаг за шагом их выполнять.
Попробуй как-нибудь вечерком составить распорядок дня.
Тема 6. Как относиться к себе и людям.
Правильное обращение с окружающими — это умение позволять каждому быть самим собой, проявлять свою волю, высказывать свое мнение, исповедовать свою веру и относиться к нему как к равному себе.
Те недостатки, которые ты не можешь изменить в своей внешности, ты должен восполнить за счет знаний и ума, доброжелательного и сердечного отношения к окружающим, некоторой доли
самоиронии и умения посмеяться над самим собой.
Никогда не отвечай злом на зло".
Кто имеет настоящих друзей, тот живет вдвое — втрое более насыщенной и интересной жизнью, потому что он живет не только собственными интересами и переживаниями, но и сопереживает
друзьям.
Тот, кто делает первый шаг, всегда находится в более выгодном положении, так как побуждает другого реагировать.
Тема 7. Как развивать волю, характер, способности.
Кто хоть раз докажет другим людям или самому себе, что он способен добиться трудной цепи, тот в следующий раз добьется ее гораздо легче, потому что, доказывая, человек идет навстречу — и воля его укрепляется.
Так твердость убеждений ведет к твердости характера. Представление о себе, «модель себя» очень важны для человека.
Интерес к занятиям — вернейший признак понимания.
Понимание рождает увлечение, а увлечение помогает пониманию.
Быть внимательным — значит следить за каким-то движением; развиваться — значит учиться различать скрытые движения в жизни, в искусстве, в природе, в науке, в людях.
Памятью обладают все люди, даже если они никогда не учились в школе и не читали ни одной книги.
Тема 8. Просто сделай это!
Что ты отчетливо представляешь себе, то и осуществляется!
Забудь слово "невозможно"!
Сила, которую ты почувствуешь в себе, превратит тебя во всемогущего богатыря!
Методический аппарат программы
1.Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов.- Москва,2002.
2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – Москва: Вако,2007.
3. Добротворский И. Технологии успеха для учащихся.- Москва, 2004.
4.Езова С. Познай самого себя! - Улан-Удэ, 1991.
5. Жирова Т.М. Твоя жизнь - твой выбор.- Волгоград: Глобус,2007.
6.Литвинова А.А. Система взаимодействия классного руководителя с учащимися старших классов. - Волгоград: Учитель, 2003.
7.Панфилова А.Я. Содержание и формы работы классного руководителя.- Москва: Аркти, 2006. 8.Урбанович Л.Н. Нравственные основы семьи и брака.- Москва: Глобус, 2009.
9.Черникова Т.В. Старшеклассник без стрессов и тревог.- Москва: Глобус,2006.
10. Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. – Москва: Просвещение,2001.
Ресурсное обеспечение программы
- Интернет-ресурсы
- Учебно-материальное обеспечение программы ( компьютер, мультимедиа проектор, и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои достижения, успехи учеников.
Чтоб здоровым быть сполнаФизкультура всем нужна.Для начала по порядку -Утром сделаем зарядку!И без всякого сомненьяЕсть хорошее решенье -Бег полезен и играЗанимайся детвора! Чтоб успешно развиват...
Педсовет Пути формирования мотивации достижения успеха у школьников в образовательном процессе.
Педсовет Пути формирования мотивации достижения успеха у школьников в образовательном процессе....
« Использование игровых методов на уроках английского языка как средство повышения мотивации достижения успехов у учащихся ».
Моя методическая проблема....
Соревновательная мотивация, как способ достижения успеха юных дзюдоистов
Практические рекомендации в вопросах достижения успеха юных дзюдоистов...
Соревновательная мотивация, как способ достижения успеха юных дзюдоистов
Практические рекомендации...
Исследование влияния мотивации на достижение успеха старшеклассников в преодолении школьных трудностей. 2013 год.
В настоящее время при активном процессе модернизации образования уделяется большое внимание качеству образовательного процесса, которое во многом связано с желанием учеников хорошо учиться и их психоф...
Выступление на педагогическом совете по теме "Формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики"
Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования»....