выступление на педагогическом совете школы
статья по теме
«Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 49.7 КБ |
презентация | 452.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете школы
«Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся»
Подготовила: учитель
математики МКОУ
«Нижнемамонская СОШ №1»
Донских О. В.
Март 2016 г.
Сегодня мы будем говорить о необходимости создания ситуации успеха, ведь успех в учении и в жизни – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться, а это залог будущей успешной социализации выпускника.
За последние десять лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности.
И прежде всего следует разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».
Успех это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их. Он связан с эмоциональным подъемом. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех— результат подобной ситуации.
Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать учитель. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание учеником ситуации успеха:
- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
- стимулирует к высокой результативности труда;
- корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
- развивает инициативность, креативность, активность;
- поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
В первую очередь, следует помнить, с какой группой детей Вы работаете.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком в данном возрасте. Если в этом возрасте ребенок, не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, дружить, то он не обретет уверенность в своих способностях и возможностях.
Главный фактор в достижении успеха – оценка со стороны значимого взрослого.
Среднее звено. Ведущая деятельность — общение, общественно-полезная активность. Условия для личностного развития создаются преимущественно во внеклассной и внешкольной деятельности. Личностное развитие происходит на уроках с использованием многообразных групповых форм обучения (игровых, проблемных, проектных). Развитие личности происходит преимущественно через межличностное развитие.
Предпочитаемым учителем считается тот, который демонстрирует высокие коммуникативные возможности, создавая благоприятные условия общения в учебной деятельности. Достижения учащихся на этапе их обучения в среднем школьном звене связаны с созданием и поддержанием условий активной реализации школьников в общении и социально направленной активности.
Старшеклассники смотрят на себя как бы извне, сопоставляют себя с другими - взрослыми и сверстниками, ищут критерии такого сравнения. Именно с подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой «Я»-концепции школьника. Формируется новый уровень самосознания, под влиянием ведущих потребностей возраста в самоутверждении и общении со сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развитие.
Таким образом, ведущей деятельностью является самоопределение в пространственно-временной, профессиональной, гражданской, коммуникативно-нравственной сферах.
Условия для личностного развития создаются в процессе социально ориентированной активности и учебно-профессиональной деятельности. Развитие личности в ранней юности происходит через опыт социального развития.
Предпочитаемый учитель для старшеклассников — тот, который обращается на равных и обеспечивает условия успешности в социально значимых условиях.
Типы ситуаций успеха
Неожиданная радость - чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.
Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.
Радость познания Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха, что обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере одобрения. Подбадривающие слова, корректность обращений создают благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей
Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций
ОПЕРАЦИЯ | НАЗНАЧЕНИЕ | РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА | |
1. Снятие страха | Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. | «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили». | |
2. Авансирование успешного результата | Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. | «У вас обязательно получиться..» «Я даже не сомневаюсь в успешном результате». | |
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности | Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. | «Возможно, лучше всего начать с…» «Выполняя работу, не забудьте о…» | |
4. Внесение мотива | Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. | «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» | |
5. Персональная исключительность. | Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. | «Только ты и мог бы….» «Только тебе я и могу доверить…» «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…» | |
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. | Побуждает к выполнению конкретных действий. | «Нам уже не терпится начать работу…» «Так хочется поскорее увидеть…» | |
7. Высокая оценка детали. | Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. | «Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…» «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы». |
В настоящее время многое изменилось в образовании. Много говорят о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта. Ни один ребенок не приходит в школу двоечником. Он приходит преисполненный желания познавать новое, быть успешным в этом новом для него мире под названием «школа».
Это и определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех и в дальнейшей взрослой жизни.
Приемы создания ситуации успеха.
- "Эмоциональное поглаживание".
Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит "молодец", "умница ", "Ребятки, я горжусь вами!". Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.
2. «Холодный душ»
На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.
3. «Умышленная ошибка»
Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!
Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.
4. «Эврика»
Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
5 . «Эскалатор»
Учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
6. «Шанс»
Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но он этот момент не упустит, сумеет его материализовать.
7. «Сопереживание»
Этот прием взывания к чувствам ученика можно применять в том случае, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание.
8. «Взлет»
Главная роль отведена учителю. Интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя.
9. «Следуй за нами»
Смысл в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий
10. «Обмен ролями»
Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».
11. «Заражение»
В случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
Механизм «заражения» построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния «своего среди своих».
12. «Горизонт»
Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.
13. «Отсроченная отметка»
Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о д в и ж е н и и вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!
14. «Интеллектуальная инверсия»
(изменение положения компонентов, расположение их в обратном порядке)
Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно представить так: учитель получает знания, передает их учащимся, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога. Итак, у школьников тоже формируется свой интеллектуальный потенциал. Можно даже говорить о потенциале класса.
Формула: потенциал учителя рождает группу потенциалов, которые постоянно взаимодействуют друг с другом, чтобы «заряжать» ученические потенциалы, учитель должен неустанно пополнять свой, а стимулом для этого процесса служит умственный рост учеников, «подключаясь» к которому педагог получает новый заряд энергии.
15. “Исповедь” или “Когда учитель плачет”.
Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание,
породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно
спрогнозировать возможные реакции.
Использование ситуации успеха должно помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.
Деятельность учителя – преподавание, строится на основе системы методов.
Охарактеризую методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для переживания учащимися ситуации успеха.
Система методов создания ситуации успеха на уроке
Методы дифференцированного обучения
Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
Созданию ситуации успеха использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников.
Сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения.
Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.
Проектный метод .
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами.
Диагностика эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса.
Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итоги урока, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение урока.
С чего начинается создание ситуации успеха на уроке?
Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Возможно, с необычного начала урока. С создания психологического климата, обстановки жизнерадостности, разумного сочетания репродуктивных и творческих методов. С предвкушения необычности, способности учителя удивлять.
Методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха.
Этап урока | Методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха | Обоснование выбранных приёмов |
Организационный | Устранение пробелов знаний, полученных на предыдущих уроках: анализ ошибок, допущенных в работах разного вида (контрольных, самостоятельных, домашних) | Мысль, что мы все пробуем, ищем, ошибаемся, добавляет уверенности, «убирает» страх перед ошибкой, перед трудным заданием |
Проверка домашнего задания | Закрепление пройденного и устранение ошибок в задании, выполненном самостоятельно. | Предоставляется возможность исправить допущенные ошибки и получить более высокую оценку за выполненную дома работу; анализ ошибок даёт возможность избежать их в дальнейшем |
Постановка целей и задач урока | Авансирование успешного результата: «Тема трудная (лёгкая, есть сложности и т.д.), но я не сомневаюсь: у вас всё получится, вы обязательно справитесь». Внесение мотива: без этого невозможно дальнейшее изучение темы, вы должны друг другу помочь, быть внимательны | Помогает учителю выразить свою твёрдую убеждённость в том, что дети обязательно справятся с проставленной задачей, внушает ребёнку уверенность в свои силы и возможности. Показывается, ради чего совершается эта деятельность, кому будет от этого хорошо |
Объяснение нового материала | Мобилизация активности: побуждает к выполнению различных действий, использование на уроках метода интерпретации. Лавирование между известным и неизвестным, предоставление возможности рассмотреть со всех сторон любые ситуации, явления, процессы, события. Скрытое инструктирование ученика в способах и формах совершения деятельности («Обратите внимание на…», «С чего лучше начать…», «Догадайтесь, почему…»). Персональная исключительность: «Это можешь сделать только ты», «У тебя получится лучше (не хуже), чем у других», «Помоги мне…», использование метода проекта. Метод «педагогического рисунка»: выполняя работу, учитель действует одновременно с детьми, допуская при этом какие-то неточности, промахи. | Дети при изучении новой темы могут предлагать свои решения проблемы, высказывать свои версии, что тоже помогает снять страх перед неправильным ответом. Помогает ребёнку избежать поражения, всё достигается путём намёка, пожелания. Используется жизненный опыт ученика. Обозначает важность усилий ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности. Снимает страх перед сложностью работы. |
Закрепление изученного | Использование ситуации «от простого к сложному». Высокая оценка детали: «Особенно мне понравилось…», «Вот здесь ты был молодец…» | Успешное выполнение простого задания даёт уверенность в том, что возможно успешное выполнение более сложного. Помогает пережить эмоционально успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали, что тоже помогает ученику почувствовать себя успешным. |
Алгоритм создания ситуации успеха на уроке.
Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе.
Второе условие – снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.
Ключевой момент – высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем?
Реальная помощь в продвижении к успеху.
Краткое экспрессивное воздействие на учеников – педагогическое внушение (Успехов! За дело! И т.д.)
Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы
Правила, обеспечивающие ситуацию успеха.
- Не наказывать отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес ученика.
- Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.
- Своевременно отметить успехи и достижения учеников во всех видах деятельности . Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.
- Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата.
- Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащих творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.
Этапы создания ситуации успеха:
- Мотивационно-целевой;
- Организационный;
- Итоговый
Мотивационный этап:
- Создание проблемной ситуации
- Привлечение занимательного материала
- Применение наглядных средств обучения
- Использование неожиданной, противоречивой информации
- Эмоциональная насыщенность содержания
- Эмоциональная зарядка
- Соревновательные и игровые моменты
- Разъяснение и постановка цели деятельности
- Разработка плана действий
Ситуация успеха на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций в отношении предстоящей деятельности. На уроке ставится задача сформировать у учащегося установку на успешное выполнение учебного задания, преодоление трудностей, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, формируется мотив достижения.
В свои уроки я включаю элементы дидактических игр и игровые моменты, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Организационный этап
Ситуация успеха на организационном этапе – обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося.
- Четкая постановка цели;
- Оптимальный темп урока;
- Организационный контроль начала и завершения работы;
- Занимательный материал;
- Наглядность;
- Использование средств ТСО;
- Работа в парах и группах;
- Связь с нашим временем;
- Практическая работа;
- Словарная работа;
- Подготовка к контрольным работам;
- Нестандартная форма проведения урока.
Использование средств ТСО
В моей работе, в последнее время все большей популярностью пользуются компьютерные мультимедийные обучающие программы. Кроме того, я использую материалы дисков отдельно от программ для различных целей. Это – озвученные видеофрагменты, фотографии, которые я использую в презентациях.
Работа в парах и группах
Формы групповых работ:
- работа в парах постоянного и сменного состава,
- работа в группах (4-5 человек),
- коллективная работа.
Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. К сожалению, работая самостоятельно, обучающиеся, нередко, чувствуют неуверенность в собственных силах. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием намного успешнее. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников.
Метод проектов– это творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. Например, обучающимися 5 класса выполнены проекты по следующим темам: «Числа. Приемы быстрого счета», «Математика в профессии моих родителей», «Моя задача», «Математический синквейн» и другие.
Итоговый этап
Ситуация успеха на итоговом этапе – усиливает активное отношение к учению, обращая его мотив для новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное отношение.
На практике этот этап оказывается наиболее болезненным. Итог учебной работы обычно сводится к отметке. Ученик часто ждет, что оценят не только итог работы, но и его усилия в процессе деятельности. Очень важно отметить достижения учащегося, показать свое уважительное отношение к труду, чтобы у него появилось желание с охотой учиться дальше.
Но в то же время, учитель должен быть очень справедливым и в своей работе необходимо следовать заповеди: «оценивай не личность, а деятельность ученика». И делать это нужно объективно. Ведь объективная оценка знаний, умений и навыков очень важна как для ученика и родителей, так и для учителя.
Кредит доверия.
В некоторых случаях необходимо ставить отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Очень важно дать понять ребенку, что учитель верит в него и его силы, у него есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.
Известно, что успех - это горючее развития, своего рода пусковой механизм самосовершенствования, саморазвития школьника.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Успех в учении и в жизни – это один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться, а это залог будущей успешной социализации выпускника.
Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельной взятой личности, так и коллектива в целом .
Переживание учеником ситуации успеха : повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; стимулирует к высокой результативности труда; корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку; развивает инициативность, активность; развивает коммуникативные способности; поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
Технологические операции создания ситуаций успеха: Снятие страха Авансирование успешного результата Скрытое инструктирование ребенка Внесение мотива Персональная исключительность Мобилизация активности или педагогическое внушение Высокая оценка детали
Приемы создания ситуации успеха: «Эмоциональное поглаживание» «Холодный душ» «Эскалатор» «Сопереживание» «Взлет» «Следуй за нами» «Обмен ролями» «Заражение»
Приемы создания ситуации успеха: «Горизонт» «Отсроченная отметка» «Шанс » «Интеллектуальная инверсия» «Умышленная ошибка » «Эврика »
« …ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан прежде всего самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть » В.А. Сухомлинский
Система методов создания ситуации успеха на уроке Методы дифференцированного обучения Проектный метод Сочетание репродуктивных, проблемно-поисковых и творчески-воспроизводящих методов обучения Коллективные формы обучения
Этапы создания ситуации успеха: Мотивационно-целевой; Организационный; Итоговый.
Мотивационный этап Создание проблемной ситуации Привлечение занимательного материала Применение наглядных средств обучения Использование неожиданной, противоречивой информации Эмоциональная насыщенность содержания Эмоциональная зарядка Соревновательные и игровые моменты Разъяснение и постановка цели деятельности Разработка плана действий
Организационный этап Четкая постановка цели; Оптимальный темп урока; Организационный контроль начала и завершения работы; Занимательный материал; Наглядность; Использование ТСО; Связь с жизнью; Работа в парах и группах; Нестандартная форма проведения урока.
Итоговый этап Рефлексия Оценивание работы обучающихся Кредит доверия Создание портфолио обучающегося
Успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
http://olyadonskihmatematika.umi.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Методика работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку...
Выступление на Педагогическом совете школы
Некоторые вопросы формирования ученических компетенций...
Выступление на педагогическом совете школы Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования.
В выступлении изложены основные требования к современным учителям иностранного языка...
Выступления на педагогических советах школы
"Проблемное обучение на уроках истории и обществоведения"...
Выступление на педагогическом совете школы "Школа... Эмоции... Здоровье..."
"Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего- люди. Из них на первом месте - родители и педагоги." А.С.Макаренко.В выступлении даны несколько секретов здоровьесберегающей педа...
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»
Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...
Выступление на педагогическом совете школы по теме "Логопедическое сопровождение в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью"
В материале освещается общая характеристика нарушений речи у детей с умственной отсталостью, характеризуются уровни системного недоразвития речи. Анализируются виды локальных нарушений речи, даются ха...