Мы друзья зимующих птиц
проект на тему

Пономарева Татьяна Александровна

Проект по формированию у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_druzya_zimuyushchih_ptits.docx196.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 «Сказка» Некрасовского МР

Экологический проект

«Мы друзья зимующих птиц»

http://cs608527.vk.me/v608527762/4e3f/eoc9tg8B02s.jpg

Выполнила: воспитатель: Пономарева Т.А.

                                               

п. Некрасовское, 2016

Информационная карта проекта

«Мы друзья зимующих птиц».

Актуальность проекта:

 В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Большинство современных детей редко общается с природой. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, работать в коллективе, словом развивать познавательные способности. Поэтому, участие в нашем проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о зимующих птицах, о том, как им помочь пережить голодную и холодную зиму; развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

Вид проекта: Экологический, познавательно-исследовательский.

Участники проекта: Дети групп, воспитатель, родители.

Место проведения: Группа, прогулочный участок группы, семья.

Продолжительность: среднесрочный

Цель проекта: формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах.

Задачи проекта:

Образовательные: 

- Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. Научить детей правильно подкармливать птиц.

-уточнить ранее полученные знания детей о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц; Пополнить имеющиеся знания новыми сведениям.

- закрепить умение детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы;

Развивающие:

-Развивать познавательные способности ребёнка: любознательность, память.

-Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства и литературы, использовать образные слова и выражения, выразительно читать стихотворения о зимующих птицах наизусть.

Воспитательные: 

-Воспитывать бережное отношение к природе и прививать любовь к ней.

- Воспитывать у детей навыки культуры слушателя, развивать диалогическую речь, побуждать к участию в беседе, продолжать учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ с опорой на схему, строить развернутое суждение, умозаключение, активизировать в речи прилагательные и глаголы, характеризующие птиц.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах
  2. Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года
  3. Вызвать постоянное желание детей помогать к заботиться о птицах зимой
  4. Уметь сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия поведения, способы добывания пищи
  5. Обогатить словарный запас детей
  6. Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи
  7. Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку
  8. Приобщить к совместной деятельности родителей

Этапы реализации проекта:

I этап –Подготовительный

1.Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

2.Создание мотивационной основы для активного участия детей и родителей в проекте.

3.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4. Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы для реализации проекта.  Чтение с детьми рассказов, стихов, отгадывание загадок по теме проекта.

5.Подбор наглядно дидактического материала.

II этап – Основной, организационно-практический: 

 Реализация в работе с детьми комплекса мероприятий, направленных на развитие познавательных способностей и поисковую активность детей. Создание условий активного привлечения родителей к совместной деятельности.

Содержание проектной деятельности:

1.Работа с детьми:

Планирование работы по разным видам деятельности

Образовательные области

НОД

Художественно-эстетическое развитие

 Рисование

Тема: «Синички».

Цель: Учить рисовать декоративным способом птичку-синичку, изображая её из отдельных частей разной формы и величины.

Тема «Сорока-белобока».

Цель: Продолжить учить детей отличать одну птицу от другой, выделяя характерные особенности в форме тела и его пропорциях. Учить изображать новую позу птиц- птица сидящая на ветке».

Тема: «Снегири прилетели».

Цель: Учить отображать в рисунке главные признаки птицы. Учить проявлять творчество в создании художественного образа».

Лепка

Тема: «Снегири на ветке рябины».

Цель: Учить изображать на горизонтальной плоскости живой объект, создавая сюжетную картину.

Тема: «Птички на кормушке».

Цель: Учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки.

Аппликация

Тема «Гости на нашей кормушке».

Цель: Освоение нового приёма аппликации- выкладывание силуэта мелко нарезанными нитями.

Тема: «Снегири на ветке».

Цель: Учить передавать особенности строения, окраски снегиря приемом силуэтного вырезания.

Конструирование

Тема «Снегирь».

 Цель: Совершенствовать технические умения и навыки работать с бумагой. Закрепить умение складывать квадрат в разных направлениях, загибать углы разной величины и делать складку.

Музыкальное деятельность

Прослушивание аудиозаписи «Голоса зимнего леса».

Цель: Учить внимательно слушать, различать голоса птиц.

Музыкально-дидактическая игра «Птички и птенчики» муз.и слова Е.Тилечеевой.

Музыкально-танцевальная игра «Прилетели птички-птички невелички».

Речевое развитие

Л.Воронцова «Птичьи кормушки»

В.Сухомлинский «Как птичка меня будит», «О чем плачет синичка»

О.Григорьева «Синичка»

А.Яшин «Покормите птиц зимой»

З.Сергеева «Птицы зимой», «Птички и кот»

И.Тургенев «Воробей»

М.Горький «Воробьишко», просмотр мультфильма

Н.Рубцов «Воробей», «Ворона»

Цель: Формирование интереса к потребности в чтении. Привлечение к различным формам художественной литературы.

Заучивание наизусть стихотворения:

А.Яшин «Покормите птиц зимой». 

Цель; Научить внимательно слушать, развивать память. Активизировать и обогащать словарный запас детей.

Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о зимующих птицах.

Отгадывание загадок по теме.

 

Заучивание стихотворения Н.Нищевой «Снегири» с помощь мнемотехники.

Цель занятия: Научить запоминать стихотворение по схемам-рисункам.

Занятие с использованием ИКТ «Зимующие птицы»

Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах.

Викторина «Что? Где? Когда?» Тема: «Зимующие птицы».

Цель: Закреплять знания детей о зимующих птицах: их внешнем виде, строении, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.

Интерактивное занятие «Прогулка в зимнем парке» по теме «Зимующие птицы».

Цель: Расширить и обогатить знания детей о зимующих птицах.

Познавательное развитие

Занятие «Знаете ли вы зимующих птиц птицы».

Цель: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах родного поселка.

Беседы:

«Зимующие птицы»

Цель: Рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелётов.

«Что ты знаешь о зимующих птицах?»

Цель: Выявить уровень знания детей о зимующих птицах.

 «Меню птиц»

 Цель: Познакомить детей видами подкормки птиц в зимний период

 «Зимние гости»

 Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах.

«Зачем помогать птицам зимой»

 Цель. Воспитать бережное отношение к живой природе.

Наблюдения:

Наблюдение за птицами на кормушке.

Наблюдение за синичками.

Наблюдение за воробьями.

Наблюдение за вороной.

Наблюдение за голубями.  

Исследование птичьего пера с помощью лупы.

Цель: научить обследовать новый предмет, закрепить знания о птицах. 

Рассматривание птичьих следов.

Цель: научить различать птичьи следы.

Наблюдение за поведением птиц во время кормления.

Сходства и различия питания птиц зимой и летом

Изготовление «Зимней кладовой для птиц в группе» (семена для корма птиц).

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Цель: Уточнить представления о зимующих птицах. Активизировать словарный запас детей.

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры: 

Цель: развитие полноты зрительного восприятия, умения планомерно и целенаправленно обследовать объект, выделять главные признаки, складывать из частей целостную картину.

 «Прилетели птицы-голуби, синицы», «Один-много»,

«Назови ласково», «Четвёртый лишний», «Счёт птиц».

«Кто что ест», «Узнай по описанию».

Разрезные картинки.

Домино - «Птицы».

Сюжетно-ролевая игра:

 «Птичий двор»

Цель: Воспитывать желание сопереживать и помогать пернатым друзьям.

Театрализованная игра:

 Цель: Учить умело входить в роли героев, обогащать словарный запас детей, воспитывать дружеское отношение друг к другу

 «Где обедал воробей»

Подвижные игры:

«Снегири»

«Воробушки и автомобиль»

«Зимующие и перелётные птицы»

«Собачка и воробей»

«Вороны»

«Воробушки и кот»

 Настольно-печатные игры, игры-вкладыши, разрезные картинки, трафареты.

 Цель: Привлечение детей к самостоятельной деятельности

2.Работа воспитателя с родителями:

1.Папка-передвижка «Зимующие птицы».

 Цель: Привлечь внимание родителей к проблеме обитания зимующих птиц.

2. Памятка «Покормите птиц». 

Цель: Вызвать желание заботиться о наших пернатых друзьях.

3.Консультация «Покормите птиц зимой».

 Цель: Привлечь внимание родителей к проблеме обитания зимующих птиц, дать представление о видах подкормки.

4.Памятка «Читаем с детьми».

3. Совместная деятельность родителей и детей.

1. «Самая оригинальная кормушка» -изготовление родителями вместе с детьми кормушек из бросового материала;

 Цель: Привлечение родителей к участию в проекте, укрепление детско- родительских отношений. Воспитание нравственных чувств.

2. Акция «Покормим птиц вместе с детьми» - сбор корма для птиц.

 Цель: Вызвать желание помогать птицам в зимний период, чувство любви к животному миру. У крепление детско-родительских отношений.

III этап – Заключительный

1.Оформление результата проекта в виде презентации.

2. Выставка детских работ.

3. Изготовление кормушек для зимующих птиц.

4.Проведение итогового занятия с использованием ИТК «Зимующие птицы».

Вывод:

В результате проведенной работы дети получили много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. О их жизни, повадках, о особенностях обитания в зимний период. Дети участвовали в выставке рисунков, аппликаций, поделок из природного и бросового материалов. Узнали, чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Приняли участие в изготовлении «Зимней кладовой для птиц» и в сборе корма для пернатых. Узнали каких видов бывают кормушки для птиц. Вместе с родителями приняли участие в изготовлении кормушек для птиц из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок, которые были развешаны на участке нашей группы. Укрепились детско-родительские отношения. Но главный результат-это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.

         

Список используемой литературы:

1. «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников». Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М. : Баласс, 2013.

2.Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ». –Воронеж, 2007.

3.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста». «Детство- прес», 2006.

3.Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, 2009.

4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 6- 7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения». –М.: Вентана- Граф, 2014.

5.Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулка в детском саду. Подготовительная группа: Методическое пособие». М.: ТЦ Сфера, 2011.

6.Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду». М.: ТЦ Сфера, 2014.

7.Леонова Н.Н. «Художественное творчество. Основное содержание образовательной области по программе «Детство». Подготовительная группа. –Волгоград: Учитель, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме: "Зима. Зимующие птицы".

Данный конспект способствует активизации словарного запаса по лексическим темам: "Зима", "Зимующие птицы". Формирует у детей умение составлять предложения с предлогами на, под. Будет полезен в работе ...

Тема: "Сезонные изменения в природе зимой. Птицы зимой."

Конспект урока по развитию речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Форма урока выбрана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, что способствует активизации познав...

Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели "Зима (характерные признаки зимы)", "Зимующие птицы" (февраль)

В данных разработках  представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику,  двигательную  координацию, стимулировать двигательную актив...

Разработка занятия о птицах для учащихся 6 классов "Пернатые друзья зимой"

Конкурс среди 6-7 классов "Пернатые друзья зимой"Цель:1. Изучение биомногообразия птиц нашего региона ,воспитание ценностного отношения к орнитофауне.Из этой цели вытекают задачи:Ознакомить учащ...

Акция "Покормите птиц зимой" , Проект " Поведение зимующих птиц на кормушке".

МКОУ «Дарьинская основная общеобразовательная школа»Суджанского района, Курской области  Проект    «Поведение зимующих птиц нашего края на кормушках»  Проект ра...

Рекомендации родителям по лексической теме "Зима. зимующие птицы. Звуки Б-П"

Рекомендации родителям по работе с детьми над лексической темой "Зима. зимующие птицы. Звуки Б-П"...