Урок "Загадки устаревших слов"
план-конспект урока (6 класс) на тему
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zagadki_ustarevshih_slov.docx | 44.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» пст. Первомайский
Канева Нелли Владимировна
Предмет: русский язык
Класс: 6 класс
УМК под ред. М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской
Урок построен с учетом требований ФГОС ООО, на основе системно-деятельностного подхода.
Тема: Загадки устаревших слов.
Цель деятельности педагога: создать условия для успешного усвоения знаний об устаревших словах
Задачи:
Личностные: воспитывать внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать своего товарища, быть культурным воспитанным.
Метапредметные: формировать умение видеть задачу в контексте проблемной ситуации и в самой жизни, умение находить способы решения поставленной цели; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные: познакомить учащихся с ролью устаревших слов в художественном тексте, научить определять значение устаревших слов через подбор однокоренных современных слов и анализ значений морфем, составляющих слово.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Целевое назначение:
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действий на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в неё новых элементов.
Необходимое оборудование: мультимедийное оборудование, распечатки с отрывком из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» и заданиями для его анализа, толковые словари, ксерокопии репродукции картины В.М.Васнецова «Витязь на распутье».
Формы работы учащихся: парная, групповая, фронтальная.
Понятия: эпиграф, устаревшие слова,
Планируемые результаты:
Личностные: осмыслить значение общения для передачи и получения информации; формировать ответственное отношение к учению с учетом устойчивых познавательных интересов; формировать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и как к государственному языку; формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения;
Метапредметные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач; ориентироваться в учебнике и использовать условные обозначения при усвоении материала урока;
Предметные: научиться определять значение устаревших слов через подбор однокоренных современных слов и анализ значений морфем, составляющих слово.
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемый результат |
1 | Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. Предлагаю обменяться рукопожатиями, пожелать друг другу хорошего настроения и плодотворной работы на уроке | Приветствуют учителя. | Осознанное вхождение учащихся в пространство деятельности на уроке. |
2 | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | - Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с высказываний о языке и слове. Так же, как из года в год меняют леса свои листья,- Старые падают, так и слова ветшают и гибнут. Гораций На всех словах события печать. Маршак - Эти слова можно считать эпиграфом к сегодняшнему уроку. А кто из вас помнит, что такое эпиграф? - А можете ли вы определить основную мысль сегодняшнего урока, вдумавшись в смысл высказываний? - Итак, в русском языке есть устаревшие слова, которые несут на себе отпечаток своей эпохи и которые могут многое рассказать вдумчивому и неравнодушному человеку. Я надеюсь, что вы будете внимательны, тогда устаревшие слова откроют перед вами свои тайны. А теперь, оттолкнувшись от основной мысли урока, попробуйте сформулировать его тему. - Записываем в тетради тему урока: «Загадки устаревших слов» Беседа по уточнению и конкретизации первичных знаний. - Ребята, об устаревших словах вы уже имеете представление. Скажите, что вы знаете о них?
-На доске вы видите цифры и комментарии к ним
Запишите в тетради на полях цифры от 0 до 3. Обведите в кружочек цифру, обозначив тот уровень знаний, на котором вы находитесь в настоящее время. Посмотрим, что изменится к концу урока |
Предполагаемые ответы учеников Эпиграф- краткое изречение, помогающее раскрыть основную мысль произведения. В языке с течением времени появляются устаревшие слова. Слова связаны с тем временем, в которое существовали. Устаревшие слова. Загадки устаревших слов. О чем говорят устаревшие слова. | Коммуникативные УУД взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме, слушают и слышат собеседника Познавательные УУД Осуществляют сериацию. По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы Регулятивные УУД Слушают в соответствии с целевой установкой. Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов. |
2.1 | Постановка цели и задач урока | -Итак, с темой мы определились. - Какую поставим перед собой цель? - А какие задачи нам нужно выполнить? | - научиться определять значение устаревших слов - узнать: какова роль устаревших слов в художественном тексте. | Познавательные УУД По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы. Анализируют вербальную информацию. Коммуникативные УУД Владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач. Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. Регулятивные УУД Принимают и сохраняют учебную цель и задачу Высказывают предположения на основе наблюдений. Формулируют проблему (цель, задачи) урока. |
3. | Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии (определение основной проблемы урока) | - Ребята, на экране представлен текст – отрывок из произведения А. Толстого «Князь Серебряный», слова Ивана Грозного, использующего евангельский текст. Найдите в нем устаревшие слова. Званные мною на пир не пришли. И я послал на торжища и на исходища путей И повелел призывать елицех, какие обретутся. И се опять есть опричнина. - Передайте точно смысл слов Ивана Грозного, используя современные слова. |
- Торжища. Исходища. Елицех. Обретутся. Се. Опричнина. Дети осознают причину затруднения. | Регулятивные УУД Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Высказывают предположения на основе наблюдений. Познавательные УУД Сравнивают, анализируют, делают выводы, устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят рассуждения. Коммуникативные УУД Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач. Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. |
4 | Этап построения проекта выхода из затруднения | - Почему, ребята, вам трудно было это сделать? - А можно ли глубоко понять историческое произведение, не зная значений устаревших слов? - Как же быть в таком случае? - Но толкового словаря может не быть под рукой, а сносок в некоторых изданиях нет. Как же быть в таком случае? Наверное, существует еще один способ, который может подсказать значение некоторых слов. - Ребята, вы не забыли, что перед нами художественное произведение, работая над которым автор не случайно использовал устаревшие слова? А значит, мы должны будем ответить на вопрос…
| - Не знаем значение устаревших слов - Нет - Обращаться к толковому словарю. Внимательно читать сноски.
- Узнать еще один способ, помогающий определять значение устаревшего слова. Узнать значение слова в отрывке. - Для чего авторы художественных произведений употребляют устаревшие слова?
| Познавательные УУД Устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные УУД Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Высказывают предположения на основе наблюдений. Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. Коммуникативные УУД Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач. Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. |
5 | Этап реализации построенного проекта |
- Обратите внимание на слово торжища. Как вы думаете: в каком числе употреблено слово? Приведите форму ед. ч. Какая часть слова изменилась? Какое окончание имеет слово? Как вы думаете: какие слова современного русского языка будут однокоренными к нему? - Какой корень в этом слове? - А теперь выделим суффикс и определим его значение. Для сравнения возьмем следующие слова: ристалище – место для спортивных состязаний, лежбище – место, где лежат стадами некоторые морские животные. Что объединяет эти слова? - Догадались, какое значение имеет слово торжище? - Итак, как же еще можно определить значение устаревшего слова? |
-Во мн.ч. - Торжище - Окончание –е- - Торговать, торг, торговля - Торж- - Суффикс, который вносит в слова значение «место, предназначенное для чего-нибудь - Торжище – место для торговли, рынок - Значение некоторых устаревших слов можно определить, разобрав слово по составу и определив значение каждой морфемы. | Познавательные УУД Устанавливают закономерности, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Владеют приемами отбора и систематизации материала. Регулятивные УУД Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Коммуникативные УУД Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач. Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности |
6 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
- В тексте есть еще одно похожее слово- исходища. По найденному вами способу действий определите его значение? Работаем в парах. - Итак, к какому открытию вы пришли? - Молодцы! - О значении некоторых слов можно догадаться из контекста. - А можете сказать значение слова опричнина? - Это как раз то слово, на котором есть «события печать», как сказал Маршак, ведь оно обозначает собой явление, тесно связанное с эпохой Ивана Грозного. - А теперь, зная значение устаревших слов, представьте это высказывание в современном варианте. Продолжаем работу в парах. - Текст стал гладким, понятным современному читателю, но утратил что-то очень важное. Что? - Сделайте вывод. Для чего авторы художественных произведений используют устаревшие слова? - А вот еще один маленький отрывок из басни С. Михалкова «Назойливый комар». Найдите в нем устаревшее слово. Комар пиитом возомнил себя. Пищать он в рифму научился! И вот, что было сил, в свой хоботок трубя, Терпение зверей испытывать пустился. - Что оно обозначает? И почему автор употребил его, а не современный его вариант? - Значит, у устаревших слов есть еще одна функция. Какая? | Ученики работают в парах, выполняют морфемный разбор слова. - Исходища – слово изменяемое, значит, имеет окончание –а, ед.ч. – исходище; однокоренные слова – ходить, ход, корень –ход-; приставка ис- имеет значение «движение вне», суффикс – ищ- - значение места. Таким образом, исходище – место, откуда выходят пути, перекресток. - Обретутся - найдутся - Се – это - Елицех - всех - На уроках истории мы познакомились с этим словом. - Опричнина – система внутриполитических мер, предпринятых Иваном Грозным для укрепления самодержавия и разгрома боярско-княжеской оппозиции, а еще одно значение – особое войско для такой борьбы.
Учащиеся продолжают работу в парах. Затем читают, что получилось - Званные мною на пир не пришли, и я послал на рынки и на перекрестки путей и повелел призывать всех, какие найдутся. И это есть опричнина. - Речь Ивана Грозного звучит современно, не похоже, что это говорит человек 16 века. - Устаревшие слова в художественном тексте употребляются для речевой характеристики героев. Автор достоверно передает колорит эпохи. - Устаревшее слово – пиит. - С. Михалков употребил слово пиит, а не поэт, потому что хотел посмеяться над назойливым комаром. - Создание иронии. | Познавательные УУД Устанавливают закономерности, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Владеют приемами отбора и систематизации материала. Регулятивные УУД Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Коммуникативные УУД Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач. Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности |
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (Работа в группах) Физминутка (Задача: способствовать сохранению здоровья учащихся) |
- У вас на столах лежит текст – отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Прочитаем его. Но между тем какой позор Являет Киев осажденный? Там, устремив на нивы взор, Народ, уныньем пораженный, Стоит на башнях и стенах И в страхе ждет небесной казни; Стенанья робкие в домах, На стогнах тишина боязни; Один, близ дочери своей, Владимир в горестной молитве; И храбрый сонм богатырей С дружиной верною князей Готовится к кровавой битве. - Представьте нарисованную автором картину. - Какое чувство передано в отрывке? - Немаловажную роль в создании этого чувства играют устаревшие слова. - Ваша задача: выписать из текста устаревшие слова, попытаться определить значения этих слов: вы можете это сделать разными способами Позор – вид, зрелище Нивы – поля Стенанья – стоны, плач Стогны – улицы и площади города Сонм – большая группа, множество - Неверное истолкование какого слова может привести к существенному искажению смысла отрывка? Почему? Организация и проведение физминутки. Зарядка для глаз. | Ученик читает - Нам представляется Киев, осажденный врагами. Жители охвачены страхом. Князь Владимир молится. Дружина полна решимости вступить в схватку с врагом. - Картина наполнена чувством страха, уныния, горести. Учащиеся в группах выписывают значения устаревших слов, используя разные способы: работа со словарем, подбор современных однокоренных слов, анализ значения морфем, контекст. Учащиеся сравнивают значения слов, составленных в группах со значениями, представленными на слайде учителем. Формулируют выводы наблюдений. - Слово позор в современном языке имеет другое значение. Упражнения для снятия усталости глаз. | Познавательные УУД Устанавливают закономерности, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Владеют приемами отбора и систематизации материала. Регулятивные УУД Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. В группах самостоятельно контролируют свое время и управляют им. Принимают решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Коммуникативные УУД Взаимодействуют в группе для решения задания. Устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выводы. |
8 | Этап включения в систему знаний и повторения (Применение новых знаний) |
- Ребята, а вы в своей речи употребляете устаревшие слова? В каких ситуациях? - Употреблять устаревшие слова нужно умело и уместно, чтобы не получилось, как в следующих высказываниях. 1. Самостоятельная работа - Исправьте ошибки Таня прибежала в слезах к Вере Ивановне и поведала о своей ошибке. Опытный педагог быстро узрел старания ученика. Молодой предприниматель быстро узрел деловитость своего менеджера. Спонсора привечали с радостью. Ученики зашли к учителю и поведали ему о случившемся. Критерии оценивания: Нет ошибок -«5» 1-2 ошибки - «4» 3-4 ошибок - «3» 5 ошибок и более – «2» 2. Дифференцированная работа Учащиеся сами решают, выполнить творческую работу (письменно ответить на вопрос: «Что вы увидели на картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье», используя устаревшие слова) или выполнить упражнение 136 в учебнике - Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданиями. Тексты в основном получились выразительные за счет употребленных вами устаревших слов. |
- Используем устаревшие слова, отвечая на уроках истории или литературы. - Поведала – рассказала Узрел – заметил, увидел Привечали- приветствовали Учащиеся выполняют задание, обмениваются листочками, проверяют, сравнивают ответы с ответами на слайде, оценивают себя. Самостоятельно в тетрадях выполняют выбранное задание. Презентуют полученный текст. - На картине Васнецова изображен русский витязь, который в раздумье стоит перед камнем с надписью. На голове его островерхий шлем. На нем доспехи и латы богатырские. Стальная кольчуга надежно защищает витязя от стрел врага. Но и сам воин может постоять за землю-матушку: в одной его руке копье, а в другой – щит. Колчан полон легких, послушных стрел. Вся фигура выражает задумчивость и в то же время достоинство и силу. | Познавательные УУД Владеют приемами отбора и систематизации материала. Анализируют, сравнивают, устанавливают сходства и различия, группируют. Устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач. Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют её и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные УУД Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. |
9. | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке и информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Подведем итоги: -Что нового узнали на уроке? - Назовите разные способы нахождения значений устаревших слов
- Удалось ли нам ответить на вопросы, которые задали в начале урока? - Достигли своей цели? Д/з. всем учащимся прочитать материал учебника на стр.75-76 . Дифференцированная работа (Учащимся предлагаю выполнить задания на выбор) 1) упр. 135 Или 2) провести исследование «Устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина» - В заключение урока посмотрите на слайд, закончите высказывания Я вспомнил, что… Я узнал… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Было сложно… Я ничего не понял… - Вернемся к шкале знаний, оцените себя: 0 – ничего не понял 1 – что-то понял 2 – понял, но есть вопросы 3 – хорошо понял - Спасибо за вашу работу | Подводят итоги своей работы -Учащиеся произносят законченные высказывания. На доске изображена шкала знаний от 0 до 3. На партах учащихся лежат самоклеящиеся закладки зеленого и желтого цвета. Учащиеся подходят к доске и крепят закладки на шкале знаний. Желтые показывают уровень знаний учащихся в начале урока, зелёные являются результатом знаний учащихся на конец урока. | Регулятивные УУД: Соотносят цели и результаты своей деятельности. Определяют степень успешности работы. Коммуникативные УУД Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Познавательные УУД Владеют приемами отбора и систематизации материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Устаревшие слова».
Цели:Развивающая- обогащать словарный запас учащихся за счет устаревших слов, вырабатывать умение пользоваться справочной литературойВоспитывающая- воспитывать интерес к истории РоссииКоррекционная – ...
Презентация к уроку русского языка "Устаревшие слова"
Презентация помогает учащимся увидеть национально-культурные традиции русского народа. Материал презентации способствует глубокому осмыслению и освоению темы. Побуждает интерес и изучению русско...
Урок- презентация "Устаревшие слова"
Урок- презентация по теме "Устаревшие слова" с использованием фрагмента художественного фильма...
Урок русского языка в 6-ом классе по теме: "Устаревшие слова"
Забобоны, порекло, потылица. Что это такое? Урок погружает учеников в старину и связывает прошлое с настоящим. При разработке урока использована авторская тематическая физминутка, которая служит приме...
Урок по теме "Устаревшие слова"
На уроке учащиеся знакомятся со значениями некоторых устаревших слов и фразеологизмов, учатся работать со словарями, обращаются к сказкам, в которых употребляются устаревшие слова. Рассматривается реп...
Урок русского языка в 6 классе по теме "Устаревшие слова"
Урок русского языка в 6 классе по теме "Устаревшие слова" с использованием технологии речевого критического мышления....
Заключительный урок проекта "Слова-старики, или устаревшие слова"
Заключительный урок проекта "Слова-старики, или устаревшие слова" даёт возможность проследить, как в языке отражается история народа; узнать, что такое устаревшие слова, пополнить свой лек...