экологическое воспитание. занятие для детей 5-6 лет. "Рыбка зовет на помощь"
план-конспект на тему
занятие для детей 5-6 лет, на формирование экологической культуры, воспитание бережного отношения к природе, водным ресурсам. в занятии также закрепляются знания детей о свойствах воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Рыбка зовет на помощь!
Игровое занятие по экологии для детей 5—6 лет
Программное содержание:
Познавательное развитие:
Познание:
· Конкретизировать представления о свойствах воды: форма, цвет, запах, вкус, агрегатное состояние воды.
· Обобщать знания о значении воды в жизни живых организмов.
· Развивать поисково-познавательную деятельность, умение самостоятельно делать выводы.
· Воспитывать желание не причинять вред окружающей природе, желание беречь воду.
Речевое развитие:
· Закреплять употребление в речи конструкций простых и сложных предложений.
· Умение самостоятельно делать выводы
Социально-коммуникативное развитие.
· Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выслушивать высказывания до конца.
Физическое развитие:
· Активизация мышечного тонуса и моторно- координаторных систем
Материал:
Картинки или слайды изображающие превращения леса и реки
Модели: рот, нос, руки, форма, цвет
Лимон, сахар, соль, краска, ложечка для каждого ребенка, стаканчики по количеству детей, горелка или сухой спирт, емкости различной формы(стакан, колба, бутылка, графин, тарелочка и т.д.), лед, салфетки.
Банка с игрушками, тяжелыми, чтобы утонули
Воспитатель: Ребята! Сегодня я расскажу вам одну интересную сказку — новую сказку «О Золотой Рыбке». А вот и наш герой! (Воспитатель достает куклу.) Давайте с ним познакомимся. (Кукла голосом воспитателя спрашивает у каждого ребенка: «Здравствуй! Как тебя зовут?»)
А нашего героя, ребята, зовут Человек. Просто человек. А теперь слушайте сказку.
«Жил на свете Человек. Жил он на краю леса, в маленькой бревенчатой избушке. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом свежим дышал, воду родниковую пил.
Слайд или картинка с изображением избушки на берегу реки возле леса.
Вот однажды ловил Человек рыбу в реке. Долго у воды сидел, а рыба все не клюет. Вдруг чувствует Человек, крючок кто-то в глубину тянет. Вытянул он удочку и глазам своим не поверил…»
Как вы думаете, кто ему на удочку попался? (Дети высказывают свои предположения.)
«Смотрит Человек — перед ним Золотая Рыбка. Человек как воды в рот набрал: ничего сказать не может от удивления. Говорит ему Рыбка: «Ты — Человек. Значит, будешь требовать, чтобы я желания твои исполнила. Загадывай свои желания. А за это ты меня, как водится, отпустишь в реку». «Ладно! — говорит Человек. — Раз уж так заведено, исполни мои желания. А я тебя отпущу».
Ребята! Как вы думаете, какое желание попросил Человек исполнить? (Дети высказывают свои предположения.)
«Надоело мне жить в деревянной избушке, — говорит Человек, — хочу дом каменный с электричеством и отоплением». Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостиком вильнула. Вернулся Человек к своей избушке, а на ее месте дом каменный стоит.
Слайд или картинка с изображением каменного дома. Деревьев и цветов вокруг поубавилось, зато столбы с проводами появились.
Как вы думаете, понравилось это Человеку? (Дети высказывают свои предположения.)
«Вот о какой жизни я мечтал! Внутри дома мебель расставлена. Из крана вода течет». Реже стал Человек по лесу гулять. А потом решил: «Зачем это я пешком ходить буду, если машину можно у Рыбки попросить?»
Исполнила Рыбка и второе желание Человека. Появилась у него машина. Ходит он вокруг нее, запахом бензина наслаждается, в реке ее моет. Не сидится Человеку на месте. Понастроил он дорог, чтобы на машине ездить. Скоро множество лесных тропок в асфальтовые шоссе превратились. Но все Человеку мало. Снова пришел на берег реки Рыбку беспокоить: «Сделай так, — приказывает, — чтобы на месте лесов зеленых поля бескрайние раскинулись: хочу богатым стать». Исчез лес. На его месте картошка растет, пшеница колосится. Вдруг, откуда ни возьмись, налетели на поля букашки вредные. Так и норовят весь урожай съесть. Испугался Человек, стал их всякими ядами травить. Всех извел, а вместе с ними — других насекомых и птиц. Так и живет: на машине разъезжает, урожай собирает; на закаты внимания не обращает, воду родниковую не пьет. Чувствует Человек, что хочется ему еще чего-то новенького. И надумал он завод приобрести, который много денег приносит.
Слайд или картинка — с изображением завода.
Опять пришел Человек к Золотой Рыбке.
«Будет тебе завод, — ответила ему Золотая Рыбка, — но помни: это твое последнее желание».
Возвратился Человек, видит — завод огромный работает. Из труб дым идет, грязная вода в реку льется. Чихнул Человек с непривычки, закашлялся от дыма. Но заснул в этот день счастливым».
А утром проснулся Человек, поглядел в окно — вокруг дым, копоть, дышать нечем. Побежал к крану воды попить, а из крана грязная вода идет и пахнет неприятно. Побежал он к речке — земля вокруг дымом окутана, в реке мусор плавает, ни одного цветочка не видать. картинка с изображением загрязненной воды,дымом….
— Что же я наделал? — думает.
Стал он кликать Золотую Рыбку. Долго звал. Но никто ему не откликнулся».
Как вы думаете, что стало с Рыбкой? (Дети высказывают свои предположения.) Да, ребята, заболела Золотая Рыбка. Погубил Человек природу, уничтожил все живое вокруг. И Рыбка утратила свою волшебную силу. Но мы можем рыбке помочь, для этого мы отправимся в лабораторию к профессору Водичкину.
Физминутка:
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали,
Дружно – дружно хлопаем,
Дружно – дружно топаем
Глазки закрываем и к профессору Водичкину мы попадаем.
(Воспитатель одевает белый халат и колпак – превращается в профессора Водичкина)
Профессор Водичкин: Здравствуйте, ребята! Зачем пожаловали?
Дети: Мы хотим помочь Рыбке и спасти природу от гибели.
Профессор Водичкин: Хорошо! Я вам помогу! Но прежде мне нужно узнать, что вам известно о воде.
Дети читают стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Профессор Водичкин:
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить.
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте!
Путешествует всегда
Наша спутница вода!
Профессор Водичкин: Молодцы! Проходите в мою лабораторию, за рабочие столы. Исследовательская деятельность
Воспитатель: Скажите, для чего нам нужны глаза, нос, рот, пальчики? Это наши органы чувств, они нам рассказывают о том, что происходит в окружающем мире. И мы, используя наши органы чувств, будем познавать воду, исследовать, мы с вами будем исследователями Нам будут помогать модели.
Воспитатель: Первая модель, что мы узнаем? (модель носа)
Дети: Запах
Воспитатель: Чем пахнет вода? Возьмите стаканчики с водой и понюхайте.
Что вы почувствовали? А теперь закройте глаза руками (в это время подливаю сок лимона)
Воспитатель: Чем теперь пахнет вода?
Дети: Лимоном
Воспитатель: Скажите, какой запах имеет чистая вода?
Воспитатель: А если в нее добавить сок лимона, какой у нее запах?
Дети: Лимонный
Воспитатель: Давайте выложим с помощью моделей, что мы узнали о запахе воды.
Воспитатель: Посмотрите на следующую модель, что на ней нарисовано?
Дети: Рот (выставить модель рта)
Воспитатель: О чем нам расскажет ротик?
Дети: О вкусе
Воспитатель: Что нам нужно, чтобы узнать вкус?
Дети: Попробуйте воду.
Воспитатель: Какого вкуса чистая вода?
Дети: Никакого
Воспитатель: Возьмите, высыпите из пакетиков содержимое в воду, перемешайте. Попробуйте воду, что вы можете сказать о вкусе воды?
Дети: Соленая, сладкая
Воспитатель: Давайте с помощью моделей выложить какого вкуса вода.
Воспитатель: Следующая модель, что мы узнаем?
Дети: Форму (выставляю модель)
Воспитатель: Как вы думаете, какую форму имеет вода?
Дети: высказывания
Воспитатель: Возьмите сосуды и наполните их водой, что вы можете сказать о форме воды?
Дети: Она становится такой формой, какую имеет сосуд
Воспитатель: А теперь вылейте воду в пакет. Какую форму имеет вода, давайте выложим модель, что мы узнали о воде.
Воспитатель: А сейчас закройте глазки, а я спрячу игрушку. Где игрушка? Как вы ее увидели?
Дети: Вода прозрачная
Воспитатель: Что можно сказать о цвете воды?
Дети: вода бесцветная
Воспитатель: Возьмите краски и кисти и добавьте в воду. Что можно сейчас сказать про цвет воды?
Дети: Вода красная и зеленая
Воспитатель: Давайте с помощью моделей выложим, что мы узнали про цвет.
Воспитатель: Последняя модель, что мы будем делать? (модель рук )
Дети: Трогать воду
Воспитатель: Что мы узнаем о воде, если ее потрогаем?
Дети: Холодная вода, горячая
Воспитатель: Расскажите, какая вода?
Дети: теплая, мокрая, жидкая
Воспитатель:Но это еще не все о воде. Вода в природе можно встретить в трех состояниях. Я хочу предложить послушать стихотворение:
«Коль зимою прыгнуть с вышки,
То набьешь, конечно, шишки.
Знать, тверда была вода,
То ответишь без труда.
Ну, а если прыгнуть в воду
В очень теплую погоду
Будешь мокрый ты до нитки –
Летом лед бывает жидким.
Вот такая чехарда:
То здесь лед, а то вода.
Зачерпнем воды из речки
И поставим греть у печке,
Пар заполнит весь наш дом,
А воды мы не найдем.
Вот такая чехарда:
То здесь пар, а то вода.
И вода, и лед, и пар –
Скажет вам и млад, и стар –
Это все- таки вода,
Ты запомни навсегда.
Воспитатель: Кто догадался, что за три состояния воды?
Дети: лед, вода, пар
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы вода была твердой?
Воспитатель: Для вас приготовила кусочки льда, возьмите их. Какой лед?
Дети: Холодный, скользкий, мокрый
Воспитатель: Что будет, если мы долго, будем держать в руках?
Дети: растает
Воспитатель: Как вы думаете, если мы возьмем кусочек льда и нагреем его, что с ним случится?
Дети: растает
Воспитатель: Давайте проверим (нагреваем на горелке или сухом спирте)
Опыт: лед нагревается на горилке, наблюдается, как он становится водой, и затем, как вода становится паром. Каждое состояние воды фиксируется моделями
Профессор Водичкин: Теперь я вижу: вы многое знаете и способны на чудеса. А волшебной палочкой я наделю вас еще большей силой. Берегите природу! Любите ее! Охраняйте! В добрый путь, друзья!
А теперь немного разомнемся и вернемся в нашу сказку.
Гимнастика:
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
Воспитатель (показывает детям новые картинки или слайд): Ребята! Посмотрите внимательно на лес, в котором живет человек, на речку, . Что с ними стало? Мы их спасли. Правда, только в сказке.
В жизни такое чудо сотворить намного сложнее. Чтобы оно произошло, вы должны научиться любить, беречь и охранять природу
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги – мы ведь на планете не одни.
А чтобы люди не забывали о правилах поведения в природе, мы с вами нарисуем экологическую книгу и всегда будем помнить правила бережного отношения к воде.
Дети садятся за столы, рисуют экологические картинки о сохранении воды на Земле… позже создается экологическая книга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Экологическое воспитание и просвещение детей с недостатками интеллектуального развития»
Экологическое воспитание играет в современном мире важную роль. Школьники, получающие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это окажет влияние на озд...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с диагнозом ОНР. "На помощь Лесовичку".
Логопедическое занятие предназначено для детей подготовительной группы ДОУ. В подгруппе 4 человека. Занятие проводилоясь в начале учебного года для закрепления признаков осени и дифференциации гласных...
«Фитодизайн как метод эстетического, экологического воспитания и оздоровления детей»
Краткосрочный проект...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»
Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...
программа по экологическому воспитанию не слышащих детей в коррекционной школе
привитие неслышащим детям чувство любви и уважения к окружающему нас миру....
Экологическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста через игру
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ...
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей с ОВЗ «Путешествие муравья»
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие муравья» обобщает представления детей о многообразии насекомых, уточняет знания о пользе насекомых. Даёт предста...