Доклад Рождественские педагогические чтения 2017 год.
статья на тему

Стукалова Светлана Викторовна

Формирование толерантного отношения к участникам инклюзивного образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_rozhdestvenskie_chteniya_2017.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧАСТНИКАМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Все люди разные! Разных национальностей, разного вероисповедания. У кого-то карие глаза, а у кого-то – зеленые. У кого-то светлые волосы, у кого-то – темные. Кто-то очень хорошо решает сложные задачи по математике, а кто-то красиво рисует и пишет стихи.
У кого-то есть две руки, и он может творить ими чудеса, про такого говорят «мастер на все руки». Но, к сожалению,  бывает и  так, что у кого-то всего одна рука  или их две,  но одна рука почти не двигается. 
У кого-то есть тонкий музыкальный слух, а кто-то совсем не может слышать. Это говорит о том, что все мы разные и у нас у всех разные возможности.
Жизнь ребенка с ограниченными возможностями протекает в условиях депривации (от лат. потеря, лишение). Социальная ситуация его развития отличается от образа жизни и воспитания здорового ребенка. Такой ребенок должен быть включен в сферу общения, игры со сверстниками, однако окружающие часто уклоняются от общения с инвалидами. Возникает рассогласованность между объективной необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения и в результате в подобной обстановке задерживается развитие социальных и коммуникативных навыков, формируется недостаточно адекватное представление об окружающем мире. Многие специалисты  сходятся во мнении, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья.

И в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению выступает реализация инклюзивного образования.

Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети. Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного образования на уровне общеобразовательной школы.

Инклюзивное образование  - это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.

Главная проблема «ребенка с особенностями» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников и проблема наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями. Проблемы усугубляет тот факт, что взрослые иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, в работе  с  «особыми» детьми,  основными  задачами должны быть формирование  толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, иных форм поведения, а  также воспитание  у сверстников терпимого и уважительного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

  1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.
  2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
  3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

В МБОУ «СОШ №3» г.Невельска мы применяем второй и третий подходы в обучении детей с особыми образовательными потребностями. В прошлом учебном году  среди выпускников  9-х классов было 6  человек, которые обучались в специальном классе. Обучение в коррекционно-развивающем классе проходило по адаптивным образовательным программам. Для обучающихся  так же была создана среда успешности и наши дети – были активными участниками мероприятий: выставок, фестивалей, конкурсов разного уровня. После окончания школы, ребята поступили в профессиональные учебные заведения и продолжили обучение.

В 2017-2018 учебном году в нашей школе обучается 25 детей с ограниченными возможностями здоровья из них 3 дети-инвалиды.

 Все дети нуждаются в поддержке и дружбе со сверстниками. Как гласит народная мудрость «Если закрыта одна дверь, то всегда открыта другая» и наверное, именно по этой причине люди с ограниченными возможностями смотрят на мир другими глазами, умудряясь сквозь боль оставаться добрыми, жизнерадостными и веселыми, умеют видеть прекрасное и жить полной жизнью. Детям с ОВЗ доступны все радости, что и здоровым детям: занятия творчеством и спортом, участие в различных играх, праздниках, мероприятиях.

В нашей школе созданы условия для успешного обучения и воспитания 
детей с ограниченными возможностями здоровья:

  1. Создана  адаптивна среда, позволяющая обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
  2. Созданы надлежащие материально-технических условия, которые обеспечивают возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения школы и организации их пребывания и обучения (пандусы, лифт, специально оборудованное  учебное место, специализированная туалетная комната, реабилитационное оборудование и т.д.).
  3. Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется  по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей обучающихся с ОВЗ.
  4. Осуществляется комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения.
  5. Педагогический коллектив  проходит  специальную подготовку  в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы.

Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс, важное значение, имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями инклюзивного образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.

 В текущем учебном году обучающимся   6 класса нашей школы было предложено поговорить  о том, как можно помочь детям с ограниченными возможностями здоровья. Ребята отвечали, что помочь детям с ОВЗ мы можем тем, что будем относиться к ним с пониманием, не обижать, не дразнить и «не смеяться над тем, что они инвалиды». Также дети говорили, о том, что «можно устраивать для таких детей представления и привлекать их для совместного участия в сценках», «можно делать таким детям подарки и угощать сладостями, ведь все дети их очень любят».

Среди родителей также проведен опрос на тему «инклюзивное образование». Так вот родители проявили более негативное отношение к совместной деятельности разных детей, чем сами дети. Родители здоровых сверстников опасаются, прежде всего, за снижение качества образования своих детей, а также о  возможной психологической напряженности в отношениях между участниками образовательного процесса. Родители детей с проблемами в развитии обеспокоены тем, что их ребенок столкнется с трудностями общения и окажется неуспешным в учебной деятельности.

Для создания атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки участников инклюзивного образовательного процесса  должны проводится различные мероприятия, направленные  на преодоление отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии.

Целью таких мероприятий должно стать: 

  • создание условий для развития толерантности через воспитание с любовью и во имя любви, с добротой и милосердием, в духе мира и уважения к правам человека, вовлекая в процесс воспитания родителей.

Воспитание толерантности как личного качества в детях осуществляется  через создание условий для развития ребенка. В специально организованной деятельности необходимо воспитывать в детях открытость и уважение к другим людям, прививать способность понимать других детей, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

В заключение хотелось бы отметить, что поиск наилучших оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. В  целях формирования позитивного общественного отношения к проблеме инклюзивного образования необходимо привлечение внимания широких слоев общественности, работников социальных служб, СМИ. Большую роль в этом может сыграть деятельность просветительского характера (научно-практические конференции и семинары по вопросам оптимизации процесса интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья). Такая работа позволит подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, выработать у участников образовательного процесса терпимое (толерантное) отношение к лицам, имеющим нарушения в развитии.

Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

Список использованной литературы

  1. Алѐшнна А., Худенко Е. Программа по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам [Электронный ресурс] — Режим доступа. - http://www.razvitkor.ru
  2. Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) /Моск.гор.психол.- пед.ун-т; Редкол.: С.В.Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011.
  3. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сборник материалов II Международной научно- практической конференции / Отв. ред. Алехина С.В. – М.: ООО «Буки Веди», 2013.
  4. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книги. / Ред. Н.Борисова. – М.: РООИ «Перспектива», 2011.
  5. Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья./ Методические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных учреждений. – г.Новокуйбышевск, 2006 - 105 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогические чтения "Создание и внедрение системы дистанционной работы с одаренными детьми".

Дистанционное обучение - это такой способ получения знаний, который бы позволял независимо от времени и местоположения получать образовательные материалы и консультации преподавателей курсов. В настоя...

«Использование информационных компьютерных технологий на занятии в УДОД». Доклад на педагогических чтениях.

Компьютерные технологии видоизменяют традиционные формы представления информации, в том числе и в области дополнительного образования детей....

Доклад на городских педагогических чтениях 2013

9-х городские педагогические чтения«Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания»Секция: «Семья и школа: пути взаимодействия в совершенствовании образовательного простра...

Выступление на городских педагогических чтениях.Доклад"Конструирование технологической карты урока в свете требований ФГОС"

Выступление на городских педагогических чтениях. Доклад "Конструирование технологической карты урока"...

Выступление на районном мероприятии "Рождественские чтения 2017"

Каждый человек хотя бы однажды задумывался над вопросом: «Зачем я появился на свет?» И тут народная мудрость подсказывает: «Посади дерево, вырасти ребенка и построй дом». В про...

Рождественские педагогические чтения в средней школе №8

статья раскрывает проведение Рождественских педагогических чтений в средней школе №8...