Эссе «Понимаешь, я – учитель…».
статья на тему
Предварительный просмотр:
Эссе «Понимаешь, я – учитель…».
Выполнил : Асессоров В.В., учитель физики МБОУ «Кишалинская СОШ».
«Иду себе своей дорогой
И, как за флаг, держусь за мысль:
Нет лучше в мире педагога,
Чем наша собственная жизнь».
И. Тальков.
«Понимаешь, мама я – учитель, видишь: я вхожу, бледнея, в класс…» Почему-то только сейчас, когда за плечами четверть века работы в школе, я до конца понял, прочувствовал эти строки хорошо всем знакомой трогательной песни. Я – УЧИТЕЛЬ. 25 лет… Много это или мало? Наверно, много с точки зрения жизни человеческой, ведь это больше половины прожитых мною лет. Но и мало, ах, как же мало! Сколько ещё не сказано, не сделано. Успеть бы…
А ведь я только продолжаю дорогу, протяжённость которой больше века. Начинали её, зажигая для меня маяки, расставляя вешки, чтобы увереннее шёл, меньше ошибок делал, мои родные учителя, которые меня сначала учили, а потом вместе с ними я начинал свою педагогическую деятельность. Да, мне повезло, я работаю в той же школе, в которой и учился, все 25 лет. И, если честно, горжусь этим.
Легко ли было идти по этой дороге? Нет. Трудно. Постоянное чувство ответственности не только перед своими учениками, коллегами, но и перед родными просто-напросто преследовало меня. Признаюсь, что желание увидеть гордость в глазах моих школьных наставников и чувство того что они приняли меня, ещё зелёного студента в свой коллектив, признали меня равным среди себя было даже большим, чем стремление «влиться в коллектив».
Сегодня я уверен, что это здорово. Ведь первые годы работы в школе я во многом копировал своих учителей, повторяя всё самое лучшее, чем в совершенстве владели они.
Благодаря им я задолго до выбора профессии понял, что быть учителем (не работать, а жить школой) ох, как непросто. А я ещё и сельский учитель. Пусть простят меня городские коллеги, но эта ноша тяжелее будет. «Почему»? – с удивлением воскликнут многие. Попробую объяснить. Я учитель везде: на уроке, на улице, в магазине… У меня нет выходных. Моя одежда, мысли, настроение, поведение моментально разлетаются по родному селу. И я должен об этом помнить. Я должен всегда носить «мундир» учителя.
А ещё сельский учитель точно знает, придя на урок, почему ученик сегодня сердит, заплакан или весел. А значит, ежедневно, даже ежечасно, выступает то в роли жилетки для детских слёз, то в роли старшего товарища, а иногда в роли доброго друга. То есть он – совершенный психолог. Немало сил, душевных и физических, приходится приложить, чтобы ребёнок поверил тебе, открыл душу и пошёл за тобой. А иначе ни о каком процессе познания нового и речи быть не может.
Не стоит забывать о старых школьных зданиях, скрипучей мебели, минимуме технических средств обучения, отсутствии театров, музеев, кинотеатров и прочих благ цивилизации. Сколько приходится приложить сил и включить фантазии и таланта, чтобы заменить детям всё это. И главное: чтобы они приняли эту замену радостно, не мечтая о городе.
И отдельно, что греха таить, хочется сказать об отношении к сельской школе. Смотрят на неё часто как на доисторического ящера, который каким-то чудом продолжает бороться за своё существование. Многие уверены, что образование в сельской школе серьёзно уступает по качеству образованию в школе городской, хорошо оснащённой. Поверьте: я не сгущаю краски. Конечно, грустно от всего этого бывает. Но только мы, учителя сельских школ, не унываем. Ведь это и наши выпускники учатся в лучших, престижных вузах страны, наши ученики побеждают в конкурсах разных уровней и показывают замечательные результаты при сдаче экзаменов.
Но даже не это главное. Я уверен, что именно сельская школа – надежда России. «Громкие фразы», - возмутитесь вы. Я же в ответ на праведное возмущение просто приглашу к нам в гости. Такой искренности, сочувствия вы никогда не увидите у городских школьников. Ведь школа на селе – это большая семья, где от души похвалят за хорошее и крепко осудят, накажут за дурное. Сама атмосфера школы воспитывает ЧЕЛОВЕКА, который спокойно и уверенно пойдёт по земле, не разрушая, а созидая.
Горжусь я ещё и тем, что работаю учителем физики. Ведь мы, учителя, находимся в постоянной борьбе с общественным мнением, взглядами, принципами. Моя педагогическая философия – стремиться стать мастером своего дела. Учитель, как мастер своего дела, должен в совершенстве владеть педагогическими технологиями, знаниями и способностями, и коммуникативностью. В современных условиях, чтобы соответствовать постоянно изменяющимся потребностям общества, нужно настойчиво искать новую информацию, профессионально её использовать. Быть учителем – это понимать, что современный ребёнок живёт в современном информационном мире, поэтому сегодня недостаточно знать свой предмет, методику его преподавания. Необходимо владеть инновационными технологиями, эффективно использовать в образовательном процессе цифровые и электронные ресурсы. Сегодняшние дети воспитаны на компьютерах, смартфонах, планшетах, ноут- и нетбуках, электронных книгах… Порой кажется, что дети знают больше нас и заставляют идти вперёд, постоянно совершенствоваться: изучать компьютерные программы, использовать всевозможные электронные и цифровые образовательные ресурсы на уроке и вне урока, управлять проектной и исследовательской деятельностью школьников, учить их создавать мультимедийные продукты самостоятельно и презентовать на различных конкурсах. Применять электронные мультимедийные учебные пособия, дающие возможность школьникам получать новую информацию по разным каналам восприятия — с помощью графики, фото, видео, анимации и звука и (что особенно важно для меня) организовать личностно - ориентированное обучение.
Зачем я иду на урок? Чтобы с «помощью» Архимеда, Ньютона, Эйнштейна, вместе с учениками искать ответы на вечные вопросы: для чего человек приходит в мир? Из чего этот мир состоит? Как прожить в гармонии с этим миром? Как прожить жизнь так, чтобы этому миру не навредить?
Со временем приходит понимание того, что всё это – какой-то особый взгляд на жизнь. Приходит понимание того, что желание познавать мир, думать, размышлять, спорить о жизни с детьми, учить их выражать чувства и мысли правильно, логично, аргументировано, «творить» из них Личность, способную созидать, а не разрушать, сопереживать и сочувствовать людям, Личность, способную с честью выходить из трудной ситуации – всё это не просто работа.
Моя задача – научить реально мыслить, сориентировать на метапредметные результаты и сформировать свою жизненную позицию. Для меня важно: куда, как и с кем пойдёт мой ученик, когда меня не будет рядом.
Время требует учителей, способных работать в условиях быстро обновляющейся научной информации, разбираться в актуальных проблемах в области своей специальности, пополнять знания путём самообразования.
Я - учитель физики. Годы моей работы - это годы творческих поисков и новых педагогических решений в преподавании физики, годы непрерывного совершенствования в педагогике и методике. Ведь физика – это целый мир. Я мечтаю о том, чтобы сделать своих учеников способными развиваться без помощи учителя. Ведь «цель воспитания не в воспитании, а в общем вместе с детьми улучшении общественной жизни» (С. Соловейчик).
И хотелось бы надеяться, что впереди меня ждёт долгая, трудная и такая интересная учительская дорога. И как же тепло и радостно становится на сердце, когда понимаю, что ей ещё долго не прерваться. Каким счастьем, гордостью, ликованием звучал голос моего сына, когда год назад он воскликнул в телефонную трубку: «Понимаешь, папа, я – УЧИТЕЛЬ…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Как оценить учителя?"
Как же правильно оценить учителя? Оценить так, чтобы это была не просто профессиональная оценка, но и оценка его как учителя-воспитателя, закладывающего в души детей те истины, которые возможно, как и...
ЭССЕ Портрет современного учителя с учетом компетентного подхода в обучении
Я не буду говорить о том, каким должен быть современный учитель вообще, а, ссылаясь на то, что я учитель младших классов, поразмышляю о данной категории учителей. Я сама была ребёнком и в своих фантаз...
Эссе "Моя профессия - учитель"
Размышления о роли профессии в моей жизни. данное эссе было представлено в папке документов для участия в педагогическом конкурсе "Учитель года"....
Эссе "Моя профессия - учитель"
В данном эссе отраженно мое отношение к профессии учителя....
эссе для конкурса "Учитель года 2011"
Хочу поделиться своими мыслями на тему "Моё педагогическое кредо". Одним из условий участия в конкурсе было написание эссе-рассуждения по данной теме. Не судите сторого!...
Эссе на конкурс "Учитель года 2017"- Я-учитель.
Я - учитель. Как много глубины и смысла в этих двух словах! Я чувствую, какая ответственность лежит на мне и понимаю, чтобы воспитывать других, надо самой постоянно работать над собой....
Эссе на конкурс "Учитель года": Учитель : вчера, сегодня, завтра
Сочинение-эссе, в котором я рассматриваю цель и функции профессии учитель, в статье поднимаю актуальные вопросы и проблемы, с которыми сталкивается современный учитель: система оценивпния, дисциплина,...