Мы друзья зимующих птиц
проект на тему
Проект по формированию у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_druzya_zimuyushchih_ptits.docx | 196.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 «Сказка» Некрасовского МР
Экологический проект
«Мы друзья зимующих птиц»
Выполнила: воспитатель: Пономарева Т.А.
п. Некрасовское, 2016
Информационная карта проекта
«Мы друзья зимующих птиц».
Актуальность проекта:
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Большинство современных детей редко общается с природой. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, работать в коллективе, словом развивать познавательные способности. Поэтому, участие в нашем проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о зимующих птицах, о том, как им помочь пережить голодную и холодную зиму; развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
Вид проекта: Экологический, познавательно-исследовательский.
Участники проекта: Дети групп, воспитатель, родители.
Место проведения: Группа, прогулочный участок группы, семья.
Продолжительность: среднесрочный
Цель проекта: формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. Научить детей правильно подкармливать птиц.
-уточнить ранее полученные знания детей о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц; Пополнить имеющиеся знания новыми сведениям.
- закрепить умение детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы;
Развивающие:
-Развивать познавательные способности ребёнка: любознательность, память.
-Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства и литературы, использовать образные слова и выражения, выразительно читать стихотворения о зимующих птицах наизусть.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к природе и прививать любовь к ней.
- Воспитывать у детей навыки культуры слушателя, развивать диалогическую речь, побуждать к участию в беседе, продолжать учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ с опорой на схему, строить развернутое суждение, умозаключение, активизировать в речи прилагательные и глаголы, характеризующие птиц.
Ожидаемые результаты проекта:
- Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах
- Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года
- Вызвать постоянное желание детей помогать к заботиться о птицах зимой
- Уметь сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия поведения, способы добывания пищи
- Обогатить словарный запас детей
- Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи
- Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку
- Приобщить к совместной деятельности родителей
Этапы реализации проекта:
I этап –Подготовительный
1.Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2.Создание мотивационной основы для активного участия детей и родителей в проекте.
3.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4. Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы для реализации проекта. Чтение с детьми рассказов, стихов, отгадывание загадок по теме проекта.
5.Подбор наглядно дидактического материала.
II этап – Основной, организационно-практический:
Реализация в работе с детьми комплекса мероприятий, направленных на развитие познавательных способностей и поисковую активность детей. Создание условий активного привлечения родителей к совместной деятельности.
Содержание проектной деятельности:
1.Работа с детьми:
Планирование работы по разным видам деятельности
Образовательные области | НОД |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование Тема: «Синички». Цель: Учить рисовать декоративным способом птичку-синичку, изображая её из отдельных частей разной формы и величины. Тема «Сорока-белобока». Цель: Продолжить учить детей отличать одну птицу от другой, выделяя характерные особенности в форме тела и его пропорциях. Учить изображать новую позу птиц- птица сидящая на ветке». Тема: «Снегири прилетели». Цель: Учить отображать в рисунке главные признаки птицы. Учить проявлять творчество в создании художественного образа». Лепка Тема: «Снегири на ветке рябины». Цель: Учить изображать на горизонтальной плоскости живой объект, создавая сюжетную картину. Тема: «Птички на кормушке». Цель: Учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки. Аппликация Тема «Гости на нашей кормушке». Цель: Освоение нового приёма аппликации- выкладывание силуэта мелко нарезанными нитями. Тема: «Снегири на ветке». Цель: Учить передавать особенности строения, окраски снегиря приемом силуэтного вырезания. Конструирование Тема «Снегирь». Цель: Совершенствовать технические умения и навыки работать с бумагой. Закрепить умение складывать квадрат в разных направлениях, загибать углы разной величины и делать складку. Музыкальное деятельность Прослушивание аудиозаписи «Голоса зимнего леса». Цель: Учить внимательно слушать, различать голоса птиц. Музыкально-дидактическая игра «Птички и птенчики» муз.и слова Е.Тилечеевой. Музыкально-танцевальная игра «Прилетели птички-птички невелички». |
Речевое развитие | Л.Воронцова «Птичьи кормушки» В.Сухомлинский «Как птичка меня будит», «О чем плачет синичка» О.Григорьева «Синичка» А.Яшин «Покормите птиц зимой» З.Сергеева «Птицы зимой», «Птички и кот» И.Тургенев «Воробей» М.Горький «Воробьишко», просмотр мультфильма Н.Рубцов «Воробей», «Ворона» Цель: Формирование интереса к потребности в чтении. Привлечение к различным формам художественной литературы. Заучивание наизусть стихотворения: А.Яшин «Покормите птиц зимой». Цель; Научить внимательно слушать, развивать память. Активизировать и обогащать словарный запас детей. Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о зимующих птицах. Отгадывание загадок по теме.
Заучивание стихотворения Н.Нищевой «Снегири» с помощь мнемотехники. Цель занятия: Научить запоминать стихотворение по схемам-рисункам. Занятие с использованием ИКТ «Зимующие птицы» Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах. Викторина «Что? Где? Когда?» Тема: «Зимующие птицы». Цель: Закреплять знания детей о зимующих птицах: их внешнем виде, строении, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года. Интерактивное занятие «Прогулка в зимнем парке» по теме «Зимующие птицы». Цель: Расширить и обогатить знания детей о зимующих птицах. |
Познавательное развитие | Занятие «Знаете ли вы зимующих птиц птицы». Цель: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах родного поселка. Беседы: «Зимующие птицы» Цель: Рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелётов. «Что ты знаешь о зимующих птицах?» Цель: Выявить уровень знания детей о зимующих птицах. «Меню птиц» Цель: Познакомить детей видами подкормки птиц в зимний период «Зимние гости» Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах. «Зачем помогать птицам зимой» Цель. Воспитать бережное отношение к живой природе. Наблюдения: Наблюдение за птицами на кормушке. Наблюдение за синичками. Наблюдение за воробьями. Наблюдение за вороной. Наблюдение за голубями. Исследование птичьего пера с помощью лупы. Цель: научить обследовать новый предмет, закрепить знания о птицах. Рассматривание птичьих следов. Цель: научить различать птичьи следы. Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом Изготовление «Зимней кладовой для птиц в группе» (семена для корма птиц). Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах. Цель: Уточнить представления о зимующих птицах. Активизировать словарный запас детей. |
Социально-коммуникативное развитие | Дидактические игры: Цель: развитие полноты зрительного восприятия, умения планомерно и целенаправленно обследовать объект, выделять главные признаки, складывать из частей целостную картину. «Прилетели птицы-голуби, синицы», «Один-много», «Назови ласково», «Четвёртый лишний», «Счёт птиц». «Кто что ест», «Узнай по описанию». Разрезные картинки. Домино - «Птицы». Сюжетно-ролевая игра: «Птичий двор» Цель: Воспитывать желание сопереживать и помогать пернатым друзьям. Театрализованная игра: Цель: Учить умело входить в роли героев, обогащать словарный запас детей, воспитывать дружеское отношение друг к другу «Где обедал воробей» Подвижные игры: «Снегири» «Воробушки и автомобиль» «Зимующие и перелётные птицы» «Собачка и воробей» «Вороны» «Воробушки и кот» Настольно-печатные игры, игры-вкладыши, разрезные картинки, трафареты. Цель: Привлечение детей к самостоятельной деятельности |
2.Работа воспитателя с родителями:
1.Папка-передвижка «Зимующие птицы».
Цель: Привлечь внимание родителей к проблеме обитания зимующих птиц.
2. Памятка «Покормите птиц».
Цель: Вызвать желание заботиться о наших пернатых друзьях.
3.Консультация «Покормите птиц зимой».
Цель: Привлечь внимание родителей к проблеме обитания зимующих птиц, дать представление о видах подкормки.
4.Памятка «Читаем с детьми».
3. Совместная деятельность родителей и детей.
1. «Самая оригинальная кормушка» -изготовление родителями вместе с детьми кормушек из бросового материала;
Цель: Привлечение родителей к участию в проекте, укрепление детско- родительских отношений. Воспитание нравственных чувств.
2. Акция «Покормим птиц вместе с детьми» - сбор корма для птиц.
Цель: Вызвать желание помогать птицам в зимний период, чувство любви к животному миру. У крепление детско-родительских отношений.
III этап – Заключительный
1.Оформление результата проекта в виде презентации.
2. Выставка детских работ.
3. Изготовление кормушек для зимующих птиц.
4.Проведение итогового занятия с использованием ИТК «Зимующие птицы».
Вывод:
В результате проведенной работы дети получили много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. О их жизни, повадках, о особенностях обитания в зимний период. Дети участвовали в выставке рисунков, аппликаций, поделок из природного и бросового материалов. Узнали, чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Приняли участие в изготовлении «Зимней кладовой для птиц» и в сборе корма для пернатых. Узнали каких видов бывают кормушки для птиц. Вместе с родителями приняли участие в изготовлении кормушек для птиц из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок, которые были развешаны на участке нашей группы. Укрепились детско-родительские отношения. Но главный результат-это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.
Список используемой литературы:
1. «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников». Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М. : Баласс, 2013.
2.Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ». –Воронеж, 2007.
3.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста». «Детство- прес», 2006.
3.Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, 2009.
4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 6- 7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения». –М.: Вентана- Граф, 2014.
5.Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулка в детском саду. Подготовительная группа: Методическое пособие». М.: ТЦ Сфера, 2011.
6.Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду». М.: ТЦ Сфера, 2014.
7.Леонова Н.Н. «Художественное творчество. Основное содержание образовательной области по программе «Детство». Подготовительная группа. –Волгоград: Учитель, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме: "Зима. Зимующие птицы".
Данный конспект способствует активизации словарного запаса по лексическим темам: "Зима", "Зимующие птицы". Формирует у детей умение составлять предложения с предлогами на, под. Будет полезен в работе ...
Тема: "Сезонные изменения в природе зимой. Птицы зимой."
Конспект урока по развитию речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Форма урока выбрана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, что способствует активизации познав...
Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели "Зима (характерные признаки зимы)", "Зимующие птицы" (февраль)
В данных разработках представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику, двигательную координацию, стимулировать двигательную актив...
Разработка занятия о птицах для учащихся 6 классов "Пернатые друзья зимой"
Конкурс среди 6-7 классов "Пернатые друзья зимой"Цель:1. Изучение биомногообразия птиц нашего региона ,воспитание ценностного отношения к орнитофауне.Из этой цели вытекают задачи:Ознакомить учащ...
Акция "Покормите птиц зимой" , Проект " Поведение зимующих птиц на кормушке".
МКОУ «Дарьинская основная общеобразовательная школа»Суджанского района, Курской области Проект «Поведение зимующих птиц нашего края на кормушках» Проект ра...
Открытое групповое логопедическое занятие в третьем классе на тему: «Зима. Зимующие птицы»
Логопедам, воспитателям, учителям начальных классов...
Рекомендации родителям по лексической теме "Зима. зимующие птицы. Звуки Б-П"
Рекомендации родителям по работе с детьми над лексической темой "Зима. зимующие птицы. Звуки Б-П"...
- Мне нравится (1)