«Вещи на память. Декоративно-прикладное искусство» 5 класс
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Мандригель Ольга Ивановна
Рабочая программа создана Бакшиновым Л.П., старшим преподавателем кафедры культурологического образования СПбАППО. Декоративно-прикладное искусство наиболее понятно и близко детям, так как изделия ДПИ повсеместно окружают их в жизни. Они присутствуют в любом доме, в виде игрушек, одежды, посуды, мебели. Но, в то же время, являясь предметами искусства, они воспитывают эстетический вкус, а также патриотизм, любовь к Родине, уважение к ее традициям и к ее культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Вещи на память. Декоративно-прикладное искусство»

(социальное направление)

5 класс

(34 часа)

Учитель (название предмета)

ГБОУ  школа № 163

Центрального района

Санкт-Петербурга

2015 / 2016 уч. год  Мандригель О,И.            

                                (ФИО)

2016 / 2017 уч. год   Мандригель О,И.            

                                                                           (ФИО)

2017/20 18   уч. год  Мандригель О,И.         

                                (ФИО)

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Рабочая программа создана Бакшиновым Л.П., старшим преподавателем кафедры культурологического образования СПбАППО.

Декоративно-прикладное искусство наиболее понятно и близко детям, так как изделия ДПИ повсеместно окружают их в жизни. Они присутствуют в любом доме, в виде игрушек, одежды, посуды, мебели. Но, в то же время, являясь предметами искусства, они воспитывают эстетический вкус, а также патриотизм, любовь к Родине, уважение к ее традициям и к ее культуре.

Поэтому так важно в неформальной обстановке раскрыть для учеников удивительный яркий и красочный мир предметов, показать глубинные исторические смыслы появления вещей и их элементов. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с декоративно-прикладным и народным искусством, современным выставочным декоративным искусством, но очень мало уделяется времени на ознакомление с местными региональными художественными промыслами и декоративно-прикладным искусством региона.

Чтобы исключить этот пробел предлагается программа внеурочной деятельности «Вещи на память. Декоративно-прикладное искусство», которая адресована учащимся 5 классов общеобразовательных школ (объем программы – 34 часа) и направлена на ознакомление, исследование, освоение и, в какой-то степени возрождение, местных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства Ленинградской области.

При ознакомлении с народным декоративно-прикладным искусством родного края, отражающим опыт многих поколений, накопленный на протяжении веков и тысячелетий, крайне важным является формирование ценностного отношения к этому наследию. Именно этот вид искусства, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавший в себя мудрость и талант коллективного творчества, позволяет открыть простор для художественно-эстетического образования детей. Таким образом программа внеурочной деятельности «Вещи на память. Декоративно-прикладное искусство» имеет художественно-эстетическую направленность.

Актуальность данной программы состоит в том, что она позволяет соединить новые формы обучения с освоением художественных традиций родного края в художественно-творческой и изобразительной деятельности.

 Современная жизнь, диктуя быстрый ритм и обращение к компьютерным технологиям, часто не оставляет времени на углубленное рассматривание, любование, анализ и оттачивание мастерства ручным способом. Художественное же творчество – это процесс выполнения изделия, произведения автором именно вручную, в единственном оригинальном варианте (даже если автором является ребенок). Предмет декоративно-прикладного искусства, художественного промысла может быть выполнен автором только в том случае, если изучены особенности исполнения, традиционные формы, элементы и т.п. В таком случае появляется традиционное или оригинальное, на основе традиционного, художественное изделие.

Современная сеть Интернет дает возможность школьнику заглянуть в музеи и мастерские народных художников декоративно-прикладного искусства, совершить путешествия в различные уголки мира, рассмотреть фрагменты произведений и задать вопросы далекому собеседнику. Эти возможности использованы в данной программе внеурочной деятельности для развития интереса учащихся к теме программы, поиска новых форм работы с детьми, организации и проведения занятий и самостоятельной деятельности учащихся, коллективной исследовательской и творческой деятельности, совместной работы с родителями.

Программа ориентирована на реализацию требований ФГОС в части художественно-творческой деятельности, овладения приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия с другими детьми и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности. Программа дает возможность формирования и развития компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего и специального (предметного) компонентов пользования (поиск, передача и сохранение информации, презентирование).

Цель: создание условий для развития общекультурных и информационных компетенций школьников через художественно-творческую деятельность в процессе ознакомления с художественными промыслами Ленинградской области как компонентом культуры родного края.

Задачи: 

  • формирование представлений о художественной культуре родного края;
  • осмысление специфики художественных профессий, необходимых для создания творческого авторского изделия;
  • совершенствование умений и навыков для разработки и создания творческого художественного проекта;
  • развитие самостоятельности, художественного вкуса, инициативы, информационной и коммуникативной культуры;
  • приобретение навыков работы с художественными материалами при изготовлении творческого индивидуального и коллективного продукта.

                Специфика программы внеурочной деятельности:

  •  практико-ориентированный характер, в основе которого лежит исследовательская, проектная и художественно-творческая деятельность;
  •  краеведческий характер, в основе которого лежит ознакомление и освоение художественных промыслов Ленинградской области.

В процессе освоения программы, предполагается формирование и развитие у школьников следующих образовательных компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, общекультурной, информационной, компетенции личностного совершенствования.

Вариативность программы заключается  в предоставлении выбора учащимся во время практических занятий ассортимента изделий для росписи, а также создания авторской композиции, подбора колорита росписи с тьюторским сопровождением педагога.

Структура программы представляет пять тем, которые последовательно по принципу «от простого – к сложному» знакомят учащихся с декоративно-прикладным искусством Ленинградской области. Первая тема «Художественные промыслы: мастера и подмастерья» вводит обучающихся в мир народного искусства родного края, художественных промыслов и их расположению на карте области, знакомит с лучшими образцами изделий мастеров. Вторая тема «В гостях у оятских гончаров (оятская керамика)» раскрывает детям истоки мастерства одного из древнейших ремесел на планете – гончарного. Сложные вопросы формообразования даются в упрощенном детском варианте и позволяют постичь законы появления новых форм при создании посуды. Изучаются мотивы росписи керамических предметов, и создается коллективное панно, что позволяет детям иметь опыт создания индивидуальной и коллективной творческих работ. Третья тема «В Кириши за кружевами» раскрывает связи народного и светского искусства – плетение кружев и модных тенденций. Учащиеся создают эскизы нарядов и учатся их презентовать. Четвертая тема «Яркие букеты волховской росписи» направлена на ознакомление и освоение росписи по дереву, а также подготовки деревянных изделий к росписи. В ходе работы над индивидуальным художественно-творческим проектом появляется изделие с росписью для кухни. Пятая тема «Петербургская роспись» также направлена на освоение росписи по дереву, но характер изделий меняется. Это ювелирные изделия из древесины с росписью. Также детям предоставляется возможность выполнения открытки, визитки в смешанной технике, что позволяет обобщить изученный материал и выполнить стилизацию. В заключении программы проводится общая выставка презентуемых творческих работ.

Прогнозируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности:

Личностные:

  • уважительное отношение к народному искусству родного края как части культуры страны;
  • мотивированное отношение к учебной художественно-творческой деятельности;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в творческой деятельности;
  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат художественно-творческой деятельности.

Метапредметные:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов и добывать новые знания;
  • умение проводить простейший анализ содержания художественного произведения ДПИ, отмечать выразительные средства и их воздействие на чувства зрителя;
  • умение сравнивать свой художественный продукт и работы сверстников с произведениями мастеров, выделяя сходства и различия.

Предметные:

  • сформированность потребности в общении с произведениями народного и декоративно-прикладного искусства для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга;
  • умение выбирать и использовать различные художественные материалы для выполнения изображения и воплощения своей идеи;
  • знание особенностей художественных промыслов Ленинградской области;
  • знание композиционных приемов и художественных средств при выполнении декоративных росписей;
  • использование цвета в изображениях предметов ДПИ как средство выразительности, применяя цветовой контраст, понятие колорита;
  • умение самостоятельно выполнять эскизы декоративных композиции на основе цветочной росписи;
  • расширение художественного и общего культурного кругозора, воспитание эстетического вкуса;
  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и презентирование авторской работы.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел (тема) программы

Кол-во часов

Форма занятий

Способы выявления образовательных результатов учащихся

Теория

Практика

1.

Художественные промыслы: мастера и подмастерья

2

4

1.1

Что такое промысел. Традиционные ремесла.

1

1

Поисковая деятельность

Составление глоссария

1.2

Крестьянское искусство – образец для подражания

1

2

Экскурсия в Российский государственный музей этнографии народов России и в ГРМ (очная или заочная)

Фото и видео-альбом

(коллективная презентация)

1.3

Отправляясь в путешествие (по Ленинградской области)

-

1

Работа с географической картой Ленинградской области и Интернет

Создание «говорящей» географической карты

2.

В гостях у оятских гончаров (оятская керамика)

2

4

2.1

Явосьминские гончары

(история промысла)

1

1

Фасилитированная дискуссия

Составление рецептуры изготовления изделия (возрождаем промысел)

2.2

Мастерская по созданию формы (ассортимент изделий)

1

1

Фасилитированная дискуссия

Практическая работа по формообразованию

Создание шаблонов новых форм для предметов посуды

2.3

Мастерская по росписи изделий

-

2

Упражнения и практическая работа по росписи изделий в стиле оятской керамики

Коллективное панно для оформления столовой «Оятская керамика»

3.

В Кириши за кружевами

3

4

3.1

Из глубины веков в наши дни

2

2

Поисковая деятельность (в малой группе)

Фото и видео-альбом (коллективная презентация).

Индивидуальная работа над эскизом кружевного изделия с составлением схемы рисунка

3.2

Кружева в современной моде

1

2

Практическая индивидуальная творческая работа (создание эскиза модели одежды с использованием кружев)

Дефиле бумажных кукол

4.

Яркие букеты волховской росписи

3

5

4.1.

История и современность

1

1

Самостоятельная индивидуальная (с тьюторским сопровождением) работа учащихся по подготовке изделия к росписи

ОТК подготовленного к росписи изделия (взаимоконтроль)

4.2.

Мастерская по росписи изделий

2

4

Заочная экскурсия в мастерскую художника.

Практическая индивидуальная творческая работа (выполнение упражнений). Проект по выполнению росписи деревянного изделия

Вернисаж (ярмарка).

Презентация изделий по группам

5.

Петербургская роспись

2

5

5.1.

Возрожденная красота

1

1

Поисковая исследовательская деятельность (в малых группах)

Интервью.

Создание фотоальбома (коллективная работа)

5.2.

Ювелирная мастерская (создание открытки и роспись изделия)

1

3

Проект «Вещи в подарок». Практическая индивидуальная творческая работа над изделием

Ювелирный салон.

Вернисаж.

5.3.

Мастера или подмастерья. Подведение итогов.

-

1

Круглый стол

Проведение коллективной экскурсии «Вещи на память»

Итого:

12

22

Содержание программы

Тема 1. Художественные промыслы: мастера и подмастерья

1.1. Что такое промысел. Традиционные ремесла.

Понятие промысла и художественного промысла. Ремесло и искусство. Мастерство. Материалы для изготовления изделий. Просмотр и подбор репродукций произведений (открытки, журнальные вырезки, фото, Интернет) изделий художественных промыслов России. Подлинник. Узнаваемые особенности. Поисковая работа в группах. Составление глоссария новых и основных терминов по теме.

1.2. Крестьянское искусство – образец для подражания

Крестьянское искусство на Руси. Материалы и приспособления. Особые смыслы. Эстетическая ценность изделий. Ассортимент изделий. Эргономичность. Работа на экспозиции музея этнографии или ГРМ (очно или виртуально). Изделия крестьянского искусства – образец для подражания. Создание фото и видео-альбома (коллективная работа) с образцами изделий ДПИ и народного искусства.

1.3.Отправляясь в путешествие (по Ленинградской области)

Практическая работа по созданию «говорящей» географической карты»: в Интернете найти карту Ленинградской области (можно распечатать).Отметить на карте местности центры художественных промыслов нашей области. Рассмотреть коллекцию изделий промыслов, презентацию. На карту наклеить иллюстрации к местам промыслов.

Тема 2. В гостях у оятских гончаров (оятская керамика)

2.1. Явосьминские гончары (история промысла).

Исторические сведении о гончарном промысле на реке Оять. Особенности гончарного производства. Алеховщина – центр современного производства. Упадок и возрождение промысла. Последовательность изготовления изделия из глины. Советы старых мастеров. Определение по внешнему виду старинных и современных изделий. Составление (по памяти) рецептуры глины, красок для изготовления изделий.

2.2. Мастерская по созданию формы (ассортимент изделий)

Формообразование изделий из глины. Гончарный круг. Ассортимент изделий, их размер. Назначение изделий (посуда). Современные изделия и их форма. Возрождение промысла (Охта). Создание шаблонов форм предметов посуды (сервиз, комплект) для дальнейшей росписи оригинальных форм.

2.3. Мастерская по росписи изделий.

Роспись оятской керамики. Мотивы росписи. Инструменты и приспособления. Особенности цветовой гаммы. Мастера и подмастерья: знаменитые имена и их работы. Выполнение упражнений по изображению отдельных элементов, мотивов, раппортов. Композиция в росписи. Выполнение росписи одного-двух изделий на тонированной бумаге. Составление единой композиции из индивидуальных работ – панно «Оятская керамика» для оформления столовой.

Тема 3. В Кириши за кружевами.

3.1. Из глубины веков в наши дни.

История кружевоплетения в Европе и на Руси. Лучшие образцы – экспонаты музеев. Киришский историко-краеведческий музей и его экспозиция по данной теме. Виртуальные экскурсии по сбору фото и видео-материала для презентации. Киришский промысел: история и современность. Кто возрождает промысел сегодня. Студия кружевоплетения в ДДЮТ города Кириши. Специальная терминология. Процесс плетения кружевного изделия на коклюшках. Составление схем для рисунков – сколков. Индивидуальная работа по составлению эскиза будущего изделия.

3.2. Кружева в современной моде.

Модницы и кружевные изделия через времена и стили: Европа, Россия Ознакомление с романтическим стилем и стилем «ретро», винтаж. Кружево и кружевное полотно. Мерные кружева и их применение в одежде. Практическая работа «Модный салон» по созданию модного наряда на бумажную плоскую куклу (мужская или женская модель, использование кружева рисованного или аппликативного, соблюдая стилистику). По завершению работы – дефиле бумажных кукол, просмотр работ и их обсуждение.

Тема 4. Яркие букеты волховской росписи

4.1. История и современность.

Роспись по дереву в Ленинградской области. Волховская роспись: история и современность. Ассортимент изделий быта для кухни. Особенности изготовления изделий. Материалы и мастера. Подготовка изделия к росписи. Выполнение самостоятельной работы (с тьюторским сопровождением): выбор деревянного изделия для кухни (солонка, разделочная доска, ложка, салфетница, яйцо); подготовка изделия к росписи (шлифовка, грунтовка, фон). Осуществление взаимоконтроля при подготовке изделия и организация ОТК как проверка перед росписью.

4.2. Мастерская по росписи изделий.

Организация заочной виртуальной экскурсии на промысел в мастерскую по росписи изделий. Просмотр приемов работы мастеров. Материалы и принадлежности: краски, кисти, тычки. Работа в малой группе по освоению приемов росписи с использованием раздаточного материала и показа учителя (группы формируются по ассортименту выбранных детьми изделий).

 Выполнение упражнений по подготовке к выполнению цветочной композиции: каемки, двойной мазок, листики, бутоны, цветы. Композиция. Виды цветочной композиции: симметричная, асимметричная, центральная. Особенности расположения цветов и листьев в букете. Работа над индивидуальным художественным проектом по росписи изделия. Составление эскиза для изделия. Подбор цветовой гаммы. Выполнение росписи изделия. Лакирование. Презентация в форме вернисажа или ярмарки по рабочим группам.

Тема 5. Петербургская роспись

5.1. Возрожденная красота.

Организация исследовательских малых групп по освоению петербургской росписи: просмотр рисунков мастеров современной росписи, поиск музейных экспонатов в музеях Санкт-Петербурга с помощью Интернет-ресурсов, создание фотоальбома работ современных мастеров петербургской росписи. Сбор интервью в школе и дома (Знаете ли вы о существовании «петербургской росписи», ее особенности, цветовая гамма). Обсуждение. Выводы. Просмотр собранного фото-материала.

5.2. Ювелирная мастерская (создание открытки и роспись изделия)

Работа над проектом «Вещи в подарок» с петербургской росписью: изделие из дерева ювелирного характера (брошь, браслет, подвеска, бусы) и поздравительная открытка в стиле петербургской росписи (смешанная техника: тонированная бумага, гуашь, гелиевые ручки). Просмотр приемов работы мастеров. Материалы и принадлежности: краски, кисти. Работа в малой группе по освоению приемов росписи с использованием раздаточного материала и показа учителя (группы формируются по ассортименту выбранных детьми изделий). Выполнение упражнений по подготовке к рисованию цветочной композиции: каемки, листики, бутоны, цветы. Композиция. Виды цветочной композиции: симметричная, асимметричная. Особенности расположения цветов и листьев в букете. Выполнение поздравительной открытки (визитки, авторской бирки к изделию) по мотивам петербургской росписи в смешанной технике. Работа над индивидуальным художественным проектом по росписи изделия. Подготовка изделия к росписи: шлифовка, грунтовка, фон. Составление эскиза для изделия. Выполнение росписи изделия. Лакирование. Презентация в форме вернисажа.

5.3. Мастера или подмастерья. Подведение итогов.

Обобщающее занятие проводится в виде круглого стола и просмотра наиболее удачных творческих работ, выполненных в течение года. Учащиеся составляют экспозицию из своих творческих работ и проводят мини-экскурсию под названием «Вещи на память».

Материально-техническое обеспечение

  • Компьютер
  • Мультимедийная приставка
  • Большой экран
  • Принтер
  • Художественные материалы и принадлежности (бумага, картон, ножницы, клей, кисти, краски, лак по дереву)
  • Деревянные изделия для последующей росписи

Литература

  1. Андреева А.Ю., Богомолов Г.И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. От Древнего Египта до модерна. – СПб.: Паритет, 2008.
  2. Богуславская И.Я. Народное искусство. Исследования и материалы. – ГРМ, 1995.
  3. Гиновар М. Роспись по дереву для начинающих. – М., Арт-Родник, 2008.
  4. Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство, 5 класс, декоративно-прикладное искусство. – Просвещение, 2013.
  5. Долорс Рос. Керамика. Техника. Приемы. – М., АСТ-Пресс, 2010.
  6. Каштанов Ю. Русский костюм. – М., Белый город, 2014.
  7. Костомаров Н. Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях. – Смоленск: Русич, 2011.
  8. Попова С. История моды, костюма и стиля. – М., АСТ, 2009.

Электронные ресурсы

  1. http://rudocs.exdat.com/docs/index-446378.html

Пояснительная записка Эскизы кружевных сколков, работы воспитанников творческой мастерской «изо» Киришское кружево, работы воспитанников и педагогов творческой мастерской «Кружевоплетение»

  1. http://koketka.liveforums.ru/viewtopic.php?id=223

Краткая история кружевоплетения. Глоссарий.

  1. http://www.herwish.ru/Verhnyayaiodezhda/1439.html

О кружеве, моде, истории, фотографии моделей одежды.

  1. http://lichnost-kultura.narod.ru/2001/20013/2001314/2001314.htm

Статья «Волховская роспись по дереву» авторов Б.Н. Покровского, Н.Н. Покровской об истории и особенностях промысла. Имеются иллюстрации.

  1. http://zadacha.uanet.biz/uploads/07/98/07989a8184cb9c00d7abcfbcac2df8a2/%D0%92%D0%9E%D0%9B%D0%A5%D0%9E%D0%92%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF-%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%9F%D0%98%D0%A1%D0%AC.pdf

История волховской росписи и фотографии изделий мастеров.

  1. http://xn----dtbavjjub6df.xn-- p1ai/2013/10/%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8B%D1%85- %D1%80%D1%83%D0%BA-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/

Работа мастеров по волховской росписи в г.Волхов. Мастер-класс.

  1. http://www.slideshare.net/aitova/c-39836674

Презентация «Волховский розан» для начинающих по освоению волховской росписи: последовательность работы.

  1. http://b1502029.narod.ru/St7.htm

Петербургская роспись по работам Н.Тихоновой.

  1. http://pensioner-ua.ucoz.ru/load/46-1-0-117

Фотоальбом – программа для создания базы фотографий на компьютере.

  1. http://www.kurs-pc-dvd.ru/blog/novichku/kak-sdelat-xoroshie-fotoalbomy-na-kompyutere.html

Как сделать хорошие фотоальбомы на компьютере. Советы для начинающих.

  1. http://www.slideshare.net/rumna13/picasa-12295275?next_slideshow=1

Инструкции по созданию фотоальбомов, коллективных альбомов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс

Учебник   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Группы продленного дня мастерской «Радуга» (кружок декоративно-прикладного творчества). 2 класса

   Программа способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к ...

план-конспект урока декоративно-прикладной труд 7 класс

Тема урока: « Лепка птицы.»Цель урока: закрепить понятия «глина и пластилин»,их свойства и применение. Вылепить птицу из пластилина конструктивным способом с учётом интеллектуа...

"Вышивка - вид декоративно-прикладного творчества" 5 класс

Красочная презентация вначале показывает народную вышивку. Демонстрирует и даёт определение колорита и орнамента. Выделяет виды вышивки счётной и по рисованному контуру. Демонстрирует оригинальные раб...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической общекультурной направленности по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному изобразительному искусству «Театральная мастерская»

Данная программа основной акцент делает на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей. Все упражнения, этюды, выбор тем для ...

«Виды техник декоративно-прикладного творчества (искусства)»

Виды техник декоративно-прикладного творчества (искусства)...