Женские причёски – путь через столетия…
занимательные факты на тему

Салтыкова Екатерина Андреевна

О развитии женских причёсок с дрених времён до современности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhenskie_prichyoski_-_put_cherez_stoletiya.docx38.26 КБ

Предварительный просмотр:

Женские причёски – путь через столетия…

Введение

Сказки и легенды

Древний Египет

Древняя Греция

Древний Рим

Возрождение

XVII век

XVIII век

Наполеоновская эпоха

XIX век

XX век

Дополнительная информация.

Введение

История волос, отношения к волосам, история причесок – это важная часть истории женской моды. А история женских причесок... Это воистину запутанная история!

На протяжении тысячелетий волосы считались лучшим украшением. Орудием соблазна. И последователи пророка Мухаммеда приказали своим женам прятать волосы под покрывало. А в монастырях в жертву Всевышнему приносят волосы – как один из символов земного тщеславия. Жены иудеев и жены славян обрезали волосы под корень - в знак покорности мужу.

И вместе с тем, во все времена красавицы изощрялись в том, чтобы сделать свои волосы как можно красивее, экспериментировали с рецептами, с помощью которых можно сделать шевелюру гуще, длиннее, осветлить волосы или превратить прямые - в волнистые...

Сказки и легенды

Огромнейшую роль волосы играют в сказках и легендах. Вспомнить хотя бы Рапунцель, обладательницу такой длинной косы, что она годилась в качестве веревочной лестницы. По зову ведьмы, заточившей Рапунцель в башне, девушка сбрасывала из окна каскад волос, чтобы ведьма вскарабкалась к ней в гости. Правда, этим же способом воспользовался принц, и уж ему Рапунцель обрадовалась больше, чем старой карге.

В шотландской балладе «Две сестры» волосам находится другое применения — в качестве музыкального инструмента. Баллада повествует о том, как старшая сестра, приревновав младшую, столкнула бедняжку в воду. Утопленница превращается в лебедя, а уж затем бард (поэт-певец) делает из птицы арфу. Золотые пряди волос идут на струны. Рано или поздно бард появляется при дворе короля, отца погибшей. Сама собой арфа начинает играть и обвиняет злодейку-сестру в преступлении.

Из Туманного Альбиона к нам пришло еще одно предание о волосах. Точнее, о женской наготе, но волосы тоже упоминаются.

Речь идет о леди Годиве, милосердной графине, которая упрашивала мужа снизить налог для жителей города Ковентри.

Ее супругу, графу Леофрику, надоели мольбы жены. Он рассвирепел: «Садись на коня нагишом да в таком виде прокатись туда-сюда по рыночной площади при всем честном народе!» «А если я все это сделаю, ты снизишь налоги?» уточнила графиня. Муж дал слово.

В назначенный день Годива разделась догола и села на коня, но распустила косы, чтобы густые волосы полностью прикрыли ее тело. Только белоснежные ноги остались на виду. Скрытая от любопытных взглядов, она проехалась по площади, после чего вернулась к супругу. Тот был поражен ее поступком и снизил налоги.

Изображения леди Годивы всегда подчеркивают ее блестящие локоны, хотя более поздние варианты легенды не ставят акцент на волосах — там леди Годива уже не использует их в качестве плаща.

Что ж, распущенные волосы, особенно блестящие и ухоженные, смотрятся красиво. Но вот достаточно ли благородно — это другой вопрос! Как подчеркнуть высокий статус, если не с помощью затейливых причесок, на создание которых уходит несколько часов? Ну уж нет, дамам былых времен распущенные волосы Рапунцель показались бы простоватыми.

Давайте заглянем в глубь веков и узнаем, о каких прическах мечтали красавицы в Древнем Египте, Италии эпохи Возрождения или викторианской Англии.

Древний Египет

Бюсты древнеегипетских принцесс, сохранившиеся до наших дней, выдают секреты причесок. Если, конечно, обритую на лысо голову можно назвать прической! Как мужчины, так и женщины, высокородные египтяне сбривали или выщипывали волосы. Главная причина — жаркий климат, хотя можно отыскать и религиозные объяснения.

Лысиной сверкает юная принцесса Меритатон, дочь фараона Эхнатона и его супруги Нефертити. Приходится признать, что отсутствие волос придает своеобразное изящество ее головке.

Впрочем, обритая голова — это не так уж пафосно. Еще бы, ведь побрить себе макушку может любой простолюдин. Это несложно.

Как же выходили из положения богатые египтянки?

Ответ на вопрос дает другой бюст, изображающий Меритатон в парике.

Наиболее популярный египетский парик, так называемый «парик Хатор», разделялся на три части: две ниспадали по плечам до груди, третья прикрывала спину.

Лучшие парики делали из человеческих волос, иногда завезенных из-за границы, но в ход шли шерсть, волокна из пальмовых листьев и даже солома.

Волосы для париков иногда заплетали в сотни косичек и закреплять воском.

Любимым цветом был черный, хотя модники экспериментировали с красным, синим и зеленым.

А если кто-то считал парик неуместным, его заменяли убором, который надевался непосредственно на лысую голову — например, как на известнейшем бюсте Нефертити.

Поклонники актрисы Элизабет Тейлор разочарованно вздохнут. Ну вот, нас опять обманули! Не было черной гривы, неотъемлемой части образа голливудской Клеопатры. До чего же обидно!

Но не будем отчаиваться. Конечно, Клеопатра брила голову, но римляне действительно завезли в египетское общество моду на длинные волосы. Кто знает, может и царица пошла на поводу у тренда?

Древняя Греция

В свою очередь, римлянки позаимствовали прически из Древней Греции.

На древнегреческих мраморных бюстах сразу же бросается в глаза низкая линия волос. Какой контраст с покатыми египетскими лбами! Но греки считали, что природную линию лба следует скрывать.

Прически гречанок не отличались особой сложностью. Дочери Эллады собирали туго закрученные пряди в пучок на затылке и прятали их под тканью.

«Греческий узел» считался классической прической, но и он был подвержен веяниям моды. К примеру, для прически «лампидион» пучок закрепляли на макушке, так, чтобы торчащие из него пряди напоминали языки пламени.

Вторая жена Перикла, Аспазия, ввела в моду прическу- «дыню»: завитые пряди укладывали «дольками» ото лба к затылку и завязывали в пучок.

Как и мы с вами, греки и римляне пользовались услугами парикмахеров: в парикмахерской можно было не только завить волосы по последней моде, но поболтать и вообще расслабиться. Впрочем, в парикмахерские захаживал в основном средний класс. Сливки общества пользовались услугами домашних рабов. А если требуется шиньон, всегда можно постричь одну из рабынь.

Древний Рим

В Риме мода на женские прически была такой переменчивой, что скульпторы предлагали своим заказчицам портретные бюсты с накладными париками. Когда очередная прическа выйдет из моды, достаточно поменять парик!

Ливия, жена императора Октавиана Августа, начала собирать волосы в тугой узел (нодус) чуть выше лба, и патрицианки бросились ей подражать.

Подобно гречанкам, римлянки завивали локоны и укладывали в пучок, но их прически отличались особой сложностью. К примеру, знатные матери семейства предпочитали тутулус: завитые пряди приподнимались надо лбом и крепились на округлую раму.

Большой популярностью пользовались парики, особенно белокурые из Германии. Темный цвет казался римлянкам слишком грубым, и они пускались на всевозможные ухищрения, чтобы осветлить смоляные кудри.

Но зачем мучиться, если можно упрятать их под париком?

А некоторые римлянки, похоже, надевали парики, как шляпки, не особо заботясь, видны ли из-под них собственные волосы. Пример тому — бюст римской девушки, выставленный в Британском музее. Нетрудно заметить, что волосы девицы курчавятся из-под гладкого парика. Быть может, поэтому ее улыбка кажется виноватой?

Вот так не успеешь привести себя в порядок, а кто-то уже изваял твой бюст!

Возрождение

Итальянки эпохи Возрождения следовали по стопам римлянок в своем желании стать блондинками.

На крышах венецианских палаццо строили особые веранды, чтобы мученицы во имя красоты могли быть поближе к солнцу. Женщины просиживали там часами, в широкополых шляпах без тульи, чтобы удобнее было сушить волосы.

В качестве отбеливателя годилось все, что только под руку подвернется — хоть вино, хоть лошадиная моча. Но красота упрямо требовала жертв, да и результат получался достойным.

Разве не вызывают вздох восхищения блондинки с полотен Бальдовинетти или Ботичелли? А как они добивались золотистого оттенка — уже их дело.

Прически итальянок, если судить по картинам, отличались головокружительной сложностью. Трудно разобрать, где заканчиваются волосы и начинаются бесчисленные слои накладных локонов, лент, жемчужных бус.

Женщины с севера Европы, из Нидерландов и немецких княжеств, развлекались иначе. Начиная с XIV века они выщипывали или выбривали лоб, поднимая линию волос до невероятной высоты. Поневоле вспоминается египетская принцесса!

В сочетании с поджатыми губами и строгим взглядом, высокий лоб придает дамам с полотен ван дер Вейдена и Кранаха-старшего потустороннюю отстраненность, словно бы это гостьи с другой планеты.

XVII век

В конце XVII века популярностью пользовался стиль «фонтанж», названный в честь Анжелики де Руссиль-Фонтанж, фаворитки Людовика XIV. Во время охоты Анжелика растрепала волосы и, не отвлекаясь понапрасну, подвязала их обрывком кружев. Королю приглянулась ее новая прическа. Особенно потому, что в качестве ленты девушка, вероятно, использовала чулочную подвязку, а это весьма пикантно.

По просьбе монарха, фаворитка начала носить случайную прическу каждый день, а уж вслед за ней моду переняли придворные дамы.

В отличие от короля, дамам прическа-фонтанж показалась безыскусной. Иначе почему они делали ее все выше и сложнее? Для поддержки волос требовался каркас, а кружева, которых тоже изрядно прибавилось, топорщились от крахмала.

XVIII век

Раз начав сооружать на голове башни, дамы уже не могли остановиться. В XVIII веке началась эпоха громоздких напудренных париков. Им придавали причудливые формы, в виде садов и кораблей.

Таскать на себе вычурные куафюры было неудобно, ну да какое отношение удобство имеет к моде?

Уже который век ходят упорные слухи, что в высоких прическах заводились грызуны. Учитывая, как много времени аристократки проводили на балах, этим слухам едва ли можно доверять. Мышам, робким от природы, не понравилась бы громкая музыка и вечные разъезды.

Впрочем, когда парик все же снимали, что мешало им полакомиться пудрой из муки мелкого помола?

Примечательно, что как раз пудра и убила моду на парики в Великобритании. Англичане XVIII века с удовольствием пудрили как парики, так и свои волосы, но в 1795 году парламент преподнес им очередной сюрприз - ввел налог на пудру.

В принципе, странному налогу англичане не удивились. Как ему удивиться, если уже платишь налоги на окна, мыло и слуг мужского пола? Тем не менее, интерес к пудре понемногу угасал, и в 1869 году, перед отменой налога, его платили только лакеи.

Наполеоновская эпоха

Хотя в континентальной Европе такого налога не было, новая эра оказалась несовместима с пышными прическами.

Францию сотрясала Революция, и многие головы, прежде носившие причудливые парики, познакомились с мадам Гильотиной. Мужские прически становились все короче. Образцом для подражания вскоре стал Наполеон Бонапарт, который в юности носил кудри до плеч, а в более зрелом возрасте, упрочив свое положение, полюбил строгие прически римских сенаторов.

Интереснее всего то, что в наполеоновскую эпоху не только мужчины, но и женщины начали подражать римлянам. Неужели вернулся тутулус? А вот и нет! Напротив, в моду вошла короткая прическа а-ля Тит. Гладкие или кудрявые, волосы щекотали уши, но не доставали до плеч.

Новая прическа понравилась мадам Рекамье, и даже Эмма Гамильтон, возлюбленная адмирала Нельсона, рассталась с роскошными кудрями в угоду новому силуэту. Впрочем, как раз ее портрет с задорными кудряшками был самым любимым у Нельсона.

Но волосы отрастали, а дамы не спешили их стричь. В моду вошли романтические букли, обрамлявшие лицо, и тугие узлы, украшенные цветами и гребнями.

Мораль становилась жестче, от женщин требовалось больше самоконтроля, строгие правила охватывали все тело.

От волос, которые так и норовят выбиться из прически, тоже ожидали хорошего поведения.

XIX век

В викторианской Англии носить распущенные волосы позволялось только девочкам. Когда юная особа вступала в возраст невесты, юбки становились длиннее, а волосы разделяли прямым пробором и гладко зачесывали. Какую прическу выбрать зависело от ее вкуса и общественного положения ее родителей.

К примеру, в 1830-х и 1840-х одной из популярных прической в Англии была а-ля Клотильда — волосы разделены на две косы, обвитые вокруг ушей и закрепленные на затылке. Такую скромную прическу выбрала для своей коронации Виктория.

Однако светские модницы предпочитали более затейливые конструкции.

Ведь во время лондонского Сезона, длившегося от Пасхи до августа, дворянке на выданье нужно было отыскать хорошего жениха. А чем его привлечь, как не элегантным платьем и красиво уложенными волосами?

Умелые камеристки сооружали куафюры из локонов и кос, украшали их черепаховыми гребнями и жемчугами.

Но где взять столько волос, чтобы хватило на парикмахерский шедевр?

Ведь не все могли похвастаться каскадом до пят, как у знаменитых сестер Сазерленд.

У красавиц вроде Елизаветы Австрийской, прозванной Сисси, таких проблем тоже не возникало.

Волосы Елизаветы отличались необычайной длиной и густотой, но как раз она любила носить их распущенными — на известном портрете Винтерхальтера она изображена с едва присобранными волосами, в которых сияют бриллиантовые звезды. На другом портрете - и вовсе с распущенными. 

Да, природа не обделила императрицу.

Но как быть простым смертным?

В ход шел лучший друг викторианской женщины - шиньон.

Многие дамы сохраняли выпавшие волосы, складывая их в особые фарфоровые вазочки.  

Но собирать шиньон по волоску — занятия утомительное. Не проще ли его купить?

Как в Англии, так и по всей Европе находилось немало женщин, готовых расстаться со своими волосами за умеренную плату. Главными поставщиками были крестьянки из Франции, Германии и Италии — они носили традиционные головные уборы, так что потеря волос была не так заметна. Волосы состригали с преступниц в тюрьмах и нищенок в работных домах, но и девушка в стесненных обстоятельствах тоже могла подзаработать — вспомнить, хотя бы, героиню романа Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины» или рассказа О'Генри «Дары волхвов».

XX век

В начале XX века прически стали проще, но потребность в шиньонах сохранялась. Из них делали валики, поверх которых женщины начесывали волосы.

Пышные прически «прекрасной эпохи», в которых прослеживается влияние XVIII века, увековечены в образе «девушки Гибсона» - спокойной, элегантной, уверенной в себе.

О здоровье девушек беспокоились врачи, ведь в моду вошли гигантские шляпы.

Вдруг волосы ослабеют и выцветут под таким грузом?

Но любительницы шляпок пожимали плечами и продолжали их носить.

После Первой Мировой на смену хрупкой барышне, чьи волосы поддерживает добрая сотня шпилек, пришел образ девушки-флэппер. Девушки нового поколения носили юбки покороче, не стеснялись курить на публике и танцевали всю ночь до утра.

Флэпперам нужны были прически, соответствующие их образу жизни.

Вновь крутится колесо истории, и после ста лет забвения в моду входит короткая стрижка. Практично, спортивно, сексуально.

Правда, парикмахеры запасали нашатырь, на случай если стриженная девица хлопнется в обморок, увидев результат. Уж очень непривычно стрижка смотрелась после пышного начеса.

Религиозные деятели, как водится, покритиковали новую моду («Угодна ли стрижка Господу?» вопрошали брошюрки), но дух времени было не укротить.

Впрочем, девушкам из рабочего класса не следовало доверяться моде. Стриженой горничной было не так-то просто найти место, ведь дочери богачей могли носить короткую стрижку. Даже в «ревущих двадцатых» снобизм не сдавал позиции — кому хочется, чтобы у горничной была такая же прическа, что и у хозяйки?

После того, как женщины в Англии и США получили право голоса и доказали, что могут трудиться наравне с мужчинами, короткие прически начали удлиняться. Женщин вновь потянуло на мягкие линии, тем более что голливудские актрисы соблазняли их лучезарной улыбкой и романтическими кудрями.

Возврат к женственности, порою преувеличенной, продолжился в 1940-е и 50-е — за годы войны прекрасный пол истосковался по роскоши.

Более того, благодаря новым технологиям подобрать идеальную прическу стало гораздо проще.

Взять, к примеру, завивку. В 1872 году француз Марсель Грато изобрел плойку. Точнее, усовершенствовал щипцы для завивки, ведь европейцы пользовались ими уже давно.

Плойку нагревали от газовой горелки и зажимали ею волосы: если зажать прядь выемкой вниз, получится впадина, если вверх - выпуклость. Так появилась «марсельская волна», самая популярная прическа первой половины XX века. Впрочем, остряки утверждали, что сходство с ребристой поверхностью марсельская волна придает волосам стиральной доски.

Парикмахерам приходилось изрядно помучится с плойкой: трудно было добиться равномерного нагревания, так что перед тем, как приложить ее к волосам, плойку подносили к бумажке. Если бумага вспыхнет, то и волосы будут испорчены. Значит, надо щипцы остудить.

Кроме того, марсельская волна держалась не так уж долго.

Но что если клиентке хочется более устойчивые кудри?

На помощь пришла химическая завивка. 

В начале XX века Карл Людвиг Несслер экспериментировал с завивкой-перманентом: длинные волосы клиентки смачивали раствором асбеста (или же мочи, как в Италии эпохи Возрождения) и накручивали на железные щипцы с электрическим подогревом. Процесс мог растянуться на 10 часов, сам же аппарат для завивки отлично вписался бы в лабораторию доктора Франкенштейна.

Начиная с 1950-х, процесс завивки значительно упростился благодаря появлению новых химических растворов. Результат — кудряшки в стиле «взрыв на макаронной фабрике».

Тугие кудри фиксировали с помощью всевозможных лаков для волос, ставших символом 1950-х.  Прически вновь стали сложными, а из-за жесткой фиксации напоминали скульптуры.

В 1960-х появилась прическа «бабетта», благодаря Бриджет Бардо и фильму «Бабетта идет войну».

Подобно своим прабабкам, девушка пользовались валиками, на которые укладывали волосы сзади и частично на макушке. Накладные пряди тоже шли в ход.

Но стоило этой моде стать повсеместной, как против нее восстала раскованная молодежь.

Ей были больше по души длинные волосы хиппи или, наоборот, короткая, буквально под корень, но очень элегантная стрижка Твигги. 

Глядя на многообразие стилей и цветов, задумываешься, что же ждет нас в будущем. Завивка или распрямление волос? Спутанные дредлоки или бритые головы? Оттенки «вырви глаз» или черные волосы готов?

Поживем-увидим.

Но одно можно сказать с точностью — со всем тем, что кажется нам последним писком моды, уже поэкспериментировали наши предки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование женского платья ,путем перемещения нагрудной и талевой вытачек.

План конспект урока с пояснительной запиской, презентация....

Урок по технологии модерации. Тема: "Декабристы-взгляд через столетия"

Тема урока:   «Декабристы – взгляд через столетия». Цель урока: Познакомиться с программами коренных преобразований России, разработанными  декабристами».При подготовке урока испо...

Путь через века (презентация - викторина к 23 февраля)

Презентация подготовлена для учащихся 6-8 классов к дню защитника Отечества. У каждого народа есть свои имена героев, которые с годами не забываются, являются образцом служения народу, Отечеству....

"Через столетья, через века Вашей профессии быть на века!"

Сценарий праздничного мероприятия посвященного дню Учителя...

Час истории: Революция в России: взгляд через столетие

Этот материал посвящен событиям, которые случились сто лет назад и изменили ход истории не только России, но в целом и мира. В разработке использованы отношение современников к происходящим событиям, ...

Сценарный план классного часа «Время Воробьева. На пути к столетию»

Классный час посвящен 100-летию со дня рождения курского писателя Константина Дмитриевича Воробьева.Его цель: углубить и расширить знания обучающихся о жизни и творчестве писателя, проследить за тем, ...

А. П. Климов. 2021г.(Статья опубликована в газете "Кяхтинские вести" и в книге "Путь через века" 1881-2021, стр. 38-39)

А.П. Климов работал корреспондентом в разных газетах: "Ленинское знамя", «Правда Бурятии», «Патриот Бурятии», «Деловой Улан-Удэ», был заместителем ответст...