Методитечкая разработка. Возможности включения культурно-образовательной среды города в содержание дополнительной общеобразовательной программы.
методическая разработка (6 класс) на тему

Хлыстова Оксана Олеговна

(1слайд) Возможности включения культурно-образовательной среды города в содержание дополнительной общеобразовательной программы.

Автор: Хлыстова Оксана Олеговна

Учитель технологии и педагог ОДОД

ГБОУ СОШ №491

Красногвардейский район

(2слайд) Дополнительное образование - это целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, направленный на удовлетворение интересов и потребностей детей, основанный на вариативности и постоянном обновлении содержания

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

(3слайд) При организации дополнительного образования детей  следует опираться на следующие приоритетные принципы:

  • свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
  • ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
  • возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
  • единство обучения, воспитания, развития;
  • практико- деятельностная основа образовательного процесса

Благодаря возможности самостоятельно разрабатывать  дополнительную  общеобразовательную(общеразвивающую) программу, каждый педагог  может  в полной мере реализовать свой педагогический потенциал, как произошло  в моем случае. Одним из вариантов, которым воспользовалась я в своей работе, была  возможность  включения обучающихся в культурно-образовательную среду города. Главная задачей которого, было  помочь ребенку освоить этот мир и освоиться в нем. В культурно-образовательной среде действует принцип функционирования и трансляции культуры, включающий систему образования.

(4слайд) Варианты включения культурно-образовательной среды города в содержание дополнительной общеобразовательной программы

  • участие детей в различных конкурсах и творческих проектах
  • выездные  мероприятия
  • тематические экскурсии
  • расширение образовательного пространства
  • посещение мастер классов и общение с мастерами.

Рассмотрим их подробнее

(5слайд)  Используя многогранность возможности включения культурно-образовательной среды в содержание дополнительного образования, можно значительно расширить реализации общеобразовательной программ. В качестве возможности включения детей  в культурно-образовательную среду города, я рассматривала  их  участие в различных конкурсах и творческих проектах. Важно помнить, что демонстрация достижений обучающихся  является мотивацией для развития интереса к представленной деятельности. Знакомство с практикой и опытом других обучающихся, их работами в различных направлениях и техниках  помогают мне и моим воспитанникам.

Смена деятельности в образовательном  процессе в первую очередь несёт в себе разнообразие и вызывает интерес обучающихся.  Моя общеобразовательная программа имеет художественную, т.е. творческую  направленность, название объединения  в котором реализуется эта программа  «Фитодизайн». Мы занимаемся созданием творческих поделок из растительных  природных материалов, различных флористических композиций, картин, экибано и т.д. Программа рассчитана на 3 года.  

Расширение образовательного  пространства обучающихся должно нести в себе больше разнообразных задач. Таких как: целенаправленное посещение ярких и интересных мероприятий района, города, где   дети знакомятся  с творчеством мастеров нашего города, с техникой выполнения творческих работ,  с музейным пространством, знакомятся с культурно-образовательным пространством , с историей жизни художников,  и, как результат,  позже представляют  свои работы  на творческие конкурсы различного уровня и статуса. В своей работе я тщательно изучаю ,анализирую и выбираю  выездные мероприятия, как образовательный компонент, который несёт в себе систему действий, направленную  на достижение желаемой цели. (6слайд) Используя любую возможность вне аудитории,  я стараюсь показать детям   живые  образцы работ в  различных  техниках не только петербургских мастеров ,но и вернисажи и выставки гостей нашего города,   где приобщаю к дыханию нашего города не только своих воспитанников, но и их родителей.  (7слайд) Для группы  первого год обучения объединения «Фитодизайн», в качестве расширения образовательного пространства и включения в культурно-образовательную среду  я практикую выходы на территорию пришкольного участка и ближайших парков. (8слайд) Здесь мы находим необходимые материалы для нашего творческого процесса: листья разных деревьев, ветви, сухоцвет, семена и плоды растений, цветы и т.д.  (9слайд) Одновременно изучаем природный ландшафт района, его особенности, сравниваем флору, обилие и разнообразие растений, анализируем экологическую обстановку .

 (10слайд) На втором году обучения мы  расширяем локацию, выезжая в различные парки   года, где знакомим  обучающихся с историей парка, его открытия, историческим развитием . (11слайд) В ходе таких экскурсий дети имеют возможность включения в культурно-образовательную среду города . Отлично подходят тематические выезды на экскурсию перед прохождением новой темы. (12слайд) В качестве творческой площадки я использовала вернисажи, городские выставки, музеи, оформленные тематические  витрины  крупных магазинов , (13 слайд) выставки уличных художников на Невском проспекте. (14слайд)

Для выезда на выставку по интересующей вас теме необходимо самостоятельно узнавать творческие программы города. Однако можно перенести образовательный процесс на стороннюю творческую площадку, посетив мастер класс. (15слайд)  Одним из вариантов реализации является мастер-классы на «Творческой даче в ЦПКиО им. С.М. Кирова», Елагин остров. Проведение мастер классов очень популярно в наше время. Посещение творческих мастер классов будет более плодотворно совместно с родителями. (16слайд) Мною был проведён опыт привлечения детей и родителей к образовательному пространству, в проведении мастер класса. Такое мероприятие усиливает семейные ценности и объединяет семью. Результат и отзывы о мероприятие были отличные.

Для гармоничного включения культурно-образовательной среды в дополнительные образовательные программы важно учитывать систематичность и сезонность мероприятий. В представленных вариантах, каждый педагог может найти то, что ему подойдёт. Включение культурно-образовательной среды несет в себе массу плюсов и возможностей как для педагога, так и для детей. Выездные занятия и экскурсии приобщают детей к прекрасному, социализируют их, учат культуре поведения в общественных местах, знакомят с городом, интересными людьми,  новыми  техниками декоративно-прикладного творчества. Дети имеют возможность  обучаться на лучших работах мастеров и региональных традициях нашей многонациональной страны. Такая деятельность мотивирует  к проявлению  творческого потенциала обучающихся, их интеллектуального роста, самообразования, а также есть прекрасная возможность к определению и выбору дальнейшего образовательного маршрута.  Дети ассоциируют себя, как активные участники и создателя культурно-образовательного пространства города.

(17слайд) Можно выделить основные принципы включения культурно-образовательной среды города в содержании программы. Это систематичность, соответствие тематики проводимого мероприятия с дополнительной образовательной программой,  сезонность, целенаправленность деятельности, где образовательный процесс идёт параллельно с воспитанием детей, где хорошо прослеживается   включение различных сфер  жизни человека и междисциплинарная   взаимосвязь.

Проект  работы  в данном направлении частично проведён мною и  уже вложен в мою общеобразовательную программу "Фитодизайн".  В нелегком творческом   процессе,  вместе с детьми и их родителями,  у нас  родилось ещё несколько идей, которые я  планирую ввести в свою программу. .

Таким образом, простор для реализации и включения культурно-образовательной среды, как в программу так и в жизнь обучающихся открывает для них и нас новый интересный мир. (18слайд)

Спасибо за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_vklyucheniya_k-o_sredy_2-_kopiya.pptx2.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Возможности включения культурно-образовательной среды в содержание дополнительной общеобразовательной программы. Докладчик: Хлыстова Оксана Олеговна Учитель технологии и педагог ОДОД ГБОУ СОШ №491 Красногвардейский р-он г. Санкт-Петербург

Слайд 2

Дополнительное Образование – это целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, направленный на удовлетворение интересов и потребностей детей, основанный на вариативности и постоянном обновлении содержания

Слайд 3

При организации дополнительного образования детей следует опираться на следующие приоритетные принципы : свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; единство обучения, воспитания, развития; практико- деятельностная основа образовательного процесса

Слайд 4

Варианты включения культурно-образовательной среды города в содержание дополнительной общеобразовательной программы участие детей в различных конкурсах и творческих проектах выездные мероприятия тематические экскурсии р асширение образовательного пространства посещение мастер классов и общение с мастерами.

Слайд 5

участие детей в различных конкурсах и творческих проектах

Слайд 6

выездные мероприятия

Слайд 7

расширение образовательного пространства Пришкольный участок ГБОУ СОШ №491

Слайд 8

расширение образовательного пространства, красногвардейский район Малоохтинский парк

Слайд 9

расширение образовательного пространства в центральных районах города Михайловский сад

Слайд 12

Посещение музеев музей прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им . А. Л. Штиглица

Слайд 13

Витрины магазинов, как творческая площадка.

Слайд 14

Работы художников на Невском проспекте.

Слайд 15

Выезд на мастер-класс Мастер-классы на Творческой даче, Елагин остров

Слайд 16

Совместный мастер-класс детей и родителей

Слайд 17

Основные принципы включения культурно-образовательной среды города в содержании программы Систематичность проведения выездных мероприятий. Соответствие тематики проводимого мероприятия с дополнительной образовательной программой. Сезонность (осень, зима, весна) целенаправленность деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный мир квиллинга» по художественно-эстетическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья 5-14 лет.

Занятие квиллингом помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры. Этот вид ...

"Требования к содержанию, структуре и оформлению дополнительной общеобразовательной программы"

Презентация "Требования к содержанию, структуре и  оформлению дополнительной общеобразовательной программы"  предназначена для руководителей, методистов и педагогов дополнител...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "Город мастеров"

I Пояснительная запискаВ проекте Федерального Государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с усовершенствованием содержания общего образования, является гум...

Возможности развития гибких компетенций (Soft Skills) в рамках освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности

В настоящее время особую популярность приобретает деление компетенций на два вида: hard skills (жесткие компетенции/навыки) и soft skills (гибкие или мягкие компетенции/навыки). Тема актуальности разв...

Дополнительная общеобразовательная программа ."Кронштадт-город воинской славы"

Пояснительная записка. Образовательная программа дополнительного образования детей «Кронштадт – город воинской славы» разработана в соответствии с Концепцией патриотического вос...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-спортивной направленности как возможность подготовки к участию в Общероссийских проектов по развитию массовой физической культуры и спорта в МАОУ «СОШ №266 ЗАТО Александровск»

Среди средств физического воспитания волейбол прочно занял одно из ведущих мест. Эта игра включена в учебную программу по физической культуре. Простота правил игры, несложный спортинвентарь делают игр...

Дополнительная общеобразовательная программа "Экология города"

Дополнительная общеобразовательная программа "Экология города" разработана для учащихся средних и старших классов, является краткосрочной программой для организации внеурочной деятельности и...