Выступление на заседание педагогического совета
статья на тему
Выступление на заседании педагогического совета по теме:«Информационная компетентность педагога, в рамках профессионального стандарта педагогических работников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovet.doc | 49.5 КБ |
prezentatsiya_pedsovet.pptx | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Выступление
на заседании педагогического совета
по теме:
«Информационная компетентность педагога, в рамках
профессионального стандарта педагогических работников»
Подготовил: учитель физической культуры
Борькин А.О.
Г. Новомосковск, 2017.
В соответствии с принятым в мае 2015 г. Федеральным законом №122, начиная с 2016 года, в России для целого ряда профессий и специальностей вводятся «профессиональные стандарты». Обязательное применение профессионального стандарта педагога предусматривалось с 1 января 2017 года.
«Под профессиональным стандартом педагогической деятельности мы будем понимать систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности»
Док.психол.наук, профессор
Шадриков В.Д.
Иными словами, профессиональный стандарт педагогической деятельности представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности), позволяющим в своей целостности заниматься педагогической деятельностью и определяющими успех в этой деятельности.
Модель профессионального стандарта педагогической деятельности можно представить следующим набором профессиональных компетенций:
- Социально-личностные компетентности
- Компетенции в области постановки целей и задач педагогической деятельности
- Мотивация учебной деятельности
- Информационная компетентность
- Компетентность в разработке программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений
- Компетенции в организации учебной деятельности
Темой моего выступления является информационная компетентность, в рамках профессионального стандарта педагога.
На данном этапе развития общества можно смело утверждать, что материя существует в трех ипостасях – вещество, энергия и информация.
В первобытные времена человечество освоило вещество, затем – энергию. Современный этап развития, вполне справедливо называют «информационной революцией».
Развитие компьютерных технологий, средств массовой информации и телекоммуникаций привели к тому, что человечество оказалось перед фактом: накоплено такое огромное количество знаний о мире, что для получения всей информации необходимо овладеть специальными знаниями, умениями, развить необходимые способности и выработать новые качества психики, которые позволили бы получать и овладевать информацией в нужной мере. Если все накопленное человечеством знание назвать общей информацией, то для овладения ею необходима специфическая информация о том, как можно правильно получить интересующие человека знания. Ученые указывают на необходимость целенаправленной подготовки личности к жизнедеятельности в информационном обществе: человек должен приобрести определенные знания, умения и навыки для успешного оперирования информацией, обладать качествами, позволяющими совершенствовать эти знания, умения и навыки соответственно современным информационным технологиям, иметь мировоззрение информационного общества. Все эти задачи ложатся на плечи учителей, преподавателей и воспитателей, ими и определяется вся сущность этой компетенции.
Информационная компетентность отражает теоретическую и методическую составляющую педагога, свободное владение предметом, объем знаний о профессиональной деятельности, предметом которым он владеет, умение получать, обрабатывать и представлять профессионально необходимую информацию, знание условий педагогической ситуации, особенностей обучающихся, взаимоотношения педагога и учеников.
Информация является обязательным компонентом педагогической деятельности как системы. Чем адекватнее, точнее и полнее будет информационная основа деятельности, тем эффективнее будет осуществляться профессиональная педагогическая деятельность.
Данная компетентность может быть раскрыта через четыре ключевых
показателя: компетентность в методах преподавания, компетентность в
предмете преподавания, компетентность в субъективных условиях деятельности и способность вести самостоятельный поиск информации. Разберемся по подробнее.
- Компетентность в предмете преподавания.
Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения. Показатели оценки
- Знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось);
- Возможность применения получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений;
- Владение методами решения различных задач. Свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных;
- Знание внутреннего мира ребёнка как основа воспитания;
- Знание жизненного пути воспитанника;
- Знание семейной обстановки;
- Знание травмирующих ситуаций;
- Умение установить социальный статус воспитанника.
- Компетентность в методах преподавания.
Она обеспечивает возможность эффективного усвоения знаний и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход к творческой личности и её развитие. Критериями ее оценки являются:
- Знание методов и методик преподавания
- Демонстрация личностно ориентированных методов образования. Наличие своих «находок» и методов, авторская программа
- Знание современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий
- Использование в учебном процессе современных методов обучения.
3. Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов).
Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса. Служит условием реализации гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию академической активности. Показатели оценки здесь следующие:
- Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся;
- Владение методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно, со школьным психологом)
- Использование знаний по психологии в организации учебного процесса
- Разработка индивидуальных проектов на основе индивидуальных характеристик обучающихся. Владение методами социометрии
- Учёт особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе
- Знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учёт в своей деятельности.
- индивидуальный подход к организации воспитательного процесса.
- Знание индивидуальных особенностей учеников.
- Владение методами диагностики, индивидуальных особенностей воспитанников.
4. Способность вести самостоятельный поиск информации
– это заключительная компетенция, рассматривается как профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности. Непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск, показатели ее оценки, следующие:
- Профессиональная любознательность
- Умение пользоваться различными информационно - поисковыми технологиями
- Использование различных баз данных в образовательном процессе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Под профессиональным стандартом педагогической деятельности мы будем понимать систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности» Док.психол.наук , профессор Шадриков В.Д.
Профессиональный стандарт педагогической деятельности представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности), позволяющим в своей целостности заниматься педагогической деятельностью и определяющими успех в этой деятельности.
Модель профессионального стандарта 1. Социально-личностные компетентности 2. Компетенции в области постановки целей и задач педагогической деятельности 3. Мотивация учебной деятельности 4. Информационная компетентность 5. Компетентность в разработке программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений 6. Компетенции в организации учебной деятельности
Информационная компетентность К омпетентность в предмете преподавания К омпетентность в методах преподавания К омпетентность в субъективных условиях деятельности Способность вести самостоятельный поиск информации
Компетентность в предмете преподавания Показатели оценки: 1. Знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось); 2. Возможность применения получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений; 3. Владение методами решения различных задач. Свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных; 4. Знание внутреннего мира ребёнка как основа воспитания; 5. Знание жизненного пути воспитанника; 6. Знание семейной обстановки; 7. Знание травмирующих ситуаций; 8. Умение установить социальный статус воспитанника.
Компетентность в методах преподавания Знание методов и методик преподавания 2. Демонстрация личностно ориентированных методов образования. Наличие своих «находок» и методов, авторская программа 3. Знание современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий 4. Использование в учебном процессе современных методов обучения.
Компетентность в субъективных условиях деятельности 1. Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся; 2. Владение методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно, со школьным психологом) 3. Использование знаний по психологии в организации учебного процесса 4. Разработка индивидуальных проектов на основе индивидуальных характеристик обучающихся. Владение методами социометрии 5. Учёт особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе 6. Знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учёт в своей деятельности. 7. индивидуальный подход к организации воспитательного процесса. 8. Знание индивидуальных особенностей учеников. 9. Владение методами диагностики, индивидуальных особенностей воспитанников.
Способность вести самостоятельный поиск информации Профессиональная любознательность 2. Умение пользоваться различными информационно - поисковыми технологиями 3. Использование различных баз данных в образовательном процессе.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагогического совета "Здоровье детей-здоровье нации"
Проблема укрепления и сохранения здоровья является основной в системе безопасности любого государства, в том числе и России. Забота о здоровье нации – одно из...
Выступление на тематическом заседании педагогического совета "Индивидуальный подход на уроках русского языка и литературы
Представлен материал выступления по теме личного опыта с использованием дифференцированного похода в обучении....
выступление на заседании педагогического совета
«Социализация глухих и слабослышащих детей через духовно-нравственное становление личности»...
Реализация ФГОС "второго поколения" на уроках русского языка и литературы в 5 классе (выступление на заседании педагогического совета)
В выступлении отмечаются особенности урока русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС "второго поколения", его отличия от традиционного урока, основные этапы подготовки и проведения ...
Выступление на заседании педагогического совета школы.
Анализ работы школьного методического объединения учителей математики, информатики и физики за 2014-2015 учебный год....
Непрерывное самообразование учителя (выступление на заседании педагогического совета)
Непрерывное самообразование учителя (выступление на заседании педагогического совета)...
Материал выступления на заседании педагогического совета.
Тема: «Определение эффективных механизмов и систематизация форм внеурочной деятельности обучающихся по предметным блокам ( областям) обучения и развития».Вопрос: «Проведение декады и...
- Мне нравится (1)