Программа пришкольного лагеря "Щёй кум"(Таёжные люди)
рабочая программа на тему

Белиба Валентин Александрович

Программа пришкольного лагеря направлена на туристко-этнокультурное воспитание. Данная программа предполагает занятия в течение одной лагерной смены летней оздоровительной кампании с поэтапным накапливанием определенных умений и навыков и рассчитана на детей 7-15 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_prishkolnogo_lagerya_shchyoy_kum.docx42.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Раттовская  школа-интернат

основного общего образования им. С.И. Ирикова»

629384  Ямало-Ненецкий автономный округ Красноселькупский район с. Ратта

ул. Хвойная д.9  тел/факс (34932) 2-50-61 E-mail: ratta@education-ruo.ru

                                                                        Утверждаю______________

                                                                        Директор МОУ «РШИООО

им. С.И. Ирикова»

________Т.В. Веселкова

П Р О Г Р А М М А

детского  пришкольного оздоровительного лагеря

Туристско-этнокультурного направления

«Щőй қум (таёжные люди)»

(Iсмена, с 1 по 30 июня)

                                                                                                 Авторы: Веселкова Т.В.

 Белиба В.А.

                                                                                        Карсавина З.В.                                        

Ратта 2016

Пояснительная записка

Село Ратта Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа – удивительный уголок, который сочетает в себе не только нетронутую природу, богатую таёжными лесами, извилистыми речками, озёрами  и тундрами, но и самобытных людей, населяющих этот край, ведущих традиционный образ жизни, не забывающих обычаи своего народа – селькупов. Школа в селе Ратта является центром, объединяющим в себе новые технологии и стандарты с традициями селькупского народа.  Значение слова «селькуп» (щőй қум) переводится на русский язык как лесной (таёжный) человек, и удачно перекликается со словом «турист».

В 2016 году программа пришкольного лагеря направлена на туристко-этнокультурное воспитание. Данная программа предполагает занятия в течение одной лагерной смены летней оздоровительной кампании с поэтапным накапливанием определенных умений и навыков и рассчитана на детей 7-15 лет.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к самореализации, развитию физических способностей. Но также очень важно для ребят знать и уважать традиции народа, населяющего этот край.

Туризм – прекрасное и эффективное средство воспитания подрастающего поколения. Главную задачу туризма мы видим в том, чтобы открыть широкий простор для выявлений способностей детей, сделать их духовно богаче, осмысленней, многогранней, воспитать человека, способного противостоять трудностям, настоящего гражданина своей страны. В течение лагерной смены воспитываются дружба, товарищество, взаимопомощь, вырабатываются самостоятельность, наблюдательность, быстрота реакции, логичность мышления. Неопытный человек, попав в сложную обстановку, не всегда может принять верное решение, действовать грамотно и осмотрительно. Хороший турист, спортсмен - ориентировщик сможет быстрее и правильнее разобраться в сложной обстановке. В детях коренной национальности, в связи с традиционным укладом жизни, генетически заложены умения и навыки, присущие коренным малочисленным народам Севера – охотникам, рыбакам.

Сегодня как никогда актуален вопрос о необходимости изменения своего отношения к жизни, к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения, так как многие представители народа оседают в селе, забывают традиции и обычаи предков.

Сочетание спортивного ориентирования, краеведения и туризма с элементами жизни и традиционных семейных ценностей селькупов способствует формированию у ребенка представлений о взаимодействии человека и окружающей среды, навыков здорового образа жизни, любви к родному краю, стремления к показателям туристического мастерства.

В ходе реализации программы расширяется кругозор детей, развивается эстетического воображение, образное мышление, воспитывается внимание, активизируются познавательные процессы.

В программу включены мероприятия по направлениям: «Спортивно-туристическое», «Этнокультурное», «Патриотическое», «Экологическое», «Юнкор», «Досуг».

Полученные знания пригодятся в дальнейшем как ребятам, планирующим заниматься спортивным туризмом, туристско-краеведческой деятельностью, так и детям, которые решат продолжать традиционный уклад жизни.

Цель - создать условия для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, развития творческих способностей, воспитание чувства патриотизма и гордости за свой народ.

Задачи:

  1. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива;
  2. Физическое и духовное развитие детей;
  3. Формирование у школьников навыков общения и толерантности;
  4. Утверждение в сознании школьников нравственной, культурной и этнокультурной ценности;
  5. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья;
  6. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления;
  7. Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:

  • Безопасность всех проводимых мероприятий;
  • Учет особенностей каждой личности;
  • Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
  • Достаточное количество спортивного инвентаря и материалов для организации деятельности лагеря;
  • Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
  • Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
  • Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
  • Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
  • Бережное отношение к природе и экологическое  воспитание.

Формы обучения занятий в лагере

  1. Лекция
  2. Беседа
  3. Игра
  4. Групповая работа
  5. Коллективная работа
  6. Экскурсия
  7. Поход
  8. Инструктаж

Методы обучения и воспитания

  1. Словесные: рассказ, объяснение, убеждение.
  2. Наглядные: демонстрация приемов по туртехнике, образцы узлов, показ рисунков животных и гербариев, карты, чум, утварь народов Ямала.
  3. Практические: экскурсии на природу, выполнение приемов туристкой техники, определение видов растений и животных, народные игры, мероприятия по краеведению, турпоход.
  4. Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, опрос.

Результат занятий в лагере.

  1. Получение знаний о природе, традициях и обычаях селькупов, по истории родного края.
  2. Получение и применение вязки узлов на практике.
  3. Занятия и умения бивачных работ.
  4. Занятия по основам ориентирования по компасу и без компаса.
  5. Правила поведения во время экскурсий и походов.
  6. Знания об экологии, бережного отношение к природе.
  7. Наведение переправ в естественных условиях.
  8. Соревнование по ТПТ и КТМ.

                                

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ “Щőй қум (лесной человек)”

Название программы

Программа “Щőй қум (лесной человек)”

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ “Щőй қум (лесной человек)” лагерной смены летнего пришкольного оздоровительного лагеря при МОУ «РШИООО им. С.И. Ирикова» (туристско-этнокультурное направление)

Авторы-составители программы

Веселкова Т.В., Белиба В.А., Карсавина З.В.

Название проводящей организации

Муниципальное общеобразовательное учреждение “Раттовская общеобразовательная школа-интернат основного общего образования им. С.И. Ирикова”

Адрес организации

629384 село Ратта Красноселькупского района ЯНАО, ул. Хвойная, 9

Форма проведения

Работа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей

Общее количество участников (детей и взрослых)

25

Исполнители основных мероприятий

Веселкова Т.В., Белиба В.А., Карсавина З.В.

Условия успешной педагогической деятельности

Защита прав и интересов ребенка.

Доброжелательность.

Сотрудничество и содействие.

Законодательная база программы

Конституция Российской Федерации.

Закон РФ “Об образовании”.

Конвенция ООН “О правах ребенка”.

Устав МОУ «РШИ ООО им.С.И. Ирикова».

Программа пришкольного лагеря.

Ожидаемые результаты

Организация полноценного отдыха детей.

Формирование разносторонне развитой личности.

Оздоровление детей средствами туристско-краеведческого характера.

Повышение заинтересованности к физической культуре и туризму.

Сплочение детского коллектива.

Повышение коммуникативных навыков детей.

Организация системы временного самоуправления разновозрастного коллектива.

Развитие самостоятельности, социальной и личной адаптации воспитанников.

Развитие инициативности, творческого потенциала, ответственности, целеустремленности, самовыражения, самоутверждения и самореализации личности воспитанников.

Привитие навыков экологического поведения и природоохранительной деятельности.

Расширение кругозора.

Механизм реализации программы

Психолого-социологические исследования климата в отрядах лагеря (игры, тренинги, тесты, анкетирование).

Определение приоритетов и направлений деятельности воспитателей и детей.

Кадровое обеспечение: начальник лагеря, воспитатели, медицинский работник, учитель физической культуры, библиотекарь, социальный педагог.

Система контроля исполнения программы

Контроль исполнения программы осуществляется .

КАЛЕНДАРНЫЙ  ПЛАН  РАБОТЫ

1-й день

  1. Организационный момент
  2. Осмотр детей медицинской сестрой
  3. Утренняя зарядка
  4. Минутка здоровья «Первая помощь при ушибах и ссадинах»
  5. Завтрак
  6. Инструктаж по ТБ
  7. Выборы лидеров, формирование отрядов
  8. Операция «Чум» (обустройство и оформление чума)
  9. Обед.
  10. Разучивание отрядной песни, девиза, речевки, оформление эмблемы, отрядных уголков
  11. Анкетирование «Я люблю – я не люблю»
  12. Минутка безопасности «Пешеходный переход»

2-й день

  1. Организационный момент
  2. Линейка (план работы на день)
  3. Утренняя зарядка
  4. Минутка здоровья «Первая помощь при носовом кровотечении»
  5. Завтрак
  6. Инструктаж по ТБ
  7. Смотр отрядной песни, девиза, эмблемы
  8. Чум. Народные игры
  9. Обед
  10. Принятие законов общения, игры, творческих дел
  11. Минутка безопасности «Один дома»
  12. Трудовой десант (уборка территории лагеря)
  13. Топографическая прогулка

3-й день

  1. Организационный момент
  2. Линейка (план работы на день)
  3. Утренняя зарядка
  4. Минутка здоровья «Уход за кожей»
  5. Завтрак
  6. Инструктаж по ТБ
  7. Праздник открытия лагерной смены «Щőй қум» (лесной человек)
  8. Фрироуп (полоса препятствий)
  9. Обед
  10. Чум. Конкурс «Лучший чум» (поделки, рисунки)
  11. Выпуск листовки «Не ломай себе жизнь!»
  12. Просмотр любимых сказок в кинозале (СДК)

4-й день

  1. Организационный момент
  2. Линейка (план работы на день)
  3. Утренняя зарядка
  4. Минутка здоровья «Правильное питание – залог здоровья»
  5. Завтрак
  6. Инструктаж по ТБ
  7. ПВД (поход выходного дня на «Перевал») с приготовлением обеда на костре

5-й день

  1. Организационный момент
  2. Линейка (план работы на день)
  3. Утренняя зарядка
  4. Минутка здоровья «Зубы. Профилактика зубных заболеваний»
  5. Завтрак
  6. Инструктаж по ТБ
  7. Обучение элементам самостраховки (обвязки, карабины, жумары)
  8. Обед
  9. Чум.  Викторина «Путешествие в мир северных сказок»
  10. Работа с компасом и картой
  11. Минутка безопасности по ПДД «Правильно - неправильно».

6-й день

  1. Организационный момент
  2. Линейка (план работы на день)
  3. Утренняя зарядка
  4. Минутка здоровья «Осанка» (просмотр презентации)
  5. Завтрак
  6. Инструктаж по ТБ
  7. Преодоление этапа: Параллельная переправа
  8. Обед
  9. Чум. Турнир знатоков «На лесных тропинках»
  10. Игра-эстафета «Юные пожарные»
  11. Минутка безопасности «Один дома» (презентация)

7-й день

  1. Организационный момент
  2. Линейка (план работы на день)
  3. Утренняя зарядка
  4. Минутка здоровья «Аптечка»
  5. Завтрак
  6. Инструктаж по ТБ
  7. Трудовой десант (уборка территории лагеря)
  8. Практика вязания узлов
  9. Обед
  10. Чум. Конкурс рисунков «Животный мир моего края»
  11. Изучение топографических знаков
  12. Минутка безопасности «Правила поведения во время пожара» (просмотр видеоролика)

8-й день

  1. Организационный момент
  2. Линейка (план работы на день)
  3. Утренняя зарядка
  4. Минутка здоровья «Первая помощь при тепловом ударе» (беседа с медсестрой)
  5. Завтрак
  6. Инструктаж по ТБ
  7. Преодоление этапа: Переправа по бревну
  8. Обед
  9. Праздник «День России»: концерт, спортивная эстафета
  10. Конкурс рисунков на асфальте «Моя семья»
  11. Минутка безопасности «Грибы и ягоды»

9-й день

  1. Организационный момент
  2. Линейка (план работы на день)
  3. Утренняя зарядка
  4. Минутка здоровья «Чтобы уши слышали»
  5. Завтрак
  6. Инструктаж по ТБ
  7. Преодоление этапов: болотный участок, маятник, кочки.
  8. Обед
  9. Чум. Беседа «Убранство чума».
  10. Патриотическая игра «Чужое знамя»
  11. Просмотр презентации «Зеленая аптека» (о лекарственных растениях)
  12. Минутка безопасности «О собаках и кошках»

10-й день

  1. Организационный момент
  2. Линейка (план работы на день)
  3. Утренняя зарядка
  4. Минутка здоровья «Закаливание»
  5. Завтрак
  6. Инструктаж по ТБ
  7. Преодоление этапа: «Бабочка»
  8. Обед
  9. Чум. Презентация «Нарымский край – родина селькупов».
  10. Строительство временного жилища в лесных условиях
  11. Минутка безопасности «Пожар в квартире»

11-й день

  1. Организационный момент
  2. Линейка (план работы на день)
  3. Утренняя зарядка
  4. Завтрак
  5. Инструктаж по ТБ
  6. ПВД (поход выходного дня на «Стройку» - «По следам истории») с приготовлением обеда на костре

12-й день

  1. Организационный момент
  2. Линейка (план работы на день)
  3. Утренняя зарядка
  4. Минутка здоровья «Чтобы глаза видели»
  5. Завтрак
  6. Инструктаж по ТБ
  7. Преодоление этапа: Навесная переправа
  8. Обед
  9. Чум. Викторина «Лекарственные растения нашего края»
  10. Конкурс рисунков «Лес - наше богатство»
  11. Посвящение в туристы
  12. Минутка безопасности «Правила пассажира»

13-й день

  1. Организационный момент
  2. Линейка (план работы на день)
  3. Утренняя зарядка
  4. Минутка здоровья «Обморок»
  5. Завтрак
  6. Инструктаж по ТБ
  7. Преодоление этапа: траверс склона.
  8. Обед.
  9. Чум. Изготовление игрушек-оберегов. День отца
  10. Игра «Зарница»
  11. Минутка безопасности «Игры Светофора»

14-й день

  1. Организационный момент
  2. Линейка (план работы на день)
  3. Утренняя зарядка
  4. Минутка здоровья «Спокойной ночи!»
  5. Завтрак
  6. Инструктаж по ТБ
  7. Преодоление этапа: спуск
  8. Обед
  9. Чум. Викторина-конкурс «Осторожно! Опасно!»
  10. Ориентирование на местности

15-й день

  1. Организационный момент
  2. Линейка (план работы на день)
  3. Утренняя зарядка
  4. Минутка здоровья «Как настроение?»
  5. Завтрак
  6. Инструктаж по ТБ с участием инспектора ПС
  7. Преодоление этапа: подъём
  8. Обед
  9. Чум. Северная музыка.
  10. Выпуск фотогазеты
  11. Игра «Поиск клада»
  12. Минутка безопасности «Викторина «Безопасность при пожаре»

16-й день

  1. Организационный момент
  2. Линейка (план работы на день)
  3. Утренняя зарядка
  4. Минутка здоровья «Туберкулез»
  5. Завтрак
  6. Инструктаж по ТБ
  7. Соревнования «Туристическая эстафета»
  8. Обед
  9. Чум. Конкурс «Знаток селькупского языка»
  10. Просмотр видеоролика «Основы безопасности на воде»

17-й день

  1. Организационный момент
  2. Линейка (план работы на день)
  3. Утренняя зарядка
  4. Минутка здоровья «Приятного аппетита!»
  5. Завтрак
  6. Инструктаж по ТБ
  7. Соревнования по спортивному туризму (личное первенство)
  8. Обед
  9. Чум. Зарисовки «Удивительное рядом»
  10. Соревнования по спортивному туризму (личное первенство)
  11. Минутка безопасности «Викторина по ПДД»

18-й день

  1. Организационный момент
  2. Линейка (план работы на день)
  3. Утренняя зарядка
  4. Завтрак
  5. Инструктаж по ТБ
  6. ПВД (поход выходного дня на «Звёздочку») с приготовлением обеда на костре

19-й день

  1. Организационный момент
  2. Линейка (план работы на день)
  3. Утренняя зарядка
  4. Минутка здоровья «Бешенство»
  5. Завтрак
  6. Инструктаж по ТБ
  7. Соревнования по спортивному туризму (связки)
  8. Обед
  9. Чум. Путешествие-состязание «Мой Ямал, олений край».
  10. Соревнования по спортивному туризму (связки)
  11. Минутка безопасности «Викторина по ПДД»

20-й день

  1. Организационный момент
  2. Линейка (план работы на день)
  3. Утренняя зарядка
  4. Минутка здоровья «Первая помощь при солнечном ударе» (беседа с медсестрой)
  5. Завтрак
  6. Инструктаж по ТБ
  7. Соревнования по спортивному туризму «Группа»
  8. Обед
  9. Поход на территорию лагеря «Мангазея», викторина «Туристические навыки»
  10. Минутка безопасности «Опасные животные (змеи, клещи)»

21-й день

  1. Организационный момент
  2. Осмотр детей медицинской сестрой
  3. Утренняя зарядка
  4. Завтрак
  5. Закрытие лагерной смены «Щőй қум (лесной человек)»
  6. Подведение итогов смены. Просмотр презентации, видеоролика. Благодарственные письма родителям.
  7. Веселая дискотека

Режим дня

8.30-9.00 - Приход детей

9.00-9.15 - Линейка

9.15 – 9.30 - Зарядка

Музыка звучит: пора, пора!

С добрым утром, детвора,

И тотчас же по порядку

Всем ребятам на зарядку!

9.30 - 10.00 - Завтрак

Всем за стол! Узнать пора,

Чем богаты повара!

10.00 –13.00 - Работа по плану лагеря. Общественно – полезный труд. Мероприятия. Инструктаж по технике безопасности

13.00 – 13.30 - Обед

Но у всех, смешливых даже,

За столом серьезный вид.

За обедом виден сразу аппетит.

 

13.30 – 14.45 - Мероприятия

14.45 – 15.00 – Полдник. Уборка территории. Уход домой.

А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"

Завтра снова мы придем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Программа летнего оздоровительного лагеря "Увлекательное путешествие за 18 дней"  предназначена для организации отдыха и оздоровления учащихся в летний период на базе школы по двум направлениям: ...

Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей

Летний пришкольный   лагерь -  с одной стороны,  является формой  организации свободного времени  детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой стороны - пространст...

Программа пришкольного лагеря 2012год

Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это перевоспитание и самовосп...

Программа пришкольного лагеря "Мультландия" 2012год

Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это перевоспитание и самовосп...

Программа пришкольной площадки«КРУТО».Команда ребят, умеющих трудиться и отдыхать.

Программа пришкольной площадки«КРУТО».Команда ребят, умеющих трудиться и отдыхать....

Программа пришкольного лагеря дневного пребывания детей «Радуга» профильная программа «Кинопоезд»

Лагерь «Радуга детства» – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая спортивно-оздоровительная и досуговая деятельность, отличная от типовой назид...