ЗНАЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Б. ПАСТЕРНАКА В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему
Доклад о значении литературного наследия Б.Л. Пастернака
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pasternaka.docx | 32.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
ЧИСТОПОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»
МБОУ «ООШ №6»
«Имя поэта будет жить вечно»
(из опыта работы)
секция: педагогика и психология
Горина Елена Александровна,
учитель русского языка и литературы
Чистополь, 2015 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………..……………………...3
- «Цветаевские костры» - обитель поэзии
1.1. Из истории «цветаевских костров»……….………………………………………….4
- Практика проведения «Цветаевских костров» в школе………………………......7
- Имя поэта будет жить вечно (муза творчества для учащихся)
2.1. Стихотворение ученицы «Мы помним Пастернака»
Заключение………….……………………………………………………………………...11
Введение
В наше время все возрастающей компьютеризации становится явным снижение мотивации школьников к чтению. Конечно, интернет позволяет получить в кратчайшие сроки необходимую информацию, но вместо прочтения полного произведения того или иного автора ученики чаще прибегают к вариантам краткого содержания текста. Последним оплотом чтения для ребят становится школа. Через различные мероприятия школа помогает не только не забывать, но и узнавать много нового и интересного из жизни писателей, гениев литературы. Одним из таких мероприятий в нашей школе является «Цветаевский костер», который призван пробудить в учениках любовь к творчеству отечественных писателей.
- «Цветаевские костры» - обитель поэзии
1.1 Из истории «цветаевских костров»
История проведения цветаевских костров начинается с 1986 года, когда группа поклонников цветаевской поэзии в Тарусе искала помещение для проведения праздника ко дню рождения Марины Ивановны. Официальные власти в то время не жаловали Цветаеву, считали ее "белогвардейской поэтессой".
Так праздник поэзии прошел на берегу Оки, у костра, на одной из тех полян, где ребенком любила бывать Марина Ивановна. Огонь костра стал символизировать цветаевскую поэзию. Сбылись ее вещие слова: "Птица - феникс - Я, / Только в огне пою!".
Четвертый костер прошел в Германии в городе Вель, над седым Рейном, на горе Тюллинберг. Эта гора - перекресток трех стран: Германии, Франции и Швейцарии.
Восьмой цветаевский костер состоялся в Роквиллском парке под Вашингтоном. Его организатор - московский бард Юлий Зыслин.
4 октября 2003 года в Елабуге, последнем пристанище Марины Цветаевой зажегся Первый цветаевский костер. Зажигающей костер была Алена Трубицина, участница пяти тарусских костров. Это очень символично, что искра тарусского костра зажгла елабужское пламя. Говорят, очень схожи эти два городка - Елабуга и Таруса. И здесь и там - холмы, и здесь и там - леса и поля, уходящие вдаль…
Здесь Кама с Тоймой, там Ока и Таруса…
- Практика проведения «Цветаевских костров» в школе
В Елабуге цветаевскому костру предшествует конкурс чтецов поэтов серебряного века. В 2013 году я участвовала в таком конкурсе. Заняв 1 место, я вдохновилась идеей провести и в нашей школе «Цветаевский костер», который будет посвящен творчеству поэтов серебряного века. В 2013 году мы провели первое такое мероприятие, а в 2014 мы продолжили начатую традицию. Мероприятие проходит в теплой обстановке, горящие свечи создают неповторимый уют. Конкурс чтецов среди учеников школы объявляется заранее, и ребята имеют возможность выучить и продекламировать стихотворение выбранного ими поэта серебряного века. В начале литературного вечера зачитываются традиционные сообщения из разных уголков нашей страны, а также из зарубежных стран. Например, в 2013 году мы получили сообщение из Германии, а в 2014 - из Вашингтона от Юлия Зыслина, по инициативе которого в Вашингтоне появилась Аллея русских поэтов. В своей квартире в Роквилле (пригород Вашингтона) он создал частный музей русской поэзии Серебряного века и ежегодно зажигает Цветаевский костер. В своем сообщении Юлий Зыслин поделился моментами биографии из жизни Б.Л. Пастернака, где рассказал о музыкальном пристрастии поэта и его музыкальной деятельности, например, Б.Л. Пастернак аккомпанировал выдающемуся басу Большого театра, народному артисту СССР Максиму Дармидонтовичу Михайлову в его концертах в Чистополе. Изюминкой вечера в 2014 году стало сообщение внучатой племянницы Марины Цветаевой – Ольги Трухачевой, с которой мы установили связь и надеемся на ее приезд в 2015 году. Вот что она пишет: «Добрый день Елена Александровна! Дорогие друзья! Я приветствую и благодарю вас всех за память и огонь костра, который так любила Марина Ивановна! Замечательно, что он загорается в этом году и я уверена, что будет загораться из года в год, в школе города, который приютил в военные годы писателей. Вы стараетесь понимать мир поэта, знать его творчество и помнить, помнить, помнить. "... Душа, а душа есть то, что бессмертно, не может не чувствовать памяти людей о себе. А память в человеке живом, есть самое неземное и не может угаснуть ТАМ, где все вечно, " - писала моя бабушка Анастасия Ивановна Цветаева. Пусть жар ваших сердец греет вас и нас, всего вам доброго, успехов и удачи в ваших мечтах и начинаниях!!!! С надеждой на встречу, Ольга Андреевна Трухачева.»
На мероприятие приглашаются местные краеведы, поэты, писатели. В 2013 году мы с большой радостью встречали Харитонову Н.С., которая рассказала ребятам об истоках возникновения Цветаевских костров. Максимова М.И. и Солдатова В.Г. поделились своим творчеством. Мы намерены продолжить начатую традицию.
- Имя поэта будет жить вечно (муза творчества для учащихся)
Как результат нашей деятельности мы видим светящиеся глаза наших учеников, их неподдельный интерес к творчеству поэтов и писателей нашей родины. И, как сказала наша замечательная соотечественница, учитель и краевед Харитонова Нина Степановна: «Неудивительно, что в нашем городе так много людей, склонных к творчеству, ведь вся атмосфера Чистополя пронизана писательской энергетикой». Нам очень отрадно, что «цветаевский костер» в нашей школе пробудил таланты и в наших учениках. Особенно привлекает внимание ребят творчество Бориса Пастернака.
2.1. Стихотворение ученицы «Мы помним Пастернака»
И снова, читая строчки стихов,
Я проникаюсь теплом и волненьем,
Стрелами мыслей и блеском ума,
Пронизаны эти стихотворенья.
Борис Пастернак – поэт и писатель,
Он с детства к искусству стремился душой.
Он главного, мира и тайны искатель,
Он истины свет явил нам собой.
Ему нелегко было в тяжкие годы,
Но творческий долг он исполнил сполна.
Любовью и миром дышит каждое слово,
И каждая строчка нам так дорога.
Он верил в людей, наслаждался природой,
Цветами украшен почти каждый стих,
Вся жизнь его в веском и так нужном слове,
Вся мысль его – горный и чистый родник.
Прошло с тех времен уже больше полвека,
Творенья его не угасли в сердцах.
Мы помним и любим того человека,
И имя его – Борис Пастернак.
Заключение
Таким образом, проводя мероприятие «Цветаевский костер», и тем самым повышая уровень знаний учащихся в области литературы, мы способствуем достижению главной цели – прививать любовь к родине, к творчеству наших писателей и поэтов. Мы намерены продолжить начатую традицию проведения «цветаевских костров» и очень надеемся на приезд Ольги Андреевны Трухачевой, внучки Анастасии Цветаевой, который будет чудесным подарком для нашего города и его неравнодушных жителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод творческой деятельности школьника на уроках литературы.
Данная статья рассказывает о таком виде деятельности учащихся на уроке как игра.Она в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитие многих необходимых...
"Потребности, интересы и запросы как педагогическая основа досуговой творческой деятельности школьников"
В данной статье представлены основные средства досуговой педагогики. Потребности, мотивы, установка, интерес и условия расматриваются как элементы единого механизма организации творческой деятельности...
«Педагогические условия формирования творческой деятельности школьников на уроках музыки через мотивацию учащихся».
Начальный этап исследовательской работы...
Творческая деятельность школьников на уроках химии – способ повышения мотивированности обучения и самореализации учащихся
Творческая деятельность школьников на уроках химии –способ повышения мотивированности обучения и самореализации учащихся Главной задачей современного учебного процесса является обучения учащихся ...
Технология продуктивно-творческой деятельности школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности
В работе представлена актуальность массового приобщения детей к коровому пению как на уроке музыки, так и во внеурочной деятельности. Учитывая дефицит времени, отведенного на разучивание песни, предла...
Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей студентов при изучении темы «Литературное наследие родного края»
Очень хочется, чтобы ребята не останавливались на достигнутом, творили, развивали талант и радовали нас своими стихами.Но многое зависит не только от них. Деликатное отношение педагога немаловажно. Ве...