Сценарный план классного часа «Время Воробьева. На пути к столетию»
классный час по литературе (9 класс)

Птицина Елена Михайловна

Классный час посвящен 100-летию со дня рождения курского писателя Константина Дмитриевича Воробьева.Его цель: углубить и расширить знания обучающихся о жизни и творчестве писателя, проследить за тем, как раскрывается тема времени в отдельных произведениях, какие проблемы поднимает в них автор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vremya_vorobeva.docx36.87 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план классного часа

«Время Воробьева. На пути к столетию»

Цель: углубитьи расширить знания обучающихся о жизни и творчестве писателя – курянина К.Воробьева, проследить за тем, как раскрывается тема времени в отдельных произведениях, какие проблемы поднимает в них автор; патриотическое воспитание обучающихся.

Задачи:

  1. Побудить воспитанников к вдумчивому чтению произведений К.Д.Воробьева;
  2. Познакомить с событиями, которые повлияли на жизнь писателя и его героев;
  3. Включить обучающихся в активное познание   духовных ценностей, присущих разным эпохам;
  4. Формировать качества духовно-нравственной личности;
  5. Формировать компетентности в сфере творческой и  познавательной деятельности;
  6. Развивать навыки работы в группе.

Прогнозируемый результат:  формирование умения видеть сквозь призму литературы и истории, как происходящие события в стране влияют на судьбы отдельных людей,    осмысление ценностинравственности души для существующей действительности.

Формируемые УУД:

Личностные: гуманистическое отношение к окружающему миру; освоение, усвоение и присвоение общечеловеческих ценностей.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: установление  причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Оборудование:  презентация, видеофильм,наглядный материал.

Форма проведения:  устный журнал.

Ход занятия:

  1. Мотивационный этап.

Слово учителя:Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, наши гости. Я рада видеть Васв нашей школе. Сегодня я  приглашаювсех полистать устный журнал и поговорить о том, что мы не замечаем, но его всегда не хватает; о том, что меняет внешне, а внутренне мы его не ощущаем; о том, чего нет, но оно определено в этом мире для каждого. Иногда оно спешит, иногда неторопливо. О чем мы будем говорить?

(о времени)

Учитель:16 ноября этого года писателю, чье имя носит наша школа, К.Д. Воробьеву, исполнилось бы 100 лет.

  • 100 лет – это большой срок?
  • Правда ли, что время, когда жил писатель, было другое?
  • А каким оно было? Легко ли ответить на этот вопрос сразу или надо хорошо подумать?

Давайте думать вместе. Но прежде обратите внимание на экран, на слайде оглавление-страницы устного журнала:

  • «Жизнь – время – судьба»
  • «Путешествие по … строкам»
  • «Живое лицо времени»

Исходя из такого оглавления, попробуйте сформулировать тему нашего занятия – подобрать название устному журналу.

Предложения  учеников

Учитель:Хорошо, принимается такое название, но с вашего позволения, я его немного подкорректирую:  «Время К.Д.Воробьева. На пути к 100-летию».

  1. Создание проблемной ситуации:

Учитель:Андрей Валентинович Жвалевский и Евгения Борисовна Пастернак, современные белорусские писатели, считают, что время всегда хорошее.

  • Согласны ли вы с таким утверждением? А что значит хорошее время?

Ответы учеников.

        

Учитель:А теперь обратите внимание на строчки из стихотворения Богдана Бандура:

Не мы выбираем, а нас выбирает время,
Когда и где рождаться, где и как умирать,
Чтоб выжить, - от Бога дана нам вера,
А все роковые даты – за временем не видать.

  • В чем смысл этих строк? Какая здесь названа проблема?(человек не может выбрать время рождения; роковые даты влияют на жизнь человека)
  • Можно ли их взять в качестве эпиграфа, чтобы ответить на вопрос, какие проблемы времени приходилось решать К.Д.Воробьеву и его героям?

  1. Построение выхода из проблемной ситуации.

Учитель:Итак, мы открываем первую страницу журнала «Жизнь – время – судьба». Прежде давайте обратимся к истории. Перед вами «Лента времени». Вспомните и назовите значимые события в истории страны.

Учащиеся называют события 20 века.

  • А какие роковые даты пришлось пережить К.Д.Воробьеву? Вы сможете ответить на этот вопрос, посмотрев видеоролик, который смонтировала для вас Гуторова Лиза.

Показ видеоролика о жизни и творчестве К.Д.Воробьева.

  • Чем трагична судьба писателя? (На его долю выпали все самые мучительные удары и раны, какие только были возможны в те былые времена)
  • Вчитайтесь повнимательнее в название 1 страницы устного журнала. Как соотносятся слова, вынесенные в заглавие?

( Жизнь человека начинается с рождения, но его судьба определяется многими факторами, один из которых – время, в которое он живет. Время, люди, события могут изменить жизнь. Поэтому судьба вплотную зависит от обстоятельств).

Вывод:Действительно, в жизни каждого человека есть даты, которые дороги ему и которые он считает вехами на своем пути. Иногда эти вехи носят сугубо личный характер, иногда совпадают с поворотными точками в жизни целой страны. Судьба – это то, что суждено пережить.

        

Учитель:На долюК.Д.Воробьева выпала нелегкая судьба. Но времена не выбирают. Можно лишь выбрать, как их прожить. Об этом рассказывают произведения писателя. Перевернем 1 страницу и обратимся к следующей. Но у нее неполное название – не хватает одного слова. Нам хорошо известно, что произведения нашего земляка автобиографичны. Он писатель-реалист: читая, и анализируя его творчество, можно представить, в какое время он жил и какие проблемы приходилось решать его героям.

        Вы готовились к сегодняшнему занятию в группах и индивидуально, решали аналитические задачи, и сейчас настало время поделиться наблюдениями.

Выступление 1 группы, представление мини-проекта «Проблемы времени в рассказе К.Воробьева «Ермак»(краткий обзор, чтение отрывка наизусть, интеллект-карта)

Учитель:Вы часто обижаетесь? Ребята, а что может обидеть человека? Можно ли простить обидчика?( На сегодняшний день понятие обиды стало расплывчатым, оно можетозначать и само событие, и эмоциональные переживания (обидчика или человека, претерпевшего обиду), ивозможные реакции на событие (например, отказ от общения с человеком вследствие ссоры).

  • Да, гражданская война принесла людям бедность, обездоленность. Каждый старался выжить, как мог, поэтому растаскивали все, что можно было унести. «Это не мы были», - пишет автор.
  • В чем смысл этой фразы? (люди своими действиями иногда не были похожи на людей, настолько трудна была жизнь, что забывали о доброте, милосердии, состраданиии)
  • Это было хорошее время?

Учитель:Заканчивается рассказ повествованием о начале Великой Отечественной войны. Мы много раз уже говорили о том. Что принесла с собою война. Свою правду о войне поведал и К.Д.Воробьев. Внимание на экран.

Демонстрация буктрейлера – повесть «Убиты под Москвой»

Учитель:Какое слово в названии повести является ключевым? Какой смысл вложил в него автор, почему не употребил, например, слово «погибли» - «Погибли под Москвой»?

(Именно убиты, и не только врагом, но и своей страной: безоружные, они должны были задержать врага ценой своей жизни)

  • Что принесло военное время молодым курсантам? Об этом нам расскажет вторая группа.

Выступление 2 группы, представление мини-проекта «Проблемы времени в повести К.Воробьева «Убиты под Москвой»(+ интеллект-карта)

  • Ребята, а что такое страх, как выего ощущаете?(Страх – это одна из самых естественных реакций человека.Он заложен природой как механизм инстинкта самосохранения, именно поэтому люди боятся высоты, большой скорости и стихийных бедствий)
  • Обратимся к словарю. Как объясняет это чувство Владимир Даль? 

Учитель:Константин Воробьев в одной из записных книжек  писал: «Не стало личностей, индивидуальности. Страх личной смерти, неспособность на подвиг и жертву, готовность на любую обиду,- лишь бы жить, читать газеты и совокупляться… На Руси были страшные времена, но подлее моего времени не было. Сохрани, Боже последние единицы, укрой их и защити!»

  • Такое читать тяжело, а каково пережить? Можно ли забыть все ужасы войны? Какой же, по-вашему, отпечаток должен остаться в душе?
  • Следующий  рассказ, с которым мы познакомимся, называется «Уха без соли». Но сначала обратите внимание на импровизированную галерею, которую подготовила для вас третья группа.
  • Вы можете предположить по этим рисункам, о  чем рассказ «Уха без соли»?

        (сварили уху, но забыли посолить)

  • Разве это такой важный факт, что о нем следует написать рассказ?
  • Тогда о чем он?

Выступление 3 группы, представление мини-проекта «Проблемы времени в рассказе К.Воробьева «Уха без соли»(сюжетная линия в рисунках, проблемы, интеллект-карта)

Учитель:«Я понял, что нам с ним никогда не избежать страха погони и застигнутости», - пишет автор.

  • Как вы считаете, о чем думают герои, глядя на приземистый огонек костра, какие чувства ими овладевают? Что это – озлобление, жажда мести, обида или что-то другое?

«такие уж мы. Есть и это. Удивление? Наверно. Уважение? Да, «не озлобились, не вынашиваем месть. Несомненно. Облегчение души и понимание того, отвергнутого». «Шестнадцать отбыл, это всё-таки не шестнадцать месяцев». «Он более несчастен, а значит, более нуждается в том, чтобы выслушали).

  • Что их отличает от ночного гостя?

(У него нет в душе раскаяния – есть озлобление и обида)

  • Как бы вы поступили, окажись на месте героев?
  • А как поступают «Летчик» и «Диванович»? (проявили милосердие)

(Природное  чувство сострадания не позволяет героям бросить на дороге путника, пусть и такого:«Вот она, наша славянская душа! Не можем до конца сохранить ненависть к преступлению и насильнику над тобой. Не можем!»)

  • А что такое милосердие? Всегда ли нужно быть милосердным?

(Милосердие – это доброта, сострадание к ближнему, качество, основанное на любви ко всему живому и к своей душе,это такое качество человека, когда он готов помочь тому, кто оказался в трудномположении, пожалеть его, проявить к нему сострадание).

Учитель:Итак, подведем итоги.

  • О каких временах рассказывает на страницах своих произведений К.Д.Воробьев? (время после гражданской войны, военное и мирное время)
  • Права ли я буду, назвав его творчество подвигом?
  • А подвиг совершают какие люди? (смелые, мужественные, храбрые…)
  • Подберите эпитет к слову «строки» - какие они? (мужественные)
  • Значит, мы совершили с вами «Путешествие по мужественным строкам»(записать на доске)

  1. Реализация построенного проекта.

Учитель:Переходим к 3-й странице «Живое лицо времени».

  • Опровергните или докажите мысль о том, что К.Д.Воробьев – наш современник.

Выступление 4 группы, представление мини-проекта«К.Воробьев – живое лицо времени. Вторая жизнь»

Память о нашем знаменитом земляке увековечена в названии улицы в г. Курске, в доме, где родился К. Воробьев, находится музей, а в областном краеведческом музее действует постоянная экспозиция, посвященная жизни и творчеству К.Д. Воробьева. Средняя школа № 35 г. Курска носит имя К. Воробьева, там же имеется и музей писателя. В Курской области проходят литературные праздники, ежегодно проводится творческий конкурс им. К. Воробьева на лучшее журналистское произведение на военно-патриотическую тему.

Вывод:Нет с нами удивительного Человека и Мастера. Но живут и всегда будут жить его замечательные книги, в которых можно найти    куда больше сердечной правды о жизни, о себе и о времени.

Владимир Павлович Детков писал: «… счастлив человек,  заслуживший  исчерпывающую  оценку  в  детском  сердце. Константин Дмитриевич заслужил ее и своей жизнью, и жизнью своих книг».

5. Рефлексия.

Учитель: Человек всегда мечтал изобрести машину времени, чтобы посетить разные эпохи.

  • Вам хотелось бы оказаться  в том времени, о котором Воробьев рассказал в своем творчестве, которое сам пережил?
  • А если бы, например, писатель попал в нашусовременность, что бы он сказал о нашем времени?
  • В любом произведении звучит голос автора. Вы услышали его сегодня? О чем он говорит? (во все времена надо оставаться человеком)

  • На этом наш устный журнал заканчивает свою работу. Мы живем в другое время, а какое оно: хорошее или плохое – рассудит история. Я же хочу закончить нашу встречу стихотворением Алеси Воуковой:

Нас выбирает время,

Мы выбираем способ:

 Ногу поставить в стремя,

Или взять в руку посох...

Мчаться свободным ветром,

Или плутать тропою;

 Солнца лучиться светом;

Сердце наполнить тьмою...

Щепкой тонуть в пучине,

Иль паруса расправить.

Следствием быть, причиной?

Случаю всё оставить...

Быть или лишь казаться,

Тлеть иль гореть как пламя,

Жить вам или бояться...

Выбор всегда за вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план классного часа "Сквернословие и здоровье"

Классный час для 7-8 кл. Презентация к кл. часу загружена на сайт...

Презентация к классному часу "Время года зима..."

Презентация "Время года зима..." может быть использована при проведении классного часа в среднем звене классов VIII вида, посвященного ознакомлению с произведениями отечественных поэтов о зиме....

Презентация "Всё во льду" для классного часа "Время года - зима".

Презентация для классного часа "Время года - зима"....

Презентация к классному часу «Время выбирать»

Презентация к классному часу «Время  выбирать»...

"Путь к свету" план классного часа. 5 класс.

План классного часа для учеников 5-го класса....

Сценарная разработка классного часа «Главные уроки доброжелательной школы: человек, гражданин, патриот»

Методическая разработка классного часа «Главные уроки доброжелательной школы: человек, гражданин, патриот» представляет собой подробный сценарий воспитательного мероприятия для учащихся 5 ...