Авторская программа учебного курса "Школа финансовой грамотности", 10 класс
рабочая программа (10 класс) на тему
Данная программа заняла 2 место во II Всероссийском конкурсе лучших методических разработок, направленных на повышение финансовой грамотности учащихся образовательных организаций в номинации «Лучшая рабочая программа учебного курса по финансовой грамотности среднего общего образования (10–11 классы)» . Рекомендована экспертной комиссией жюри конкурса к использованию в образовательных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_shkola_finansovoy_gramotnosti.docx | 57.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный курс «Школа финансовой грамотности»
Авторская программа Коршуновой Елены Анатольевны, учителя истории и обществознания МБОУ Верхнедонской гимназии
Пояснительная записка
1. Введение
Быстро меняющаяся социально – экономическая обстановка требует от молодого человека всестороннего развития, а так как экономика является одной из составляющих общественного развития, то ее знания будут способствовать лучшей адаптации молодого человека в обществе.
В условиях становления правового государства, существования различных форм собственности, важное значение приобретают вопросы формирования и закрепления нового экономического мышления, финансового образования и финансовой грамотности. Общество достигает наибольших экономических успехов, когда граждане страны обладают развитыми навыками принятия ответственных и сознательных решений в финансовой сфере. Финансовая грамотность – главное средство против бедности, один из способов снижения экономических рисков страны. Общее образование – один из важнейших социальных институтов, который должен помогать подрастающему поколению адаптироваться к современным жизненным условиям и обеспечивать выпускникам школы эффективное вхождение во взрослую жизнь. Для этого необходимо создать условия для их личностного роста и повышения уровня информированности и компетентности в различных областях жизни.
2. Актуальность
В соответствии с требованиями, выпускник современной школы должен усвоить не только знания, но и приобрести необходимые практические умения и навыки в изучаемой области знаний, предоставляющие ему возможность успешной социализации и саморазвития. Актуальность внедрения практико-ориентированного экономического образования в школе определяется, с одной стороны, низким уровнем потребительской культуры и функциональной финансовой грамотности выпускников, сложностью финансовых продуктов и неадекватной оценкой ими финансовых рисков, а с другой – необходимостью формирования у школьников экономических компетенций, навыков рационального экономического поведения собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина А также воспитания ответственности при принятии решений, повышения социальной и экономической активности, развития креативности и новаторства у подрастающего поколения.
3. Новизна программы
Особенностью данного курса является то, что для изучения включены темы, способствующие формирование экономической, правовой культуры и гражданской грамотности выпускников, выработки определённых моделей поведения в различных жизненных ситуациях, с которыми в дальнейшем они могут столкнуться. Иновационность курса заключается в использовании интерактивных методов обучения, способствующих реализации принципов системно-деятельностного подхода в образовании: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Кроме социальной значимости, описанной выше, данный курс построен полностью на проблемно – деятельностной технологии и проектным формам работы. На смену позиции пассивного усвоения знаний приходят диалоговые формы работы, технология «дебаты», круглые, дискуссионные столы с использованием различных источников информации, активного включения старшеклассников в учебный процесс в роли активных субъектов и организаторов. Значительное место в программе отводится игровым технологиям и формам контроля, стимулирующим поисково – исследовательскую деятельность учащихся. В программе реализуются и социальные практики.
Консультационную помощь учащимся будут оказывать приглашенные эксперты (действующие специалисты различных областей – налоговый инспектор, кредитный специалист, предприниматели сферы услуг и торговли, специалист службы занятости населения, банковский работник и т.д.)
4. Цель курса: содействовать развитию и воспитанию свободной и ответственной личности её социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.
Для реализации поставленной цели необходимо решение комплекса задач:
- расширить и углубить область экономических и финансовых знаний, учащихся 10-х классов за рамки базовой программы;
- способствовать формированию профессиональной траектории у выпускников сельской школы;
- формирование ключевых компетентностей, учащихся (аналитико – деятельностная, информационная, коммуникативная, прогностическая, рефлексивная) достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
- развивать умение находить и систематизировать, критически осмысливать социальную информацию из различных источников, анализировать и обобщать полученные данные;
- формировать опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни, для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений.
Программа курса составлена с учётом и на основе: требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; Образовательной программы образовательного учреждения.
Общая характеристика учебного предмета
Курс носит метапредметный характер, так как, углубляя уровень знаний по обществознанию, программа курса формирует прогностически важные навыки самостоятельного проектирования моделей действий бытового, потребительского, поведенческого, профессионального и научного характера, что выступает важнейшим результатом данного курса.
Данная перспектива результатов направлена на самореализацию, самовоспитание и самопознание учащихся, мотивируя их на дальнейший личностный рост, зрелость и самоидентификацию.
Познавая и осваивая деятельностный компонент материала, учащийся создает собственную точку зрения и приобретает навык ее отстаивания, что значимо социализирует личность учащегося.
Данный элективный курс выстроен в логике гуманистической педагогики, реализуемый через следующие направления формирования личности:
- познавать окружающий мир и себя самого;
- оценивать окружающий мир, себя самого;
- предвосхищать возможные последствия своих практических действий, уметь вырабатывать прогнозы;
- осознанно действовать в окружающем мире, выстраивать гармоничные взаимоотношения с другими людьми, овладеть методами организации своих отношений с природой, обществом, самим собой;
- выстраивать целостную систему мировоззрения, знаний, убеждений, ценностей, принципов, позволяющих ему адекватно воспринимать окружающий мир, понимать свое место и роль в нем;
- развивать свои природные задатки, реализовывать свои сущностные силы, естественное стремление к основным ценностям Бытия;
- обучиться способам саморефлексии, самопознания, самореализации, позволяющим понимать смысл своей жизни, выбирать достойный образ жизни и стиль поведения, определять главные жизненные пути и цели, находить пути и формы оптимальной реализации своего предназначения в мире.
Развивая вышеназванные направления и свойства личности в рамках курса, мы не только обогащаем учащихся знаниями, умениями и навыками, но и учим работать в творческих группах, находить совместно обсужденные решения, а также повышаем интерес к предмету и системе знаний, в целом. Теоретический материал занятий предполагает логическую цепочку тем, отражающих углубление материала тем, способствующих формированию экономической и финансовой грамотности выпускников. Содержание практических работ выстраивается таким образом, что:
- теоретический материал не только расширяет знания ученика, но и является фундаментом для создания новых умозаключений;
- практические задания направлены не только на отработку умений применять те или иные методы познания, но также демонстрируют связь с предыдущими практическими занятиями, что способствует развитию логического мышления, проявлению критичности и гибкости интеллекта, а также стимулирует актуализацию нужных знаний;
- теоретический материал содержит элементы занимательных знаний, которые не только способствуют развитию познавательного интереса, но в то же время активизируют развитие всех остальных элементов творческого мышления.
В преподавании данного курса используются следующие современные образовательные технологии: разноуровневое обучение, проблемная технология, проектная, технология «дебаты», технология формирования критического мышления, КСО, работа в малых творческих группах, информационно – коммуникативные технологии, здоровьесберегающие. Здоровьесберегающие технологии определяют оптимальность режимов занятий, смену видов деятельности, введение пауз и секунд расслабления.
Данный курс будет также способствовать более качественной подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию.
Методы:
- Частично-поисковый
- Словесно-наглядный
- Проблемное изложение
- Эвристический
- Опытно – экспериментальный
- Игровой
Формы организации занятий
- лекция и семинары;
- практикумы и экскурсии;
- защита проектов;
- выполнение исследовательской работы.
Основные виды деятельности учащихся:
• индивидуальная самостоятельная работа по изучению проблемного теоретического материала Интернет-ресурсов.
• парная работа
• групповая работа
• творческая работа (составление памяток, бюллетеней, буклетов, защита проектов.)
Место учебного предмета в учебном плане
Данный учебный курс рассчитан для реализации на старшей ступени обучения в 10-х классах. Рассчитан на один год обучения и составляет 35 часов (1 час в неделю).
Содержание элективного учебного предмета
Вводное занятие. «Что такое экономическая и финансовая грамотность?» (1 ч)
Занятие 1. На занятии рассматриваются цели и задачи курса. Обсуждаются с учащимися вопросы, которые их больше всего интересуют в практическом содержании курса.
Ключевые понятия: экономическая культура, финансовая грамотность, правовая культура
Раздел I. Семейная экономика (6 ч.)
Занятие 1. Потребности семьи. Ресурсы семьи и их воспроизводство (1 ч.)
Потребности ложные (неразумные) и рациональные (разумные), материальные и духовные. Ресурсы семьи: трудовые, материальные, финансовые. Способы их воспроизводства.
Ключевые понятия: потребности семьи, ресурсы семьи
Занятие 2. Семейный бюджет. Доходы семьи. Обязательные и произвольные расходы. (1 ч.)
Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Закономерности формирования расходов семьи. Расходы обязательные и произвольные. Дефицит бюджета.
Ключевые понятия: семейный бюджет, дефицит бюджета
Занятие 3.Доходы и расходы: навыки планирования (1 ч.)
Практическое занятие: составление проекта семейного бюджета в компьютерной программе «MoneyTracker»
Занятие 4. Рациональный потребитель. Реклама. Защита прав потребителя. (2 ч.)
Понятие потребителя. Закон убывающей предельной полезности. Рациональный потребитель. Суверенитет потребителя. Реклама. Стратегия рекламы. Основные права потребителя. Защита прав потребителя.
Практическое занятие: встреча с экспертом (руководителем Комиссии по защите прав потребителей при Администрации района). Составление и защита памятки потребителя и бюллетеня «Как составить письменную претензию»
Ключевые понятия: Рациональный потребитель. Суверенитет потребителя. Реклама. Права потребителя.
Занятие 5. Бюджет студента. (1 ч.)
Практическая работа: приобретение качественных, но не дорогих продуктов питания, создание видеоролика «Минимум расходов, максимум пользы. Учимся экономить»
Вопросы и задания к разделу «Семейная экономика»
1. На примере своей семьи расскажите о том, из чего складываются доходы населения в нашей стране
2. Каковы, на ваш взгляд основные причины, в силу которых так сильно изменилась структура доходов российского населения?
3. Как вы объясните тот факт, что с ростом доходов потребителей доля товаров ежедневного пользования в их покупках снижается, а товаров длительного пользования-растет?
4. Какие формы ограничения свободы потребительского выбора вам известны? Приведите примеры.
5. Почему некоторые фирмы в рекламе отмечают, что их товар стоит дорого? Не совершают ли они ошибку?
6. Для чего нужны общества потребителей?
Раздел II. Банковские вклады. Кредиты. Кредитные карты. (12 ч.)
Занятие 1. Как грамотно хранить деньги. Банковские вклады и их виды (2 ч.)
Сбережения. В чём хранить сбережения. В какой валюте хранить деньги. Золото. Банк или банковская ячейка. Депозиты. Вклады до востребования и срочные.
Ключевые понятия: сбережения, валюта, банковский депозит.
Занятие 2. Кредитование: его роль в современной экономике. Плюсы и минусы (риски) кредитования граждан. (1 ч.)
Кредитование. Финансовые расчеты. Процентная ставка. Ставка рефинансирования Центрального банка. Инфляция. Просрочка по кредиту.
Ключевые понятия: Кредит. Процентная ставка. Ставка рефинансирования Центрального банка. Инфляция.
Занятие 3. Виды кредитов. Кредитный договор. (2 ч.)
Виды и цели кредитования. Кредит наличными. Товарный кредит. Кредит на карту. Ипотека. Микрозайм . Заёмщик, созаёмщик, поручитель, залогодатель. Возрастной ценз. Платежеспособность. Срок кредитования. Договор поручительства. Договор залога/ипотеки.
Практическое занятие: встреча с экспертом (кредитным специалистом Доп. Офиса Сбербанка России). Деловая игра «Я оформляю кредит»
Ключевые понятия: Заёмщик, созаёмщик, поручитель, залогодатель. Возрастной ценз. Платежеспособность. Срок кредитования.
Занятие 4. Что такое кредитная история заемщика? (1 ч.)
Кредитная история. Кто участвует в формировании, хранении и раскрытии кредитных историй? Бюро кредитных историй.
Влияние кредитной истории на выдачу очередного кредита
Ключевые понятия: Кредитная история. Бюро кредитных историй.
Занятие 5. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит. (1 ч.)
Кредит на потребительские нужды (неотложные нужды, экспресс-кредиты, автокредитование). Кредит, имеющий инвестиционный характер (ипотечные кредиты, кредиты на образование, ссуды фермерским хозяйствам). Арифметика кредитов: методы дисконтирования и капитализации, простые и сложные проценты. Тело кредита. Эффективная процентная ставка. Аннуитетный платеж. Дифференцированный платеж.
Ключевые понятия: Ипотека. Аннуитетный платеж. Дифференцированный платеж.
Занятие 6. Плюсы и минусы моментальных кредитов. Финансовые пирамиды. (1 ч.)
Чем удобен моментальный кредит? Что скрывается за внешней привлекательностью мгновенных кредитов? Есть ли альтернатива моментальным кредитам? Что такое финансовая пирамида? Финансовая пирамида и «компании сетевого маркетинга». В чем разница? Финансовые мошенничества. Коллекторские агентства.
Ключевые понятия: Финансовая пирамида. Сетевой маркетинг.
Занятие 7. Банковские карты: риски и управление ими. Кредитные карты. Условия, ставки, преимущества (2 ч.)
Что такое банковская карта. Дебетовые карты. Кредитные карты: сущность и специфика. Отличия кредитной карты от потребительского кредита. На что обращать внимание при выборе кредитной карты.
Ключевые понятия: Дебетовые карты. Кредитные карты.
Занятие 8. Что такое «мобильный банк»? (1 ч.)
Что такое мобильный банк и для чего он нужен? Возможные финансовые операции мобильного Сбербанка. Как подключить мобильный банк Сбербанка? Личный кабинет мобильного банка.
Ключевые понятия: «мобильный банк»
Занятие 9. Электронные деньги. (1 ч.)
Разновидности электронных денег. Эмиссия электронных денег. Преимущества и недостатки электронных денег.
Ключевые понятия: эмиссия, электронные деньги
Вопросы и задания к разделу «Банковские вклады. Кредиты. Кредитные карты.»
1. Какую форму сбережений вы выберете, если выиграете в лотерею большую сумму денег? Обоснуйте свой ответ.
2.Как величина сбережений зависит от уровня цен? От величины доходов?
3.Как выдумаете, кто направляет значительную часть своего дохода на сбережения: молодежь, люди среднего возраста или старики?
4. Что, по-вашему выгоднее: иметь наличные деньги или хранить средства на текущем счете? От чего зависит ответ на этот вопрос?
5. Какому виду расчетных средств вы бы отдали предпочтение: чековой книжке, кредитной карточке или дебетовой карточке? В чем заключаются его преимущества?
Задача 1. Молодая семья получила от банка ссуду на строительство жилья в размере 60 млн руб. сроком на три года под простую процентную ставку 16% годовых. Определите сумму кредита и проценты.
Задача 2. Клиент получил кредит сроком на три месяца в 6 млн руб. Сумма возврата кредита 7,5 млн руб. Определите процентную ставку банка.
Задача 3. Клиент внес депозит в сумме 1000 руб. под50% годовых сроком на 10лет. Требуется определить сумму денег, которую клиент получит в банке через 10 лет.
Задача 4.Вкладчик вложил в банк 15 000 руб. под 5% на восемь месяцев. Требуется определить, какой доход получит вкладчик.
Раздел III. Как заработать на жизнь? (7 ч.)
Занятие 1. Рынок труда и его особенности. Перспективы востребованности профессий. (2 ч.)
Понятия труда, рынок труда и его характерные особенности. Факторы, влияющие на спрос и на предложение на рынке труда. Особенности спроса и предложения на рынке труда современной России. перспективы востребованности профессий на ближайшее десятилетие.
Практическое занятие: встреча с экспертом (специалистом ГКУ РО «Центр занятости населения Верхнедонского района»). Составление буклета «Профессии, востребованные на рынке труда в ближайшее десятилетие»
Ключевые понятия: рынок труда, спрос на труд, предложения на труд, вакансия, резюме.
Занятие 2.Как открыть своё дело. Проект фирмы. (2 ч.)
Тест на предпринимательские способности или готовы ли вы психологически к началу своего бизнеса? Выбор идеи для будущего проекта. Анализ рынка и выбор ниши.
Ключевые понятия: предпринимательские способности, бизнес, фирма.
Занятие 3. Что такое бизнес план и как его разработать? (2 ч.)
Для чего нужен бизнес-план. Как правильно составить бизнес-план. Содержание бизнес-плана. Средний чек, себестоимость, выручка, прибыль.
Что такое SWOT-анализ и как он применяется в бизнес-планировании?
Ключевые понятия: бизнес-планирование.
Занятие 4. Круглый стол. Представление проектов фирм. (1 ч.)
Практическое занятие: встреча с предпринимателями (сферы торговли и оказания услуг), защита бизнес-проектов.
Вопросы и задания к разделу «Как заработать на жизнь?»
1.Как вы считаете вакансии на рынке труда, востребованность специальностей разных профессий изменяется или остается постоянной?
2.Какую же профессию лучше всего получить в ближайшие годы, чтобы на протяжении последующих лет оставаться востребованным и хорошо оплачиваемым специалистом?
3.Что такое резюме?
4.Можно ли открыть свое дело с нуля? Где найти деньги на открытие собственного дела?
РазделIV. «Страхование» (2 ч.)
Занятие 1. Личное страхование. Страхование имущества (1 ч.)
Страховой тариф. Страховая премия. Страховой случай. Стоимость страхового ущерба. Страховщик. Страхователь. Личное страхование. Страхование жизни. Медицинское страхование. Обязательное и добровольное медицинское страхование. Страхование граждан, выезжающих за рубеж. Страхование имущества.
Ключевые понятия: Страховой тариф. Страховой случай. Страховщик. Страхователь.
Занятие 2. Мошенники на рынке страховых услуг (1 ч.)
Понятие страхового мошенничества. Виды страхового мошенничества. Правовая сущность страхового мошенничества. Меры предупреждения мошенничества в страховании. Методы борьбы с мошенничеством в России.
Ключевые понятия: страховое мошенничество
Вопросы и задания к разделу «Страхование»
1. Какой нормативный акт является основным специальным законом в области страхования в РФ?
2.Каковы основные объекты страхования?
3.Что представляет собой обязательное и добровольное страхование? Приведите примеры.
4.Что представляет собой личное страхование? На какие виды делится?
5.Назовите формы обязательного государственного страхования и законодательные акты, в соответствии с которым это страхование осуществляется.
Раздел V. Налоговые обязательства (3 ч.)
Занятие 1. Налоги, уплачиваемые гражданами. Налоговой вычет. (2ч.)
Понятие и классификация субъектов налогового права. Сущность налоговой обязанности. Виды налогов. Права налогоплательщиков и плательщиков сборов. Налоговый вычет. Налоговая ответственность. Защита прав налогоплательщиков.
Ключевые понятия: налоговое право, налоги, налогоплательщик.
Занятие 2. Как заполнить налоговую декларацию (1 ч.)
Практическое занятие: встреча с налоговым инспектором, заполнение налоговой декларации. Составление буклета «Права и обязанности налогоплательщика»
Вопросы и задания к разделу «Налоговые обязательства»
1.Что такое объект налогообложения?
2.Налогооблагаемый доход налогоплательщика определяется как разница…
3.Как производится взыскание налога с организации
4.Как производится взыскание налога у налогоплательщика-физического лица
5.Что такое налоговая декларация?
6.Какие органы правомочны рассматривать дела о взыскании налоговых санкций с физических лиц?
Раздел VI. Пенсионное обеспечение (2ч.)
Занятие 1. Государственное пенсионное страхование. Пенсионные программы(1ч.)
Государственная пенсия. Страховая часть. Накопительная часть. Пенсионные программы. Государственная управляющая компания.
Ключевые понятия: Государственная пенсия. Страховая часть. Накопительная часть. Государственная управляющая компания
Занятие 2. Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать? (1ч.)
Частная управляющая компания. Негосударственный пенсионный фонд. Анализ развития негосударственного пенсионного обеспечения в России. как выбрать пенсионный фонд?
Ключевые понятия: Негосударственный пенсионный фонд
Вопросы и задания к разделу «Пенсионное обеспечение»
1.Каковы виды пенсий?
2.Перечислите виды пенсионного обеспечения.
3.Что такое НПФ и каковы их функции?
4.Как выбрать пенсионный фонд?
Итоговое занятие: Защита исследовательских и проектных работ (2ч.)
Данное занятие посвящено защит исследовательских и проектных работ, подготовленных учащимися в ходе изучения программы. Представление проектов, результатов исследований и мультимедийных презентаций.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | ||
Семинары, лекции | Практические занятия | Формы контроля и обеспечения | ||
Вводное занятие «Что такое экономическая и финансовая грамотность. | 1 | Устный опрос | ||
Раздел I. Семейная экономика | 6 | |||
1. Потребности семьи. Ресурсы семьи и их воспроизводство. | 1 | 1 | Устный опрос | |
2. Семейный бюджет. Доходы семьи. Обязательные и произвольные расходы. | 1 | 1 | Решение задач | |
3. Доходы и расходы: навыки планирования (практическая работа) | 1 | 1 | Составление проекта семейного бюджета в компьютерной программе «MoneyTracker» | |
4. Рациональный потребитель. Реклама. Защита прав потребителя | 2 | 1 | 1 | Защита памятки потребителя и бюллетеня «Как составить претензию к производителю (продавцу)» |
5. Бюджет студента. Приобретение продуктов питания на неделю (практическая работа) | 1 | 1 | Устный опрос по вопросам к разделу. Создание видеоролика «Минимум расходов, максимум пользы. Учимся экономить» | |
Раздел II. Банковские вклады. Кредиты. Кредитные карты. | 12 | |||
1. Как грамотно хранить деньги. Банковские вклады и их виды | 2 | 1 | 1 | Деловая игра «Как приумножить финансы» |
2. Кредитование: его роль в современной экономике. Плюсы и минусы (риски) кредитования граждан. | 1 | 1 | Устный опрос | |
3. Виды кредитов. Кредитный договор. | 2 | 1 | 1 | Деловая игра «Я оформляю кредит» |
4. Что такое кредитная история заемщика? | 1 | 1 | Устный опрос | |
5. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит. | 1 | 1 | Терминологический диктант. Решение задач | |
6. Плюсы и минусы моментальных кредитов. Финансовые пирамиды. | 1 | 1 | Устный опрос | |
7. Банковские карты: риски и управление ими. Кредитные карты. Условия, ставки, преимущества. | 2 | 1 | 1 | Тестирование |
8. Что такое «мобильный банк»? | 1 | 1 | Устный опрос | |
9. Электронные деньги | 1 | 1 | Устный опрос по вопросам к разделу. | |
Раздел III. Как заработать на жизнь? | 7 | |||
1. Рынок труда и его особенности. Перспективы востребованности профессий. | 2 | 1 | 1 | Составление буклета «Профессии, востребованные на рынке труда в ближайшее десятилетие» |
2. Как открыть своё дело. Проект фирмы. | 2 | 1 | 1 | Презентация проекта фирмы |
3. Что такое бизнес план и как его разработать? | 2 | 1 | 1 | Защита проектов бизнес-планов |
4. Круглый стол. Представление проектов фирм. | 1 | 1 | 1 | Устный опрос по вопросам к разделу. |
Раздел IV. Страхование | 2 | |||
1. Личное страхование. Страхование имущества | 1 | 1 | Тестирование | |
2. Мошенники на рынке страховых услуг | 1 | 1 | Устный опрос по вопросам к разделу. | |
Раздел V. Налоговые обязательства | 3 | |||
1. Налоги, уплачиваемые гражданами. Налоговый вычет. | 2 | 1 | 1 | Составление буклета «Права и обязанности налогоплательщика» |
2. Как заполнить налоговую декларацию | 1 | 1 | Устный опрос по вопросам к разделу. Встреча с налоговым инспектором. Заполнение налоговой декларации. | |
Раздел VI. Пенсионное обеспечение | 2 | |||
1. Государственное пенсионное страхование. Пенсионные программы | 1 | 1 | Тестирование | |
2. Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать? | 1 | 1 | Устный опрос по вопросам к разделу. | |
Итоговое занятие | 2 | 2 | Защита исследовательских и проектных работ Итоговое тестирование | |
Итого: | 35 | 21 | 14 |
|
Планируемые результаты освоения элективного учебного предмета
В результате изучения элективного курса обучающиеся должны
знать/понимать:
- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
- основные положения разделов курса – «Экономика»
- разъяснять смысл высказываний по основным разделам курса.
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
- сравнивать социальные объекты, выделять их общие черты и различия;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);
- различать в социальной информации факты и мнения;
- характеризовать смысл основных понятий по курсу;
- анализировать текст Конституции и других нормативных актов.
- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.
Владеть компетенциями.
• Информационно- поисковой;
• Учебно-познавательной;
• Коммуникативной;
• Рефлексивной;
• Смыслопоисковой.
Практическое использование приобретенных знаний в повседневной жизни обеспечит:
- полноценное выполнение типичных социальных ролей финансово-экономической направленности;
- общую ориентацию в актуальных общественных событиях и процессах современной экономической системы;
- нравственную и правовую оценку конкретных поступков людей;
- оценку принятия тех или иных экономических решений;
- реализацию и защиту социально-экономических прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичный анализ и использования социальной информации;
Формы контроля -устный опрос по вопросам изученных тем; -тестирование; -задания творческого характера (представление памятки, буклета, бюллетеня по изученным темам, подготовленное учащимися). В качестве итоговой формы контроля используется защита проектного задания и результаты выполнения исследований.
Темы проектных работ для учащихся
1. Права потребителя и их защита
2. Подводные камни кредитного договора
3. Права и обязанности налогоплательщика
4. Как открыть своё дело
5. Семейный бюджет. Система планирования.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература для учащихся:
1. Экономика. 10 класс. Базовый и углублённый уровни /Левицкий М.Л., Виленский В.М., Шейнин Э.Я. М., «Просвещение», 2017
2. Основы финансовой грамотности: Учебное пособие/ Чумаченко В. В., Горяев А. П. М., «Просвещение», 2017
3. Головань, С.И. Бизнес-планирование / С.И. Головань – М.: Феникс, 2015. – 320 с.
Материально-техническое обеспечение
Печатные пособия
Таблицы демонстрационные «Экономика 10-11 класс»
Технические средства обучения:
1. Интерактивная доска
2. Проектор
3. Компьютер учителя
4. Компьютер ученика (3)
Электронные ресурсы:
- http://dnifg.ru/ - Всероссийская программа «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях»
- http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов
- http://www.humanities.edu.ru - портал социально - гуманитарное образование
5. http://library.hse.ru/e-resources/e-resources.htm - Электронные ресурсы библиотеки НИУ ВШЭ
Контрольно – измерительные материалы
Вопросы для устного опроса:
1. Как формируются доходы семей?
2. На что люди тратят деньги?
4. Как инфляция влияет на жизнь семей?
5. Во что выгодно вкладывать деньги?
6. Чем спрос отличается от мечты?
7. От чего зависит количество товаров на рынке?
8. Перечислите виды банковского кредита
9. Почему в России сейчас почти никто не пользуется чековыми книжками?
10. Верно ли утверждение: «Уровень оплаты труда находится в обратной зависимости от престижности профессии» - и почему?
11. Почему предпринимательский талант считается производственным ресурсом страны?
12. Что такое фирма и как она действует на рынке?
13. Что такое маркетинг и финансовый менеджмент?
14. Что такое страховой риск?
15. Что такое страховой случай?
Итоговый тест
1. В банковскую систему РФ входят
1) финансы предприятий 2) местные бюджеты
3) филиалы иностранных банков 4) организации социального обеспечения
2. Норма банковских резервов устанавливается
1) Правительством РФ 2) Президентом РФ
3) Банком России 4) каждым банком самостоятельно
3. Какой показатель даст владельцу коммерческого предприятия «Омега» информацию об эффективности работы принадлежащей ему фирмы?
1) выручка от реализации готовой продукции 2) чистая прибыль предприятия
3) размер инвестиций в производство 4) проценты, уплачиваемые по банковским кредитам
4.Вид потребительского кредита —
1) предоставление государственного кредита оборонному предприятию
2) кредитование банками крупных торговых сетей
3) выделение банком кредитной линии для предприятия
4) выделение средств гражданину на приобретение автомобиля
5. В какой из приведенных ситуаций речь идет об ипотечном кредите?
1) Гражданка М. взяла в банке кредит на покупку норковой шубы.
2) Гражданин Н. оформил кредит на приобретение квартиры.
3) Торговая сеть получила в коммерческом банке кредит на закупку товаров.
4) Государственное предприятие получило кредит на закупку оборудования.
6. Предприниматель Р. для того, чтобы защитить свои накопления от инфляции, вложил их в недвижимость за рубежом. Каким иным способом граждане могут сохранить свои накопления от инфляционного обесценивания?
1) хранить сбережения в наличной форме в банковском сейфе
2) хранить сбережения дома в наличной форме
3) дать сбережения в долг приятелю под беспроцентный заем
4) приобрести на сбережения высокодоходные акции крупных компаний
7.Что из перечисленного не относится к правам налогоплательщика
1) право бесплатного получения от налогового органа по месту учета нормативных и законодательных документов о налогах и сборах
2) право присутствовать при выездной налоговой проверке
3) право на получение отсрочки, рассрочки и налогового кредита в порядке и на условиях, установленных НК РФ
8.Что подразумевается под налоговым правонарушением
1) любая неуплата или недоплата налога
2) виновно совершенное действие налогоплательщика, за которое предусмотрена в НК РФ ответственность
3) умышленно совершенное действие, влекущее за собой неуплату или недоплату налога
9. С какого возраста физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения
1) с 21 года 2) с 16 лет 3) с 18 лет 4) с любого
10. К экономически активному трудоспособному населению относятся
1) старшеклассники общеобразовательных школ
2) выпускники университетов
3) владеющие собственностью пенсионеры
4) студенты дневных отделений вузов
11. Укажите в приведенном перечне основные функции коммерческого банка.
1) эмиссия денег
2) выпуск ценных бумаг
3) осуществление кредитных операций
4) установление официального курса национальной валюты
5) прием вкладов от граждан и юридических лиц
12. N – житель современного мегаполиса, участник разнообразных экономических отношений. Какие отношения связаны с получением N доходов от использования собственности? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) N уплатил налог на дарение | 2) N получил дивиденды по принадлежащим ему ценным бумагам | 3) Соседи возместили N материальный вред, причинённый квартире, собственником которой он является |
4) Банк начислил N проценты по вкладу | 5) N сделал обеспечительный взнос по договору аренды коттеджа | 6) N продал принадлежащий ему легковой автомобиль |
В1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Банковский кредит – денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты установленного в договоре __________(1).
В договоре между банком (кредитором) и гражданином (заемщиком) указывается сумма кредита, его цель, срок возврата, процент, уплачиваемый банку за кредит, _______(2) денег банку. Процент – это цена, уплачиваемая собственнику денег за использование ________(3) в течение определенного времени. Погашение кредита может быть единовременным или в рассрочку; как правило, платежи делаются ежемесячно. Кредит частным лицам предоставляется в двух основных формах: личные займы (без указания цели займа), выдаваемые обычно под личную подпись и с рассрочкой платежа, и ______(4). Наиболее распространенный в мире вид кредитования граждан – потребительский кредит. Он предоставляется банком гражданам для приобретения потребительских товаров с рассрочкой платежа.
Кредит позволяет активно использовать свободные средства одних для нужд других. Кредитные ______(5) являются наиболее доходной статьей банковского бизнеса, но при этом и рискованной. Существует возможность не возврата ссуды, неуплаты процентов, нарушение сроков возврата кредита. Банки стремятся снизить эти риски и ведут поиск и разработку эффективных методов оценки _____(6) заемщиков.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) операции Г) процент Ж) гарантии возврата
Б) государство Д) потребительский кредит З) окупаемость
В) кредитоспособность Е) ликвидность И) заемные средства
Бланк ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Викторина «Экономика и в шутку, и в серьёз»
1. Дети зашли в магазин «Евросеть», чтобы купить планшет. В магазине было много покупателей, которые рассматривали различные модели телефонов и планшетов. Как узнать, кто продавец, и какой планшет выгоднее приобрести? (Продавца узнать можно по бейджу, а наиболее подходящий вариант планшета по техническим характеристикам).
2. Наталья сообщает своим друзьям о поездке в Турцию. Она берёт с собой 1000 рублей, чтобы там купить подарки. Сможет ли она это сделать? Почему? (На 1000 рублей не сможет, так как там другие деньги, а если обменяет на валюту Турции, то сможет)
3. Тётя Валя выращивает яблоки. Летом она продаёт их по 20 рублей, а зимой по 80 рублей. Почему цена яблок меняется? (Зимой яблоки не растут и это редкий продукт - дефицит)
4. Валентина продавала на рынке грибы. У неё была их целая корзина. И Иван пришёл на рынок продавать грибы. У него было 2 корзины. Кто быстрее продаст грибы: Валентина или Иван, если у Валентины цена 5 рублей за штуку, а у Ивана 2 рубля за штуку? (Иван продаст быстрее, так как цена за товар ниже и покупателей больше)
5. В селе Богородское все любят мороженое. Как вы думаете, когда на него больше спрос: зимой или летом? (Летом, потому что летом жарко и больше желающих охладиться мороженым)
6. Где будет дороже бутылка «Пепси», в пустыне или на Севере?
7. Сергей решил накопить денег и купить всё, что захочет, но Влад утверждал, что не всё продаётся и покупается. Разрешите спор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу"Финансовая грамотность"
Рабочая программа по учебному курсу"Финансовая грамотность"...
авторская разработка урока по финансовой грамотности
Цель: познакомить учащихся с основами рынка недвижимости.Задачи:Образовательная: формирование представлений учащихся о текущих экономических событиях в России и в мире.Развивающая: продолжить формиров...
Рабочая программа по внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год по учебному курсу «Финансовая грамотность » для обучающихся 5- 7 классов
Название курса: «Основы финансовой грамотности»Класс: для учащихся 5-7 классов ( в том числе детей ОВЗцели данного курса:- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обос...
10-11 класс Рабочая учебная программа Элективного курса «Финансовая грамотность»
Рабочая программа создана на основе : "Финансовая грамотность": материалы для учащихся. 10-11 классы общеобразовательной организации.Брехова Ю.В.,Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Издательство Bak...
Рабочая программа по учебному курсу "Финансовая грамотность" для 5 класса общеобразовательной школы
Учебный материал для 5—6 класса носит вводный характер. Он включает вопросы основ финансового планирования и роли денег в жизни семьи и общества, а также обращение к ценностным основам финансово...
Авторская программа учебного курса "Финансовая грамотность" для учащихся 5-8 классов
Данное учебно-методическое пособие содержит рекомендации по организации обучения финансовой грамотности в среднем звене для педагогов общеобразовательных учреждений по программе учебного курса «...
Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность» для 10- 11 классов образовательных организаций
Учебный курс «Финансовая грамотность.» отражает современные тенденции развития образования, имеет тесные межпредметные связи с курсами обществознания, истории, географии, а также математик...