Конспект занятия по дошкольной информатике в средней группе. (Авторская программа”Размышляйка”)
план-конспект на тему
Занятие направлено на развитие зрительно-двигательной координации детей при работе со строкой тетради; формирование умения упорядочивать предметы по высоте;
формирование умения делать исключения по цвету, форме, размеру; на формирование умения продолжать закономерность, заданную ритмом чередования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatieno1_srednyaya_gruppa.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по дошкольной информатике в средней группе.
(Авторская программа”Размышляйка”)
Первая прогулка
Программное содержание
- познакомить детей со студией «Размышляйка», со структурой тетради;
- познакомить детей с отрицанием, не вводя термина, и учить оперировать отрицательными суждениями;
- учить детей видеть строку, находить в тетради выделенную цветным (чёрным) контуром строку, раскрашивать строку вдоль направления слева направо, не выходя за её пределы и не оставляя белых пятен; развивать мелкую моторику, зрительно – двигательную координацию;
- дать детям наглядное представление о том, где и как проявляется математический параметр «высота», формировать умение упорядочивать совокупности предметов по высоте, развивать глазомерное сравнение, систематизировать словарь терминов по параметру «высота»: самый высокий, пониже, ещё ниже, ещё ниже, самый низкий, одинаковые (равные) по высоте, выше – ниже, повыше – пониже; тренировать детей в подборе существительных к антонимичной паре прилагательных высокий – низкий;
- находить среди нескольких одинаковых изображений предметов одно непохожее изображение, учить делать исключения, опираясь на один из признаков предметов (цвет, форму, высоту); познакомить детей с алгоритмом высказывания «я думаю, что… лишнее, потому что…»
- учить на основе сравнения выделять линейную закономерность, заданную алгоритмом чередования плоскостных изображений предметов 1х1 (один к одному) и продолжать её.
Оборудование
Демонстрационный материал:
- изображение думающего человека
- мягкая игрушка – динозаврик Дино
- листок в клетку и нелинованный листок
- планшет в клетку с выделенной чёрным контуром строкой, маркеры
- единичная строка из картона, совпадающая по размеру со строкой планшета
- рисунок, изображающий, как правильно держать карандаш (памятка)
- изображения высоких и низких предметов
- макеты гор, отличающихся по высоте (5 штук)
- рисунки к заданию «что лишнее?» : дома (все с синими крышами – один с зелёной), деревья (все высокие – одно низкое), клумбы (все круглые – одна овальная)
- плоскостные изображения ромашек и маков (по 3-4 штуки)
Раздаточный материал:
- тетради в крупную клеточку с прописанными в них заданиями – выделенной черным контуром и раскрашенной до середины строкой, цветные карандаши
- плоскостные изображения маков и ромашек на магнитах (по 4-5 штук) и зелёные полоски с магнитной линией для выкладывания цветов
Методы и приёмы
* Игровой персонаж - динозаврик Дино
* Показ воспитателем способа действия в сочетании с объяснением
* Самостоятельная деятельность детей в тетрадях и с раздаточным материалом
* Контроль воспитателем за процессом выполнения задания детьми в сочетании с индивидуальными указаниями и пояснениями
* Оценка результатов деятельности детей от имени игрового персонажа
* Вопросы воспитателя, образец отчёта, данный воспитателем, словесные отчёты детей
* Хоровые проговаривания
* Пальчиковое упражнение « посоли суп», « гуляем по дорожке»
* Физминутка «по дорожке шли»
* Дидактическая игра «Что лишнее?»
Предварительная работа
Рассматривание высоких и низких предметов в окружающей обстановке и их изображений в книгах и журналах. Рассматривать дома, обратить внимание на форму крыш. Уточнить названия деревьев: берёза, липа; названия цветов: ромашка, мак.
Понаблюдать, как дети держат карандаш при рисовании, учить их делать это, опираясь на памятку.
Ход занятия
Воспитатель приветствует детей, которые выстраиваются около доски, если занятие проходит в кабинете, или у мольберта в группе, выказывает радость по поводу их прихода в студию «Размышляйка». Объясняет, что слово «размышляйка» дружит со словом размышлять. Размышлять – значит думать (жест в сторону рисунка думающего человека).
Совсем недавно в нашей студии поселился динозаврик Дино, он совсем ещё маленький, многого не знает. Дино очень нуждается в вашей помощи. Вы согласны ему помогать?
Сегодня Дино пришёл не с пустыми руками, а принёс вам в подарок волшебные тетради. В-ль раздаёт тетради и предлагает детям сесть за столы: «Сначала сядут не мальчики, затем – не девочки».
«Посмотрите, 1-ый лист и последний более толстые, чем остальные, к тому же они цветные. Это – обложка тетради. На ней написано ваше имя. Это очень удобно, так тетради не перепутаются. Внутри тетради есть листы, их много. Откройте обложку и посмотрите на листы. У каждого листа 2 стороны, они называются страницами. Давайте погладим рукой 1-ую страницу и скажем все вместе: «Страница». Теперь – с другой стороны».
Затем в-ль показывает нелинованный лист и лист в клеточку, интересуется у детей, одинаковые ли они, или чем-то отличаются, подтверждает мнение детей, что на одном есть линии (показать линию на доске), а на другом нет. Ещё Дино принёс с собой планшет. Он выглядит так же как и страница тетради, только больше, и на нём всё хорошо видно. А линии и клеточки на тетрадном листе издалека видны плохо. Чтобы вам всё было понятно и хорошо видно, мы с Дино будем показывать задания на планшете. Итак можно считать, что у нас планшет, а у вас страница тетради – это одно и то же. Договорились? Замечательно!
Вот посмотрите, линии могут идти сверху вниз (показ на доске: воспитатель на глазах у детей рисует несколько вертикальных линий). И у Дино на планшете, и у вас в тетрадях есть такие же линии (показ вертикальных линий на планшете целиком сверху вниз. Линии могут идти и слева направо (аналогичные объяснения и показ). Между линиями получаются клеточки (указкой обвести клетку на доске). «А сейчас я обведу маркером одну клеточку на планшете (показ). Рядом с этой клеточкой ещё одна (обвести на планшете), ещё и ещё… В одном ряду стоит много клеточек, они образуют строчку (показ на планшете той строки, на которой обводились клеточки, плюс – показ отдельной, выполненной из плотной бумаги строки, совпадающей по цвету и размеру со строкой на планшете. Иметь 2-3 таких строчки. Показ строк на планшете дополнить приложением отдельной строки к планшету в месте показа). А внизу ещё одна строчка (показ) и ещё (показ). На странице (показ) много строчек (показ). Ребята, не путайте: это – страница (показ), а это – строчка (показ), а это – линия (показ). Давайте ещё раз покажем и скажем: «Страница, строчка, линия».
А со строчками можно играть, превращать их во что-нибудь».
Дино: «Я придумал. Давайте, превратим одну строчку в дорожку. Ведь я ещё ни разу не выходил из детского садика, а мне очень хочется погулять, посмотреть, что там снаружи».
Воспитатель предлагает детям помочь Дино и превратить для него одну строчку в дорожку. Обращает внимание детей на планшет: «Посмотрите, у меня на планшете есть 2 чёрные линии: одна, и под ней - другая (показ).
И у вас в тетрадях есть такие же линии, покажите их пальчиком.(Строчка в тетрадях уже раскрашена до половины с целью экономии времени). В середине, между линиями «живёт» строчка, мы её раскрасим чёрным карандашом и превратим в дорожку для Дино. (Воспитатель раскрашивает строчку на планшете, дети наблюдают за ним). А теперь вы покажите пальчиком в тетради волшебную строчку между чёрными линиями и скажите: «Строчка». (Воспитатель проверяет правильность показа каждым ребёнком). Будем раскрашивать. Надо правильно держать карандаш, соедините пальцы, как будто собираетесь посолить суп (упр. «посоли суп»). Возьмите чёрный карандаш правильно тремя пальцами, вот так (показ и проверка правильной постановки пальцев каждым ребёнком). Сядьте ровно, тетрадочку немного наклоните, а теперь превращайте в дорожку строчку, которую показывали пальчиком.
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, следит за осанкой, правильной постановкой пальцев и направлением раскрашивания слева направо. Детям, закончившим работу, предлагается погулять по строчке-дорожке пальчиками.
По окончании работы воспитатель интересуется, что делали дети, добивается от них ответов: «Превращали строчку в дорожку». В основном использовать хоровые проговаривания с целью экономии времени. Индивидуальных ответов достаточно 2-3, от детей раньше других справившихся с выполнением задания. В последующем проследить, чтобы в аналогичных индивидуальных проговариваниях участвовали и остальные дети. Динозаврик рассматривает работы детей, для каждого «волшебника» находит слова благодарности и похвалы. (Не затягивать этот этап работы). Затем предлагает детям прогуляться вместе с ним. Дети выходят из-за столов, идут за Дино и повторяют за ним:
Мы по дорожке шли-шли (маршируют)
И высокий дом нашли. (тянутся вверх).
По дорожке шли-шли (маршируют)
И низкий дом нашли. (приседают).
По дорожке шли-шли
И высокий дуб нашли.
По дорожке шли-шли
И низенький дубок нашли.
По дорожке шли-шли
И до гор дошли.
Горы преградили нам путь, мы сможем пойти дальше, если поставим горы от самой высокой, до самой низкой. Дети рассматривают «горы», ищут среди них самую высокую, затем самую высокую среди оставшихся, опять самую высокую среди оставшихся, и так до тех пор, пока дети не выстроят весь сериационный ряд по высоте. После чего проговаривают: « Самая высокая гора, чуть пониже, ещё ниже, ещё ниже, ещё ниже и самая низкая. Рассказывают про горы в обратном порядке: самая низкая, повыше, ещё выше и т.д. Затем продолжают путь:
Мы по дорожке шли-шли, шли-шли и своё место нашли.
Дети садятся за столы. В-ль сообщает, что во время прогулки Дино сделал фотографии, он предлагает их рассмотреть.
Дино: Вот какие красивые дома. Все одинаковые.
В-ль: Вы согласны с Дино? Дома действительно одинаковые?
Идёт разбор заданий «что лишнее?»
Среди домов надо найти дом, у которого цвет крыши не такой как у других.(Форма крыши – второе основание для исключения расчитано на сильных детей).
Среди высоких деревьев найти одно низкое.
Среди круглых клумб необходимо выделить одну овальную.
На этой клумбе росли ромашки и маки вот в таком порядке: мак – ромашка, мак – ромашка. (Используется демонстрационный образец). Уточнить, как дети поняли принцип чередования. Далее самостоятельная работа детей по чередованию цветов 1х1 на зелёной полоске с липучкой или магнитом. (После окончания самостоятельной деятельности и проверки правильности выполнения задания или в конце занятия цветы с полоски убрать в розетки с целью подготовки материала для 2-ой подгруппы).
Дино благодарит детей за оказанную ему помощь: «Вы помогли мне найти (используя наглядность и жесты, в-ль приглашает детей к завершению фразы)… непохожий дом, непохожую клумбу, непохожее дерево». При необходимости организовать повторное хоровое проговаривание.
И ещё вместе с вами я научился строчку превращать в дорожку. В-ль старается к выводу сделанному динозавриком привлечь детей, используя хоровые и индивидуальные проговаривания и показ на планшете и в тетрадях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема «Стоит в поле теремок»
Цели:Познакомить детей с загадками - рифмами.Продолжать учить детей составлять загадки-описания и загадки-сравнения.Словарная работа: активизировать в речи детей существительные: названия предметов по...
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе детского сада по теме - "Зима на Севере". Занятие составлено в форме игры-беседы с элементами конструирования из бумаги....
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Овощи и фрукты»
Занятие по развитию речи для детей пятого года жизни на тему: "Во саду ли в огороде"....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Гнездо птицы»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Гнездо птицы"...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему"Дикие животные"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему"Дикие животные" поможет педагогу обобщить знания детей по теме.Занятие построено в игровой форме,все задания объединены единым сюжетом ...
конспект занятия по развитию речи в средней группе
Учить детей воспринимать и осознавать образные слова и выражения в тексте; развивать эмоции детей; упражнять в подборе синонимов; учить понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды...
Конспект занятия НОД по математике в средней группе «Теремок» с учетом ФГОС
1. Введение в ситуацию.Воспитатель собирает детей около себя. С детьми проговаривают приветствие. Станем рядышком, по кругу,Скажем "Здравствуйте!" друг другу.Нам здороваться не лень.Все...