открытый урок "История новогодней игрушки"
материал на тему

Гребенникова Ольга Сергеевна

Занятие для обучающихся детского объединения "Мир бумаги"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_novogodnie_igrushki.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества»

Каменского муниципального района Воронежской области

Открытое занятие

«ИСТОРИЯ НОВОГОДНЕЙ ИГРУШКИ»

(объединение «Мир бумаги» 1 год обучение)

 Подготовила:

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

 Гребенникова О.С.

                                                          2015 – 2016 учебный год

Цель: Познакомить с историей новогодней игрушки, выявить знания детей о новогодних традициях в России.

Задачи:
1. Углубить знания обучающихся о новогодних традициях в России.
2. Воспитывать уважительное отношение к истории своей страны.
3. Создать благоприятную атмосферу для творческого самовыражения.

Форма занятия: информационный час, практическая работа.

Возраст детей: 7-10 лет.

Ход урока:

I.Организационный момент:  

Здравствуйте, ребята! Я вижу, вы готовы к занятию, а значит, можно начинать.

II. Этап подготовки к усвоению новых знаний.

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке.

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей, короче ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт –

Мы встречаем Новый год.

Педагог: О каком месяце идет речь? (Декабрь) Правильно. А какой праздник приходит к нам в самом конце декабря? (новый год).

Ребята! В каждой стране есть свои любимые праздники. Все они разные, но есть один праздник, который отмечается во всех уголках земного шара. Праздник, который объединяет людей нашей планеты и дарит ожидание чуда. Конечно же, это Новый год.

Однако мало кто знает, что он далеко не всегда отмечался в ночь с 31 декабря на 1 января.

III. Этап усвоения новых знаний.

Сообщения обучающихся:

1.Наши предки в Древней Руси отмечали приход Нового года весной. Год делили на две половины: летнюю и зимнюю. Новый год начинался – 1 марта, потому что именно с этой поры природа пробуждается ото сна к жизни. Новый год встречали как праздник солнца, тепла, ожидания нового урожая, новой жизни.

2. Когда на Руси в конце 10 века приняли христианство, Новый год стали встречать

1 сентября, в самом начале осени. Люди верили, что Бог сотворил мир именно в сентябре.

В 1699 году русский царь Петр I перенес празднование Нового года на 1 января, как это было во всех европейских странах.

3.  15 декабря 1699 года на Красной площади под барабанный бой был зачитан особый указ, в котором Петр I повелел праздновать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января и всем гулять, радоваться, громко смеяться, кататься на санях.

Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре.

4. Традицию наряжать новогоднюю елку царь Петр I «подсмотрел» у немцев, для которых это вечнозеленое хвойное дерево испокон веков являлось символом вечной молодости, бессмертия, долголетия и верности. Этот обычай показался Петру I очень красивым, с тех пор наряженная елка стала в России символом Нового года.

Но впервые ёлка засверкала огнями лишь в 1852 году в здании Екатерининского, ныне Московского, вокзала в Петербурге.

Педагог: Волшебный, сказочный новогодний праздник у каждого человека ассоциируется с чем-то своим, собственным. Предчувствие праздника появляется одновременно с появлением на прилавках магазинов чудесных, сверкающих и хрупких творений – новогодних игрушек. Один из символов праздника, новогодняя игрушка имеет свою, чрезвычайно интересную историю.

 (Слайд № 2)

  • Модным стало наряжать деревья в первой половине XVI века.
  • До середины XVIII века украшения были исключительно съедобными.
  • Классические правила украшения «рождественского» дерева не изменились и по сей день.

(Слайд № 3) Правила украшения елки 

  • «Вифлеемская звезда» на макушке - наконечник;
  • «Яблоки» (сегодня это шары) – олицетворяли библейский «запретный плод»;
  • Горящие свечи (сегодня это всевозможные электрогирлянды);
  • Обязательно вешались фигурки из вафель – прообраз хлебцев;
  • сладости, фрукты и орехи.

(Слайд № 4) Новогодние игрушки в России 

  • В конце 190 века игрушки заказывали в Европе.
  • Первые стеклянные игрушки на территории СССР начали делать в период первой мировой войны в Клину (фабрика «Ёлочка»).
  • Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века – было то же самое, что современному россиянину купить машину.

(Слайд № 5) Ассортимент новогодних игрушек 

В дореволюционной России были популярны игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона.

(Слайд № 6) XX век 

  • Лица стали делать выпуклыми, из картона, позже — фарфоровыми.
  • Были игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков.
  • На елках развешивали бутафорские фрукты из папье-маше, бархата.

 (Слайд № 7) Запрет

  • В 1925 году празднование Нового года в России было запрещено и возобновлено только в 1935-м.
  • Появились пионеры, буденовцы, красноармейцы, женщины в красных косынках.

Конец 30-х годов (Слайд № 8)

  • Герои детской литературы: Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит.
  • Появились игрушки-подвески в форме звезды с серпом и молотом.

(Слайд № 9)

  • Эра воздухоплавания отразилась на елках игрушками-дирижаблями с надписью «СССР», самолетиками, парашютами с крошечными парашютистами.
  • Игрушки по-прежнему делали из стекла, ваты, картона и папье-маше, собирали конструкции из трубочек и стекляруса на проволоке.

(Слайд № 10)

Великая отечественная война - фигурки, которые мастерили из погон, бинтов, носочков

 украшение ёлки к Новому году было обязательным

(Слайд № 11) Послевоенное время 

После войны 1 января стал выходным днем (это произошло в 1947 году). А ёлочные игрушки снова стали мирными.

(Слайд № 12) Начало 50-х годов 

 Много игрушек в виде фруктов, ягод и овощей (разумеется, несъедобных).

(Слайд № 13)

После выхода знаменитого фильма Э. Рязанова «Карнавальная ночь», появились ёлочные игрушки в виде часов, на которых стрелки замерли в положении «без пяти двенадцать».

  (Слайд № 14) 60-годы 

  • Початки кукурузы, снопы пшеницы;
  • Ёлочные    электрические     гирлянды;
  • Игрушки из поролона;
  • Игрушки из пластмассы.

(Слайд № 15)2000 – годы и позже 

  • Стали популярными оригинальные «самодельные» игрушки (своего рода возврат в прошлое);
  • Игрушки из соломы, войлока, кусочков ткани, моточков шерсти;
  • Плюшевые зверьки, войлочные лебеди и ангелочки;
  • Мода на ёлочные украшения повторяется каждые четыре года.

(Слайд № 16)

Каждая новогодняя игрушка — это частичка волшебства, в которое так хочется верить под Новый год! А еще говорят, что в каждой из них скрыта своя тайна…

IV. Проведение физкультурной минутки.

Я мороза не боюсь
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

V. Практическая работа.

Сегодня на занятии мы изготовим разноцветные новогодние шарики  из бумаги. Нам понадобятся: 4 разноцветных квадрата бумаги, клей, нитка, ножницы.

Но прежде чем приступить к практической работе мы должны вспомнить правила техники безопасности.

Правила работы с ножницами:

1. Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

2. Ножницы должны иметь тупые, скруглённые концы.

3. Клади ножницы кольцами к себе.

4. Следи за движением лезвий во время резания.

5. Не оставляй ножницы раскрытыми.

6. Передавай ножницы кольцами вперёд.

7. Не играй ножницами, не подноси к лицу.

8. Используй ножницы по назначению.

Итак, приступаем к работе.

VI. Подведение итогов, рефлексия:

Ребята, сегодня мы с вами сделали несложную новогоднюю игрушку. Скоро наш любимый праздник – НОВЫЙ ГОД,  и я надеюсь, что когда каждый из вас будет украшать дома новогоднюю ёлку, то на этой ёлке найдётся место и для этой яркой игрушки, сделанной вашими руками.

 Какая светлая зима!
Зима надежд, зима удачи!
Уже декабрь, а это значит,
Что волшебство придет в дома.

Пусть будет щедрым Новый год,
Пусть он на счастье не скупится,
Пусть зажигает звезды в срок,
Чтоб всем твоим желаньям сбыться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Новогодние игрушки"

Последовательность и рисунки к изготовлению новогодних игрушек...

Открытое мероприятие "Новогодняя игрушка"

Открытое мероприятие "Новогодняя игрушка". Цель: организация досуговой деятельности детей....

Мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки из гофрированной бумаги

Новый год-волшебный праздник!Немного времени и фумага превращается в великолепную еловую ветку с шишками!...

Районный конкурс Новогодней игрушки "Зимние фантазии"

Мой ученик   7 класса Могунов Иван получил сертификат в номинации "Новогоднее пано"....

Урок труда в 4кл. Новогодняя игрушка.

Презентация к уроку труда. Тема "Новогодняя игрушка"...

Конспект открытого занятия по теме: «Раскрой и шитье новогодней игрушки «Коза»

Ведущей идеей занятия является поэтапное обучение, воспитание, развитие детей, проявляющих интерес к конкретному направлению творческой деятельности.Цель: Применение и закрепление полученных ЗУН при р...

План – конспект открытого занятия по теме: «Новогодние игрушки: Дед Мороз и Санта-Клаус».

Учебное занятие "Новогодние игрушки: Дед Мороз и Санта-Клаус" в технике вышивка крестом входит в раздел "Мастерская Деда Мороза" . Представленное занятие является первым в разделе, дети второго года о...