Проектирование экологической тропы в ДОУ
методическая разработка на тему

Орешонкова Елена Валентиновна

Экологическая тропа -это специально оборудованный, с образовательными и воспитательными целями маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте посетители получают информацию об этих объектах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_tropa_oreshonkova.doc969 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №3 «СВЕТЛЯЧОК» р.п. ТУМБОТИНО

КОНКУРС-ПРОЕКТ

 «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА

НА ТЕРРИТОРИИ ДОУ»

                                               

   

                      Выполнила:

                                                                                     Орешонкова Елена Валентиновна

                                                                           Должность: музыкальный руководитель                          

                                        Образование:  высшее  

                                                                             /ФГБОУ ВПО НГПУ им. Козьмы Минина/

                                                                              Квалификационная категория: первая,                                                        

                                                                              2015 год

р.п.Тумботино

2017 год

1. Содержание экологической тропы

Хозяин тропы- ученая сова

1. Объект ЭТ «Цветники»

 2. Объект ЭТ  «Живая изгородь»

3. Объект ЭТ «Огород»

4. Объект ЭТ «Шишкин лес»

5. Объект ЭТ  «Смешанный лес»

6. Объект ЭТ  «Муравейник»

7. Объект ЭТ  «Луговая полянка»

8. Объект ЭТ «Пчелиный домик»

9. Объект ЭТ «Березовая роща»

10. Объект ЭТ  «Сельский дворик»

11. Объект ЭТ « Рябина»

12. Объект ЭТ « Липа»

13. Объект ЭТ «Заморские красавицы»

14. Объект ЭТ «Розарий»

15. Объект ЭТ «Зеленая аптека»

16. Объект ЭТ «Тополина роща»

17. Объект ЭТ « Птичий столб»

18. Объект ЭТ  «Метеостанция»

19. Объект ЭТ «Альпинарий»

20. Объект ЭТ «Тропа здоровья»

21. Объект ЭТ «Фруктовый сад»

2. Описание объектов экологической тропы

1. Объект ЭТ «Цветники»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=3c0d415487dde2a782b424bb16f1101f&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f775fd34e34b71e90dc1fb38332a697c&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=afd2d758506a5c61557d972439dcc124&n=13

Информация об объекте:

«Цветник» - это ограниченная территория (клумба),  где выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории ДОУ.

Объекты для наблюдения: многолетние и однолетние цветущие растения: тюльпаны, ирисы, нарциссы, георгины, бархатцы, петунья и др.

Образовательные задачи:

-Уточнять представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;

- Сравнивать разные цветы по внешнему виду, способам размножения, связь с насекомыми.

 -Формировать умение  понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

Развивать умение наблюдать за растениями на цветочной клумбе.

Расширять представления о сезонных изменениях в природе.

Закреплять увиденное в художественно- творческой деятельности.

Формы организации детской деятельности:

-Прогулки по территории детского сада с целью изучения  цветов на цветнике.

-Наблюдения за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми.

-Проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой.

-Рассматривание иллюстраций цветов.

-Познавательные беседы с детьми о росте и развитии растений, об умении ухаживать за ними.

-Чтение художественной литературы, заучивание стихов,

-Разучивание  песен о цветах.

-Дидактические игры « Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Что изменилось?»,

-Подвижная игра « Чей кружок скорее соберется?», игра « Садовник»

-Инсценирование  сценок о цветах.

-Организация коллективного труда на клумбе: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян.

-Выставка детского творчества «Поделки из природного материала», коллективная работа  « В мире цветов», создание коллажа « Цветы нашего края».

- Проведение развлечения «Праздник цветов».

2. Объект ЭТ  «Живая изгородь»

Информация об объекте:

Живая изгородь это забор (изгородь, ограда), представляющий собой посадку растений, служащую для ограждения (защиты) и обрамления (обозначения границы) той или иной территории. Обычно живые изгороди состоят из деревьев или кустарников, но могут быть устроены и из травянистых растений; в качестве дополнительных растений для устройства живых изгородей могут применяться и вьющиеся растения (лианы).

Зеленый забор выполняет множество функций: плотная листва защищает участок от сильных ветров и выхлопных газов автомобиля, снижает шум с улицы, играет роль пылевой завесы, укрывает неприглядные хозяйственные сооружения, способствует накоплению снега и равномерному его распределению по участку. Живые изгороди создают атмосферу спокойствия и защищенности.

Образовательные задачи:

-Дать  детям понятие- живая изгородь.

-Формирование представлений о живой изгороди, ее назначении в зеленом хозяйстве.

-Познакомить с видовым составом растений, применяемых в живых изгородях.

-Пополнять словарный запас детей названиями деревьев и кустарников: жимолость, облепиха, гортензия, плющ, хмель и др.

-Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность, познавательный интерес.

-Воспитывать бережное отношение к природе, желание ее охранять.

-Закреплять знания детей об объекте в различных видах детской деятельности.

Формы организации детской деятельности:

-Экскурсия к объекту в разное время года.

-Наблюдения за растениями, произрастающими  на объекте.

-Познавательные беседы о разновидностях изгородей,  об их функциях на участке ( создание красивых живых стен; защита от пыли, ветра; разделение территории на зоны, непреодолимый густой барьер от непрошенных гостей и пр. ), о растениях, используемых для формирования «Живых изгородей», об уходе за растениями объекта.

-Рассматривание иллюстраций, фотоальбома  с разновидностями растений, используемых для «Живых изгородей»

-Чтение литературы о растениях, используемых для живой изгороди «Легенда о ежевике» и др.

-Слушание и пение музыкальных произведений: рус. нар. песни «Виноград в саду растет», «По малину в сад пойдем» , «На горе-то калина», «Ой, хмель, мой хмель»  рус. нар. песни и др.

- Выставка детского творчества- аппликация « Живая изгородь»

3. Объект ЭТ «Огород»

http://tot-gallery.ru/images/1094625_gryadki-kartinki-dlya-detei.jpg

Информация об объекте:

«Огород» на территории детского сада содействует развитию наблюдательности и любознательности у детей, помогает лучше ознакомится с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для их роста и развития. Кроме того, «Огород» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.

Объекты для  наблюдения: Овощные культуры.

 Образовательные задачи:

-Расширять и обобщать знания детей о культурных огородных растениях  (помидоре, фасоли, горохе, луке,  морковке, редиске, свекле, картошке, кабачке, укропе, петрушке);

обучать навыкам ухода за ними, формировать представления о значении овощей в жизни  человека.

- Обогащать и развивать активный словарь детей.

- Вызывать у детей познавательную активность  посредством игровой,  трудовой и практической деятельности.

-Закреплять знания об  объекте во всех видах детской деятельности.

Формы организации детской деятельности:

-Экскурсия на огород.

-Наблюдения за биологическими особенностями овощных культур, сравнение разных овощей  по внешнему виду, способам ухода, способам размножения; за связью с насекомыми; наблюдение за трудом взрослых.

-Сенсорное развитие детей.

-Познавательные занятия.

-Беседы с детьми о роли овощей в жизни людей, о роли людей в жизни овощей, о полезных свойствах овощей и пр.

-Чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц  про овощи, отгадывание загадок про овощи.

-Рассматривание иллюстраций овощей.

-Дидактические игры «Что лишнее?», « Что приготовим?».

-Подвижные игры «Кто быстрее соберет овощи» и др.

-Инсценирование песен «Огородная хороводная», «Урожай собирай», « Веселый огород» « Капуста» муз. Львова- Компанейца и др.;

-Музыкальная игра « Здравствуй, Осень!»

-Проигрывание сценки « Спор овощей».

-Драматизация сказки « Репка»

-Проведение досугов « Праздник урожая», « Дары осени»                        

-Трудовая деятельность на огороде: посадка растений, уход за растениями: полив, рыхление земли, прополка сорняков, сбор урожая.

-Оформление выставки «Дары природы».

4. Объект ЭТ «Шишкин лес»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7c2e377efbf60b78193b7ea8f22cf437&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=52808fa0f954662c7040a763b76b419c&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7c2e377efbf60b78193b7ea8f22cf437&n=13

Информация об объекте:

«Шишкин лес» (фитонцидный уголок)- это оздоровительный участок  на территории детского сада, засаженный хвойными деревьями (соснами, елями), насыщающими воздух максимальным количеством бактерицидных выделений.

Фитонциды – это выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий.

Объекты для наблюдений: группа елочек на полянке, разного возраста и высоты, крона деревьев, хвоя, шишки.

Образовательные задачи:

- Способствовать оздоровлению детей, используя дыхательную гимнастику.

- Развивать любознательность у детей.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Формы организации детской деятельности:

-Экскурсии в природу.

-Рассматривание и наблюдение за деревьями в разное время года, сравнение их с другими деревьями;

-Проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины

деревьев, рисование тени деревьев.

-Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений.

-Дидактические игры « С какого дерева шишка».

-Подвижная игра « Кто больше наберет шишек».

-Чтение художественной литературы, заучивание стихов о ели, сосне, отгадывание загадок.

-Слушание и пение песен о елке, хороводы « Елочка»  муз. Бекман, «Елочка-елка, лесной аромат» и др. хороводы вокруг елки.

-Выставка детского творчества « Елочка-красавица», «Поделки из шишек» и др.

5. Объект ЭТ  «Смешанный лес»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7c2e377efbf60b78193b7ea8f22cf437&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=0b254b4aaffe2dea45c05a4475e743fb-sr&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=6e15a7f24b6f1a2e27fb726b37242e80&n=13http://www.playcast.ru/uploads/2014/04/25/8353832.pnghttp://www.playcast.ru/uploads/2014/04/25/8353832.pnghttp://www.playcast.ru/uploads/2014/04/25/8353832.pnghttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5bae9b046ef49500d0bd09c2ead612e4&n=13

Информация об объекте:

« Смешанный лес»- объект экологической тропы, насажденный  различными  породами деревьев и кустарников (сосна, ель, береза, осина, дуб, клен, рябина, малина, боярышник и др.), мхами и лишайниками,  лесными породами ягод ( черника, брусника, земляника, ) цветами ( ландыши, подснежники и др.), грибов, макетами лесных зверей, птиц, насекомых.

Объекты для наблюдения: деревья, кустарники, мхи и лишайники, цветы, ягоды, грибы, макеты лесных зверей и птиц.

Образовательные задачи:

-Расширять и закреплять знания детей о лесе, о растениях и деревьях, растущих  в лесу, о лесных обитателях.

-Формировать элементарные экологические знания о лесе.

-Научить детей устанавливать и понимать причинно-следственные связи в лесном сообществе.

-Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса.

-Развивать связную речь,  обогащать словарь детей, зрительное внимание, мышление, воображение, творческие способности.

-Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть прекрасное в природе, наслаждаться красотой леса в любое время года.

-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Знать правила поведения в лесу.

Формы организации детской деятельности:

Экскурсия  в уголок леса в разное время года.

-Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

-Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений.

-Познавательные занятия с детьми.

 Беседы « Лес- наше богатство».

-Просмотр презентаций  «Лес- многоэтажный дом», « Деревья и растения нашего леса»,              « Грибы», « Обитатели леса»,  « Правила поведения в лесу» и др.

- Чтение художественной литературы  С, Вохринцева « Деревья и листья», мини- энциклопедия в картинках « Деревья»,  Ю. Дмитриев « Кто в лесу живет и что в лесу растет», Ф. Тютчев « Подснежник», стихи о лесе, о природе,  о деревьях, стихи про зверей, пословицы, поговорки, отгадывание загадок,

-Просмотр мультфильмов по мотивам сказки В. Бианки « Путешествие муравья», «Сказка старого дуба», « Дерево желаний».

-Дидактические игры  «С какого дерева листок?», «Когда это бывает?», «У кого листочки, у кого иголки», « Четвертый лишний» и пр.

-Подвижные игры « У медведя во бору», «Зайцы и волк», «Лиса и зайцы» и др. -Драматизация сказок «Теремок», « Капризный медвежонок».

-Слушание музыкальных произведений,  разучивание песен и танцев о  лесе, лесных обитателях, «Лесная песенка» муз. Попатенко, «Лесной марш» муз. Чичкова « Ландыш» муз. Красева, «Подснежник» муз. Чайковского,  «Спят деревья на опушке» муз. Иорданского, «Грибы» муз. Сидельникова, « Танец грибочков» и др.

-Проведение досугов « Путешествие в лесное царство»,  « В гости к Лесовичку» и др.

-Выставка детского творчества « Лес в разные времена года», « Берегите лес от пожара».

6. Объект ЭТ  «Муравейник»

Информация об объекте:

Муравейник – название гнезда муравьев, которое, как правило, заметно своей надземной частью, представляющей собой кучу из кусочков листьев, хвои, веточек и земли ( является надземной частью муравьиного гнезда), которое состоит из сложной системы ходов и миниатюрных сооружений.  Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.

Объекты  для наблюдения:   муравейник, муравьи.   

Образовательные задачи:

- Углублять знания детей о муравьях, их образе жизни.

-Сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса.

-Воспитывать бережное отношение к муравьям.

-Закреплять знания детей о муравьях в различных видах детской деятельности.

Формы организации детской деятельности:

-Экскурсии в природу.

-Наблюдение за муравейником.

-Беседы с детьми.

-Чтение художественной литературы,  заучивание стихов, отгадывание загадок.

-Просмотр мультфильма« Как муравьишка домой спешил».

- Слушание  и разучивание музыкальных произведений, песен, танцев « Как у наших у ворот» рус. нар. песня.

- Выставки детского творчества- коллективная работа «Муравейник».

7. Объект ЭТ  «Луговая полянка»

Информация об объекте:

Луг - биоценоз, растительный компонент которого составляют сообщества многолетних трав. Большая часть лугов возникла на месте сведенных лесов и кустарниковых зарослей, осушенных болот и озер. Различают пойменные (заливные) и материковые (напр., суходольные), а также горные луга. Луга — ценные сенокосы и пастбища.

Образовательные задачи:

- Формировать первоначальные понятия об эстетической ценности луга и его обитателей.

-Углублять представления детей о насекомых, формировать знания о характерных особенностях их внешнего вида, о способах передвижения, учить находить сходство и различие во внешнем строении.

-Воспитывать познавательный интерес к насекомым.

-Пополнять словарный запас детей названиями растений и насекомых, населяющих луг.

-Закреплять знания о луге и его обитателях в различных видах детской деятельности.

Формы организации детской деятельности:

-Экскурсии в природу.

-Наблюдения за цветами, насекомыми, сравнение их по внешнему виду, способам передвижения.

-Познавательные беседы с детьми « Луговые цветы», «Как бабочки зимовали» и др.

-Чтение художественной литературы А. Сарсеков  «Бабочка, давай дружить!»,  А. Блок «На лугу», заучивание стихов о луговых цветах, о насекомых; отгадывание загадок.

-Рассматривание альбомов « Бабочки», «Жучки», «Насекомые нашего края»

-Дидактические игры  « Четвертый лишний», « Как бабочка растет»

-Подвижные игры «Чей кружок быстрее соберется», « Собери цветок»

- Слушание музыки о луговых цветах, о насекомых « Бабочка» муз. Грига, «Полет шмеля» муз. Римского- Корсакова, «Мотылек» муз. Майкапара, «Песенка про кузнечика» муз. Шаинского и др.

-Разучивание песен и танцев « Бабочки» муз. Варламова, «Жучки», « Летние цветы» муз. Тиличеевой  и др.

-Проведение досугов « Летняя полянка» и др.

8. Объект ЭТ «Пчелиный домик»

Информация об объекте:

Пчелиные домики  называется ульями.  Ульи размещаются на специально отведенном месте-пасеке. В них пчелы  живут большой семьей и выполняют различные функции: молодые пчелы кормят молодняк, так как у них очень хорошо развито маточное молочко. Более взрослые пчелы занимаются устройством  жилья- у них усиленно работают восковые железы.  В улье  пчелы строят соты, ухаживают за потомством, маткой. Пчелы среднего возраста выполняют роль санитарки, пожилые- вентиляторщицы. И только старые пчелы носят мед.  Для получения ложки меда 200 пчел должны  вовремя собирать нектар в течение дня. Мужская часть семьи-  трутни. Они крупнее и сильнее самок. Никаких работ трутни не выполняют ни в гнезде, ни в поле: они не собирают нектар, не строят соты, не защищают гнездо- у них нет жала и яда, они не могут добывать себе пищу.

Пчела является не только единственным насекомым, но и единственным живым существом, пожалуй, которое полезно абсолютно. Она одна из немногих, живущих не за счёт кого-то или чего-то, а исключительно за счёт нектара и пыльцы, которые растения отдают ей взамен опыления.  Все продукты жизнедеятельности пчелиной семьи, без исключения, имеют пищевую и лечебную ценность. Пчелиный мёд – одно из самых первых лекарств, используемых человеком, а страшный пчелиный яд является эффективным лекарством. Даже после своей смерти пчела приносит людям пользу: из пчелиного подмора (погибших пчёл) делают лекарство.
Ухаживает за пчелами человек- пчеловод.

Образовательные задачи:

-Расширять представления детей о жизни пчел и профессии пчеловода.

-Познакомить со строением  и стадиями развития пчелы.

-Расширять и активизировать словарный запас детей ( улей, рой,  пасека, пчеловод, нектар, соты, опыление, жало, матка, рабочая пчела, трутень).

-Воспитывать интерес к наблюдению за насекомыми.

-Закреплять знание о пчелах в различных видах детской деятельности.

Формы организации детской деятельности:

-Экскурсии в природу.

- Наблюдение за пчелами во время прогулки.

-Познавательные занятия о пчелах.

-Беседы  «Пчелы- наши друзья», «Пасека», «Куда летит пчела?»

-Просмотр презентации « Пчелки- труженицы»

-Чтение художественных произведений – К. Ушинский « Пчелки на разведках» ,Г. Зайцев « Цветы и пчелы», К. Паустовский « Муха и пчела», «Паук и пчела», «Пчелиный доктор», «Пчелы и трутни», М. Пришвин « Цветущие травы», заучивание стихов о пчелах, отгадывание загадок.

-Рассматривание иллюстраций о пчелах.

-Дидактические игры « Правильно-неправильно», « Что лишнее?» и др.

Подвижные игры « Медведь и пчелы», « пчелки собирают мед» и др.

- Слушание музыкальных произведений , разучивание песен и танцев   про пчел « На пасеке», «Полет шмеля» муз. Римского-Корсакова, « Пчелочка златая» рус. нар. песня и др.

- Выставка детского творчества-  лепка «Удивительные пчелки», рисование « Пчелиный домик», и др.

9. Объект ЭТ «Березовая роща»

Информация об объекте:

Специально отведенный участок на территории детского сада, насажденный березами. Большинство видов берѐз - деревья высотой 30-45 м, с обхватом ствола до 120—150 см, некоторые виды — кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землѐй. В давние времена, когда еще не было бумаги, умельцы особым образом выделывали верхний слой березовой коры — бересту, чтобы на ней можно было писать. Древесина дерева и сегодня служит для изготовления мебели, листья и почки используются в лекарственных целях, березовый сок не только вкусен, но и полезен, а из гибких тонких веток получаются отличные веники для бани.

Образовательные задачи:

-Расширять представления детей о березе, как символе нашей Родины, о частях березы, ее целебных свойствах.

-Познакомить с народными приметами и обрядами, а так же  художественными произведениями поэтов - С. Есенина, А. Фета,  А. Прокофьева, художников- И. Левитана, Е. Волкова, Ю. Клевера.

-Пополнить словный запас словами: береста, деготь, чечевички и др.

-Развивать эстетический вкус, мелкую моторику, координацию движений.

- Воспитывать бережное отношение к природе, потребность ее охранять.

Формы организации детской деятельности:

-Экскурсии в березовую рощу в разное время года.

-Наблюдение за деревьями в разное время года, сравнение их между собой.

-Познавательные беседы с детьми.

-Проведение исследований: измерение толщины и высоты деревьев, рисование тени дерева.

-Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений

-Просмотр презентаций « Люблю березку русскую!», «Березовая роща».

-Чтение художественной литературы  С. Вохринцева « Деревья и листья», заучивание стихов о березе: С. Есенин « Береза»,  А. Фет « Печальная береза»,  А. Прокофьев                              «Люблю березку русскую» отгадывание загадок,  народные приметы о березе и др.

-Слушание и разучивание  песен и хороводов  « Березка» муз. Тиличеевой, « Хоровод у березки», инсценировка  рус. нар. песни « Во поле береза стояла».

10. Объект ЭТ  «Сельский дворик»

 

Информация об объекте:

«Сельский дворик» -специально созданный объект на территории детского сада с   малыми архитектурными формами: фигуры животных (лошадка, поросята и др.), плетень, пруд.  С незапамятных времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья, охотились, занимались рыболовством. Иногда охотники приносили домой детенышей зверей,  и те росли рядом с человеком. Тщательно изучив повадки диких животных, первобытные люди смогли приручить их. Так появились первые домашние животные. Они помогали людям охотиться, охраняли их, спасали запасы от грызунов и перевозили тяжести. А также снабжали человека мясом, молоком, кожей, шерстью и многим другим.

Но человек одомашнил не только зверей — млекопитающих. В его хозяйстве появились птицы: куры, гуси, утки, индейки, фазаны.  Есть даже домашние насекомые: тутовый шелкопряд и труженица пчела.

Образовательные задачи:

-Познакомить детей с домашними животными и домашней птицей, особенностями их внешнего облика, поведения, способами передвижения, повадками, с тем, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, представление о содержании и кормлении домашних животных, понимать, что жизнь этих животных тесно связана с человеком.

- Развивать познавательный интерес к миру домашних  животных и птиц.

-Воспитывать  доброе отношение к животным, желание за ними ухаживать.

-Закреплять знания о домашних животных и птицах в различных видах детской деятельности.

Формы организации детской деятельности:

-Экскурсии  к объекту.

-Познавательные занятия.

-Беседы с детьми о домашних животных и птицах.

-Чтение художественной литературы К. Ушинский «Бодливая корова», М. Яснов « Лошадь», заучивание стихов о домашних животных и птицах, отгадывание загадок.

-Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных, птиц и их детенышей.

-Дидактические игры « Кто где живет», «Назови детеныша», «Кто кричит»

-Подвижные игры «Гуси»,

- Слушание музыкальных произведений, разучивание песен и танцев о  домашних животных и птицах « Корова» муз. Раухвергера , «Гуси» муз. Филиппенко,

-Музыкальные  игры « Курочки и петушок» муз. Фрида, «Гости ходят в огород» муз. Кабалевского, «Кто пасется на лугу?»

-Проведение досугов « На бабушкином дворе», «  Наши друзья».

- Выставка детского творчества « Сельский дворик».

11. Объект ЭТ « Рябина»

tarodux-tree18.gif

Информация об объекте:

Рябина- - широко распространённое многоценное  плодовое деревце или кустарник до2 метров высотой,  имеющее непарноперистые листы и щитковидные соцветия из белых цветков. Рябина заметна своими яркими плодами, остающимися на ветвях растения до глубокой осени и даже иногда на всю зиму. Рябина разводится как декоративное дерево, плоды ее идут пищу, а тяжелая. упругая , прочная древесина- для столярных изделий.

 Рябина имеет значение и как медонос. Плоды рябины потребляются в свежем виде, в виде варенья, джемов, киселей, настоек, пастилы, мармелада, желе, а также моченая и маринованная. Порошок, приготовленный из сушеных плодов, идет на начинку для пирогов. Плоды рябины использовались в народной медицине как кровоостанавливающее, потогонное средство и как средство от головной боли. Свежие плоды рябины имеют горьковатый вкус, но первые заморозки приводят к разрушению сорбиновой кислоты, и горечь исчезает.

Объекты для наблюдения: рябина.

Образовательные задачи:

-Расширять представления детей о рябине, узнать о лечебных свойствах ее ягод.

-Расширять словарный запас детей словами: рябинник, гроздья, терпкие.

-Развивать мелкую моторику творческие способности детей через продуктивные виды деятельности.

-Воспитывать бережное отношение к природе, потребность ее охранять.

Формы организации детской деятельности:

Экскурсии к рябине в разное время года.

-Познавательные беседы о рябине « Почему на рябине птиц больше, чем на соседних деревьях?» и др.

-Рассматривание иллюстраций.

- Чтение художественной литературы  М. Пришвин « Разговор деревьев», Г. Эйнар « Осенние листики», Легенда о рябине,  заучивание стихов С. Завьялов « Зеленый друг», К. Найденов « Зарумянились  рябинки», Н. Шумов « Что за ягода алеет?» и др., загадки о рябине., знакомство с приметами, связанными с рябиной.

-Дидактические игры « С какого дерева листок?», « Подбери пару», « Что за ягодка?».

-Подвижные игры « Кто быстрее до рябинки!», «По мосточку до рябины», «Собери ветку рябины», и пр.

-Разучивание песен и танцев  про рябину.

-Поделка рябиновых бус, коллективная лепка «Чудесная рябинка на нашем участке».

12. Объект ЭТ « Липа»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5bae9b046ef49500d0bd09c2ead612e4&n=13

Информация об объекте:

Липа- дерево с сердцевидными мелкозубчатыми листьями, душистым цветками и плодами-орешками. Высота до 30 метров. Цветет в мае-июне. Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси люди широко использовали ее в быту. Из мочалистой коры липы изготавливали лыко для плетения лаптей, изготовления рогож, мочалок. Мягкая липовая древесина также находила применение: из нее делали скакалки, ложки, веретена, миски и другую утварь. Липа- растение медогон. В медицине используется кора, листья, цветы  и почки. Липовый мед полезен при простуде.

Объекты для наблюдения: Липа

Образовательные задачи:

- Формировать представление о жизни дерева- липы,  расширять знания об использовании растения человеком: в строительстве, столярном деле, в медицине, кулинарии.

-Обогащать словарь детей  посредством разучивания пословиц и поговорок о липе, о пчелах и т.п.

-Познакомить с образом липы в народной и музыкальной культурах, в изобразительном искусстве, художественной литературе.

-Воспитывать любовь к природе, желание ее охранять.

Формы организации детской деятельности:

-Экскурсии детей к липе в разное время года.

-Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

-Познавательно-исследовательская деятельность.

-Игры и эксперименты с липой (ее листьями, цветами и пр.)

 -Беседы с детьми «Цветы и семена липы», « Какая польза от липы»,  «Семь  факторов о липе».

-Чтение художественной литературы, заучивание пословиц и  стихов про липу «Липа пахнет свежим медом» неиз. авт, А. Фет «Как свежо под липою густой», С. Маршак                        « Липка» и др..

-Рассматривание иллюстраций, рассматривание поделок из липы.

-Просмотр мультфильма « Золотая липа».

-Дидактические игры «С какого дерева листок?», «Узнай по описанию».

- Сюжетно-ролевая игра « Столярная мастерская».

-Драматизация сказок.

-Выставка детского творчества « Липа».

13. Объект ЭТ «Заморские красавицы»

Pine-Tree-Swaying.gifhttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7c2e377efbf60b78193b7ea8f22cf437&n=13

Информация об объекте:

Голубая ель и туя –вечнозеленые хвойные деревья, местом произрастания которых является Северная Америка. Голубая ель чаще всего растёт в горных долинах вдоль рек и ручьёв, где почва более влажная.

Голубая ель в России выращивается искусственно. Среди многочисленных представителей рода выделяется стройностью и красотой, нетребовательностью к условиям произрастания,  мерзостойкостью и устойчивостью к воздушным загрязнениям, превосходя по этому показателю многих собратьев.

Туя –вечнозеленое хвойное дерево или кустарник из семейства кипарисовых. Также нетребовательна к условиям произрастания, хорошо выносит задымлённость промышленных городов; используется в озеленении. Как правило, культивируется в открытом грунте. Отличается высокой морозостойкостью. 

Объекты для наблюдения:

Голубые ели, туя.

Образовательные задачи:

-Познакомиться с экзотическими растениями участка, особенностями их произрастания;

-Расширять кругозор детей о многообразии растительного мира.

- Учить детей вести наблюдения за растениями в разное время года, сравнивать их, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

-Систематизировать представления о хвойных деревьях.

-Воспитывать бережное отношение к природе, желание ее беречь и охранять.

Формы организации детской деятельности:

-Экскурсии к объекту в разное время года.

-Наблюдение за деревьями.

-Проведение исследований с детьми.

- Познавательные беседы с детьми.

-Чтение художественной и научной  литературы.

14. Объект ЭТ «Розарий»

http://vera-eskom.ru/wp-content/uploads/2015/10/0_64c2d_62fe29f5_orig.pnghttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8109d671fb257df1de3f1cf6c0bca9a6&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d621d3b9f39fd356bb50625b942c380f&n=13

Информация об объекте:

Розарий – это определенное пространство на территории детского сада, где высаживаются розы различных сортов, которые подобраны по форме и размерам, отличающиеся сроками цветения. Розы являются самыми прекрасными растениями. Не зря этот цветок считается королевой среди всего цветочного царства.

Объекты для исследования: кусты роз.
Образовательные задачи:

- Дать детям информацию о том, откуда появился цветок, о видах и сортах роз.

-Сформировать представления о жизни растения как живого существа ( оно растет, развивается, размножается, может быть здоровым и больным); о строении, функциях и назначении частей цветка; о влиянии света, воды и тепла на растение; об изменении жизнедеятельности в разные времена года.

-Приучать детей  любоваться красотой цветущих и разнообразных по цвету и форме роз.

- Воспитывать любознательность, познавательный интерес детей

-Вызвать  у детей интерес  к конкретному объекту- розе, желание оберегать растение, заботиться о нем.

-Расширять представления о растении в различных видах детской деятельности.

Формы организации детской деятельности:

-Экскурсии к объекту а разное время года.

-Наблюдения за кустами роз в разное время года.

-Поисково -исследовательская деятельность детей.

-Познавательные беседы с детьми « Такие разные розы», « Для чего розе колючки», « Что можно приготовить из цветков розы?».

-Рассматривание иллюстраций, фотографий цветов.

-Просмотр презентации « Роза-королева цветов», « Как размножить розу»

-Чтение стихов и рассказов о розе, чтение детской энциклопедии, загадки о розе.

-Дидактические игры и пособия « Узнай цветок по описанию», « Собери картинку» и др.

-Подвижные игры « Живая клумба», «Найди свое место».

-Выставки детского творчества – коллаж, рисунки « Роза-королева цветов»

-Сбор гарбария.

-Слушание и разучивание музыкальных произведений о розе  «Вальс цветов» муз. Чайковского, «Цветочная полечка» муз. Шестакова и др.

15. Объект ЭТ «Зеленая аптека»

 Безымянный.png

Информация об объекте:

«Зеленая аптека»- это специально выделенный участок на территории детского сада, насажденный  некоторыми видами лекарственных растений. Лекарственные растения - обширная группа растений, применяемых в медицинской и ветеринарной практике при различного рода заболеваниях с лечебными или профилактическими целями. Лечебные  свойства лекарственных растений обусловлены наличием в них  определённых химических соединений, называемых действующими веществами: алкалоидов, гликозидов, витаминов, дубильных веществ и др. Обычно используются лишь те части растения, где накапливается максимальное количество действующих веществ. Состав и количество действующих веществ в лекарственных растениях изменяется в течение года, с возрастом растения и в зависимости от условий его местообитания, температуры, освещенности, влажности воздуха, почвенных условий и др.
Применяют лекарственные растения в виде сборов, настоев, отваров, чаёв, порошков и т.д.
Объекты для исследования: лекарственные растения

Образовательные задачи: 

-Познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского сада, уметь их различать и называть.

-Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.

-Обогащать  природоведческий, обществоведческий словарь детей.

-Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.

-Научить пользоваться некоторыми растениями в целях оказания первой медицинской помощи;

-Обучать правилам сбора и сушки лекарственных растений.

-Познакомить со словом «гербарий», совместно с детьми изготовить его.

-Прививать любовь и бережное отношение к природе родного края .

Формы организации детской деятельности:

-Экскурсии к объекту.

-Наблюдения за лекарственными растениями.

-Познавательные беседы с детьми.

-Просмотр презентации « Зеленая аптека»

-Чтение литературы о лекарственных растениях « В Бианки « О травах», Р. Кудашев                    « Песенка долгой жизни», Б. Заходер « Дождик и зернышко», М. Пришвин « Золотой луг»,  заучивание стихов о лекарственных растениях,  пословиц и поговорок.

-Рассматривание иллюстраций, энциклопедии « Лекарственные растения нашего края».                   -Дидактические игры  «Можно и нельзя», «Узнай  лекарственное растение»,  « Угадай, кто я», « Приготовь лекарство».

-Изготовление книги  совместно с родителями « Интересное о лекарственных растениях»

- Изготовление гербария «Лекарственные растения детского сада».

16. Объект ЭТ «Тополина роща»

https://thumbs.dreamstime.com/z/de-boom-van-de-populier-23004363.jpghttps://thumbs.dreamstime.com/z/de-boom-van-de-populier-23004363.jpg

Информация об объекте:

Тополиная роща- специально отведенный участок на территории детского сада, насажденный деревьями- тополями.

Тополь—род двудомных листопадных быстрорастущих деревьев семейства ивовых.

Высота деревьев достигает до 40-60 метров, а диаметр ствола- более одного метра. Серая, морщинистая кора защищает дерево от повреждений, с помощью ствола и веток к листьям поступает вода и питательные вещества. Почки смолистые и ароматные. Молоденькие побеги округлые, зеленовато-бурого цвета, смолистые. Листья кожистые, овальные, заостренные на вершине. Цвет листиков темно-зеленый, сверху блестящий, а снизу беловатый с опушенными черешками. С распустившимися листьями сразу же распускается цвет.  В народе соцветия тополя называют сережками. В начале лета созревают коробочки- плоды тополя. Очень меленькие семена снабжены огромным количеством тончайших ворсинок, это и есть всем известный тополиный пух.

Тополь впитывает все отрицательное из окружающей среды, поэтому в городах тополь играет роль санитара, улучшает экологию.

Объекты для исследования: деревья- тополь, его составные части.

Образовательные задачи:

-Расширять и систематизировать знания детей о тополе, о его частях и его особенностях (о вреде и пользе тополиного пуха).

-Создавать условия для исследовательской деятельности.

-Пополнять словарь детей  (светолюбивый, влага, влаголюбивый, быстрорастущий)

-Развивать мышление, познавательный интерес детей.

-Воспитывать интерес к природе ближайшего окружения, любовь к природе, желание ее охранять.

-Закреплять знания детей о тополе в различных видах детской деятельности.

Формы организации детской деятельности:

-Экскурсии  в тополиную рощу.

-Наблюдение за тополями, сравнение их в другими деревьями.

-Проведение исследований ( различные измерения  частей дерева).

-Беседы «Для чего люди сажают тополиные деревья», «В чем польза тополя», «Что люди делают из тополя», « Как тополь размножается», « как тополь может навредить человеку?»

-Чтение художественной литературы  и  стихов   И. Иванникова « Тополиный пухопад», С. Васильев «Тополь» , З.Александрова « Родина», отгадывание загадок о тополе.

-Рассматривание картин, иллюстраций, картин, фото.

-Дидактические игры « Собери дерево», «Подбери сережку к дереву»

-Подвижная игра  « Тополь».

-Игра «Тополь живой».

-Слушание песен « Тополиный пух», «Топольки», « Тополь-тополек» др.

-Выставка детского творчества – рисование « Тополиный пух», коллективная аппликация

« Тополиная роща»

17. Объект ЭТ « Птичий столб»

Информация об объекте:

 «Птичий столб» -это объект на территории детского сада, на котором размещены домики для птиц-скворечники, кормушки  для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми.

Объекты для наблюдений: Кормушки, скворечники, птицы-голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири, скворцы.

Образовательные задачи:

-Формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней;

-Закреплять знания детей о птицах, учить находить между ними сходство и различия, различать зимующих  и перелетных птиц, их значение в природе;

-Знакомить детей с повадками, условиями жизни птиц.

-Развивать познавательные способности дошкольников.

- Воспитывать  трудолюбие, доброе и заботливое отношение к птицам.

-  Активизировать словарь, развивать мышление.

- Закреплять знания  детей о птицах в различных видах детской деятельности. 

Формы организации детской деятельности:

-Экскурсии в природу в разное время года.

-Наблюдения за птицами в разное время года, слушание голосов птиц.

-Познавательные занятия.

-Беседы с детьми « Зачем нужны птицы в природе», « Чем питаются птицы», « Пернатые». -Чтение художественной литературы  М. Горький « Воробишко», В. Бианки « Лесные домишки»,  « Сова», « Чьи это ноги?», «Чей нос лучше?», заучивание стихов, пословиц о птицах.

-Дидактические игры «Что за птица?», « Зимующие и перелетные птицы» и др.

-Подвижные игры « Совушка-сова», « Перелет птиц», « Воробьи- вороны» и др.,  

-Слушание музыкальных произведений, пение песен о птицах « Песня жаворонка» муз. Чайковского,  « Жаворонок»  муз. Глинки,   « Пляска птиц» муз. Римского-Корсакова,   «Воробей» муз. Герчик, « Кукушка» р.н.м.  обр. Арсеева,  « Птички» муз. Тиличеевой, « Ой, кулики! Весна поет! « и «Жаворонушки, прилетите» р.н. песни, «Журавли» муз. Лившиц, «Птичий дом» муз. Слонова и др.

-Музыкальный игры « Ворон» рус. нар. песня

-Проигрывание сценки «Птицеград».

-Проведение праздника « День птиц».

18. Объект ЭТ  «Метеостанция»

1467641489_3000.gif

Информация об объекте:

«Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями ( движением облаков, состоянием растений, поведением животных), при пользовании простыми приборами для определения погоды у ребенка развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать, – все это необходимо для общего развития ребенка.

Объекты для наблюдений:

-Солнечные часы

-Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.

-Дождемер – прибор для измерения количества осадков.

-Флюгер — прибор для определения направления и силы ветра.

-Растения –барометры ( васильки, одуванчики, душистый табак)

Образовательные задачи:

-Развивать умение наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы; --Обучать детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

-Познакомить детей с приборами- помощниками: термометром, барометром, снегомером, дождемером, с профессией метеоролога.

- Формировать простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра.

-Обеспечивать условия для проведения детьми исследований.

-Обогащать словарь детей новыми словами, развивать связную речь.

-Воспитывать интерес к природным явлениям.

Формы организации детской деятельности:

Экскурсии на метеостанцию.

-Наблюдение  за температурой воздуха в разное время суток, в разное время года, за направлением и силой ветра,  за взаимосвязью солнечной погоды и таянием снега, за восходом и закатом солнца.

-Ведений дневников наблюдений.

-Познавательные занятия с детьми.

-Опытно-экспериментальная  деятельность.

-Беседы с детьми.

-Чтение художественных произведений В. Бианки « Лесная газета» ,чтение тематических стихов о временах года,  пословиц и поговорок о погоде, загадывание загадок о природных явлениях.

-Дидактические игры «Термометр- умный прибор», « Откуда дует ветер», «Компас»,                     « Волшебница-вода»  и др.

19. Объект ЭТ «Альпинарий»

        

Информация об объекте:

Альпинарий – ландшафтная композиция, как правило, высотная, устроенная на естественном или искусственном рельефе в сочетании с подпорными стенками, небольшими водными устройствами. Для альпинария характерен подбор растений горных ландшафтов. Растения альпийской горки неприхотливы, большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках или на песке.  Альпинарий поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают.

Объекты для наблюдения:

альпийская горка, искусственный водоем.

Образовательные задачи:

- Формировать представления об «альпинарии», как разновидности цветника;

-Дать детям знания о составляющих частях «альпинария» (сочетание объектов живой и неживой природы).

Формы организации детской деятельности:

-Экскурсии  по объекту экологической тропы, рассматривание объектов.

-Наблюдение за объектами живой и неживой природы.

-Исследовательская деятельность.

-Познавательные беседы с детьми.

-Чтение  художественной и познавательной литературы.

-Коллекционирование  камешков для альпийской горки.

-Рассматривание иллюстраций, фотографий альпинариев.

-Слушание и исполнение  песен и танцев « Лягушки», « Про лягушек и комара»  

-Выставка детского творчества – Коллективная работа « Наш альпинарий»

20. Объект ЭТ «Тропа здоровья»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=3ae775dbd05ed505f64d6544b865c603&n=13

Информация об объекте:

«Тропа здоровья»- объект на территории детского сада, позволяющий проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме. Она выполнена из естественных материалов в форме небольших отрезков, вымощенных  разнофактурным природным материалом (спилы деревьев, галька, сосновые шишки, песок).

Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка.

Образовательные задачи:

- Подводить  детей к пониманию того, что каждый человек должен сам заботиться о своем здоровье, приобщать к здоровому образу жизни.

-Повышать защитные силы организма при воздействии  различных раздражителей на стопу через  самомассаж биологически активных точек.

-Профилактика плоскостопия у детей.

-Укреплять здоровье детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной деятельности, содействовать воспитанию активности, самостоятельности, дисциплинированности.

-Улучшать координацию движений.

-Улучшать функции сердечнососудистой и дыхательной систем.

-Улучшать эмоционально-психическое состояние детей.

Формы организации детской деятельности:

-Экскурсии  по объекту экологической тропы, рассматривание  объекта.

 -Беседы « Наше здоровье в наших руках», « Я здоровье берегу- быть здоровым я смогу!», « Пешком ходить- долго жить!» и др.

-Оздоровительные  занятия с детьми на тропе здоровья.

- Чтение пословиц и поговорок о здоровье, заучивание стихов.

-Проведение спортивных досугов.

22. Объект ЭТ «Фруктовый сад»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d2d4338e9a1f91aa6ddddce22c59b1a6&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=1ab781426ae7f51989bf91619c22c0a0&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7dfaaa23190b6690ff6d5588d7e864df&n=13

     

Информация об объекте:

«Фруктовый сад»-  это участок земли, занятый многолетними плодовыми насаждениями. Один из видов садов, где выращиваются фрукты, ягоды, иногда орехи. Создание фруктового( плодового) сада требует глубоких знаний в области садоводства. Здесь важно учитывать множество факторов: выбор места посадки, выбор сортов и  видов, выбор способа посадки. В плодовом саду сажают разные сорта яблонь (антоновка, анис алый, боровинка, грушовка московская, белый налив); ягодные культуры (земляника садовая — многолетнее травянистое растение,  зимующее в облиственном состоянии. Размножается делением куста и рассадой (усами). Для получения рассады используют "укоренившиеся розетки, отрастающие на усах. Посадку производят осенью (август — сентябрь);

смородина (семейство крыжовниковые)-многолетний кустарник

Объекты для наблюдения: Яблоня, ягодные культуры. 

Образовательные задачи:

- Расширить и уточнить знания детей о фруктовых деревьях, уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов. 

- Упражнять детей в образовании имен прилагательных.
- Развивать наблюдательность, вкусовой анализатор.

- Закрепить  у детей представление о том, что витамины, содержащиеся в фруктах, полезны для здоровья человека.
- Воспитывать любознательность.              

Формы организации детской деятельности:

-Экскурсии к объекту экологической тропы в разное время года.

-Наблюдения за плодовыми и ягодными культурами.

-Познавательные беседы с детьми;

-Чтение художественной литературы, заучивание стихов о плодовых и ягодных культурах.

-Разучивание песен и танцев о ягодах и фруктах «По малину в сад пойдем», «Яблонька»,  « Яблоки» муз. Жилинского и др.

- Проигрывание сценки «Фруктовый сад»

-Проведение досугов « В гостях у Фруто-няни», «В гости к Витаминке».




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....

Система внеурочных предметных мероприятий по проектированию и использованию учебной экологической тропы на пришкольной территории

Сегодня вопросы экологической безопасности, экологической культуры, устойчивого развития доминируют в повестке дня различных форумов, дискуссионных площадок, стратегических сессий. Экологическая инфор...

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...

Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс

laquo;Внеклассное мероприятие  экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...

Экологическая тропа «По тропинкам школьного двора»

Экологическая тропа «По тропинкам школьного двора"        Экологическая тропа – это маршрут на местности, который специально оборудован для целей экологического об...