Методический доклад
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
Методический доклад
«Развитие музыкальных способностей исполнителей на клавишном синтезаторе»
Клавишный синтезатор как политембровый музыкальный инструмент инновационного типа, обладающий широчайшими возможностями для исполнения музыки любого стиля и жанра, уже давно с самой лучшей стороны зарекомендовал себя среди любителей и профессионалов. Конечно, синтезатор не имеет пока своих композиторов равных Баху, Шопену, Листу, каждый из которых своими прекрасными высокотехничными музыкальными произведениями поспособствовал утверждению фортепиано на концертной эстраде. Но в синтезаторном исполнительстве не всё так убого и непрофессионально, как пытаются представить некоторые представители академического сообщества.
Клавишный синтезатор, несмотря на все нападки, запреты и активное неприятие, нашёл своё место как концертный инструмент, в том числе в составе ансамблей и оркестров, а нередко и как музыкальный инструмент для сольного исполнительства. Немалых успехов достиг синтезатор и в музыкальной педагогике. Он используется на всех уровнях музыкального образования и, конечно, особенно активно в детских музыкальных школах (далее – ДМШ) и на музыкальных отделениях детских школ искусств (далее-ДШИ).
Грамотное использование клавишного синтезатора в музыкальной педагогике позволяет развить музыкальные способности обучающихся и повысить их уровень мотивации к занятиям музыкой. Проводившиеся автором на протяжении семи лет наблюдения, позволили прийти к определённым выводам о развитии музыкальных способностей обучающихся по специальности «клавишный синтезатор» в процессе целенаправленной исполнительской деятельности на этом инструменте.
Прежде всего, необходимо отметить довольно значительное развитие интонационного слуха обучающихся. Интонационный слух – это, как известно свойство слуха, направленное на восприятие эмоционально-смысловых аспектов музыки. По меткому замечанию знаменитого музыкального психолога Д.К. Кирнарской, «интонационный слух не может отличить звук «до» от звука «ми», зато он отличает смысловое «наполнении» крадущихся и скользящих «Парусов» Дебюсси от настойчивой и упругой поступи «Болеро» Равеля».
Педагогический репертуар синтезёра включает в себя разнохарактерные и разножанровые музыкальные произведения, часто исполняемые практически в аутентичном, или сильно приближенном к оригиналу, звучании. В силу этой особенности, развитие интонационного слуха юного исполнителя на синтезаторе проходит в более благоприятных условиях, нежели у обучающихся на других музыкальных инструментах.
Широкая палитра звуковых красок позволяет исполнителю на синтезаторе получить в процессе обучения гораздо более широкий спектр музыкальных впечатлений, чем у любого другого инструменталиста. Таким образом, в процессе анализа большого объёма музыкального материала, сравнимого лишь с объёмом получаемым дирижёром во время управления оркестром, интонационный слух синтезёра находится в постоянной работе. Благодаря этому, повышается как музыкальность исполнения, так и тяга к занятиям музыкой у начинающих исполнителей на клавишном синтезаторе.
Чувство ритма, как способность к восприятию и анализу метроритмических соотношений в музыке, у исполнителя на клавишном синтезаторе развивается куда более быстрыми темпами, чем у обучающихся на других музыкальных инструментах. Подчас скорость перерождение «неритмичного» ученика, обучающегося на синтезаторе в ученика, тонко чувствующего любой метро-ритм, просто поражают.
Обусловлено такое улучшение чувства ритма синтезёров прежде всего тем, что с первых дней обучения на инструменте ученик вынужден играть в ансамбле с ритмо-гармонической конструкцией, называемой «паттерном». Режим автоаккомпанемента, используемый на начальном этапе обучения игре на синтезаторе, с одной стороны резко ограничивает ритмическую свободу синтезёра, но с другой стороны, позволяет сформировать у него чёткие представления о музыкальном метре и ритме.
Большое количество различных стилей паттерна обогащают ритмическую память синтезёров. Полученный ритмический опыт позволяет им в дальнейшем успешно исполнять и более сложные произведения в режимах Normal или Split-клавиатуры. Причём агогические изменения в их игре не связаны с трудностями технического плана и не навязаны преподавателем, а вызваны более профессиональным отношением к ритму и обусловлены только художественными особенностями музыкального произведения. В старших классах обучающиеся на клавишном синтезаторе с успехом исполняют музыкальные произведения, содержащие элементы полиритмии или целиком основанные на ней.
Аналитический слух, как способность к осознанному определению высоты звука, интервальных соотношений, гармонических последовательностей и т.д., у начинающих исполнителей на клавишном синтезаторе развивается комплексно и гармонично. В процессе игры на этом музыкальном инструменте, исполнитель постоянно сталкивается с различными звуками хорошо темперированного строя, частота которых выверена с математической точностью, поэтому музыкальные звуки всегда звучат одинаково чисто.
Синтезёр не должен как любой исполнитель на акустическом инструменте слышать во время игры приблизительную настройку своего инструмента. Поэтому в его музыкальной памяти надолго остаётся эталонное звучание всех звуков клавиатуры, где «ля» первой октавы всегда 440 Герц, а не 439 и не 441. Конечно, юные синтезёры не становятся от такой особенности инструмента обладателями «абсолютного слуха», но определённое улучшение чувства музыкальной высоты у них, безусловно, можно наблюдать.
В педагогический репертуар обучающихся на клавишном синтезаторе входят как произведения гомофонно-гармонического склада, так и разнообразные полифонические произведения. Причём многоголосие на клавишном синтезаторе часто исполняется в аутентичном, т.е. максимально приближенном к оригиналу, варианте. При этом для каждого голоса назначается свой тембр. В таком исполнении полифония звучит рельефнее, что, несомненно, положительно сказывается как на качестве осмысления каждого голоса исполнителем, так и на развитии его аналитического слуха.
Юные синтезёры в процессе обучения в ДМШ и ДШИ обычно хорошо развивают свой гармонический слух. Это, конечно же, обусловлено постоянным использованием режима автоаккомпанемента, который требует от исполнителя хорошего владения аккордовой техникой и соответственно качественного слухового анализа исполняемой гармонической цепочки.
Необходимо также отметить, что у исполнителей на клавишном синтезаторе обычно хорошо развит тембровый слух. Звучание различных тембров синтезатора, как сэмплированных акустических, так и синтезированных на компьютере, неизмеримо обогащает представления синтезёра о всём богатстве тембровых возможностей. Соответственно и аналитический слух развивается не в замкнутой однотембровой среде, а в поистине безграничной атмосфере разнообразных звучаний.
Обычно по окончании курса обучения по специальности «клавишный синтезатор» обучающийся способен самостоятельно на слух определить звучание тембра акустического инструмента или отнести к той или иной категории многие синтетические тембры. Поэтому исполнитель на синтезаторе слыша по телевизору, в кино или в компьютерной игре звучание тех или иных тембров имеет возможность сразу дать им более-менее точную характеристику.
В заключении хочется ещё раз подчеркнуть, что клавишный синтезатор, обладая несомненными преимуществами по сравнению со многими другими музыкальными инструментами, даёт широкие возможности для развития музыкальных способностей у обучающихся на этом инструменте. Весь комплекс музыкальных способностей (т.е. интонационный слух, чувство ритма, аналитический слух) в процессе обучения игре на синтезаторе поддаётся хорошему развитию и укреплению.
Методический доклад
«Новые методы оформления нотного текста произведений для клавишного синтезатора»
Одной из основных проблем, стоящих в последние годы перед преподавателями по классу клавишного синтезатора детских музыкальных школ и школ искусств, является проблема подготовки и эффективного использования педагогического репертуара. Всё чаще преподаватели клавишного синтезатора в качестве результата своей инновационной деятельности представляют на суд общественности созданные ими учебные пособия, сборники переложений, собственные сочинения для этого политембрового инструмента.
Стремительно меняются требования к репертуару для клавишного синтезатора. Если в начале XXI века преподавателей вполне устраивали простейшие аранжировки с использованием автоаккомпанемента, то теперь уровень сложности исполняемых аранжировок неизмеримо вырос.
В программу выступлений всё чаще включаются произведения без использования автоаккомпанемента, Song, Multy Pad’ов и других возможностей клавишного синтезатора, придающих аранжировке эффектность при малой затрате сил самого исполнителя. Оказалось, что в режиме Normal и Split – клавиатуры при игре на синтезаторе можно добиться очень интересных художественных результатов, уйдя при этом от шаблонов и заготовок, переведя тем самым этот мультитембровый инструмент в разряд музыкальных инструментов «живого» звучания.
Вышеперечисленные изменения в исполнительстве на синтезаторе не могли не отразиться на нотной фиксации произведений для него. Нотная запись в современных учебных пособиях для синтезатора, по сравнению с первыми нотами, выпущенными в начале столетия, стала существенно более единообразной и информативной.
В первых сборниках для клавишного синтезатора, самоучителях, школах игры, ноты записывались на одной строчке с применением надстрочной записи аккордов. Исполнитель должен был самостоятельно прочесть и сыграть аккордовую цепочку. К сожалению, авторы этих учебных пособий не понимали какую бомбу замедленного действия они закладывают под исполнительство на клавишном синтезаторе.
Учащиеся, приученные играть по такой упрощённой записи, неспособны были в дальнейшем с лёгкостью читать двухстрочную запись в полифонических произведениях и пьесах со смешанной фактурой. Переучивание под чтение двухстрочной нотации подчас вызывало большие трудности и, даже, некоторое отторжение юных исполнителей от игры на инструменте.
По этой причине, современные профессиональные ноты для клавишного синтезатора записываются только в системе из двух нотоносцев, объединённых акколадой. Причём, в произведениях с автоаккомпанементом, в партии левой руки выписывается полностью аккорд в правильном расположении, с указанием аппликатуры. Над аккордом помещается его буквенное обозначение в стандартном общеевропейском варианте – Cm, Dm, E и т.д. При этом си обозначается как B, а си-бемоль как Bb.
При этом необходимо напомнить, что в данном режиме игры на клавишном синтезаторе, гармоническое наполнение паттерна удерживается автоматически и снятие отдельных нот или созвучий в левой руке в режиме автоаккомпанемента допускается ранее, чем написано в нотах. Поэтому не стоит добиваться их точной ритмической выдержанности согласно указанным в нотах длительностям. Однако взятие нового аккорда в левой руке должно быть выполнено точно на указанную долю такта.
Сложные аранжировки требуют предельной точности в обозначениях. Используемые в проекте аранжировки штрихи, аппликатура, тембры, стили автоаккомпанемента, темпы и другая техническая информация с предельной подробностью вводится в нотную запись. Вместо ранее используемых партитурных ориентиров в виде цифр ныне используются указания на банки памяти (Registration Memory). Для ориентирования в нотном тексте используется обозначение номера каждого первого такта системы. Все автоматические вступления, отыгрыши, окончания также фиксируются в нотах.
Определённую трудность представляет запись полифонических произведений для клавишного синтезатора. В частности, введение в музыкальную ткань пьесы мультипэдов создаёт необходимость в появлении в системе третьего (верхнего) нотоносца. Каждый мультипэд, при этом, обозначается соответствующей цифрой или сочетанием цифр, обрамлённых круглой рамкой. Пустые такты строки мультипэдов, обычно, для экономии места, скрываются.
Процесс создания учебного пособия включает в себя нотный набор, предпечатную подготовку и редакторскую правку. Независимо от того, какая выбрана программа-нотатор, объединение набранного и отредактированного нотного текста и страниц с текстовой информацией производится с помощью виртуального принтера, который склеивает все страницы сборника в один pdf-файл. Обложка для учебного пособия изготавливается отдельно в векторном или растровом графическом редакторе.
Подводя итоги, стоит отметить, что разработка новых методов оформления нотных текстов произведений для клавишного синтезатора – проблема, не только весьма актуальная в условиях развития исполнительства на данном инструменте, но и успешно решаемая многими педагогами, преподающими игру на нём.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание искусством (методический доклад)
Влияние музыкального искусства на воспитание полноценной, всесторонне развитой личности....
Методический доклад на тему Актуальность современных программ по "Слушанию музыки" в ДМШ иДШИ
аналитическа работа 1.Слушание музыки-вид музыкальной деятельности.2.Сущность и особенности авторских программ по предмету "Слушание музыки".3.Эффективность творческих приемов,используемых в ли...
Методический доклад
Методический доклад Основн...
Методический доклад
Современная история гитары и музыкальные стили...
Методический доклад
Принципы надежности игры на баяне...
Методический доклад - презентация по теме: "Развитие фортепианной школы в России"
Текст презентацииПрезентация...
Методический доклад "Артпедагогические приемы и техники в индивидуальной вокальной работе".
Артпедагогические приёмы и техники, используемые на уроках вокала, очень разнообразны: вокальные, артикуляционные и дыхательные тренинги, музыкальные сказки, «рисование» голосом («звукопись») и...