Сценарный план классного часа «Время Воробьева. На пути к столетию»
классный час по литературе (9 класс)
Классный час посвящен 100-летию со дня рождения курского писателя Константина Дмитриевича Воробьева.Его цель: углубить и расширить знания обучающихся о жизни и творчестве писателя, проследить за тем, как раскрывается тема времени в отдельных произведениях, какие проблемы поднимает в них автор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vremya_vorobeva.docx | 36.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарный план классного часа
«Время Воробьева. На пути к столетию»
Цель: углубитьи расширить знания обучающихся о жизни и творчестве писателя – курянина К.Воробьева, проследить за тем, как раскрывается тема времени в отдельных произведениях, какие проблемы поднимает в них автор; патриотическое воспитание обучающихся.
Задачи:
- Побудить воспитанников к вдумчивому чтению произведений К.Д.Воробьева;
- Познакомить с событиями, которые повлияли на жизнь писателя и его героев;
- Включить обучающихся в активное познание духовных ценностей, присущих разным эпохам;
- Формировать качества духовно-нравственной личности;
- Формировать компетентности в сфере творческой и познавательной деятельности;
- Развивать навыки работы в группе.
Прогнозируемый результат: формирование умения видеть сквозь призму литературы и истории, как происходящие события в стране влияют на судьбы отдельных людей, осмысление ценностинравственности души для существующей действительности.
Формируемые УУД:
Личностные: гуманистическое отношение к окружающему миру; освоение, усвоение и присвоение общечеловеческих ценностей.
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Оборудование: презентация, видеофильм,наглядный материал.
Форма проведения: устный журнал.
Ход занятия:
- Мотивационный этап.
Слово учителя:Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, наши гости. Я рада видеть Васв нашей школе. Сегодня я приглашаювсех полистать устный журнал и поговорить о том, что мы не замечаем, но его всегда не хватает; о том, что меняет внешне, а внутренне мы его не ощущаем; о том, чего нет, но оно определено в этом мире для каждого. Иногда оно спешит, иногда неторопливо. О чем мы будем говорить?
(о времени)
Учитель:16 ноября этого года писателю, чье имя носит наша школа, К.Д. Воробьеву, исполнилось бы 100 лет.
- 100 лет – это большой срок?
- Правда ли, что время, когда жил писатель, было другое?
- А каким оно было? Легко ли ответить на этот вопрос сразу или надо хорошо подумать?
Давайте думать вместе. Но прежде обратите внимание на экран, на слайде оглавление-страницы устного журнала:
- «Жизнь – время – судьба»
- «Путешествие по … строкам»
- «Живое лицо времени»
Исходя из такого оглавления, попробуйте сформулировать тему нашего занятия – подобрать название устному журналу.
Предложения учеников
Учитель:Хорошо, принимается такое название, но с вашего позволения, я его немного подкорректирую: «Время К.Д.Воробьева. На пути к 100-летию».
- Создание проблемной ситуации:
Учитель:Андрей Валентинович Жвалевский и Евгения Борисовна Пастернак, современные белорусские писатели, считают, что время всегда хорошее.
- Согласны ли вы с таким утверждением? А что значит хорошее время?
Ответы учеников.
Учитель:А теперь обратите внимание на строчки из стихотворения Богдана Бандура:
Не мы выбираем, а нас выбирает время,
Когда и где рождаться, где и как умирать,
Чтоб выжить, - от Бога дана нам вера,
А все роковые даты – за временем не видать.
- В чем смысл этих строк? Какая здесь названа проблема?(человек не может выбрать время рождения; роковые даты влияют на жизнь человека)
- Можно ли их взять в качестве эпиграфа, чтобы ответить на вопрос, какие проблемы времени приходилось решать К.Д.Воробьеву и его героям?
- Построение выхода из проблемной ситуации.
Учитель:Итак, мы открываем первую страницу журнала «Жизнь – время – судьба». Прежде давайте обратимся к истории. Перед вами «Лента времени». Вспомните и назовите значимые события в истории страны.
Учащиеся называют события 20 века.
- А какие роковые даты пришлось пережить К.Д.Воробьеву? Вы сможете ответить на этот вопрос, посмотрев видеоролик, который смонтировала для вас Гуторова Лиза.
Показ видеоролика о жизни и творчестве К.Д.Воробьева.
- Чем трагична судьба писателя? (На его долю выпали все самые мучительные удары и раны, какие только были возможны в те былые времена)
- Вчитайтесь повнимательнее в название 1 страницы устного журнала. Как соотносятся слова, вынесенные в заглавие?
( Жизнь человека начинается с рождения, но его судьба определяется многими факторами, один из которых – время, в которое он живет. Время, люди, события могут изменить жизнь. Поэтому судьба вплотную зависит от обстоятельств).
Вывод:Действительно, в жизни каждого человека есть даты, которые дороги ему и которые он считает вехами на своем пути. Иногда эти вехи носят сугубо личный характер, иногда совпадают с поворотными точками в жизни целой страны. Судьба – это то, что суждено пережить.
Учитель:На долюК.Д.Воробьева выпала нелегкая судьба. Но времена не выбирают. Можно лишь выбрать, как их прожить. Об этом рассказывают произведения писателя. Перевернем 1 страницу и обратимся к следующей. Но у нее неполное название – не хватает одного слова. Нам хорошо известно, что произведения нашего земляка автобиографичны. Он писатель-реалист: читая, и анализируя его творчество, можно представить, в какое время он жил и какие проблемы приходилось решать его героям.
Вы готовились к сегодняшнему занятию в группах и индивидуально, решали аналитические задачи, и сейчас настало время поделиться наблюдениями.
Выступление 1 группы, представление мини-проекта «Проблемы времени в рассказе К.Воробьева «Ермак»(краткий обзор, чтение отрывка наизусть, интеллект-карта)
Учитель:Вы часто обижаетесь? Ребята, а что может обидеть человека? Можно ли простить обидчика?( На сегодняшний день понятие обиды стало расплывчатым, оно можетозначать и само событие, и эмоциональные переживания (обидчика или человека, претерпевшего обиду), ивозможные реакции на событие (например, отказ от общения с человеком вследствие ссоры).
- Да, гражданская война принесла людям бедность, обездоленность. Каждый старался выжить, как мог, поэтому растаскивали все, что можно было унести. «Это не мы были», - пишет автор.
- В чем смысл этой фразы? (люди своими действиями иногда не были похожи на людей, настолько трудна была жизнь, что забывали о доброте, милосердии, состраданиии)
- Это было хорошее время?
Учитель:Заканчивается рассказ повествованием о начале Великой Отечественной войны. Мы много раз уже говорили о том. Что принесла с собою война. Свою правду о войне поведал и К.Д.Воробьев. Внимание на экран.
Демонстрация буктрейлера – повесть «Убиты под Москвой»
Учитель:Какое слово в названии повести является ключевым? Какой смысл вложил в него автор, почему не употребил, например, слово «погибли» - «Погибли под Москвой»?
(Именно убиты, и не только врагом, но и своей страной: безоружные, они должны были задержать врага ценой своей жизни)
- Что принесло военное время молодым курсантам? Об этом нам расскажет вторая группа.
Выступление 2 группы, представление мини-проекта «Проблемы времени в повести К.Воробьева «Убиты под Москвой»(+ интеллект-карта)
- Ребята, а что такое страх, как выего ощущаете?(Страх – это одна из самых естественных реакций человека.Он заложен природой как механизм инстинкта самосохранения, именно поэтому люди боятся высоты, большой скорости и стихийных бедствий)
- Обратимся к словарю. Как объясняет это чувство Владимир Даль?
Учитель:Константин Воробьев в одной из записных книжек писал: «Не стало личностей, индивидуальности. Страх личной смерти, неспособность на подвиг и жертву, готовность на любую обиду,- лишь бы жить, читать газеты и совокупляться… На Руси были страшные времена, но подлее моего времени не было. Сохрани, Боже последние единицы, укрой их и защити!»
- Такое читать тяжело, а каково пережить? Можно ли забыть все ужасы войны? Какой же, по-вашему, отпечаток должен остаться в душе?
- Следующий рассказ, с которым мы познакомимся, называется «Уха без соли». Но сначала обратите внимание на импровизированную галерею, которую подготовила для вас третья группа.
- Вы можете предположить по этим рисункам, о чем рассказ «Уха без соли»?
(сварили уху, но забыли посолить)
- Разве это такой важный факт, что о нем следует написать рассказ?
- Тогда о чем он?
Выступление 3 группы, представление мини-проекта «Проблемы времени в рассказе К.Воробьева «Уха без соли»(сюжетная линия в рисунках, проблемы, интеллект-карта)
Учитель:«Я понял, что нам с ним никогда не избежать страха погони и застигнутости», - пишет автор.
- Как вы считаете, о чем думают герои, глядя на приземистый огонек костра, какие чувства ими овладевают? Что это – озлобление, жажда мести, обида или что-то другое?
«такие уж мы. Есть и это. Удивление? Наверно. Уважение? Да, «не озлобились, не вынашиваем месть. Несомненно. Облегчение души и понимание того, отвергнутого». «Шестнадцать отбыл, это всё-таки не шестнадцать месяцев». «Он более несчастен, а значит, более нуждается в том, чтобы выслушали).
- Что их отличает от ночного гостя?
(У него нет в душе раскаяния – есть озлобление и обида)
- Как бы вы поступили, окажись на месте героев?
- А как поступают «Летчик» и «Диванович»? (проявили милосердие)
(Природное чувство сострадания не позволяет героям бросить на дороге путника, пусть и такого:«Вот она, наша славянская душа! Не можем до конца сохранить ненависть к преступлению и насильнику над тобой. Не можем!»)
- А что такое милосердие? Всегда ли нужно быть милосердным?
(Милосердие – это доброта, сострадание к ближнему, качество, основанное на любви ко всему живому и к своей душе,это такое качество человека, когда он готов помочь тому, кто оказался в трудномположении, пожалеть его, проявить к нему сострадание).
Учитель:Итак, подведем итоги.
- О каких временах рассказывает на страницах своих произведений К.Д.Воробьев? (время после гражданской войны, военное и мирное время)
- Права ли я буду, назвав его творчество подвигом?
- А подвиг совершают какие люди? (смелые, мужественные, храбрые…)
- Подберите эпитет к слову «строки» - какие они? (мужественные)
- Значит, мы совершили с вами «Путешествие по мужественным строкам»(записать на доске)
- Реализация построенного проекта.
Учитель:Переходим к 3-й странице «Живое лицо времени».
- Опровергните или докажите мысль о том, что К.Д.Воробьев – наш современник.
Выступление 4 группы, представление мини-проекта«К.Воробьев – живое лицо времени. Вторая жизнь»
Память о нашем знаменитом земляке увековечена в названии улицы в г. Курске, в доме, где родился К. Воробьев, находится музей, а в областном краеведческом музее действует постоянная экспозиция, посвященная жизни и творчеству К.Д. Воробьева. Средняя школа № 35 г. Курска носит имя К. Воробьева, там же имеется и музей писателя. В Курской области проходят литературные праздники, ежегодно проводится творческий конкурс им. К. Воробьева на лучшее журналистское произведение на военно-патриотическую тему.
Вывод:Нет с нами удивительного Человека и Мастера. Но живут и всегда будут жить его замечательные книги, в которых можно найти куда больше сердечной правды о жизни, о себе и о времени.
Владимир Павлович Детков писал: «… счастлив человек, заслуживший исчерпывающую оценку в детском сердце. Константин Дмитриевич заслужил ее и своей жизнью, и жизнью своих книг».
5. Рефлексия.
Учитель: Человек всегда мечтал изобрести машину времени, чтобы посетить разные эпохи.
- Вам хотелось бы оказаться в том времени, о котором Воробьев рассказал в своем творчестве, которое сам пережил?
- А если бы, например, писатель попал в нашусовременность, что бы он сказал о нашем времени?
- В любом произведении звучит голос автора. Вы услышали его сегодня? О чем он говорит? (во все времена надо оставаться человеком)
- На этом наш устный журнал заканчивает свою работу. Мы живем в другое время, а какое оно: хорошее или плохое – рассудит история. Я же хочу закончить нашу встречу стихотворением Алеси Воуковой:
Нас выбирает время,
Мы выбираем способ:
Ногу поставить в стремя,
Или взять в руку посох...
Мчаться свободным ветром,
Или плутать тропою;
Солнца лучиться светом;
Сердце наполнить тьмою...
Щепкой тонуть в пучине,
Иль паруса расправить.
Следствием быть, причиной?
Случаю всё оставить...
Быть или лишь казаться,
Тлеть иль гореть как пламя,
Жить вам или бояться...
Выбор всегда за вами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарный план классного часа "Сквернословие и здоровье"
Классный час для 7-8 кл. Презентация к кл. часу загружена на сайт...
Презентация к классному часу "Время года зима..."
Презентация "Время года зима..." может быть использована при проведении классного часа в среднем звене классов VIII вида, посвященного ознакомлению с произведениями отечественных поэтов о зиме....
Презентация "Всё во льду" для классного часа "Время года - зима".
Презентация для классного часа "Время года - зима"....
Презентация к классному часу «Время выбирать»
Презентация к классному часу «Время выбирать»...
"Путь к свету" план классного часа. 5 класс.
План классного часа для учеников 5-го класса....
Сценарная разработка классного часа «Главные уроки доброжелательной школы: человек, гражданин, патриот»
Методическая разработка классного часа «Главные уроки доброжелательной школы: человек, гражданин, патриот» представляет собой подробный сценарий воспитательного мероприятия для учащихся 5 ...